Тема № 12. Онтогенез поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 12. Онтогенез поведения



Особенности онтогенеза разных таксономических групп. Периодизация онтогенеза. Пренатальный период. Особенности пренатального развития животных. Акустические контакты между птенцами и родителями у птиц. Постнатальный период. Особенности развития поведения в постнатальный период. Ранний постнатальный период. Роль постнатального периода в жизни животного. Некоторые физиологические особенности новорожденных. Развитие поведения новорожденных. Млекопитающие. Птицы. Период смешанного вскармливания. Период социализации. Ювенильный период. Формирование типологических особенностей

Юношеская осторожность. Роль игры в процессе развития поведения. Воспитание детенышей родителями. Становление полового поведения. Сексуальные игры молодняка

Половое запечатление. Формирование материнского поведения. Период полового созревания. Период морфофизиологической зрелости. Периоды онтогенеза у копытных. Обучение в процессе онтогенеза. Врожденное поведение. Врожденное узнавание. Облигатное научение

Запечатление. Натуральные условные рефлексы. Опосредованное обучение. Сигнальная преемственность. Факультативное обучение и онтогенез. Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения.

В процессе изучения данной темы студенты должны получить четкое представление об основных закономерностях онтогенеза животных, его периодизации. Эти знания очень важны для дальнейшего изучения возрастной психологии человека, а также могут помочь лучше понимать особенности поведения детей разного возраста.

Вопросы и задания для самопроверки.

В чем заключается принципиальное отличие процесса онтогенеза у животных имеющих стадию личинки и у тех, которые ее не имеют?

Перечислите основные периоды онтогенеза позвоночных животных.

Охарактеризуйте каждый из периодов онтогенеза.

Что такое эмбриональное научение?

Каким путем осуществляется взаимодействие между организмом матери и плодом у млекопитающих?

Расскажите о способах контактах птиц с птенцами до их вылупления.

В чем заключается предадаптивное значение эмбрионального поведения?

В чем, по мнению Л.А.Орбели, заключается преимущество незрелорождения?

В чем отличия процесса онтогенеза зрело и незрелорождающихся животных?

Расскажите о развитии поведения млекопитающих в ранний постнатальный период.

В чем заключается сходство в развитии незрелорождающихся млекопитающих и птенцовых птиц?

В чем заключается сходство в развитии зрелорождающихся млекопитающих и выводковых птиц?

Чем отличается развитие социальных отношений детенышей в период социализации и в ювенильный?

С чем связано усиление проявления пассивно – оборонительной реакции детенышей в ювенильный период?

Какую роль играет игровая деятельность для формирования поведения животных?

В чем заключается биологический смысл манипуляционных игр?

В чем заключается биологический смысл локомоторных игр?

В чем заключается биологический смысл трофейных игр?

В чем заключается биологический смысл сексуальных игр?

В чем заключается биологический смысл совместных игр?

Расскажите о воспитательных мерах осуществляемых родителями по отношению к детенышам?

Какое значение для развития полового поведения имеет половое запечатление?

Какую роль для развития поведения играет врожденное узнавание?

Какую роль для развития поведения играет импринтинг?

Какую роль для развития поведения играет реакция следования?

Какую роль для развития поведения играет перцептивное научение?

Какую роль для развития поведения играет натуральные условные рефлексы?

Какую роль для развития поведения играет опосредованное обучение?

Какую роль для развития поведения играет сигнальная преемственность?

Какую роль для развития поведения играет

Раздел IV. Эволюция психики и сравнительная психология.

Тема 13. Эволюция психики и сравнительная психология

 

Предмет сравнительной психологии. Истоки психики живых существ. Эволюция психики. Концепция Леонтьева – Фабри. Элементарная сенсорная психика. Тропизмы, таксисы, кинезы:ортокинез, клинокинез, тигмотаксис,термотаксис, геотаксис,фототаксис.

Низший уровень сенсорной психики. Сенсибиллизация, привыкание

Простейшие. Кишечнополостные. Плоские черви. Высший уровень элементарной сенсорной психики. Кольчатые черви. Моллюски. Перцептивная психика. Низший уровень развития перцептивной психики. Насекомые. Головоногие моллюски. Рыбы. Амфибии. Высший уровень перцептивной психики. Пути эволюции перцептивной психики. Развитие нервной системы высших позвоночных. Развитие основных направлений изучения поведения позвоночных. Уровень интеллекта. Сравнительная характеристика и морфофизиологические основы мышления животных. Поведение обезьян. Сравнительный анализ психики человека и высших антропоидов. Обучение обезьян языкам-посредникам

В процессе ознакомленя с этой темой студенты должны получить глубокие знания о том, что уровень развития психики является функцией развития головного мозга и ЦНС животных. Они должны иметь четкие представления о параллелизме развития психики у разных групп позвоночных. Кроме того, студенты должны хорошо понимать, какую роль поведение играет в общем эволюционном процессе.

Вопросы и задания для самопроверки.

Что такое тропизм?

Что такое таксис?

Что такое кинез?

Что такое ортокинез?

Что такое клинокинез?

Что такое тигмотаксис?

Что такое термотаксис?

Что такое отрицательный геотаксис?

Что такое положительный геотаксис?

Что такое положительный фототаксис?

Что такое отрицательный фототаксис?

Что такое сенсибиллизация?

Что такое привыкание?

В выработке каких реакций заключается неассоциативное обучение простейших?

Можно ли неассоциативное обучение простейших трактовать в качестве выработки условного рефлекса?

Охарактеризуйте низший уровень развития элементарной сенсорной психики.

Что такое элементарная сенсорная психика?

Что такое перцептивная психика?

Кто является автором данных терминов?

Представители каких таксономических групп животных обладают низшим уровнем элементарной сенсорной психики?

Представители каких таксономических групп животных обладают высшим уровнем элементарной сенсорной психики?

Представители каких таксономических групп животных обладают низшим уровнем перцептивной психики?

Представители каких таксономических групп животных обладают высшим уровнем перцептивной психики?

Представители каких таксономических групп животных обладают наивысшим уровнем перцептивной психики?

В чем заключается основное сходство и различие психики человека и высших антропоидов?


Литература основная.

Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М. Аспект Пресс, 2001.

Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основа этологии и генетики поведения. М. Высшая школа, 2002

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология». М., 1997. сост. Н.А. Мешкова

Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. Учебное пособие МГППУ, 2003. Составитель Сотская М.Н.

Сотская М..Н. Зоопсихология. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения httt www. ido. edu. ru/ psychology: электронная бибдиотека: zoopsichology

или: войти в сайт мгппу, затем найти «учебно-методические материалы», а внутри этого раздела «зоопсихология»

Литература дополнительная

Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М., Л., 1937.

Дольник В. Непослушное дитя биосферы. М., 1994.

Дьюсбери Д Поведение животных. Сравнтельные аспекты. М. 1981.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1986.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

Панов Е.Н. Бегство от одиночества. М., 2001.

Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978.

Шовен Р. Поведение животных. М., 1972.

Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). М., 1994.

Фриш К. Из жизни пчел. М., 1980.

Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.

Дембовский Я. Психология обезьян. М., 1963.

Дуглас-Гамильтон И., Дуглас-Гамильтон О. Жизнь среди слонов. М., 1981.

Захаров АЛ. Муравей, семья, колония. М., 1978.

Крайслер Л. Тропами карибу. М., 1966.

Кроукрофт П. Артур, Билл и другие, или все о мышах. М., 1970.

Лавик-ГудоллДж., Лавик-Гудолл Г Невинные убийцы. М., 1977.

Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1978.

Лоренц К. Человек находит друга. М., 1992.

Пажетнов B.C. Мои друзья медведи. М., 1985.

Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. Л., 1986.

Смирин В.М, Смирин Ю/М. Звери в природе. М., 1991.

Тинберген Н. Осы, птицы, люди. М., 1970.

Тинберген Н. Мир серебристой чайки. М., 1974.

Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.

Фосси Д. Гориллы в тумане. М., 1990

Шаллер Дж. Год под знаком гориллы. М., 1968.

Шилов И.А. Эколого-физиологические основы популяционных отношений у животных. М., 1977.

Мычко Е.Н., Сотская М.Н., Беленький В.А., Журавлев Ю.В. Поведение собаки. М., 2003.

Гудол Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.

Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов. M.s 1986.

Корытин С.А. М., Запахи в жизни зверей. 1979.

Моуэт Ф. Не кричи, волки. М., 1968.

Фабр Ж.А. Жизнь и нравы насекомых. М.-Л., 1936.

Прайор К. Несущие ветер. М., 1981.

Савельев С.В. Введение в зоопсихологию, М., 1998.

Прайор К. Не рычите на собаку! М., 1995.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ из электронного учебника

 

Р. Декарт считал:

а) что все животные аналогичны человеку по своим чувствам и разуму.

б) что животные являются автоматами без чувств, разума и знания.

в) что животные превосходят человека по своим чувствам и разуму.

г) что многие животные лишь не намного уступают человеку по своим чувствам и разуму.

 

Ламарк считал, что:

а) Самым простым психическим актом является раздражимость, более сложным — чувствительность и самым совершенным — сознательность.

б) Наличие у животных качеств, превосходящих человеческие, можно объяснить "развитием или редукцией определенных органов".

в) Что шимпанзе способны к решению некоторых проблемных ситуаций не методом проб и ошибок, а за счет механизма, который он назвал "инсайтом",

г) "разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве".

 

 

Наиболее известными опытами Кювье являются

а) опыты с бобрами, искусственно выкормленными и воспитанными в неволе

б) опыты с воронами в "проблемном ящике"

в) опыты с шимпанзе в природной обстановке.

г) опыты с жирафами, искусственно выкормленными и воспитанными в неволе

 

Результаты исследования Дарвина репертуара выразительных движений у человека и животных описаны в книге:

а) «Биографический очерк одного ребенка»

б) «О выражении ощущений у животных и человека»

в) "Происхождение человека и половой отбор"

г) "Происхождение видов путем естественного отбора"

 

 

«Канон Ллойда-Моргана» гласит:

а) "то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале".

б) "разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве".

в) "Нет сомнения, что в животных нет никакого настоящего чувства, никакой настоящей страсти, как в нас, они только автоматы, хотя и несравненно совершеннее всякой машины, сделанной человеком".

г) "Наличие у животных качеств, превосходящих человеческие, можно объяснить "развитием или редукцией определенных органов"".

 

Кто является автором утверждения "разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве".

а). К. Ллойд-Морган

б) Ч. Дарвин

в) В. Келер

г) Н.Н.Ладыгина Котс

 

 

Кто из этих ученых исследовал поведение человекообразных обезьян:

а) Э.Торндайк,

б) О. Келер

в) Р Йеркс.

г) Л.В.Крушинский

 

 

Концепцию физиолого-генетических основ рассудочной деятельности животных сформулировал:

а). Э.Торндайк,

б) В. Келер

в) Л.В. Крушинский

г) К.Э.Фабри

 

 

Кто является автором применяемой в зоопсихологии методики «инструментальное обучение»?

а) Л.В. Крушинский

б).Б.Ф.Скиннер

в) Э. Торндайк

г) И.П. Павлов

 

Кто является автором учения о рассудочной деятельности?

а) К.Лоренц.

б).Л.В.Крушинский.

в) Н.Тинберген.

г) А.Н.Леонтьев.

 

 

Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, является «лишним» в данном ряду.

а) И. Павлов

б) Собака

в) Физиология ВНД

г) К. Ллойд-Морган

 

Кто из исследователей поведения животных стал основателем гештальтпсихологии

а) Дж.Уотсон

б) В. Келер

в) К.Лоренц

г) Б.Ф.Скиннер

 

 

Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными.

а) этология

б) зоопсихология

в) лабораторные эксперименты

г) белые крысы и голуби

 

Первым выделил три главных компонента инстинктивного поведения: влечение, или побуждение (drive), поисковое поведение (appetitive behavior); завершающее действие (consummately act).

а) Ч.Дарвин

б) А.Н.Северцов

в) У. Крэг

г) Л.В.Крушинский

 

Теорию "психической целенаправленности" создал

а) У. Мак - Дугалл

б) О.. Хейнрот

в) Я. Юкскюль

г) Ф.Я.И. Бейтендийк.

 

Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, является «лишним» в данном ряду.

а) Ключевой раздражитель

б) Этология

в) Инстинкт

г) Метод проблемных клеток

 

Зоопсихология является одним из направлений

а) зоологии

б) экспериментальной психологии

в) социобиологии

г) социологии

 

Что такое " комплекс фиксированных действий"?

а) Целостный акт поведения, формирующийся в результате интеграции условных и безусловных рефлексов, соотношение которых нестрого фиксировано.

б) Внешние раздражители, составляющие в своей совокупности "пусковую ситуацию" для осуществления инстинкта.

в). Многоактное поведение, построенное из отдельных унитарных реакций, связанное с обеспечением основных биологических потребностей.

г) Видоспецифические, врожденные, шаблонные двигательные акты.

 

 

Установите соответствие между следующими понятиями:

 

Понятия Содержание
а)запах пищи, б)звонок, в)отделение слюны, г)подкормка   а)безусловный раздражитель, б) подкрепление, в) условный раздражитель, г) условный рефлекс  
ответ  

 

Отметьте слово или словосочетание которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными.

а) звонок

б) Башня молчания

в) П.К. Анохин

г) собака

 

Какой из данных терминов не имеет отношения к процессу экспериментальной выработки условных рефлексов.

а) условный рефлекс

б) реакция следования

в) торможение

г) слюноотделение

 

Какое из данных слов является «лишним» в данном ряду.

а) И.П. Павлов

б) акцептор действия

в) афферентный синтез

г) функциональная система

 

Сон представляет собой:

а) условнорефлекторную реакцию

б) иррадиацию возбуждения

в) концентрацию возбуждения

г) запредельное торможение

 

Автором теории "функциональных систем" является:

а) И.П.Павлов

б) П.К.Анохин

в) Л.Г.Воронин

г) В.В. Шульговский

 

Внутреннее торможение у подопытной собаки может возникнуть при:

а) переполненном мочевом пузыре

б) резком шуме за пределами экспериментальной камеры

в) отсутствии подкрепления условнорефлекторной реакции

г) болях в животе

 

Внешнее торможение у подопытной собаки может возникнуть при:

а) переполненном мочевом пузыре

б) резком шуме за пределами экспериментальной камеры

в) отсутствии подкрепления условнорефлекторной реакции

г) болях в животе

 

Какую информацию пчела не передает своим сородичам при помощи танцев?

а) о наличии кормовых растений

б) о расстоянии от улья до корма

в) о направлении, куда нужно лететь за кормом

г) об изменении погоды

 

У каких групп животных лучше всего развит слух?

а) птицы

б) млекопитающие

в) рыбы

г) амфибии

 

У каких групп животных лучше всего развито зрение?

а) птицы

б) млекопитающие

в) рыбы

г) амфибии

 

У каких групп животных лучше всего развито осязание?

а) птицы

б) млекопитающие

в) рыбы

г) амфибии

 

У каких групп животных лучше всего развито обоняние?

а) птицы

б) млекопитающие

в) рыбы

г) амфибии

 

 

Какое назначение имеет мечение территории?

а) чтобы показать, что данная территория занята

б) чтобы отпугивать соперников

в) чтобы известить других членов семьи о наличии пищи

г) чтобы передать сородичам сигнал об опасности

 

Какие сигналы животные не могут использовать в полной темноте?

а) звуковые

б) тактильные

в) обонятельные

г) зрительные

 

 

Отметьте слово, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными.

 

а) летучая мышь

б) эхолокация

в) обоняние

г) зрение

 

а) летучая мышь

б) зрение

в) яркая окраска

г) запах страха

 

 

а) крот

б) зрение

в) обоняние

г) осязание

 

Зачем кошка закапывает свои испражнения?

а) метит территорию

б) маскирует свой запах

в) передает информацию о характере пойманной добычи?

г) оповещает об опасности других кошек?

 

 

Какой из анализаторов является ведущим в повседневной жизни сокола?

а) Зрительный

б) Слуховой

в) Обонятельный

г) Осязательный

 

В какой среде чаще всего обитают животные обладающие способностью к эхолокации?

а) в темных пещерах

б) в густом лесу

в) в раскаленной пустыне

г) в ледовых просторах Антарктиды

 

Установите соответствие:

Понятия Содержание
а) Кортиев орган б) Феромоны в) Рецепторы г) Вибриссы   а)- биологические маркеры собственного вида, летучие хемосигналы, управляющие нейроэндокринными поведенческими реакциями, процессами развития, а также многими процессами связанными с социальным поведением и размножением. б) - чувствительные нервные окончания, периферического отдела анализатора, воспринимающие определенные раздражения в) - чувствительные волоски, воспринимающие тактильные раздражения и отчасти положение тела в пространстве. г) - рецепторная часть слухового анализатора, расположенная внутри перепончатого лабиринта.     Ответ:

.

 

 

Что является главным ориентиром для возвращения лососей на нерест в родную реку:

а) расположение крупных камней

б) мутность воды

в) запах воды

г) рельеф дна

 

 

Что такое ключевой раздражитель?

а) Целостный акт поведения, формирующийся в результате интеграции условных и безусловных рефлексов, соотношение которых не строго фиксировано.

б) Внешние раздражители, составляющие в своей совокупности "пусковую ситуацию" для осуществления инстинкта.

в) Многоактное поведение, построенное из отдельных унитарных реакций, связанное с обеспечением основных биологических потребностей.

г) Видоспецифические, врожденные, шаблонные двигательные акты.

 

«Комплекс фиксированных действий» представляет собой

а) результат инструментального обучения

б) наследственный двигательный стереотип

в) знаковый стимул

г) механизм запечатления

 

Какую роль в эволюции играют инстинкты?

а) Способствует формированию в онтогенезе видоспецифического поведения.

б) Способствуют приспособлению к эпизодически повторяющимся изменениям внешней среды

в) Способствуют приспособлению к периодически повторяющимся изменениям внешней среды.

г) Способствуют приспособление к экстренным изменениям внешней среды.

 

Отметьте слово, которое является «лишним» в данном ряду.

а) мухоловка - пеструшка

б) увеличение светового дня

в) расселение молодняка

г) дупло

 

 

Которое из определений инстинкта принадлежит Ч.Дарвину?

а) "инстинкт это бессознательное, внутреннее побуждение, целесообразность которого, обусловлена божеством"

б) "все акты поведения, которые предшествуют индивидуальному опыту и исполняются животными одинаковым образом, должны быть рассматриваемы как инстинкты".

в) "Такой акт, который может быть выполнен нами лишь после некоторого опыта или одинаково многими особями без знания с их стороны цели, с которой он производится, обыкновенно называют инстинктом"

г) "сложные безусловные рефлексы, "обрастающие" условнорефлекторными компонентами в результате приспособления животных к конкретным для каждой особи условиям обитания".

 

 

Кто является автором "Гидравлической модели инстинкта"?

а) Н. Тинберген

б) Ч.Дарвин

в) К.Лоренц

г) Ухтомский

 

Отметьте слово, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными.

а) Лоренц,

б) гидравлическая модель

в) ключевой раздражитель

г) иерархическая теория инстинкта

 

 

Установите соответствие:

Понятия Содержание
а)доминанта, б)ключевой раздражитель,   в)комплекс фиксированных действий,   г)релизер а) Временное существование в центральной нервной системе очагов повышенной возбудимости, которые могут усиливаться под влиянием различных раздражителей, падающих на организм извне или возникающих в нем самом, в то время как многие другие центры оказываются заторможенными. б) Раздражители, при действии которых происходит срабатывание "врожденного разрешающего механизма". в) Зрительно воспринимаемые ключевые стимулы.   г) Видоспецифические, врожденные, шаблонные двигательные акты.    
Ответ  

 

Что такое опосредованное научение?

а) Индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителем данного вида, независимо от частных условий жизни особи.

б) Все формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям тех конкретных условий, в которых живет данная особь.

в) Мгновенная фиксация в памяти объектов инстинктивных поведенческих актов, осуществляемая в строго определенные критические периоды онтогенеза

г) Обучение методом подражания.

Какая из характеристик свойственна исключительно такому феномену как «импринтинг»?

а) происходит на раннем этапе онтогенеза

б) обусловливает последующий выбор полового партнера

в) обеспечивает контакт с матерью

г) возможно только в течение «чувствительного периода»

 

 

Какая из форм обучения относится к «неассоциативному обучению»?

а) импринтинг

б) опосредованное обучение

в) факультативное

г) привыкание

Отметьте слово или словосочетание (только одно!), которое является «лишним» в данном ряду.

а) условный рефлекс

б) метод проб и ошибок

в) Б.Ф.Скиннер

г) привыкание

Кто является автором применяемой в зоопсихологии методики «инструментальное обучение»?

а) Л.В. Крушинский

б).Б.Ф.Скиннер

в) Э. Торндайк

г) И.П. Павлов

Отметьте слово, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными.

а) привыкание

б) проблемный ящик

в) Б.Ф.Скиннер

г) ассоциативное обучение

 

 

Какую роль в эволюции играет облигатное обучение?

а) Способствует формированию в онтогенезе видоспецифического поведения.

б) Способствуют приспособлению к эпизодически повторяющимся изменениям внешней среды

в) Способствуют приспособлению к периодически повторяющимся изменениям внешней среды.

г) Способствуют приспособление к экстренным изменениям внешней среды.

 

К какой категории поведенческих актов можно отнести обучение?

а) Мгновенная фиксация в памяти объектов инстинктивных поведенческих актов, осуществляемая в строго определенные критические периоды онтогенеза

б) Осуществляемые на основе наследственно обусловленной программы.

в) Осуществляемые в новой для животного ситуации на основе экстренного принятия решения без специального обучения при отсутствии соответствующей конкретной наследственной программы

г) Осуществляемые на основе программы, формируемой особью в процессе приобретения индивидуального опыта

 

Кто является автором учения о рассудочной деятельности?

а). К. Лоренц.

б) Л.В.Крушинский.

в) Н.Тинберген.

г) А.Н.Леонтьев.

 

Какой из методов обучения может использоваться для оценки когнитивных способностей животных?

а) обучение в Т-образном лабиринте

б) выработка слюноотделительных условных рефлексов

в) выработка двигательных условных рефлексов

г) дифференцировочное обучение.

 

К какой категории поведенческих актов можно отнести рассудочную деятельность?

а) Мгновенная фиксация в памяти объектов инстинктивных поведенческих актов, осуществляемая в строго определенные критические периоды онтогенеза

б) Осуществляемые на основе наследственно обусловленной программы.

в) Осуществляемые в новой для животного ситуации на основе экстренного принятия решения без специального обучения при отсутствии соответствующей конкретной наследственной программы

г) Осуществляемые на основе программы, формируемой особью в процессе приобретения индивидуального опыта

 

Отметьте слово или словосочетание которое, на Ваш взгляд, является «лишним» в данном ряду.

а) обучение "выбор по образцу"

б) дифференцировочное обучение

в) шимпанзе

г) способность к экстраполяции

 

Распределите перечисленных животных в порядке возрастания их способности к экстраполяции направления движения пищевого раздражителя:

а) ворона,

б) курица,

в) кошка,

г) белая мышь,

д) крыса-пасюк.

 

 

Кто из перечисленных животных обладает самым высоким уровнем рассудочной деятельности?

а)черепаха
б)кошка
в) собака

г) медведь

 

Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными.

а) способность к экстраполяции

б) шимпанзе

в) вороны

г) Л.В.Крушинский

 

Что характеризует животных с высоким уровнем интеллекта?

а) Высокая плодовитость

б) Большая пластичность поведения

в) Развитая акустическая коммуникация

г) Древесный образ жизни

 

 

Согласно данным ряда сравнительных исследований уровень развития интеллекта шимпанзе соответствует уровню развития интеллекта

а) ребенка шести месяцев

б) двухлетнего ребенка

в) пятилетнего ребенка

г) взрослого человека средних интеллектуальных способностей

 

Какой из видов обучения относится к категории «неассоциативного»?

а) дифференцировочное обучение

б) латентное обучение

в) обучение " выбор по образцу

г) установка на обучение

 

Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, является «лишним» в данном ряду.

а) В. Келер

б) Л.А. Фирсов

в) И.П. Павлов

г) Л.В. Крушинский

 

Кто из ниже перечисленных животных оказался способным решать тест на оперирование эмпирической размерностью фигур?

а) собака

б) волк

в) ворона

г) кошка

 

 

Установите соответствие:

Понятия Содержание
а) биологическая форма поведения б) фиксированный комплекс действия, в) ключевой раздражитель, г) унитарная реакция,.     а) Целостный акт поведения, формирующийся в результате интеграции условных и безусловных рефлексов, соотношение которых нестрого фиксировано. б) Внешние раздражители, составляющие в своей совокупности "пусковую ситуацию" для осуществления инстинкта. в) Многоактное поведение, построенное из отдельных унитарных реакций, связанное с обеспечением основных биологических потребностей. г) Видоспецифические, врожденные, шаблонные двигательные акты.  
ответ  

 

 

Какую роль в эволюции играет обучение?

а) Способствует формированию в онтогенезе видоспецифического поведения.

б) Способствуют приспособлению к эпизодически повторяющимся изменениям внешней среды

в) Способствуют приспособлению к периодически повторяющимся изменениям внешней среды.

г) Способствуют приспособление к экстренным изменениям внешней среды.

 

 

Отметьте слово или словосочетание, на Ваш взгляд, не связано с остальными.

а) Унитарная реакция

б) Л.В.Крушинский

в) Комплекс фиксированных действий

г) Биологическая форма поведения

 

Какие из составляющих всего комплекса поведения не являются наследственно обусловленными?

а). Инстинкты

б) Обучение

в) Рассудочная деятельность

г) Импринтинг

 

5. Какие из составляющих всего комплекса поведения являются наследственно обусловленными?

а). Инстинкты

б) Обучение

в) Элементарная рассудочная деятельность

г) Импринтинг

 

Отметьте слово или словосочетание, на Ваш взгляд, является «лишним» в данном ряду.

а) Унитарная реакция

б) Биологическая форма поведения

в) Тип активности

г) Рефлекс

 

Кто является автором термина "Унитарная реакция"

а) Скотт и Фуллер

б) Л.М.Баскин

в) Л.В.Крушинский

г) Ч. Дарвин

 

 

Кто является автором термина "Образец поведения"

а) Скотт и Фуллер

б) Л.М.Баскин

в) Л.В.Крушинский

г) Ч. Дарвин

 

Кто из животных использует камни для разбивания раковин моллюсков?

а) дарвинов вьюрок

б) дятел

в) калан

г) шимпанзе

 

Кто из животных использует расщелины в стволах деревьев в качестве зажимов для шишек?

а) кедровка

б) дятел

в) калан

г) шимпанзе

 

Кто из животных использует тонкие веточки и соломинки для выуживания муравьев и термитов?

а) дарвинов вьюрок

б) дятел

в) горностай

г) шимпанзе

 

Кто из насекомых роет ловчие ямы для охоты на мелких наземных беспозвоночных?

а) ручейник

б) жук-плавунец

в) муравьи

г) муравьиный лев

 

Кто из насекомых занимается разведением грибов для выкармливания личинок?

а) осы

б) пчелы

в) муравьи

г) шмели

 

Кто из насекомых запасает цветочный нектар для выкармливания личинок?

а) ручейник

б) шмели

в) муравьи

г) муравьиный лев

 

 

Какие из данных форм поведения являются приобретенными, благодаря опосредованному обучению?

а) "полоскание" в воде объектов питания енотом-полоскуном

б) мытье корнеплодов в морской воде японскими макаками

в) расклевывание синицами крышек молочных бутылок

г) использование дятлами специальных "кузниц" для разбивания шишек?

 

Что является главным ориентиром для кедровок при отыскании своих пищевых запасов?

а) цвет мха, в котором закопана кладовая

б) высота окружающих деревьев

в) ранее заученная когнитивная карта местности

г) запах запасенных орехов.

 

К какой категории поведения вы отнесете купание воробьев в луже после дождя?

а) половое

б) пищедобывательное

в) охотничье

г) комфортное

 

К какому типу агрессии можно отнести охрану кавказской овчарки отары овец при нападении волков?

а) территориальная

б) межвидовая

в) внутривидовая

г) материнская

 

 

К какому типу можно отнести агрессию кошки- матери на другую кошку?

а) межсамцовая

б) материнская

в) внутривидовая

г) межвидовая

 

Как вы классифицируете валяние собаки в свежем снегу?

а) игровое поведение

б) половое поведение

в) пищедобывательное поведение

г) комфортное поведение

 

Отметьте слово или словосочетание, которое является «лишним» в данном ряду.

а) ловчие сети

б) личинка ручейника

в) водоем

г) паук - крестовик

 

К какому типу сообществ Вы отнесете: скопление животных разных видов во время засухи у водоемов?

а) Анонимное сообщество

б) Общество с вожаком - диктатором

в) Общество с жестокой линейной иерархией

г) Семья со сложной иерархической структурой

 

К какому типу сообществ Вы отнесете: стаю кур в курятнике?

а) Анонимное сообщество

б) Общество с вожаком - диктатором

в) Общество с жестокой линейной иерархией

г) Семья со сложной иерархической структурой

 

К какому типу сообществ Вы отнесете: стаю гиеновых собак.

а) Анонимное сообщество

б) Общество с вожаком - диктатором

в) Общество с жестокой линейной иерархией

г) Семья со сложной иерархической структурой

 

Что отличает виды животных со сложной социальной организацией от одиночных?

а) Более высокая плодовитость

б) Способность издавать громкие крики

в) Сложная система иерархии

г) Ночной образ жизни

 

Наиболее высокий уровень агрессии территориальные животные демонстрируют

а) ближе к центру своей территории

б) на границах своей территории

в) на чужой территории

г) в условиях недостатка пищи, независимо от участка территории

 

Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными.

а) привыкание

б) смещенная активность

в) демонстрация угрозы

г) территориальные конфликты

 

Отметьте слово или словосочетание, которое является лишним в данном ряду.

а) иерархия доминирования

б) порядок клевания

в) организация сообщества

г)ключевые стимулы

 

Демонстрация доминирования может проявляться в виде:

а) демонстративное подставление наиболее уязвимой части тела
б) демонстративное совокупление.

в) воспроизведение некоторых элементов детского поведения

г) "приглашение к грумингу".

 

«Волны движения», в стаях это:

а) Постоянная подача звуковых сигналов при перемещении группы

б) Сохранение адаптивного «строя» стада, и обеспечение его целостности при пространственных перемещениях

в) Взаимно согласованные перемещения определенной группы особей внутри стаи.

г) Стереотип поведения, связанный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.406 с.)