Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа курса «зоопсихология и сравнительная психология»

Поиск

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2007 - 2008

 

Программа курса «ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Автор и составитель программы – кандидат биологических наук,

доцент МГППУ Сотская М.Н.

 

1. Место курса в учебном плане.

 

Дневная форма обучения.

Длительность курса: 80 часов

Количество аудиторных часов: 34 часа, при заочной форме обучения – 10

В том числе:

Количество лекций - 34 часа (10)

Количество семинаров - не предусмотрено

Самостоятельное изучение - 46 часов, при заочной форме обучения – 70

 

Первый семестр курса.

Обязательный курс.

Данный курс является обязательным и читается в первом семестре для всех студентов МГППУ. Базовыми для него являются параллельно читаемые курсы общей биологии, антропологии, общей психологии и анатомии ЦНС. Важным условием успешного усвоения студентами курса зоопсихологии и сравнительной психологии являются их знания в области зоологии, физиологии и общей биологии, полученные в средней школе. Цель данного курса заключается в формировании профессионального мировоззрения будущих психологов, ознакомлении их с основными теоретическими положениями зоопсихологии и сравнительной психологии, а также с методами научного исследования психики и поведения животных. В результате изучения курса зоопсихологии и сравнительной психологии у студентов формируются знания об изучении психических процессов у животных в онтогенезе, о происхождении и развитии психики в процессе эволюции, о биологических предпосылках и предыстории зарождения человеческого сознания.


Краткая аннотация курса «Зоопсихология и сравнительная психология»

Зоопсихология – отрасль психологии,наука о психике животных, о закономерностях психического отражения на этом уровне.

Предмет зоопсихологии – формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становления человеческого сознания.

Основные понятия зоопсихологии: психика и поведение. Психика – форма отражения, позволяющая организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. Поведение – один из важнейших способов активного приспособления животных к многобразию условий окружающей среды, обеспечивающий выживание и успешное воспроизводство как отдельной особи, так и вида в целом.

Объектом зоопсихологии как науки является психическая деятельность животных, т.е. весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животных. Особое значение имеет изучение сложных форм поведения и элементарного мышления животных.

Сравнительная психология. На разных этапах развития этой отрасли психологии, перед ней ставились различные задачи. В связи с этим, авторы несколько по-разному определяют круг проблем, очерчиваемых этой наукой.

В нашем курсе сравнительная психологиятрактуется как сравнительное изучение психических процессов у животных разных таксономических групп. В настоящий момент сравнительная психология, являющаяся составной частью учебного курса " Зоопсихология сравнительная психология", обычно рассматривается в эволюционном аспекте с позиций концепции А.Н. Леонтьева, об эволюции психики, дополненной К.Э. Фабри. Особое место в курсе занимают сравнительные исследования психики и поведения животных и человека.

В настоящее время сравнительные исследования психики и поведения животных и человека превратились в междисциплинарную научную область, включающую в себя такие дисциплины как этология, зоопсихология, физиология высшей нервной деятельности и т.д.


3. Тематический план и расчет часов по видам занятий

 

  Номера и наименования тем Кол-во часов по очной форме Кол-во часов по вечерней форме Кол-во часов по очно-заочной форме
  Все-го Лек-ции Се-ми-нары Са-мос-тоят. Лек-ции Се-ми-нары Са-мос-тоят. Лек-ции Се-ми-нары Са-мос-тоят.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Раздел I. Развитие науки о поведении.                                
Тема 1. История развития науки о поведении.                    
Тема 2. Основные направления в изучении поведения животных               0,5    
Раздел II. Основные закономерности формирования поведения.               0,5    
Тема 3. Физиологические основы поведения. Эмоции.               0,5    
Тема 4. Коммуникации животных               0,5    
Тема 5 Инстинктивное поведение               0,5    
Тема 6. Обучение               0,5    
Тема 7. Рассудочная деятельность               0,5    
Тема 8. Формирование поведения животных.                    
Тема 9. Биологические формы поведения. Пищедобывательное поведение. Оборонительное поведение. Комфортное поведение.                    
Раздел III.Социо-половое поведение.                    
Тема 10. Социальное поведение               0,5    
Тема 11 Поведение, связанное с размножением               0,5    
Тема12 Онтогенез поведения.               0,5    
Раздел IV. Эволюция психики               0,5    
Тема 13.Эволюция психики.               0,5    
Тема 14.Сравнительная психология. Всего                          

Содержание курса

Раздел I. Развитие науки о поведении.

Тема 1. История изучения поведения животных

Эволюция отношения человека к животным. первобытные люди. Культ животных в религиях. Тотемизм. Шаманизм.

Представления о поведении животных в XVII – XVIII вв. Представления о душе животных и человека. Анимизм. Картезианство. Начало экспериментального изучения поведения животных. Работы Ж. Бюффона и Г. Реймауруса.

Изучение поведения животных в XIX и XX вв. Работы Дарвина, Ламарка, Кювье, Ллойда Моргана, Э.Торндайка, У.Мак-Дугалла, У.Джеймса, Ф. Бейтендинка, Я.Юкскеля, У.Крэга, О.Хейнрота, У. Уитмена, д.Сполдинга,К.Лоренца, Н.Тинбергена и др. Российские исследователи поведения животных: К.Рулье, В.Вагнер, В.Боровский, И.Сеченов, Н.Бехтерев, И.Павлов, Н.Ладыгина-Котс, Л.Фирсов, Л.Воронин, П.Анохин, К.Фабри.

В процессе усвоения данной темы учащийся должен получить представления об основных исторических и научных закономерностях развития знаний о поведении животных, а также об основополагающих работах российских и зарубежных исследователей.

 

Вопросы и задания для самопроверки (устных ответов)

1. Как менялось отношение человека к животным на протяжении периода эволюции последнего?

2. Что имели в виду древние исследователи под понятиями "Инстинкт" и "Разум"?

3. Что такое "антропоморфизм"?

4. В чем заключается основная заслуга Ламарка с точки зрения изучения поведения?

5. Какую роль для развития представлений о психике животных сыграли работы Ч.Дарвина?

6. Как развивалась наука о поведении животных в России?

7. Какой вклад в развитие науки внес Л.В.Крушинский?

8. Что такое методологическое правило Моргана.

Он должен составлять четкое представление о том, что специальные сведения комплексное изучение поведения в настоящее время возможно только при сочетании лабораторных исследований и полевых наблюдений.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. История становления науки о поведении животных.

2. Какие науки изучают поведение животных, и в чем заключается различие их методологических подходов?

3. Кто является автором метода "выбор по образцу"?

4. Что такое "инсайт"?

5. Что такое бихевиоризм и необихевиоризм?

6. Что такое гештальтпсихология?

7. Что такое когнитивная карта?

8. Что такое метод проблемных клеток?

Раздел II. Основные закономерности формирования поведения.

Тема 6. Обучение

Индивидуально-приспособительная деятельность животных.

Классификации форм обучения.

Неассоциативное обучение: привыкание, сенсибилизация. Ассоциативное обучение: классические условные рефлексы; инструментальные условные рефлексы. Когнитивные процессы: латентное обучение; выбор по образцу. Обучение, основанное на представлениях о пространстве; порядке стимулов; времени, числе. «Инсайт-обучение».

Условные рефлексы. Принципы их классификации:

по модальности условного раздражителя (зрительные, звуковые, обонятельные, кожные и т. д.); по характеру ответной реакции животного (двигательные или секретор­ные); по ее биологическому смыслу (пищевые, оборони­тельные, половые); по способу образования (условные рефлексы первого, второго, третьего и высших порядков, имитационные условные рефлексы и др.); по временным характеристикам образуемых условных рефлексов (налич­ные и следовые).

Экспериментальное изучение условно рефлекторной деятельности. Классические условные рефлексы. Слюнные условные рефлексы. Оборо­нительные условные рефлексы. Инструментальные условные рефлексы (или обучение методом проб и ошибок). Работы Ф.Скиннера и К.Прайор. Реакция избегания.Метод после­довательного приближения или формирование поведения. Метод свободного оперантного поведения.

Дифференцировочные условные рефлексы. Системы дифференцировочных условных рефлексов. Дифференцировочное торможение. Дрессировка. Наталкивание. Стадия отработки. Стадия упрочнения. Исто­рия «умного Ганса». Обучение животных в естественных условиях. Формирование навыков. Натуральные условные рефлексы. Импринтинг. Опосредованное или имитационное обучение. Облигатное обучение. Факультативное обучение.

В процессе изучения данной темы у студентов должны сформироваться четкие представления о роли разных форм обучения в формировании поведения животных и человека. При этом особое внимание должно уделяться обучению в естественных условиях, поскольку подробное изучение выработки условных рефлексов в лабораторных условиях не входит в программу данного курса, а относится к компетенции физиологии ЦНС.

Вопросы и задания для самопроверки

Что такое индивидуально-приспособительная деятельность?

По каким принципам можно классифицировать условные рефлексы?

На чем основана классификация форм обучения?

Какими методами изучают инструментальные условные рефлексы?

Что такое классический условный рефлекс?

Что такое инструментальные условные рефлексы?

Что такое оперантное обучение?

Что такое дифференцировочные условные рефлексы?

Каким образом вырабатывают дифференцировочные условные рефлексы?

Что такое натуральные условные рефлексы?

Что такое импринтинг?

Что такое опосредованное обучение?

Что такое облигатное обучение?

Что такое факультативное обучение?

 

Литература основная.

Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М. Аспект Пресс, 2001.

Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основа этологии и генетики поведения. М. Высшая школа, 2002

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология». М., 1997. сост. Н.А. Мешкова

Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. Учебное пособие МГППУ, 2003. Составитель Сотская М.Н.

Сотская М..Н. Зоопсихология. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения httt www. ido. edu. ru/ psychology: электронная бибдиотека: zoopsichology

или: войти в сайт мгппу, затем найти «учебно-методические материалы», а внутри этого раздела «зоопсихология»

Литература дополнительная

Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М., Л., 1937.

Дольник В. Непослушное дитя биосферы. М., 1994.

Дьюсбери Д Поведение животных. Сравнтельные аспекты. М. 1981.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1986.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

Панов Е.Н. Бегство от одиночества. М., 2001.

Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978.

Шовен Р. Поведение животных. М., 1972.

Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). М., 1994.

Фриш К. Из жизни пчел. М., 1980.

Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.

Дембовский Я. Психология обезьян. М., 1963.

Дуглас-Гамильтон И., Дуглас-Гамильтон О. Жизнь среди слонов. М., 1981.

Захаров АЛ. Муравей, семья, колония. М., 1978.

Крайслер Л. Тропами карибу. М., 1966.

Кроукрофт П. Артур, Билл и другие, или все о мышах. М., 1970.

Лавик-ГудоллДж., Лавик-Гудолл Г Невинные убийцы. М., 1977.

Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1978.

Лоренц К. Человек находит друга. М., 1992.

Пажетнов B.C. Мои друзья медведи. М., 1985.

Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. Л., 1986.

Смирин В.М, Смирин Ю/М. Звери в природе. М., 1991.

Тинберген Н. Осы, птицы, люди. М., 1970.

Тинберген Н. Мир серебристой чайки. М., 1974.

Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.

Фосси Д. Гориллы в тумане. М., 1990

Шаллер Дж. Год под знаком гориллы. М., 1968.

Шилов И.А. Эколого-физиологические основы популяционных отношений у животных. М., 1977.

Мычко Е.Н., Сотская М.Н., Беленький В.А., Журавлев Ю.В. Поведение собаки. М., 2003.

Гудол Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.

Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов. M.s 1986.

Корытин С.А. М., Запахи в жизни зверей. 1979.

Моуэт Ф. Не кричи, волки. М., 1968.

Фабр Ж.А. Жизнь и нравы насекомых. М.-Л., 1936.

Прайор К. Несущие ветер. М., 1981.

Савельев С.В. Введение в зоопсихологию, М., 1998.

Прайор К. Не рычите на собаку! М., 1995.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ из электронного учебника

 

Р. Декарт считал:

а) что все животные аналогичны человеку по своим чувствам и разуму.

б) что животные являются автоматами без чувств, разума и знания.

в) что животные превосходят человека по своим чувствам и разуму.

г) что многие животные лишь не намного уступают человеку по своим чувствам и разуму.

 

Ламарк считал, что:

а) Самым простым психическим актом является раздражимость, более сложным — чувствительность и самым совершенным — сознательность.

б) Наличие у животных качеств, превосходящих человеческие, можно объяснить "развитием или редукцией определенных органов".

в) Что шимпанзе способны к решению некоторых проблемных ситуаций не методом проб и ошибок, а за счет механизма, который он назвал "инсайтом",

г) "разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве".

 

 

Наиболее известными опытами Кювье являются

а) опыты с бобрами, искусственно выкормленными и воспитанными в неволе

б) опыты с воронами в "проблемном ящике"

в) опыты с шимпанзе в природной обстановке.

г) опыты с жирафами, искусственно выкормленными и воспитанными в неволе

 

Результаты исследования Дарвина репертуара выразительных движений у человека и животных описаны в книге:

а) «Биографический очерк одного ребенка»

б) «О выражении ощущений у животных и человека»

в) "Происхождение человека и половой отбор"

г) "Происхождение видов путем естественного отбора"

 

 

«Канон Ллойда-Моргана» гласит:

а) "то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале".

б) "разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве".

в) "Нет сомнения, что в животных нет никакого настоящего чувства, никакой настоящей страсти, как в нас, они только автоматы, хотя и несравненно совершеннее всякой машины, сделанной человеком".

г) "Наличие у животных качеств, превосходящих человеческие, можно объяснить "развитием или редукцией определенных органов"".

 

Кто является автором утверждения "разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве".

а). К. Ллойд-Морган

б) Ч. Дарвин

в) В. Келер

г) Н.Н.Ладыгина Котс

 

 

Кто из этих ученых исследовал поведение человекообразных обезьян:

а) Э.Торндайк,

б) О. Келер

в) Р Йеркс.

г) Л.В.Крушинский

 

 

Концепцию физиолого-генетических основ рассудочной деятельности животных сформулировал:

а). Э.Торндайк,

б) В. Келер

в) Л.В. Крушинский

г) К.Э.Фабри

 

 

Кто является автором применяемой в зоопсихологии методики «инструментальное обучение»?

а) Л.В. Крушинский

б).Б.Ф.Скиннер

в) Э. Торндайк

г) И.П. Павлов

 

Кто является автором учения о рассудочной деятельности?

а) К.Лоренц.

б).Л.В.Крушинский.

в) Н.Тинберген.

г) А.Н.Леонтьев.

 

 

Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, является «лишним» в данном ряду.

а) И. Павлов

б) Собака

в) Физиология ВНД

г) К. Ллойд-Морган

 

Кто из исследователей поведения животных стал основателем гештальтпсихологии

а) Дж.Уотсон

б) В. Келер

в) К.Лоренц

г) Б.Ф.Скиннер

 

 

Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными.

а) этология

б) зоопсихология

в) лабораторные эксперименты

г) белые крысы и голуби

 

Первым выделил три главных компонента инстинктивного поведения: влечение, или побуждение (drive), поисковое поведение (appetitive behavior); завершающее действие (consummately act).

а) Ч.Дарвин

б) А.Н.Северцов

в) У. Крэг

г) Л.В.Крушинский

 

Теорию "психической целенаправленности" создал

а) У. Мак - Дугалл

б) О.. Хейнрот

в) Я. Юкскюль

г) Ф.Я.И. Бейтендийк.

 

Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, является «лишним» в данном ряду.

а) Ключевой раздражитель

б) Этология

в) Инстинкт

г) Метод проблемных клеток

 

Зоопсихология является одним из направлений

а) зоологии

б) экспериментальной психологии

в) социобиологии

г) социологии

 

Что такое " комплекс фиксированных действий"?

а) Целостный акт поведения, формирующийся в результате интеграции условных и безусловных рефлексов, соотношение которых нестрого фиксировано.

б) Внешние раздражители, составляющие в своей совокупности "пусковую ситуацию" для осуществления инстинкта.

в). Многоактное поведение, построенное из отдельных унитарных реакций, связанное с обеспечением основных биологических потребностей.

г) Видоспецифические, врожденные, шаблонные двигательные акты.

 

 

Установите соответствие между следующими понятиями:

 

Понятия Содержание
а)запах пищи, б)звонок, в)отделение слюны, г)подкормка   а)безусловный раздражитель, б) подкрепление, в) условный раздражитель, г) условный рефлекс  
ответ  

 

Отметьте слово или словосочетание которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными.

а) звонок

б) Башня молчания

в) П.К. Анохин

г) собака

 

Какой из данных терминов не имеет отношения к процессу экспериментальной выработки условных рефлексов.

а) условный рефлекс

б) реакция следования

в) торможение

г) слюноотделение

 

Какое из данных слов является «лишним» в данном ряду.

а) И.П. Павлов

б) акцептор действия

в) афферентный синтез

г) функциональная система

 

Сон представляет собой:

а) условнорефлекторную реакцию

б) иррадиацию возбуждения

в) концентрацию возбуждения

г) запредельное торможение

 

Автором теории "функциональных систем" является:

а) И.П.Павлов

б) П.К.Анохин

в) Л.Г.Воронин

г) В.В. Шульговский

 

Внутреннее торможение у подопытной собаки может возникнуть при:

а) переполненном мочевом пузыре

б) резком шуме за пределами экспериментальной камеры

в) отсутствии подкрепления условнорефлекторной реакции

г) болях в животе

 

Внешнее торможение у подопытной собаки может возникнуть при:

а) переполненном мочевом пузыре

б) резком шуме за пределами экспериментальной камеры

в) отсутствии подкрепления условнорефлекторной реакции

г) болях в животе

 

Какую информацию пчела не передает своим сородичам при помощи танцев?

а) о наличии кормовых растений

б) о расстоянии от улья до корма

в) о направлении, куда нужно лететь за кормом

г) об изменении погоды

 

У каких групп животных лучше всего развит слух?

а) птицы

б) млекопитающие

в) рыбы

г) амфибии

 

У каких групп животных лучше всего развито зрение?

а) птицы

б) млекопитающие

в) рыбы

г) амфибии

 

У каких групп животных лучше всего развито осязание?

а) птицы

б) млекопитающие

в) рыбы

г) амфибии

 

У каких групп животных лучше всего развито обоняние?

а) птицы

б) млекопитающие

в) рыбы

г) амфибии

 

 

Какое назначение имеет мечение территории?

а) чтобы показать, что данная территория занята

б) чтобы отпугивать соперников

в) чтобы известить других членов семьи о наличии пищи

г) чтобы передать сородичам сигнал об опасности

 

Какие сигналы животные не могут использовать в полной темноте?

а) звуковые

б) тактильные

в) обонятельные

г) зрительные

 

 

Отметьте слово, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными.

 

а) летучая мышь

б) эхолокация

в) обоняние

г) зрение

 

а) летучая мышь

б) зрение

в) яркая окраска

г) запах страха

 

 

а) крот

б) зрение

в) обоняние

г) осязание

 

Зачем кошка закапывает свои испражнения?

а) метит территорию

б) маскирует свой запах

в) передает информацию о характере пойманной добычи?

г) оповещает об опасности других кошек?

 

 

Какой из анализаторов является ведущим в повседневной жизни сокола?

а) Зрительный

б) Слуховой

в) Обонятельный

г) Осязательный

 

В какой среде чаще всего обитают животные обладающие способностью к эхолокации?

а) в темных пещерах

б) в густом лесу

в) в раскаленной пустыне

г) в ледовых просторах Антарктиды

 

Установите соответствие:

Понятия Содержание
а) Кортиев орган б) Феромоны в) Рецепторы г) Вибриссы   а)- биологические маркеры собственного вида, летучие хемосигналы, управляющие нейроэндокринными поведенческими реакциями, процессами развития, а также многими процессами связанными с социальным поведением и размножением. б) - чувствительные нервные окончания, периферического отдела анализатора, воспринимающие определенные раздражения в) - чувствительные волоски, воспринимающие тактильные раздражения и отчасти положение тела в пространстве. г) - рецепторная часть слухового анализатора, расположенная внутри перепончатого лабиринта.     Ответ:

.

 

 

Что является главным ориентиром для возвращения лососей на нерест в родную реку:

а) расположение крупных камней

б) мутность воды

в) запах воды

г) рельеф дна

 

 

Что такое ключевой раздражитель?

а) Целостный акт поведения, формирующийся в результате интеграции условных и безусловных рефлексов, соотношение которых не строго фиксировано.

б) Внешние раздражители, составляющие в своей совокупности "пусковую ситуацию" для осуществления инстинкта.

в) Многоактное поведение, построенное из отдельных унитарных реакций, связанное с обеспечением основных биологических потребностей.

г) Видоспецифические, врожденные, шаблонные двигательные акты.

 

«Комплекс фиксированных действий» представляет собой

а) результат инструментального обучения

б) наследственный двигательный стереотип

в) знаковый стимул

г) механизм запечатления

 

Какую роль в эволюции играют инстинкты?

а) Способствует формированию в онтогенезе видоспецифического поведения.

б) Способствуют приспособлению к эпизодически повторяющимся изменениям внешней среды

в) Способствуют приспособлению к периодически повторяющимся изменениям внешней среды.

г) Способствуют приспособление к экстренным изменениям внешней среды.

 

Отметьте слово, которое является «лишним» в данном ряду.

а) мухоловка - пеструшка

б) увеличение светового дня

в) расселение молодняка

г) дупло

 

 

Которое из определений инстинкта принадлежит Ч.Дарвину?

а) "инстинкт это бессознательное, внутреннее побуждение, целесообразность которого, обусловлена божеством"

б) "все акты поведения, которые предшествуют индивидуальному опыту и исполняются животными одинаковым образом, должны быть рассматриваемы как инстинкты".

в) "Такой акт, который может быть выполнен нами лишь после некоторого опыта или одинаково многими особями без знания с их стороны цели, с которой он производится, обыкновенно называют инстинктом"

г) "сложные безусловные рефлексы, "обрастающие" условнорефлекторными компонентами в результате приспособления животных к конкретным для каждой особи условиям обитания".

 

 

Кто является автором "Гидравлической модели инстинкта"?

а) Н. Тинберген

б) Ч.Дарвин

в) К.Лоренц

г) Ухтомский

 

Отметьте слово, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными.

а) Лоренц,

б) гидравлическая модель

в) ключевой раздражитель

г) иерархическая теория инстинкта

 

 

Установите соответствие:

Понятия Содержание
а)доминанта, б)ключевой раздражитель,   в)комплекс фиксированных действий,   г)релизер а) Временное существование в центральной нервной системе очагов повышенной возбудимости, которые могут усиливаться под влиянием различных раздражителей, падающих на организм извне или возникающих в нем самом, в то время как многие другие центры оказываются заторможенными. б) Раздражители, при действии которых происходит срабатывание "врожденного разрешающего механизма". в) Зрительно воспринимаемые ключевые стимулы.   г) Видоспецифические, врожденные, шаблонные двигательные акты.    
Ответ  

 

Что такое опосредованное научение?

а) Индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителем данного вида, независимо от частных условий жизни особи.

б) Все формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям тех конкретных условий, в которых живет данная особь.

в) Мгновенная фиксация в памяти объектов инстинктивных поведенческих актов, осуществляемая в строго определенные критические периоды онтогенеза

г) Обучение методом подражания.

Какая из характеристик свойственна исключительно такому феномену как «импринтинг»?

а) происходит на раннем этапе онтогенеза

б) обусловливает последующий выбор полового партнера

в) обеспечивает контакт с матерью

г) возможно только в течение «чувствительного периода»

 

 

Какая из форм обучения относится к «неассоциативному обучению»?

а) импринтинг

б) опосредованное обучение

в) факультативное

г) привыкание

Отметьте слово или словосочетание (только одно!), которое является «лишним» в данном ряду.

а) условный рефлекс

б) метод проб и ошибок

в) Б.Ф.Скиннер

г) привыкание

Кто является автором применяемой в зоопсихологии методики «инструментальное обучение»?

а) Л.В. Крушинский

б).Б.Ф.Скиннер

в) Э. Торндайк

г) И.П. Павлов

Отметьте слово, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными.

а) привыкание

б) проблемный ящик

в) Б.Ф.Скиннер

г) ассоциативное обучение

 

 

Какую роль в эволюции играет облигатное обучение?

а) Способствует формированию в онтогенезе видоспецифического поведения.

б) Способствуют приспособлению к эпизодически повторяющимся изменениям внешней среды

в) Способствуют приспособлению к периодически повторяющимся изменениям внешней среды.

г) Способствуют приспособление к экстренным изменениям внешней среды.

 

К какой категории поведенческих актов можно отнести обучение?

а) Мгновенная фиксация в памяти объектов инстинктивных поведенческих актов, осуществляемая в строго определенные критические периоды онтогенеза

б) Осуществляемые на основе наследственно обусловленной программы.

в) Осуществляемые в новой для животного ситуации на основе экстренного принятия решения без специального обучения при отсутствии соответствующей конкретной наследственной программы

г) Осуществляемые на основе программы, формируемой особью в процессе приобретения индивидуального опыта

 

Кто является автором учения о рассудочной деятельности?

а). К. Лоренц.

б) Л.В.Крушинский.

в) Н.Тинберген.

г) А.Н.Леонтьев.

 

Какой из методов обучения может использоваться для оценки когнитивных способностей животных?

а) обучение в Т-образном лабиринте

б) выработка слюноотделительных условных рефлексов

в) выработка двигательных условных рефлексов

г) дифференцировочное обучение.

 

К какой категории поведенческих актов можно отнести рассудочную деятельность?

а) Мгновенная фиксация в памяти объектов инстинктивных поведенческих актов, осуществляемая в строго определенные критические периоды онтогенеза

б) Осуществляемые на основе наследственно обусловленной программы.

в) Осуществляемые в новой для животного ситуации на основе экстренного принятия решения без специального обучения при отсутствии соответствующей конкретной наследственной программы

г) Осуществляемые на основе программы, формируемой особью в процессе приобретения индивидуального опыта

 

Отметьте слово или словосочетание которое, на Ваш взгляд, является «лишним» в данном ряду.

а) обучение "выбор по образцу"

б) дифференцировочное обучение

в) шимпанзе

г) способность к экстраполяции

 

Распределите перечисленных животных в порядке возрастания их способности к экстраполяции направления движения пищевого раздражителя:

а) ворона,

б) курица,

в) кошка,

г) белая мышь,

д) крыса-пасюк.

 

 

Кто из перечисленных животных обладает самым высоким уровнем рассудочной деятельности?

а)черепаха
б)кошка
в) собака

г) медведь

 

Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными.

а) способность к экстраполяции

б) шимпанзе

в) вороны

г) Л.В.Крушинский

 

Что характеризует животных с высоким уровнем интеллекта?

а) Высокая плодовитость

б) Большая пластичность поведения

в) Развитая акустическая коммуникация

г) Древесный образ жизни

 

 

Согласно данным ряда сравнительных исследований уровень развития интеллекта шимпанзе соответствует уровню развития интеллекта

а) ребенка шести месяцев

б) двухлетнего ребенка

в) пятилетнего ребенка

г) взрослого человека средних интеллектуальных способностей

 

Какой из видов обучения относится к категории «неассоциативного»?

а) дифференцировочное обучение

б) латентное обучение

в) обучение " выбор по образцу

г) установка на обучение

 

Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, является «лишним» в данном ряду.

а) В. Келер

б) Л.А. Фирсов

в) И.П. Павлов

г) Л.В. Крушинский

 

Кто из ниже перечисленных животных оказался способным решать тест на оперирование эмпирической размерностью фигур?

а) собака

б) волк

в) ворона

г) кошка

 

 

Установите соответствие:

Понятия Содержание
а) биологическая форма поведения б) фиксированный комплекс действия, в) ключевой раздражитель, г) унитарная реакция,.     а) Целостный акт поведения, формирующийся в результате интеграции условных и безусловных рефлексов, соотношение которых нестрого фиксировано. б) Внешние раздражители, составляющие в своей совокупности "пусковую ситуацию" для осуществления инстинкта. в) Многоактное поведение, построенное из отдельных унитарных реакций, связанное с обеспечением основных биологических потребностей. г) Видоспецифические, врожденные, шаблонные двигательные акты.  
ответ  

 

 

Какую роль в эволюции играет обучение?

а) Способствует формированию в онтогенезе видоспецифического поведения.

б) Способствуют приспособлению к эпизодически повторяющимся изменениям внешней среды

в) Способствуют приспособлению к периодически повторяющимся изменениям внешней среды.

г) Способствуют приспособление к экстренным изменениям внешней среды.

 

 

Отметьте слово или словосочетание, на Ваш взгляд, не связано с остальными.

а) Унитарная реакция

б) Л.В.Крушинский

в) Комплекс фиксированных действий

г) Биологическая форма поведения

 

Какие из составляющих всего комплекса поведения не являются наследственно обусловленными?

а). Инстинкты

б) Обучение

в) Рассудочная деятельность

г) Импринтинг

 

5. Какие из составляющих всего комплекса по<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.160.6 (0.015 с.)