Тема 5.1 Теория сравнительных преимуществ и протекционизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5.1 Теория сравнительных преимуществ и протекционизм.



 

Закрытая и открытая экономика. Теория сравнительных преимуществ. Модификации теории сравнительных преимуществ. Международная торговля и распределение доходов. Теория тарифов и проблемы протекционизма в международной торговле. Доводы в пользу протекционизма. Избирательный протекционизм.

 

Тема 5.2 Платежный баланс и обменный курс.

 

Структура платежного баланса. Макроэкономическая роль платежного баланса. Проблема внешнеэкономического равновесия. Понятие валютного курса. Международные системы валютных курсов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

По теме 4.5. проводится тренинг «Роль и функции денег», по теме 4.7 «Экономический рост» проводится тренинг «Факторы экономического роста», по теме 4.4 проводится презентация творческого проекта «Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица, инфляция»

Задания для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их выполнению приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий. Способы контроля самостоятельной работы приведены в разделе «Контроль знаний студентов. Оценочные средства» настоящей программы;

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

При изучении дисциплины «Экономическая теория» используется бально - рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-бальной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 80 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (зачет) – 20 баллов.

 

Таблица 1

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям

 

№ п/п Учебный модуль Максимальное количество баллов
  Модуль 1  
  Модуль 2  
  Модуль 3  
  ИТОГО  
  Модуль 4  
  Модуль 5  
  ИТОГО  

 

 

Таблица 2

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и

самостоятельной работы

 

№ п/п Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов Количество баллов
  Доклад с презентацией 0-10
  Тестирование 0-3
  Подготовка вопросов по теме, задач 0-7
  Блиц-опрос по определениям 0-1
  Ответ на теоретический вопрос 0-3
  Решение практических задач 0-3
  Дополнение по теме 0-3
  Курсовая работа 0-8
  Участие в деловой учебной игре 0-2
  Экономический диктант  
  Заполнение 1 темы рабочей тетради 0- 3
  Другие виды работ и способы контроля 0-2

 

Таблица 3

Распределение способов контроля по учебным модулям

 

№ п/п Название раздела (учебного модуля), темы Способы контроля
  Модуль 1. Подготовка сообщения с презентацией – 4; решение практических задач и ответы на тесты –3; ответы с места – 2; заполнение рабочей тетради (2 темы) – 6.
  Модуль 2 Подготовка сообщения с презентацией – 5; решение практических задач и ответы на тесты –3; ответы с места – 4 (2 по 2 балла); экономический диктант - 3
  Модуль 3 Подготовка сообщения с презентацией – 5; Подготовка тестов и задач – 5; решение практических задач и ответы на тесты –15(5 раз по 3 балла); ответы с места – 10 (5 раз по 2 балла); заполнение рабочей тетради (5 тем) – 15.
  Модуль 4 Подготовка сообщения с презентацией – 5; Подготовка тестов и задач – 10(2 раза по 5 баллов); решение практических задач и ответы на тесты –9(3 раз по 3 балла); ответы с места – 8(4 раза по 2 балла); контрольная работа – 10 (2 раза по 5 баллов).
  Модуль 5 Подготовка сообщения с презентацией – 5; Подготовка тестов и задач – 5; решение практических задач и ответы на тесты –3; ответы с места – 2;курсовая работа – 8; Контрольная работа – 5.
       

 

Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины в первом семестре определяется суммой набранных баллов.

Студенты, набравшие в семестре 60 и более баллов, получает «зачет» по результатам работы в семестре.

Студенты, набравшие в семестре не менее 40 баллов, но не более 60 сдают зачет в общем порядке.

Студенты, набравшие в семестре менее 40 баллов к зачету не допускаются.

Во втором семестре перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки проводится для экзамена по следующей шкале:

Менее 60 баллов – «неудовлетворительно»;

60-69 баллов - «удовлетворительно»;

70-89 баллов – «хорошо»;

90-100 баллов – «отлично».

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон РФ от 13.10.1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности».

2. Федеральный закон РФ от 14.04.1998 г. № 63-Ф3 «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

3. Федеральный закон РФ от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

4. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Литература

Основная

1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011.

Дополнительная

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник - М: ДиС, 2009.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – М.: Проспект, 2009.

3. Вечканов Г.С. Экономическая теория.2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

4. Видяпин В.И. Экономическая теория, СПб. Изд. «Питер», 2009г

5. Данилина Л.С. Макроэкономическая нестабильность. Конспект лекций.- М.: изд-во Российской таможенной академии, 2009.

6. История экономических учений /Под ред. В.С.Автономова, О.И.Ананьина, Н.А.Макашевой: учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2009.

7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. – М.: Норма, 2009.

8. Янова В.В. Экономическая теория: учеб. Пособие – М.: НОРМА, 2009.

9. Сажина М.А. Экономическая теория: учебник – М.: /М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков. М.: НОРМА, 2009.

10. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учеб. Пособие / Р.Г. Янбарисов. – М.: Форум: – М.Инфра – М.,2009

периодические издания:

1. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. Научный журнал.

2. Вестник Российской экономической Академии имени Г.В.Плеханова. Научный журнал.

3. Вопросы экономики. Ежемесячный журнал Российской Академии наук.

4. Мировая экономика и международные отношения. Ежемесячный журнал Российской Академии наук.

5. Российский экономический журнал. Научно-практический ежемесячный журнал.

6. Экономика и жизнь. Газета.

7. Экономист. Ежемесячный научно-практический журнал.

8. Эксперт. Еженедельный журнал.

Методические рекомендации (указания)

1.Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий по дисциплине «экономическая теория» - М.: изд-во Российская таможенная академия,2011г.

2. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.- М.: изд-во Российская таможенная академия, 2010 г.

3. Учебно-методические указания по написанию курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория»,.- М.: изд-во Российская таможенная академия, 2008 г.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

1. www.government.ru (сайт Правительства РФ)

2.. www.gks.ru (сайт Госкомстата РФ).

3. www.economy.gov.ru (сайт Минэкономразвития РФ).

4. www.cbr.ru (сайт Центрального банка РФ).

5. www.minfin.ru (Сайт Минфина РФ).

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

1. Персональные ЭВМ с доступом в Интернет, электронной библиотеке ВУЗа и к Справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».

2. Проекционное оборудование.

3. Для проведения промежуточной аттестации и аттестации по отдельным разделам дисциплины требуется компьютерный класс с установленной системой «АСТ-Тест».

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

Экономическая теория является наукой о том, как потребители, предприятия и правительства осуществляют экономический выбор и каким образом в результате взаимодействия этих решений в обществе формируется совокупное распределение ограниченных дефицитных ресурсов. Знать экономическую теорию - это значит не только правильно понимать прошлое и настоящее, но и четко формулировать такие широко признанные экономические цели, как экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность и рациональный баланс международной торговли и финансов.

Экономическая теория изучает проблемы эффективного использования редких ограниченных ресурсов на двух взаимосвязанных уровнях: микроуровне и макроуровне.

Курс «Экономическая теория» состоит из 5 разделов, включающих 22 темы. В первом разделе (4 темы) рассматриваются общие понятия экономической теории. Особое внимание уделено предмету и методу экономической теории, факторам производства, проблеме ограниченности в экономике, собственности. Второй раздел (2 темы) посвящен изучению основных этапов развития экономической теории. Отдельной темой представлены современные направления экономической теории, в том числе институциональное направление. Для успешного освоения второго раздела обязательно следует обратиться к дополнительной литературе, первоисточникам. Третий раздел (6 тем) посвящен изучению основ микроэкономики. Следует уяснить категории спроса, предложения, эластичности, производства. Отдельной темой представлена теория потребительского поведения. Значительное место отводится изучению конкуренции, включая совершенную и несовершенную конкуренцию. Трудности может представлять изучение темы 3.6 «Рынки факторов производства». Обратите внимание на сущность и механизм функционирования рынка труда, рынка капитала, рынка земли. В четвертом разделе (8 тем) излагаются проблемы макроэкономики: основные макроэкономические показатели, макроэкономические модели, макроэкономическая нестабильность, основные направления и инструменты государственного регулирования экономики. В пятом разделе (2 темы) рассматриваются международные аспекты экономической теории.

В преподавании дисциплины рекомендуется использовать интерактивные формы обучения, основанные на принципах взаимодействия, активности обучаемых, обязательной обратной связи: проблемной лекции, бинарные лекции; семинарские занятия в форме тренингов, круглых столов, проектной деятельности и занятий в диалоговом режиме (пресс-конференции, дебаты и т.п.).

В начале изучения дисциплины рекомендуется ознакомиться с настоящей программой. Учебный материал по дисциплине «Экономическая теория» студенты изучают не только в процессе учебных занятий, но и самостоятельно. Поэтому важное значение имеет правильная организация самостоятельной работы, глубокое изучение основной и дополнительной учебной литературы, самоконтроль за ходом занятий.

При изучении учебной литературы рекомендуется следующий порядок работы. В соответствии с программой курса надо ознакомиться с вопросов, которые входят в данную тему. Затем следует прочитать соответствующую главу учебника и приступить к чтению дополнительной учебной литературы, рекомендуемой к данной теме. После того, как рекомендуемые источники изучены, необходимо вновь возвратиться к программе дисциплины и посмотреть, не упущены ли какие-либо вопросы.

Для глубокого усвоения изучаемых вопросов и закрепления в памяти важнейших положений экономической теории большую помощь оказывает краткое письменное изложение прочитанного материала. Существует несколько видов записей. Наиболее распространенными из них являются: план, развернутый план, тезисы, конспект.

План представляет собой краткий перечень вопросов в том порядке, который дается самим автором изучаемого материала.

Развернутый (или сложный) план - это запись с указанием не только наиболее важных вопросов изучаемой работы, но и вопросов, развивающих ее основные мысли.

Тезисом называется краткая формулировка высказанного автором изложения. Обычно тезис отвечает на вопрос плана, раскрывает его содержание, приводит доказательство основных выводов работы, сжато излагает то, что полно показано в источнике. Тезисы дают возможность выделить и глубже усвоить основные идеи, приучают к четким формулировкам. Они составляются после усвоения основных идей учебной литературы путем их сжатого и последовательного изложения по пунктам.

Конспект - наиболее совершенный, хотя и сложный вид записи прочитанного. В него включаются план, тезисы и выписки из изучаемой работы. Конспектирование рекомендуется студентам в качестве важного средства закрепления в памяти прочитанного материала. Конспект позволяет быстро мобилизовать накопленные знания перед зачетом и экзаменом, перед выступлением на семинарах, при подготовке доклада и т.д.

По завершении первого семестра студенты сдают зачет. По завершении второго семестра при защите курсовой работы на положительную оценку студенты допускаются к сдаче экзамена. Для подготовки к экзамену необходимо повторить весь изученный и систематизированный в течении семестра материал, подготовить краткие письменные ответы на отдельные вопросы с использованием схем, специальной учебной, научной литературы, нормативных правовых документов, статистических данных, аналитических материалов, которые приведены в списке литературы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.56.41 (0.026 с.)