Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Общие проблемы экономической теории↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
- изучение закономерностей функционирования современного рыночного механизма, который лежит в основе различных хозяйственных систем, - освоение научных и эмпирических знаний о возможностях эффективного использования производственных ресурсов; - формирование у студентов основ экономического мышления, позволяющего понимать процессы, происходящие в современной экономике. Задачи: - уяснение студентами теоретических основ и закономерностей функционирования рыночной экономики; - выработка у студентов системного представления о структуре и тенденциях развития российской и мировой экономики; - овладение специальной экономической терминологией; - изучение специфики поведения основных субъектов рыночной экономики: домохозяйств, фирм, государства; - формирование навыков самостоятельной оценки микроэкономических явлений с позиции рационализации хозяйственных процессов в целях максимизации выгод и минимизации потерь; - развитие у студентов умения выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА (ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИТЕТА) Дисциплина относится к базовой части, гуманитарного, социального и экономического цикла ООП ВПО. Требования к входным знаниям студента, необходимым для изучения дисциплины. Для изучения дисциплины студент должен: знать: учебные предметы основной образовательной программы среднего (полного) общего образования: «Обществознание», «Математика», «Экономика». уметь: запоминать и анализировать основные законы природы и общества, осознавать взаимосвязь науки экономическая теория с другими науками. владеть: основами проведения простейших исследований. Дисциплина является предшествующей для дисциплин (модулей): - гуманитарного, социального и экономического цикла: модуль «Геоэкономика»; - профессионального цикла: модуль «Финансы и бухгалтерский учет» (базовая часть), «Ценообразование во внешней торговле» (базовая часть), модуль «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности» (базовая часть), модуль «Управление таможенным делом» (базовая часть), модуль «Общий и таможенный менеджмент» (базовая часть), «Экономика таможенного дела» (базовая часть), «Экономическая безопасность» (базовая часть), «Валютное регулирование и валютный контроль» (базовая часть), «Таможенные платежи» (базовая часть).
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 036401 «Таможенное дело» направлен на формирование следующих компетенций (элементов компетенций): общекультурных (ОК): - способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности (ОК- 5) в части применения основных положений экономической теории; профессиональных (ОП): - способностью понимать экономические процессы, происходящие в обществе, анализировать тенденции развития российской и мировой экономики (ПК-4) в части применения основных положений экономической теории; - способностью анализировать потенциал регионального, отраслевого и функционального строения национальной экономики (ПК-5) в части овладения навыками по применению знаний экономической теории при изучении объектов государственного регулирования экономики; - умением проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности, критически оценивать полученные результаты и делать выводы (ПК-46 ) в части проведения научных исследований при выполнении курсовой работы по изучаемой дисциплине; - способен представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах (отчетах, справках, докладах, научных публикациях) владеет навыками ведения научной дискуссии и аргументирования в научном споре (ПК-47) в части ведения научной дискуссии и аргументирования в научном споре по вопросам экономической теории. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - методологические основы исследования экономических процессов; - принципы, законы и модели рыночной экономики; - различные типы экономических систем; - структуру рыночной экономики; - основные законы развития экономики и механизмы функционирования и регулирования рыночного хозяйства; - рынки потребительских товаров: спрос, предложение, рыночная цена; - рынки экономических ресурсов: факторов производства, денег, финансовых активов; - макроэкономические модели рыночной экономики; - инструменты государственного регулирования экономики; - общее и особенное в странах с современной рыночной экономикой; - ключевые проблемы современной экономической теории. - многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе; - основные экономические институты общества. уметь: - определять с помощью кривых производственных возможностей альтернативные издержки; - оценивать величину и уровень спроса и определить потребительское поведение; - измерять величину и уровень предложения и определять поведение производителя; - выявлять и анализировать основныетенденции развития экономик Российской Федерации и стран мира; - определять потенциал рынков экономических ресурсов: труда, земли, капитала; - рассчитывать порог рентабельности; - воздействовать на структуру издержек предприятия в краткосрочном и долгосрочном периоде; - формулировать актуальные макроэкономические цели общества, реализация которых является приоритетной на конкретном этапе хозяйственного развития; - рассчитывать основные макроэкономические показатели; - оценивать макроэкономическую нестабильность; - выявлять причины, инструменты и границы вмешательства государства в экономику; - анализировать мировые товарные рынки; владеть: - понятийным аппаратом экономической теории и основными приемами анализа микро- и макроэкономических процессов; - методами влияния экономических агентов на микрорынки; - знаниями о специфике национальной макроэкономической политики; - теориями о закономерностях глобализации мировой экономики.
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (Очная)
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (Заочная)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (Очная)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(Заочная)
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в экономику. Предмет экономической науки. Общественное производство и его структура. Материальное производство и нематериальное производство. Сфера услуг. Становление и развитие предмета экономической теории. Понятия «экономическая теория», «политическая экономия», «экономикс»: поиск консенсуса. Ступени познания экономических явлений: производственные отношения, экономические законы и экономические интересы. Производственные отношения и их место в системе общественных отношений. Соотношение между производством, распределением, обменом и потреблением материальных и духовных благ. Собственность - основное производственное отношение экономической системы. Экономические законы как господствующие тенденции, их объективный характер. Классификация экономических законов. Всеобщие, общие и специфические экономические законы. Механизм действия и использования экономических законов. Экономические цели общества. Структура экономической теории: цели, ограничения, варианты выбора Метод экономической теории. Научные абстракции. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Историзм, логика и диалектика. Методы экономического анализа. Специальные методы (социологические, психологические, политологические). Неформальные методы в экономическом анализе (эвристика, интуитивизм и др.). Моделирование. Основные отличия научного от обыденного экономического мышления. Роль эксперимента в экономическом исследовании. Структура курса экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. Нормативная и позитивная экономическая теория. Функции экономической теории. Экономическая теория и прикладные экономические науки. Лауреаты Нобелевской премии по экономике Альтернативные издержки. Кривые производственных возможностей (или трансформации). Экономика полной занятости. Экономика частичной (неполной) занятости. Производственные возможности и координирование экономических выборов Рынок. Множественность определений рынка. Субъекты и объекты рынка. Функции рынка. Развитое товарное производство. Социализированное товарное производство. Инфраструктура рыночной экономики. Достоинства и недостатки рыночного механизма. ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Цивилизации
Основные этапы развития экономической теории. Учения мыслителей Древнего мира и средневековья. Меркантилизм – первая экономическая школа. Меркантилизм в России. Физиократия. Марксизм. Классическая политическая экономия. Экономическое учение А. Смита. Историческая школа в экономике. Ф. Лист. Маржинальная революция. Австрийская экономическая школа. Государства
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ По теме 4.5. проводится тренинг «Роль и функции денег», по теме 4.7 «Экономический рост» проводится тренинг «Факторы экономического роста», по теме 4.4 проводится презентация творческого проекта «Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица, инфляция» Задания для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их выполнению приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий. Способы контроля самостоятельной работы приведены в разделе «Контроль знаний студентов. Оценочные средства» настоящей программы;
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА При изучении дисциплины «Экономическая теория» используется бально - рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-бальной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 80 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (зачет) – 20 баллов.
Таблица 1 Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям
Таблица 2 Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы
Таблица 3 Распределение способов контроля по учебным модулям
Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины в первом семестре определяется суммой набранных баллов. Студенты, набравшие в семестре 60 и более баллов, получает «зачет» по результатам работы в семестре. Студенты, набравшие в семестре не менее 40 баллов, но не более 60 сдают зачет в общем порядке. Студенты, набравшие в семестре менее 40 баллов к зачету не допускаются. Во втором семестре перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки проводится для экзамена по следующей шкале: Менее 60 баллов – «неудовлетворительно»; 60-69 баллов - «удовлетворительно»; 70-89 баллов – «хорошо»; 90-100 баллов – «отлично».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Литература Основная 1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011. Дополнительная 1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник - М: ДиС, 2009. 2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – М.: Проспект, 2009. 3. Вечканов Г.С. Экономическая теория.2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. 4. Видяпин В.И. Экономическая теория, СПб. Изд. «Питер», 2009г 5. Данилина Л.С. Макроэкономическая нестабильность. Конспект лекций.- М.: изд-во Российской таможенной академии, 2009. 6. История экономических учений /Под ред. В.С.Автономова, О.И.Ананьина, Н.А.Макашевой: учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2009. 7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. – М.: Норма, 2009. 8. Янова В.В. Экономическая теория: учеб. Пособие – М.: НОРМА, 2009. 9. Сажина М.А. Экономическая теория: учебник – М.: /М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков. М.: НОРМА, 2009. 10. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учеб. Пособие / Р.Г. Янбарисов. – М.: Форум: – М.Инфра – М.,2009 периодические издания: 1. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. Научный журнал. 2. Вестник Российской экономической Академии имени Г.В.Плеханова. Научный журнал. 3. Вопросы экономики. Ежемесячный журнал Российской Академии наук. 4. Мировая экономика и международные отношения. Ежемесячный журнал Российской Академии наук. 5. Российский экономический журнал. Научно-практический ежемесячный журнал. 6. Экономика и жизнь. Газета. 7. Экономист. Ежемесячный научно-практический журнал. 8. Эксперт. Еженедельный журнал. Методические рекомендации (указания) 1.Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий по дисциплине «экономическая теория» - М.: изд-во Российская таможенная академия,2011г. 2. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.- М.: изд-во Российская таможенная академия, 2010 г. 3. Учебно-методические указания по написанию курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория»,.- М.: изд-во Российская таможенная академия, 2008 г. ДИСЦИПЛИНЫ 1. Персональные ЭВМ с доступом в Интернет, электронной библиотеке ВУЗа и к Справочно-правовой системе «КонсультантПлюс». 2. Проекционное оборудование. 3. Для проведения промежуточной аттестации и аттестации по отдельным разделам дисциплины требуется компьютерный класс с установленной системой «АСТ-Тест». ДИСЦИПЛИНЫ Экономическая теория является наукой о том, как потребители, предприятия и правительства осуществляют экономический выбор и каким образом в результате взаимодействия этих решений в обществе формируется совокупное распределение ограниченных дефицитных ресурсов. Знать экономическую теорию - это значит не только правильно понимать прошлое и настоящее, но и четко формулировать такие широко признанные экономические цели, как экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность и рациональный баланс международной торговли и финансов. Экономическая теория изучает проблемы эффективного использования редких ограниченных ресурсов на двух взаимосвязанных уровнях: микроуровне и макроуровне. Курс «Экономическая теория» состоит из 5 разделов, включающих 22 темы. В первом разделе (4 темы) рассматриваются общие понятия экономической теории. Особое внимание уделено предмету и методу экономической теории, факторам производства, проблеме ограниченности в экономике, собственности. Второй раздел (2 темы) посвящен изучению основных этапов развития экономической теории. Отдельной темой представлены современные направления экономической теории, в том числе институциональное направление. Для успешного освоения второго раздела обязательно следует обратиться к дополнительной литературе, первоисточникам. Третий раздел (6 тем) посвящен изучению основ микроэкономики. Следует уяснить категории спроса, предложения, эластичности, производства. Отдельной темой представлена теория потребительского поведения. Значительное место отводится изучению конкуренции, включая совершенную и несовершенную конкуренцию. Трудности может представлять изучение темы 3.6 «Рынки факторов производства». Обратите внимание на сущность и механизм функционирования рынка труда, рынка капитала, рынка земли. В четвертом разделе (8 тем) излагаются проблемы макроэкономики: основные макроэкономические показатели, макроэкономические модели, макроэкономическая нестабильность, основные направления и инструменты государственного регулирования экономики. В пятом разделе (2 темы) рассматриваются международные аспекты экономической теории. В преподавании дисциплины рекомендуется использовать интерактивные формы обучения, основанные на принципах взаимодействия, активности обучаемых, обязательной обратной связи: проблемной лекции, бинарные лекции; семинарские занятия в форме тренингов, круглых столов, проектной деятельности и занятий в диалоговом режиме (пресс-конференции, дебаты и т.п.). В начале изучения дисциплины рекомендуется ознакомиться с настоящей программой. Учебный материал по дисциплине «Экономическая теория» студенты изучают не только в процессе учебных занятий, но и самостоятельно. Поэтому важное значение имеет правильная организация самостоятельной работы, глубокое изучение основной и дополнительной учебной литературы, самоконтроль за ходом занятий. При изучении учебной литературы рекомендуется следующий порядок работы. В соответствии с программой курса надо ознакомиться с вопросов, которые входят в данную тему. Затем следует прочитать соответствующую главу учебника и приступить к чтению дополнительной учебной литературы, рекомендуемой к данной теме. После того, как рекомендуемые источники изучены, необходимо вновь возвратиться к программе дисциплины и посмотреть, не упущены ли какие-либо вопросы. Для глубокого усвоения изучаемых вопросов и закрепления в памяти важнейших положений экономической теории большую помощь оказывает краткое письменное изложение прочитанного материала. Существует несколько видов записей. Наиболее распространенными из них являются: план, развернутый план, тезисы, конспект. План представляет собой краткий перечень вопросов в том порядке, который дается самим автором изучаемого материала. Развернутый (или сложный) план - это запись с указанием не только наиболее важных вопросов изучаемой работы, но и вопросов, развивающих ее основные мысли. Тезисом называется краткая формулировка высказанного автором изложения. Обычно тезис отвечает на вопрос плана, раскрывает его содержание, приводит доказательство основных выводов работы, сжато излагает то, что полно показано в источнике. Тезисы дают возможность выделить и глубже усвоить основные идеи, приучают к четким формулировкам. Они составляются после усвоения основных идей учебной литературы путем их сжатого и последовательного изложения по пунктам. Конспект - наиболее совершенный, хотя и сложный вид записи прочитанного. В него включаются план, тезисы и выписки из изучаемой работы. Конспектирование рекомендуется студентам в качестве важного средства закрепления в памяти прочитанного материала. Конспект позволяет быстро мобилизовать накопленные знания перед зачетом и экзаменом, перед выступлением на семинарах, при подготовке доклада и т.д. По завершении первого семестра студенты сдают зачет. По завершении второго семестра при защите курсовой работы на положительную оценку студенты допускаются к сдаче экзамена. Для подготовки к экзамену необходимо повторить весь изученный и систематизированный в течении семестра материал, подготовить краткие письменные ответы на отдельные вопросы с использованием схем, специальной учебной, научной литературы, нормативных правовых документов, статистических данных, аналитических материалов, которые приведены в списке литературы. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
- изучение закономерностей функционирования современного рыночного механизма, который лежит в основе различных хозяйственных систем, - освоение научных и эмпирических знаний о возможностях эффективного использования производственных ресурсов; - формирование у студентов основ экономического мышления, позволяющего понимать процессы, происходящие в современной экономике. Задачи: - уяснение студентами теоретических основ и закономерностей функционирования рыночной экономики; - выработка у студентов системного представления о структуре и тенденциях развития российской и мировой экономики; - овладение специальной экономической терминологией; - изучение специфики поведения основных субъектов рыночной экономики: домохозяйств, фирм, государства; - формирование навыков самостоятельной оценки микроэкономических явлений с позиции рационализации хозяйственных процессов в целях максимизации выгод и минимизации потерь; - развитие у студентов умения выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА (ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИТЕТА) Дисциплина относится к базовой части, гуманитарного, социального и экономического цикла ООП ВПО. Требования к входным знаниям студента, необходимым для изучения дисциплины. Для изучения дисциплины студент должен: знать: учебные предметы основной образовательной программы среднего (полного) общего образования: «Обществознание», «Математика», «Экономика». уметь: запоминать и анализировать основные законы природы и общества, осознавать взаимосвязь науки экономическая теория с другими науками. владеть: основами проведения простейших исследований. Дисциплина является предшествующей для дисциплин (модулей): - гуманитарного, социального и экономического цикла: модуль «Геоэкономика»; - профессионального цикла: модуль «Финансы и бухгалтерский учет» (базовая часть), «Ценообразование во внешней торговле» (базовая часть), модуль «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности» (базовая часть), модуль «Управление таможенным делом» (базовая часть), модуль «Общий и таможенный менеджмент» (базовая часть), «Экономика таможенного дела» (базовая часть), «Экономическая безопасность» (базовая часть), «Валютное регулирование и валютный контроль» (базовая часть), «Таможенные платежи» (базовая часть).
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 036401 «Таможенное дело» направлен на формирование следующих компетенций (элементов компетенций): общекультурных (ОК): - способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности (ОК- 5) в части применения основных положений экономической теории; профессиональных (ОП): - способностью понимать экономические процессы, происходящие в обществе, анализировать тенденции развития российской и мировой экономики (ПК-4) в части применения основных положений экономической теории; - способностью анализировать потенциал регионального, отраслевого и функционального строения национальной экономики (ПК-5) в части овладения навыками по применению знаний экономической теории при изучении объектов государственного регулирования э
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.143.21 (0.012 с.) |