Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обобщающие выводы из всего курса

Поиск

Разные уроки можно извлечь из истории, если, разумеется, хотеть это делать, что людям

чаше всего несвойственно — народы, их правители, как и каждый отдельный человек, склонны

убеждаться в плодотворности или ложности тех или иных действий на собственном опыте,

ради чего готовы повторять ошибки предков, какую бы цену им ни приходилось платить... И

все же с древнейших времен и по сию пору ученые и художники изучают историю в надежде

на то, что это окажется полезным современникам и потомкам, что знание истории чему-то их

научит. Думаю, в наши дни, осмысляя много сотен тысяч лет истории человечества и

несколько тысячелетий развития цивилизации, мы имеем возможность сделать из обретенного

знания основной вывод: велика, всемогуща, ничем не оборима сама сила истории как

закономерного хода развития человечества, во всех трех ее ипостасях — истории рода

людского, истории каждого народа и биографии индивида, которая есть его личная история.

История всемогуща, ибо она есть специфическое проявление в бытии человека и

человечества общих законов развития, сложившихся в жизни природы: движение от низших,

более простых структур к высшим, более сложным, движение внутренне детерминированное

и потому закономерное, при всех случайных внешних воздействиях на саморазвивающуюся

систему, и движение необратимое — не наивное библейское «возвращение на круги своя», а

гераклитова быстротекущая река, в одну и ту же воду которой нельзя войти дважды, «потому

что вода уже не та и ты уже не тот».

Познание развития — самой сложной формы движения — это высшее завоевание

философской и научной мысли человечества: от гениальной интуиции античного диалектика

Гераклита через выявление основных законов развития Г. Гегелем и изучение их

специфического проявления в истории общества К. Марксом к современному научному

постижению синергетикой развития как нелинейных процессов самоорганизации,

дезорганизации и реорганизации сложных систем. Ныне у нас есть все возможности сделать из

выработанного знания этих законов не только научно-теоретические, но и практические

выводы, что особенно важно в критическую для самого бытия человечества эпоху.

Данные выводы не могут не отличаться и от умозрительного расчета Г. Гегеля на то, что

развитие человечества завершится на достигнутой им высшей ступени «самопознания Духа»,

— представления, переложившего на философский язык религиозно-мифологическое упование

на вечное блаженство человечества в потустороннем мире и, в свою очередь, пересказанного

политическим рассуждением Ф. Фукуямы о «конце истории». Развитие человечества

бесконечно и может завершиться лишь с его исчезновением.

В той мере, в какой мы познаем законы истории, а она обусловлена относительностью

всякого знания, мы можем так или иначе сознательно ориентировать практическую

деятельность. Проверенные изучением пройденного человечеством пути нелинейность его

движения и роль аттракторов в выборе оптимальной траектории следования заставляют

признать невозможность ни сохранения status quo, в нынешнем ли его состоянии или сколь

угодно прельщающем грядущем, ни возвращения к даже самому прекрасному прошлому.

Нельзя не согласиться с К. Марксом: бесплодны попытки возродить в Новое время античный

эпос, ибо объективный закон необратимости развития не позволяет человечеству, как и

отдельному человеку, возвращаться в состояние детства, какой бы сильной ни была

романтическая ностальгия по нему. Речь должна идти, следовательно, об осознанно-

целенаправленном движении в будущее, траектория которого прогнозируема настолько,

насколько наши знания и наша интуиция позволяют «нащупать» аттрактор, притягивающий

настоящее к будущему. Конечно, соответствие наших действий «зову аттрактора» проверяется

будущим, когда «переиграть» сделанное уже невозможно, но было бы печально, если бы это

оправдало отказ от социокультурной футурологии.

Второй важнейший вывод, следующий из проведенного в этом курсе анализа, состоит в

опровержении отрицающей историю культуры теории

«локальных цивилизаций». Ее сторонники, от О. Шпенглера до Л. Н. Гумилева, как и те

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 343

историки культуры, которые в русле «сравнительного изучения цивилизаций» ищут сегодня

способы соединить последнюю с идеей прогресса, не получают достаточно убедительных

результатов, по моему убеждению, потому, что игнорируют методологию синергетического

осмысления исторического процесса, а она-то и дает культурологу научно-философски

обоснованное представление о единстве общих закономерностей процесса развития сложных

систем и нелинейной его структуре, выражающейся в диверсификации его состояний в ходе

движения от одного типа упорядоченности к другому через преобладание возникающего хаоса

над былой гармонией. Применение этого взгляда к изучению самого сложного процесса

развития — развития культуры с неизвестной другим процессам активностью множества

субъектов, обладающих свободой воли и возможностью целенаправленного воздействия на

данный процесс, внутри, а не во-вне которого они находятся (с необходимой поэтому

корректировкой методологической программы исследования), — позволяет проверить фактами

реального исторического процесса его синергетическое осмысление. Во всяком случае,

предпринятый в этом курсе лекций опыт такого рода, при всей его эскизности и неизбежной

схематичности, убеждает в продуктивности данного подхода, ибо он дает ответы на многие

вопросы, остававшиеся до сих пор без решения или даже вообще не поставленные. А ответы

эти важны не только исторической науке, культурологии и философии, но и практической

деятельности во всех сферах культуры — в реализации отношений личностного и

общечеловеческого, современного и наследуемого, новаторского и традиционного,

профессионального и самодеятельного, отношений Запада и Востока, Севера и Юга в сфере

культуры. Один из крупнейших ученых XX века Э. Ласло имел все основания утверждать, что

«мы живем в поистине интересные времена, и это вполне объяснимо: мы живем в век

величайшей бифуркации за всю историю человечества».

Выход из того состояния хаоса, в каком оказался Западный мир в XX веке и к чему

неудержимо движется вестернизирующиеся Восток и Юг, не в биохимии и не в возрождении

той или иной мифологической формы духовности, а в выработке такого типа социокультурной

практикиобщественного производства и культурной организации общественной жизни,

которая в нынешнем состоянии бифуркации станет альтернативой самоуничтожению

человечества. Другой вопрос — сумеет ли оно решить эту задачу, нащупает ли оно тот

аттрактор, который выведет его к более совершенной форме самоорганизации; на этот во-

прос наука ответить не может, отвечает на него вера или неверие в силы человеческого

разума.

Если слушающий мои лекции студент или читатель этой книги задумается над тем, зачем

ему знание истории культуры, я отвечу словами мудрого Германа Гессе из его философского

романа «Игра в бисер»: мы часто забываем, что находимся не вне истории, как ее сторонние

наблюдатели и исследователи, но что «сами мы — отрезок истории, нечто постепенно

возникавшее и осужденное на гибель, если мы потеряем способность к дальнейшему

становлению и изменению. Мы сами история и тоже несем ответственность за мировую

историю и за свою позицию в ней». Между тем, «нам очень не хватает сознания этой

ответственности».

Библиография. ПЕРЕЧЕНЬ ТРУДОВ, ЦИТИРУЕМЫХ ИЛИ

УПОМИНАЕМЫХ В КНИГЕ:

В 15-20 ЛЕКЦИЯХ

Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.-Л., 1939.

Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

Альберти. Леон Батиста. М., 1977.

Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000.

Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

Анисимов Е. Время петровских реформ. Л., 1989.

Античное наследие в культуре Возрождения. М, 1984.

Антология педагогической мысли России XVIII века. М., 1985.

Барг M. А. Эпохи и идеи. Становление историзма М. 1987

Барг М. А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма: становление историзма. М., 1998.

Барокко в славянских культурах. М., 1982.

Боткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.

Боткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М.. 1995.

Батракова С. П. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектуры XX

века. М., 1990.

Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма. В кн.: Бахтин М. М.

Эстетика словесного творчества. М., 1986.

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 344

Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 1-13. М., 1953-59.

Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. М., 1977.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 1-3. М.,

1988-1992.

Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.

Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. 1-2. СПб., 1905-1906.

Вейс Г История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная

энциклопедия в 3-х томах. М., 1999.

Век Просвещения. М.-Париж, 1970.

Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения. М., 1992.

Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 1913.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 1930.

Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. М., 1934.

Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI в. М., 1956.

Виппер Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века. М., 1957. Власов В.

Г. Стили в искусстве. Т. 1-3. СПб., 1995.

Воронина Т. С, Мальцева Н. Л., Стародубова В. В. Искусство Возрождения в Нидерландах,

Франции, Англии. М., 1994.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избр. работы. М., 1986. Герцен А. И. Полн.

собр. соч. Гоббс Т. Избр. произведения. Т. 1-2. М., 1954. Гоббс Т. Левиафан. М., 1936.

Городская культура: Средневековье и начало Нового времени. Л., 1986. Горфункель А. X.

Философия эпохи Возрождения. М., 1980. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. 2-е изд.

Л., 1990. Дворжак М. История итальянского искусства эпохи Возрождения. Т. 1-2. М., 1978.

Делёз Ж. Лейбниц и барокко. М., 1998. Декарт Р. Разыскание истины. СПб., 2000. Дживилегов

А. К. Итальянская народная комедия. М., 1962.

Дидерикс Г. А., Линдблад И. Т., Ноордам Д. И,, Квиспель Г. К, де Фриз Б. М. А., Фриз П. Г. Г.

ОТ аграрного общества к государству всеобщего благосостояния: Модернизация Западной

Европы с XV в. до 1980-х гг. М., 1998. Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980.

Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и

Реформации. М-Иерусалим, 2000.

Днепров В. Проблемы реализма. Л., 1961. Довчин Ё. Степная политическая культура. СПб.,

2000.

Жмудь Л. Я, Техническая мысль в античности, средневековье и Возрождении. СПб., 1995.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996. Земное искусство-небесная

красота: Искусство ислама. СПб., 2000. Знамеровская Т. П. Направление, творческий метод и

стиль в искусстве. Л., 1975. Зноско-Боровский М. Протоиерей. Православие. Римо-

католичество. Протестантизм и сектантство. Сравнительное богословие. Изд. 2-е. Свято-

Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

Иванов М. В. Судьба русского сентиментализма. СПб., 1996. Интернациональное и

национальное в литературах Востока. Сб. ст. М., 1972.

Иоффе И. И. Мистерия и опера (немецкое искусство XVI-XVIII вв.).

Иоффе И. И. Русский Ренессанс. Уч. зап. ЛГУ, серия филолог. наук 1944. № 9. Историко-

литературный процесс: Проблемы и методы изучения. Л., 1974. История государства и права

зарубежных стран. Часть 1.М., 1997; Часть 2. М., 1998. История культуры стран Западной

Европы в эпоху Возрождения. М., 1999. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сб.

текстов. Части I-II. Саратов, 1984— 1988.

Каган M. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.

Каган М. С. История культуры Петербурга. СПб., 2000.

Каган М. С. К проблеме переходного типа культуры. В сб.: Античная культура и

современная наука. М., 1985.

Каменский А. Б. От Петра I до Павла Г. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного

анализа. M., I999.

Каменский 3. А. Философские идеи русского просвещения (деистически-

материалистическая школа). М., 1971.

Кампанелла. Город солнца. М., 1954.

Каптерев П. Ф. История русской педагогики. 2-е изд. Пг., 1915.

Китай, Япония: История и филология. М, 1961.

Ключевский В. О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в

Москве. 1872-1875. М„ 1997.

Кнабе Г. С. Русская Античность: Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре

России. Программа — конспект лекционного курса М., 1999.

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 345

Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского.

М, 1934.

Коменский Я. А. Сочинения. (С вступит. статьей Д. И. Чижевского.) М., 1997.

Кондильяк Э. Б., де. Трактат о системах, в которых вскрываются их недостатки и

достоинства. М., 1938.

Конен В. Этюды о зарубежной музыке. 2-е изд. М, 1975.

Конрад Н. И. Запад и Восток. 2-е изд. М., 1972.

Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма. (Эстетические и художественные

искания). СПб, 1994.

Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века. Издание второе. М, 1987.

Кузнецов Б. Г. Развитие физических идей от Галилея до Эйнштейна в свете современной

науки. 2-е изд. М., 1966.

Культура Возрождения и общество М., 1986.

Культура Возрождения и Средние века. М., 1993.

Культура эпохи Возрождения. Л., 1986.

Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981.

Лабрюйер Ж. де. Характеры, или нравы нынешнего века. М.-Л., 1964.

Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. Т. 1-3. М., 1965-1979.

Леонардо да Винчи. Избр. произведения. Т. 1-2. СПб., 1999.

Лессинг Г.-Э. Гамбургская драматургия. М.-Л., 1936.

Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.

Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972.

Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. М., 1977.

Ливанова Т. История западно-европейской музыки до 1789 года. Т. 1-2. 2-е изд. М., 1982.

Лилли С. Люди, машины и история. История орудий труда и машин в ее связи с

общественным прогрессом. М., 1970.

Линник И. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин. Л., i 980.

Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967.

Литературные манифесты западно-европейских классицистов. М., 1980.

Лихачев Д. С. Прошлое-будущему: Статьи и очерки. Л., 1985.

Лихтенберг Г. Афоризмы. 2-е изд. М., 1965

Локк Д. Соч. В 3 т. М., 1985.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Лотман Ю. M. Сотворение Карамзина. М., 1998.

Мандер К., ван. Книга о художниках. М.-Л., 1940.

Мастера искусства об искусстве. Т. 2. М., 1966; Т. 3. М., 1967.

Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1966.

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1-3. М., 1994.

Мор Т. Утопия. М.-Л., 1947.

Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. М., 1971.

Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века. СПб., 1996.

Нуцубидзе Ш. И. Восточный Ренессанс и критика европоцентризма. М.. 1941.

Нуцубидзе Ш. И. Руставели и восточный Ренессанс. Тб., 1947.

Обломиевский Д. Французский классицизм. М., 1968.

О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. М., 1992.

О России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. Вып. I-II. М.,

1996.

Павлова Т. Уинстэнли. М., 1987.

Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., 1998.

Паскаль Б. Мысли. СПб., 1888.

Петров М. Т. Проблема Возрождения в советской науке: Спорные вопросы региональных

ренессансов. Л., 1989.

Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

Пнин И. П. Соч. М., 1936.

Погоняйло А. Г. Философия заводной игрушки или апология механицизма. СПб., 1998.

Политическая культура: теория и национальные модели. М., 1994.

Проблемы азербайджанского Ренессанса. Баку, 1984.

Проблемы истории и теории мировой культуры. М., 1974.

Проблемы периодизации истории литератур народов Востока. М., 1968.

Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

Рабинович В. С. Западная литература. История духовных исканий. М., 1994.

Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с

общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998.

Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология реформации. М., 1988.

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 346

Ревякина И. В. Итальянское Возрождение: Гуманизм второй половины XIV-первой

половины XV века. Новосибирск, 1975.

Ревякина И. В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV-первой

половины XV в. М., 1977.

Ренессанс, барокко, классицизм: проблема стилей в западно-европейском искусстве XVXIVII

веков. М., 1966.

Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып. 1. М., 1973.

Российская утопия: От идеального государства к совершенному обществу. СПб., 2000.

Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма. СПб., 2000.

Руссо Ж.-Ж. Избр. соч. в трех томах. М., 1961.

Рутенбург В. И Италия и Европа накануне Нового времени. Л., 1974.

Сад А., де. 120 дней Содома. М., 2000.

Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1999.

XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

Соколов M. H. Вечный Ренессанс:Лекции о морфологии культуры Возрождения. М., 1999.

Соколов П. А. История педагогических систем. СПб., 1913.

Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984.

Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991.

Сочинения императрицы Екатерины II. T. I-I1. СПб., 1849.

Спор о древних и новых. М., 1985.

Сунягин Г. Ф. Промышленный труд и культура Возрождения. Л., 1987.

Теоретические проблемы восточных литератур. М., 1969.

Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.

Токвиль А., де. Демократия в Америке. М, 1992.

Традиции образования и воспитания в Европе XI-XVII веков.

Сб. статей и материалов. Иваново, 1995.

Уинстенли Дж. Избранные памфлеты. М.-Л., 1950.

У истоков классической науки. М., 1968.

Унамуно М., де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. Агония христианства. М.,

1997.

Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы. М., 1991.

Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972.

Философия в «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера. М., 1994.

Философия эпохи ранних буржуазных революций. М, 1983.

Философский век. Альманах 13: Российская утопия эпохи Просвещения и традиции

мирового утопизма. Материалы Международной конференции. СПб., 2000.

Фишман О. Л. Китайский сатирический роман (эпоха Просвещения). М., 1966.

Художественная культура в капиталистическом обществе. Л., 1986.

Чайковская О. «Как любопытный скиф...»: Русский портрет и мемуаристика второй

половины XVIII века. М., 1990.

Чалоян В. К. Армянский Ренессанс. М., 1963.

Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.-Л., 1935.

Шпинарская Е. Н. Классицизм и барокко: историографический анализ. СПб., 1998.

Энгельс Ф. Диалектика природы. В: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20.

Энгельс Ф. Внешняя политика русского царизма. Там же, т. 22.

Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Там же, т. 19.

Эстетика Ренессанса. Т. 1-2. М., 1981.

Эткинд А. Хлыст: Секты, литература и революция. М., 1998.

Bazin G. The Baroque: Principles. Styles. Modes. Themes. N.-Y, 1968. Ferguson D. History of

Musical Thought. 3-d ed. N.-Y., 1959. Gnüg H. Der utopische Roman. München-Zürich, 1983.

Histoire de la musique. La musique occidentale du Moyen-Age à nos jours. Bordas, 1982.

Humanismus und Reformation als kulturelle Kräfte in der deutschen Geschichte. Ein Tagungsbericht.

Hrsg. von L.W. Spitz. B-N.-Y, 1981.

Kunst der Reformationszeit. DDR-B., 1983.

Kunst und Reformation. Hrsg. Von E.Ullman. Lpzg., 1982.

Mumford L. Technics and Civilization. N.-Y, 1963.

Mandrou R. Introduction à la France moderne (1500-1640). Essai de psychologie historique. P.,

1961.

Stolpe H. Aufklärung. Fortschritt. Humanität: Studien und Kritiken. B.-Weimar, 1989.

Von der Macht der Bilder: Beiträge des C.I.H.A.- Kolloquiums «Kunst und Reformation». Hrsg.

Von E.Ullman. Lpzg., 1983.

Weissbach W. Der Barock als Kunst der Gegenreformation. В., 1921.

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 347

В 21-22

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978.

Виноградов В. В. Эволюция русского натурализма: Гоголь и Достоевский. М, 1929.

Гегель. Лекции по эстетике. Сочинения. T. XII-XIV. М., 1938.

Герцен А. И. Собр. соч. в 30 т. М, 1954-1965.

Гришелева Л. Д. Формирование японской национальной культуры: Конец XVI-начало XX

века. М., 1986.

Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.

Жирмунский В. М. Гете в русской литературе. Л., 1982.

Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.

Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.

Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки. 1870-1917. М., 1987.

Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 2001.

Конт О. Курс позитивной философии. В издании «Родоначальники позитивизма». Вып. 4.

СПб., 1912.

Кравцова M. Е. История культуры Китая. СПб., 1999.

Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М, 1980.

Манн Т. Статьи 1929-1955 // Собр. Соч. Т. 10. М., 1961.

Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 8.

Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч.,

т. 4. Никифоров В. Н. Восток и всемирная история. Изд. 2-е. М., 1977.

Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991.

Осипова Е. Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии. М., 1995.

Петрова О. Символизм в русском изобразительном искусстве. СПб., 2000.

Спенсер Г. Собр. соч. Тт. 1-7. СПб., 1866 1869.

Спенсер Г. Автобиография. Части 1-2. СПб., 1914.

Уткина Н. Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России (вторая

половина XIX в.). М., 1975.

Фихте И. Г. Сочинения в двух томах. СПб., 1993.

Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. М., 1982.

Чаадаев П. Я. Соч. М., 1989.

Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. М.-

К., 1994.

Экспрессионизм. М., 1966.

Яковкина Н. И. История русской культуры. XIX век. СПб., 2000.

Ямпольский М. Наблюдатель. Очерки истории видения. М., 2000.

Die europäische Romantik. Fr.-am Main, 1972.

Gnüg H. Der utopische Roman. München-Zürich, 1983.

В 23-26 ЛЕКЦИЯХ

Адорно Т. В. Философия новой музыки. М., 2001.

Антология литературного авангарда XX века. СПб., 2000.

Африка. 1956-1961. М., 1961.

Африка в исследованиях ЮНЕСКО: Социально-экономическое и культурное развитие

стран Африки южнее Сахары. Сб. материалов по I и VOI программам ЮНЕСКО. М., 1991.

Африка: Культура и общественное развитие. М., 1984.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М.,

1999.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избр.

эссе. М., 1996.

Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.

Бердяев H. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Берлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001.

Бестужев-Лада И. В. Окно в будущее: Современные проблемы социального

прогнозирования. М., 1970.

Бестужев-Лада И. В. Мир 2000 года. М., 1988.

Боррадори Дж. Американский философ: Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом,

Нозиком, Данто, Рорти, Кейвлом, МакИнтайром, Куном. 2-е изд. М., 1999.

Бохенский Ю. М. Современная европейская философия. М., 2000.

Бранский В. П. Искусство и философия. Калининград, 1999.

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 348

Вайль П., Генис А. 60-е: Мир советского человека. М., 1996.

Война и мир в традиционных обществах (по материалам Западных исследований). Научно-

аналитический обзор. (Автор обзора — В. А. Шнирельман). М., 1992.

Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной

классической прогностики. 1952-1999. М., 2000.

Гаман Р. Эстетика. М., 1913.

Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

Декомб В. Современная французская философия. М., 2000.

Дианова В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.,

1999.

Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.

Днепров В. Черты романа XX века. М.-Л., 1965.

Дьюи Дж. Реконструкция в философии. М., 2001.

Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии (XI-XX вв.) СПб., 2001.

Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

Каган М. О времени и о себе... СПб., 1998.

Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.,

1997.

Кемеров В. Е., Коновалова Н. П. Восток и Запад: судьба диалога. Исследования.

Хрестоматия. Комментарии. Екатеринбург, 1999.

Кон И. С. Психология предрассудка. О социальных корнях этнических предубеждений.

«Новый мир», 1966, № 9.

Коновалова Ж. Ф. Миф в советской истории и культуре. СПб., 1998.

Косолапое В. Горизонты XX века. М., 1973.

Кравцова M. E. История культуры Китая. СПб., 1999.

Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М., 2000.

Кузнецов Б. Г. Наука в 2000 году. М., 1969.

Культурология. XX век. Т. 1-2. СПб., 1998.

Ленин В. И. К характеристике экономического романтизма // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.

2.

Ленин В. И. О культуре и искусстве. М., 1948.

Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. М., 2001.

Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.

Литература Востока в новейшее время (1917-1945). М., 1977.

Любарский Г. Е. Морфология истории: сравнительный метод и историческое развитие. М.,

2000.

Маке Ж. Цивилизации Африки южнее Сахары. М., 1974.

Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

Маркарян Э. С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000.

Маркс К. Письмо Ф. Энгельсу от 25 мая 1868 г. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 32

Мириманов В. Б. Искусство Тропической Африки: Типология. Систематика. Эволюция. М.,

1986.

Назарбаев Н. А. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997 М., 1997.

Насбит Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Метатенденции. Год 2000. М., 1992.

Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию

(МКОСР). М., 1989.

Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. Ч. 1. 1900-1945. М., 2001.

Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997.

Осмыслить культ Сталина. М., 1989.

Островский А. В- История цивилизаций. СПб., 2000.

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1977.

Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.

Пушкин С. II. Историософия евразийства. СПб., 1999.

Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.,

1973.

Русская идея. М., 1992.

Русская философия: конец ХIХ-начало XX века. Антология. СПб., 1993.

Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии: Философские основы

мировоззрения. Части 1-3. СПб., 1997-1999.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших

системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000.

Уайтхед А. Н, Избранные работы по философии. М., 1990.

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 349

Уоддис Дж. Африка. Лев пробуждается. М., 1962.

Уоддис Дж. Африка. Причина взрыва. М., 1962.

Филиппов М. М. Философия действительности. Ч. 1-2. СПб.. 1898-1898.

Философия в современном мире: философия и наука. Критические очерки буржуазной

философии. М., 1972.

Философия истории: Антология. М., 1995.

Фицджеральд С. П. Китай: Краткая история культуры. СПб., 1998.

Шахназарова И. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма.

М, 1983.

Шахназарова Н. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского,

Шёнберга, Хиндемита. М., 1975.

Шрагин Б. Мысль и действие: Философия истории, эстетика, критика, публицистика,

воспоминания, письма. М., 2000.

Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2000.

Эткинд E. Г. Записки незаговорщика. Барселонская проза. М., 2001.

Beiler В. Die Gewalt des Augenblicks: Gedanken zur Aesthetik der Photographie. Lpzg., 1969.

Eagleton T. The Ideology of the Aesthetic. Cambridge, 1990.

Gnüg H. Der utopische Roman. München-Zürich, 1983.

Hauser A. Sozialgeschichte der Kunst und Literatur. Bd. 11. München. 1958.

Jaspers K. Die Atombombe und die Zukunft des Menschen. Politisches Bewusstsein in unserer

Zeit. München, 1958.

Joe W. J. A Cultural History of Modern Korea. A History of Korean Civilization. Seoul, 2000.

Lay R. Das Ende der Neuzeit. Menschsein in einer Welt ohne Götter. Düsseldorf, 1996.

Lettre du pape Jean Paul 11 aux artistes 4 avril 1999. P., 1999.

Robertxon R. Globalization: Social Theory and Global Culture. L., 1992-2000.

Theories of modern Art: A Source Book by Artists and Critics. Berkeley, Los Angeles and

London. 1968.

Welsch W. (Hrsg) Wege aus der Moderne. Schlüsseltexte der Postmoderne-Diskussion. 2-te Aufl.

В., 1944.

Wilkinson Ph. Histoire. P. 1996.

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.240 (0.013 с.)