Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Противостояние постмодернизма и системно-синергетическогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мышления Размышляя над тем, «что происходит сейчас» в жизни демократически организованного общества, А. Тоффлер заключает: «это не кризис капитализма, а кризис самого индустриального общества, невзирая на его политическую форму. Мы одновременно испытываем молодежную, сексуальную, колониальную, экономическую революции и более быструю и уходящую корнями в историю техническую революцию... Словом, мы находимся в центре супериндустриальной революции». Одно из проявлений того, как ощущают ученые на Западе эту глобальность происходящих изменений — характерное для всех международных конференций, посвященных анализу постмодернизма в 80-90-е годы, расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре (они описаны в переведенной у нас книге Ч. Дженкса) и нового течения во французской философии (представленного Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотаром и рядом их единомышленников) до определения, охватывающего начавшиеся в 60-70-е годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения. Основание для такого расширения — известное сходство всех процессов, которые протекали в складывавшейся в послевоенные десятилетия новой социокультурной системе, получившей название «постиндустриальной». Термин этот, введенный и теоретически обоснованный Д. Беллом, имеет двойной смысл: один заключен в понятии «индустриальный», другой — в приставке «пост». Первый можно определить словами А.Тоффлера: «Хотя нельзя сказать, что технология — это единственный источник социальных перемен в обществе», она «бесспорно, является главной силой этого толчка ускорения», «великим, ревущим двигателем перемен». Приставка же «пост» говорит о том, что в 70-е годы социология еще не могла — впрочем, не может и по сей день! — содержательно определить главное качество типа общественного производства, идущего на смену индустриальному, и назвала его просто «после индустриального». Такая близорукость теоретической мысли распространяется и на определение других аспектов данного процесса, именуемых «пост капитализмом», « постмодернизмом», «пост неклассическим мышлением»... В чем же все-таки существо этой стойкой приставки «пост» и каковы причины разрушения того типа упорядоченности, который сложился в экономике, политике, культуре в эпоху развитого капитализма и потребовал не замены названия, а только его совершенствования? Многие мыслители, искавшие ответ на этот вопрос (Д. Белл, 3. Бжезинский, Е. Масуда, А. Тоффлер, Ф. Джеймсон, А. Турен), приходили к выводу, что во второй половине XX столетия уровень научно-технического развития человечества делает и возможным, и необходимым преодоление индивидуалистически-эгоистических сил в экономике и политике, порожденных капиталистическим производством и рынком и нашедших свое закономерное выражение в культуре Модернизма. Решительно отвергая способ решения этой исторической задачи, испробованный тота- литаристской рефеодализацией общества в обоих его вариантах — большевистском и фашистском, авторитетнейшие экономисты и политики осознали настоятельную потребность такой реорганизации буржуазного общества, которая получила название «конвергенция» и в самых разных вариантах практически реализуется на протяжении последних десятилетий: я имею в виду всевозможные формы связи интересов частного капитала, рыночной конкуренции, национальных государств, политических партий с интересами социального целого в масштабах страны, региона, всего человечества, для чего ведь, в конечном счете, и были созданы Организация Объединенных наций и ЮНЕСКО... На языке синергетики это означает Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+ (2)320 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 330 необходимое для жизнеспособности сложной системы согласование интересов целого и интересов каждой ее подсистемы, а в них — каждого элемента, ибо подавление одних интересов другими ведет либо к окостенению системы и ее смерти от невозможности развития (ситуация мнимо-социалистического тоталитаризма), либо к распаду системы под влиянием столкновения ее частей (ситуация анархического индивидуализма). Неудивительно, что ценой многих ошибок, подчас трагических, страны распавшегося Советского Союза приходят к осознанию необходимости движения в едином направлении, нащупывая разные формы связи частно-собственнического производства и частно-рыночных отношений с государственным регулированием производства и рынка, а затем и формы интеграции в масштабе СНГ, и еще шире — в общеевропейском, общеазиатском и мировом масштабах. Недавно известный французский историк Ф.Фюре в интервью журналу «Экспресс» по поводу выхода его новой книги «Иллюзия прошлого», посвященной неудавшейся попытке воплощения коммунистической идеи в СССР и в других странах, отношениям между социализмом, фашизмом и буржуазной демократией, заключил: «В западных демократиях не могут отказаться от поиска посткапиталистического общества», потому что ни коммунизм, ни фашизм, ни капитализм не сумел обеспечить осуществление принципа «СЕО6ОДЫ и равенства» людей. И хотя идея «мессианской роли пролетариата» умерла, «мы по-прежнему будем спорить о проблемах создания другого общества», чем существующие ныне, но «каким оно будет — никто не знает»... По сути дела, то, что применительно к культуре получило бессодержательное название «пост-модернизм», обозначает широкий спектр сопряжений противоположных начал — модернистского и классического, оригинального и традиционного, индивидуально- своеобразного и общезначимого, элитаристского и массового, иррационального и рационального, научно- теоретического и художественно-образного, целостно-системного и фрагментарно- маргинального, фигуративного и абстрактного, реалистического и фантасмагорического, Западного и Восточного, — но сопряжений, сохраняющих модернистскую доминанту. Протекавшие в конце XX века в буржуазном обществе культурные процессы Ж. Липовецки рассматривает как начавшийся на его глазах «прилив второй индивидуалистической революции», которая непосредственно связана с движением широко понимаемого «постмодернизма» и приметы которой характеризуют «дух времени» и не могут быть подавлены царившими до того «ксенофобскими настроениями и культом денег»: это «всеобщее согласие в вопросе о правах человека, благотворительная деятельность, акцентирование этической стороны межличностных связей, исследования в области биологии и медицины, предприимчивость, движение в защиту окружающей среды. Чем больший упор делается на личной свободе, тем чаще всплывает вопрос о социальных ценностях и ответственности перед обществом». И все же, с грустью признает исследователь, «даже находясь на страже ответственности и (выборочной) благотворительности, нарцисс всегда остается нарциссом...». В уже цитированном романе М. Уэльбека «Элементарные частицы» так характеризуется социальная, культурная, психологическая атмосфера жизни героя: это были «времена несчастливые и беспокойные... Люди его поколения...проводили дни в одиночестве и горьком озлоблении. Чувства любви, нежности, человеческого братства в значительной мере оказались утрачены; в своем отношении друг к другу его современники чаще всего являли пример взаимного равнодушия, если не жестокости». В 70-е годы во Франции скандальный успех имели фильмы, доказавшие «перспективность "культуры молодых", по существу основанной на сексе и насилии» и завоевывавшей «все более обширный рынок». Так была положена основа «цивилизации развлечений». В такой духовной атмосфере протекали основные культурные процессы в последние десятилетия XX века. Стабильность и несомненность сохраняли только математические науки и технико-технологическая база промышленности, все остальное оказывалось «симулякром», по горькой дефиниции Ж.Бодрияра. Вот почему безрезультатен спор: пост- модернизм является продолжением модернизма или его отрицанием? Истина тут диалектична: пост-модернизм амбивалентен, ибо использует, продолжает, развивает сделанное модернизмом и одновременно стремится преодолеть его эгоцентрическую самоизоляцию — полный разрыв с прошлым, с классикой, с традициями, с природной и социальной средой, с современной Восточной культурой... Чтобы понять эту его, пост-модернизма, глубинную суть и закономерность его появления и развития как переходной фазы в истории культуры XX века, нужно не ограничиваться рассмотрением данного процесса в той или иной сфере культуры, потому что в разных ее областях он протекает крайне неравномерно и ни в одной полностью не раскрывается, а пытаться выявить его инвариантную логику, каким бы образом она конкретно ни реализовывалась и в каком бы десятилетии нашего века это ни происходило — ведь Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+ (2)320 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 331 проницательные мыслители схватывают перспективу развития раньше, чем она становится общим достоянием; поэтому яркие проявления данного переходного этапа истории культуры можно встретить уже в первой половине нашего столетия, а во второй его половине многие явления остаются типично модернистскими, даже если их создатели называют себя пост- модернистами и искренне хотят быть таковыми... Сложность, острая противоречивость постмодернизма объясняет неоднозначность его трактовки и на Западе, и в России: так, например, Ж. Липовецки полемизирует по ряду существенных пунктов объяснения происхождения и содержания этого явления со своими соотечественниками Ж. Бодрийаром, Ж.-Фр. Лиотаром, с одной стороны, и с американскими социологами Д. Беллом и А. Тоффлером, с другой; так различаются его толкования американским социологом Ф. Джеймисоном и польским эстетиком Ст. Моравски; немецкий исследователь В.Вельш издал своего рода хрестоматию «Пути из модернизма: ключевые тексты дискуссии о постмодернизме», а в нашей литературе об этих дискуссиях рассказано в монографиях Н. Б. Маньковской, И. Ильина, В. М. Диановой. «Постмодернистская целостность постоянно балансирует между соблазном универсальной телеологии, некоего метаязыка, способного подчинить себе хаос многообразных культурных языков, звучащих одновременно, с одной стороны, и упоением хаосом как высшей манифестацией свободы от каких бы то ни было культурных онтологических рамок и ограничений, с другой стороны... Конечно, такая взрывчатая модель целостности не может быть стабильной и долговременной — это, очевидно, переходная художественная система». Суждение екатеринбургского литературоведа M. H. Липовецкого (не пугать с его французским однофамильцем!) о противоречивости постмодернизма в литературе может быть отнесено ко всем его проявлениям и в других видах искусства, и в философии, и в разных сферах идеологии. Во всяком случае, именно так трактовал я это явление в середине 90-х годов в университетских курсах, изложенных в книгах «Философия культуры» и «Эстетика как философская наука», а в последней иллюстрировал системную характеристику модернизма и постмодернизма схематическим изображением их структур, исходя из того, что второй вырос из первого, переосмысливая его содержание, но сохраняя его проблемное строение; а оно определялось тем, что, как и во всякой диссипативной системе (по принятому в синергетике термину И. Пригожина, обозначающему класс систем, связанных со средой обменом веществом, энергией и информацией), содержание модернистской и, соответственно, постмодернистской концепций определяется этими внешними для данных систем и внутренними для каждой отношениями. Внешние — это отношения синхронические: к социальной реальности, к природе, к сосуществующей культуре Востока (теперь я добавил бы и Юга), — и диахронические: к классическому наследию; внутренние же отношения в обеих системах — это «по горизонтали», так сказать, отношения между элитарной и массовой культурой, а «по вертикали» - отношения между разными ориентациями, эстетическими и анэстетическими, в пределах самого художественного творчества. Воспроизвожу эту схему, поясняя, что геометрические фигуры, обозначающие взаимоотношения всех перечисленных компонентов, в изображении модернизма имеют характер зигзагов как знаков разрыва, а в модели постмодернизма стреловидные дуги обозначают его всесторонние диалогические интенции. Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+ (2)320 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 332 Схема 24. Неудивительно, что в художественных проявлениях постмодернизма так силен элемент ироничности, в России, например, от Д. Хармса до «митьков»; ее подчас принимают за сущность данного движения и, соответственно, либо превозносят за это, либо осуждают. Между тем, ироничность является закономерным следствием утраты писателями и художниками уверенности в недавних идеалах модернизма и попыткой найти позитивные ценности в классическом наследии, но не удовлетворенные ими постмодернисты сознательно или неосознанно классику пародируют. Нужно было обладать творческим даром М. А. Булгакова, чтобы органически связать в «Мастере и Маргарите» сатирическую тему с бибилейской и лирической, или гением Д. Д. Шостаковичем, чтобы решить аналогичную задачу, связав гротеск и патетику в эстетически-непротиворечивой целостности его симфоний, в большинстве же случаев ирония лишь скрывает отсутствие и модернистской самоуверенности, и поэтически-положительного взгляда на мир. Однако путь от модернизма и экзистенциализма к постмодернизму в разнообразных его проявлениях в разных сферах культуры характеризует лишь один полюс в ее движении во второй половине XX века. Другой полюс, как уже было отмечено, — дальнейшее движение по рационалистически-позитивистской траектории, принесшей в довоенные годы крупные достижения в науке, в философии, в литературе и других видах искусства. Невзирая на упорные попытки философов-иррационалистов и даже некоторых ученых — так называемых «креационистов» — дискредитировать научное познание мира, отождествить науку и мифологию, истину и ценность, знание и мистическое переживание, отказывая науке в самой способности познавать духовную жизнь человека и будущее человечества, подлинные ученые делали свое дело, обогащая человечество одним удивительным открытием за другим и делая это на трех уровнях бытия природы — микро-, макро- и мега-уровнях, а одновременно в гуманитарной, культурологической и социально-познавательной сферах. В художественной культуре наиболее значительные достижения были обретены в тех ее областях, в которых искусство непосредственно связано с научно-технической доминантой данной ступени развития культуры: в архитектуре и дизайне, в киноискусстве и художественной фотографии, в научной фантастике и документально-художественном жанре литературы, то есть там, где искусство не отделяет себя от реальности человеческого бытия, а упорно сохраняет Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+ (2)320 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 333 врожденную художественному творчеству способность быть самосознанием культуры; диапазон движения по этому пути чрезвычайно широк — от эпического реализма романов Г. Гарсиа Маркеса до лирического реализма повестей Ф. Саган, от научно-художественного синтеза в произведениях У. Эко до научно-фантастических повествований Р. Брэдбери, от социально-аналитических фильмов итальянских неореалистов до утонченно-психологических лент французских режиссеров «новой волны», от грандиозных вокально-симфонических произведений Б. Бриттена до социальной лирики французских шансонье. Наконец, в философии, по-видимому, наиболее консервативной сфере культуры, постмодернистской ориентации на поэзию как на оптимальный способ описания того, что недоступно рационально-логическому дискурсу, противопоставлялась сциентистская ориентация в разных ее модификациях — в лингвистической философии, в биоорганизмических концепциях, в опоре на кибернетику и теорию информации; наиболее существенные шаги в этом направлении делались философами, сумевшими оценить значение теории систем и синергетики для постижения общих законов организации бытия как системы систем и законов их динамического бытия как процессов самоорганизации, дезорганизации и реорганизации. Вместе с тем, за этим противостоянием методологических позиций просматривается поиск оптимальной онтологической ориентаци,: ибо если в начале XX века она была натурфилософской, а затем сменилась на антропологическую, то во второй половине столетия она стремится, в той мере, в какой философия не поддается постмодернистскому соблазну, соединить эти две ориентации и осмыслить связи человека и мира, в котором он живет; «Человек и мир» — так назвал свое последнее сочинение один из самых сильных советских философов (хотя числился он психологом) С. Л. Рубинштейн, но пожалуй, точнее было бы «Человек в мире», ведь именно это отношение образует системную целостность бытия. Одно из последних проявлений этой ориентации философского дискурса — концепция В. Н. Сагатовского, изложенная в книге «Философия развивающейся гармонии», в которой объединены онтология и антропология.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.0 (0.01 с.) |