Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические параметры дизонтогенезаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Опираясь на основные положения закономерностей нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник и др.), В.В. Лебединский предложил патопсихологические параметры, характеризующие психический дизонтогенез. Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения и позволяет выделить частный и общий дефекты. Частный дефект обусловливается дефицитарно-стью отдельных психических функций — гнозиса, прак-сиса, речи. Общий дефект связан с нарушением регуля-торных систем — подкорковых (снижается уровень бодрствования, психической активности, возникает патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства) и корковых, обусловливающих дефекты интеллектуальной деятельности и сложных специфических человеческих эмоций. Общие и частные нарушения выстраиваются в определенную иерархию. Дисфункция регуляторных систем (общий дефект) влияет в той или иной степени на все стороны психического развития, нарушения же частных функций более парциальны и могут компенсироваться сохранностью регуляторных и других частных систем. Второй параметр дизонтогенеза связан с временем поражения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития. Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более типичны явления повреждения психики с распадом структуры психической функции. Временной фактор определяется не только хронологическим моментом повреждения, но и длительностью периода развития конкретной функции в онтогенезе. Чаше повреждаются функциональные системы с относительно коротким периодом развития, например функции с подкорковой локализацией, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые функции имеют более длительный период развития и при раН' нем повреждении чаще либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии. В сензитивные периоды развивающийся организм особенно чувствителен к остаточным факторам. Это возрасты до 3 и 11 — 15 лет, когда особенно велика возможность появления нарушений или повреждений психики. Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить ее регресс — возврат на более ранний возрастной уровень (как временный, функциональный, так и стойкий, связанный с повреждением функции). При более грубом патогенном воздействии (шоковой психической травме, остром начале шизофренического процесса и др.) регрессу подвергаются и функции, уже достаточно прочно закрепленные.
Явления регресса следует дифференцировать от явлений распада, при которых происходит не снижение функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Все закономерности, связанные с возрастным параметром, определяют неравномерность отставания в развитии: при общем повреждении нервной системы прежде всего страдают функции, находящиеся в это время в сензитивном периоде, затем функции, связанные с поврежденной. Чем тяжелее поражение, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления распада. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка обычно состоит из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций. Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения, часто наблюдается их сочетание. В случаях, когда основа болезненного процесса неизвестна (например, при шизофрении), выделяется не первичный, а основной дефект. Он определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при заболевании. Механизмы возникновения вторичных нарушений различны. Специфическое вторичное недоразвитие возникает У Функций, непосредственно связанных с поврежденной, оторичное недоразвитие характерно и для функций, на-ХоДящихся в сензитивном периоде в момент патогенного
воздействия. В результате разные причины могут в определенной мере приводить к схожим последствиям. Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления от основного дефекта. Чем сложнее психический процесс, чем больше опосредован он рядом межфункциональных взаимодействий, тем больше факторов может привести к схожему конечному результату вторичных нарушений. Например, явления задержки психического развития могут наблюдаться при патологии разных систем: нарушениях слуха, зрения, речи и т.д. Такие варианты вторичных нарушений характеризуются как неспецифические.
Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений развития является фактор социальной деприва-ции. Необходимость более ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями самого психического развития детского возраста. Пропущенные сроки в обучении и воспитании автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению^ В процессе развития изменяется иерархия между биологическими и социально обусловленными нарушениями. На первых этапах основным препятствием к обучению и воспитанию служит первичный дефект, но затем вторично возникшие явления психического недоразвития, а также негативные личностные установки, вызванные неудачами в школе (третичные нарушения), нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению. Распространяясь на более широкий круг психологических возрастных проблем, они препятствуют адекватной социальной адаптации. 'Четвертый параметр дизонтогенеза — нарушение межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Новые функции и их качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. К межфункциональным отношениям относят явления временной независимости функции, ассоциативные и иерархические связи. Явления временной независимости функции характерны для ранних периодов развития; например, до двух лет линии развития мышления и речи идут раздельно, позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития. Но это состояние относительно: независимая функция (речь—мышление) временно вступает в разносторонние связи с другими функциями, которые в дальнейшем будут играть для нее роль фона. Например, роль образных, аффективных компонентов на ранних этапах развития речи гораздо более значима, чем в речи взрослого человека. Ассоциативные связи как ведущие наблюдаются на ранних этапах развития. При таком типе взаимодействия разрозненные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости. Ассоциативные комплексы могут быть различной степени сложности, но сам тип такой организации указывает на малую дифференцированность психических процессов. Психические функции, построенные по иерархическому типу, формируются в процессе усложняющейся деятельности и общения. Этот уровень обладает высокой пластичностью и устойчивостью, что достигается выделением ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, а также относительной автономностью фоновых уровней, каждый из которых решает самостоятельную задачу. В условиях такой автономности нарушения в одном звене при сохранности других ведут к компенсаторной пластичной перестройке психического процесса, а не к нарушению его целостности. В нормальном системогенезе описанные типы связей отражают уровни функциональной организации психических процессов, а их перестройки и усложнение протекают по закону гетерохронии. В дизонтогенезе имеет место нарушение межфункциональных связей. Временная независимость функции превращается в ее изоляцию: сама функция стереотипизируется, зацикливается в развитии. Например, при олигофрении с явлениями гидроцефалии могут быть хорошими механическая память и речь, но возможности их использования очень ограничены нарушением мышления: внешне богатая речь остается на уровне подражательной.
Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности ЦНС характеризуются повышенной инертно-стью, в результате возникает их патологическая фиксация. Ярче всего это проявляется в познавательной сфере в виде инертных стереотипов. i Больше всего страдает развитие сложных межфункциональных связей — иерархических координации, что выражается в их недоразвитии, нестойкости, регрессе при малейших затруднениях. Например, дети с ЗПР, уже освоив простые счетные операции в речи, при любом затруднении возвращаются к счету на пальцах. Одним из механизмов возникновения новых координации является гетерохрония, в патологии же наблюдается ее нарушение — асинхрония. Выделяют явления ретардации (незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм); патологической акселерации отдельных функций (например, чрезвычайно раннее, до года, и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме); сочетание патологической акселерации и ретардации психических функций, смешение на одном возрастном этапе образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи (например, сосуществование у ребенка с ранним детским аутизмом высокоразвитой речи и выраженного недоразвития сенсорной и моторной сферы).; Описанные механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушения инволюции ряда психических функций, временные и стойкие регрессии играют большую роль в формировании различных видов асинхронии развития. Согласно Л.С. Выготскому, чем дальше отстоит первичный дефект от вторичных нарушений, тем больше возможностей для коррекции и компенсации последних с помощью рациональной системы обучения и воспитания. СПЕЦИФИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ ПРИ ТОТАЛЬНОМ И ЧАСТИЧНОМ ДЕФЕКТЕ Картина отклоняющегося развития при частичных нарушениях, в сравнении с тотальными расстройствами, значительно сложнее, так как первичный дефект может быть представлен у детей в различной степени. Ярче всего это проявляется в дефектах анализаторов. Необходимость различения форм и степеней расстройств обусловила создание множества классификаций.
В медицине используется абсолютная оценка дефекта анализатора: даже самая минимальная остаточная функция оценивается как частичная недостаточность. В норме возможности анализаторов далеко превосходят требования обычного обихода. Так, шепотная речь воспринимается в полной тишине на расстоянии 20 м, а в определенных условиях — на расстоянии до 70 м. В одних случаях от слуха требуются одни возможности, в других — другие. Для радиста, например, необходим особо острый слух, для других профессий достаточна лишь возможность устного общения. Важна такая степень сохранности функции, которая близка к относительной норме. При нарушениях слуха прежде всего страдает функция речи, поэтому критерием отграничения частичной недостаточности от нормы является возможность нарушения развития речи при имеющемся состоянии слуха. При разграничении групп детей с различной степенью остаточной функции учитываются, во-первых, качественное своеобразие, возникающее в развитии ребенка при определенной степени частичной недостаточности; во-вторых, возможность развития непосредственно связанных с поврежденным анализатором функций. Так, к категории слабослышащих — в отличие от глухих — относятся дети, которым остаточный слух позволяет хотя бы в самой минимальной степени овладеть речью, самостоятельно накопить словарный запас. Для отграничения слепых от слабовидящих критерием является состояние зрительных представлений, характер ориентировки в пространстве. Рассматривая отклоняющееся развитие ребенка с частичным дефектом анализатора, необходимо учитывать определенные закономерности. Частично сохранные функции изменяются в зависимости от условий их использования. Так, слабослышащие дети в условиях подсказывающей ситуации воспринимают речь далеко за пределами объективно доступных их слуховому анализатору тонов и шумов. Например, ребенок, не отличающий С и Ж в бессмысленных слогах, Различает слова, в которых эти звуки играют смыслораз-личительную роль. Если эти слова произносятся в осмысленном контексте, в знакомом ребенку речевом материте, он их легко узнает. При оценке ребенка с частичным дефектом необходим ак количественный, так и качественный анализ. Так, на-
рушения зрения могут проявляться то в форме аномалии рефракции, когда возникает близорукость или дальнозоркость, то в форме ограничения поля зрения или изменений цветоощущений. Нарушения центрального зрения в одних случаях и периферического в других создает разные условия восприятия предметов. Ребенок с дефектом сетчатой и сосудистой оболочек (колобомой) может рассмотреть предмет только с помощью верхних отделов глаз, поэтому у него с самого раннего детства возникают искаженное зрительное восприятие, что может привести к задержке умственного развития. Для слабослышащих детей характерна неравномерность нарушений слуха в отношении различных тонов. Воспринимая тоны высокой частоты, такие дети реагируют на громкий голос, иногда различают количество слогов в слове или даже гласные в нем. Но при этом они плохо или совсем не различают согласные звуки. У других детей слух на высокие звуки более сохранен, они точнее воспроизводят слова, говорят более разборчиво, накапливают запас слов.
Важно учитывать качественное своеобразие вторичных отклонений при частичном дефекте: эти отклонения не только качественно, но и количественно отличны от тех, что возникают при полном выпадении функции. При частичном дефекте зависящая от него функция развивается в условиях частичной сохранности анализатора, что приводит к ее искаженному развитию. Речь слабослышащего не просто бедна, она искажена, так как ребенок неадекватно воспринимает речь окружающих. При тотальном поражении слуха совсем нет самостоятельно усвоенных слов, при частичном — их мало и они искажены. У слабовидящих детей не только ограниченный запас представлений, но они часто искажены из-за неполноценного восприятия. В отличие от тотального частичный дефект обычно не осознается в достаточной мере. Это явление называется анозогнозией,т.е. невозможностью осознания своих дефектов. Например, взрослые с частичным снижением слуха часто уверяют окружающих, что плохо слышат лишь временами. Однако это не так, просто в одних случаях ситуация подсказывает им недостаточность восприятия, в ДРУ" гих — нет. Характерно, что слабослышащие ученики, научившиеся читать с губ, уверены, что они теперь слышат-Невозможность адекватной оценки собственной недоста- точности дезориентирует ребенка, что нередко мешает восприятию учебного материала. Степень вторичных отклонений и их характер при частичном дефекте различны не только в зависимости от выраженности первичного дефекта, но в гораздо большей мере в зависимости от условий, в которых протекает развитие ребенка. Как видим, взаимодействие различных условий и факторов развития при частичном дефекте значительно сложнее, чем при тотальном. Поэтому учет сложного взаимодействия всех факторов — обязательное требование при анализе развития ребенка с частичным дефектом. ОСОБЕННОСТИ ВТОРИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ Рассмотрим различия в проявлении вторичных нарушений у детей и взрослых на примере одного из первичных симптомов. У детей, перенесших в раннем возрасте энцефалит, клиницисты отмечали глубокие изменения в эмоционально-волевой сфере и поведении: лживость, прилипчивость, импульсивность, повышенную сексуальность, немотивированные поступки и др. Поскольку поражение задевало высшие отделы ствола мозга, врачи приходили к заключению, что вторичные нарушения связаны непосредственно с важнейшими функциями эмоционально-волевой сферы. Но при сравнении картины нарушений у взрослых и детей при одной и той же локализации поражения были обнаружены резкие различия в картине поведения. У взрослых взаимоотношения разных систем мозга уже сложились, ведущую роль играет кора лобных долей мозга, осуществляющая функции программирования и регуляции произвольного поведения, в результате чего психомоторные разряды тормозятся, не нарушая сложных Форм поведения. У детей при раннем поражении, когда к°ра лобных долей мозга еще не созрела, примитивные влечения и психомоторные непосредственные разряды не регулируются, они остаются вне всякого контроля 0 стороны еще не сложившихся корковых функцио-«альных систем.
Пострадавший ребенок лжет или ворует не потому, цТо его моральные оценки смещены, его поведение объясняется тем, что непосредственные импульсы не контролируются не успевшими сложиться сложными аффективными системами, у него не сформировались обобщенные формы осмысленного интеллектуально-организованного аффекта. В детском возрасте многие функции ЦНС находятся в стадии формирования. У взрослых они уже сложились и приняли характер стройной организации, при которой возникают огромные возможности взаимозаменяемости и переключаемое™ в случае нарушения функции. Различные сроки появления дефекта определяют и своеобразие развития внутри собственно детского возраста. Так, при потере зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте у ребенка сохраняются зрительные представления, что позволяет ему познавать мир, опираясь на сохранившиеся в памяти образы. Потеря слуха при сформировавшейся речи позволяет использовать речевой опыт для развития мышления и самой речи. Умственная отсталость, наступившая в результате распада психических функций, также дает отличную от врожденной или рано приобретенной форм картину развития ребенка. Исследования Г.К. Ушакова и В.В. Ковалева в области детской психиатрии позволили выделить преимущественные для разных периодов детского и подросткового возраста проявления психических расстройств (табл. 6). Ученые предположили, что их патогенетическую основу составляет механизм сменности качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные обстоятельства. Таблица 6
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.01 с.) |