Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ббк 88. 2я73 Ирина Анатольевна Шаповал↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Шаповал И.А. Ш24 Специальная психология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 224 с. — (Учебное пособие). ISBN 5-89144-556-5 Книга содержит базовый понятийный аппарат, сведения об особенностях развития психики людей с психофизическими аномалиями, о возможностях компенсации и путях коррекции отклоняющегося развития, методах его диагностики, механизмах компенсации и личностной реабилитации. Рассматриваются прикладные и этические аспекты психологической помощи. В учебном пособии раскрываются основы учебной дисциплины федерального компонента 031900 «Специальная психология», которая является обязательной для специальностей «Психология» и «Педагогика» («Сурдопедагогика»), ББК 88.2я73 Ирина Анатольевна Шаповал СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие Редакторы ВВ. Амельченко, В.В. Дремова Художник обложки Е.В. Кустарова Корректоры Л.Г. Новожилова, Л.Б. Успенская Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены В ООО «ТЦ Сфера» Лицензия ИД № 02242 от 05.07.2000 г. Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05 от 28.02.2005 г. Подписано в печать 04.04.05. Формат 84xl08'/32. Усл. п. л. 11,76. Тираж 5 000 экз. Заказ №3175. Издательство «ТЦ Сфера» Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (095)656-75-05, 107-59-15. ОАО «Владимирская книжная типография» 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7 Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов © ООО «ТЦ Сфера», 2005 ПРЕДИСЛОВИЕ Не плакать, не смеяться, а понимать. Б. Спиноза Специальная психология как учебная дисциплина включена в государственные стандарты высшего профессионального образования в середине 90-х годов XX века. Она призвана помочь людям с психофизическими аномалиями сделать свою жизнь полноценной и достойной. Каждый человек уникален, индивидуален в восприятии окружающего мира, переживаниях, потребностях, но в то же время он как представитель вида имеет общие черты с себе подобными и приспосабливается к окружающей его физической и социальной среде. Включение человека с теми или иными отклонениями в развитии в социальные отношения и его поддержка предполагают организацию профессионального психологического сопровождения в течение всей его жизни. Десятилетия изоляции инвалидов от общества сформировали в обыденном сознании разделение социального мира на нас, здоровых людей, и их, инвалидов и «ненормальных». К сожалению, отношение общества к инвалидам и людям с аномалиями в психическом развитии базируется на предрассудках, негативных и упрощенных стереотипах. Это в итоге приводит к несоответствиям поведения таких людей общепринятым нормам. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 млн людей с нарушенным психическим и физическим развитием, что составляет одну десятую часть жителей нашей планеты. Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что число таких людей достигает 13%. Среди них около 200 млн детей с ограниченными возможностями. В США число новорожденных с отклонениями психофизического здоровья составляет 45—50%, в Российской Федерации — 80—85%. В нашей стране в настоящее время 1,7 млн детей, т.е. 4,5% всей детской популяции, относится к категории людей с ограниченными возможностями. Они нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста, 63,6% из них находятся в дошкольных учреждениях. Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (кор-рекционных) образовательных учреждениях1. В 15% случаев нарушений интеллекта дети имеют тяжелые формы умственной отсталости, осложненные недостатками развития — нарушениями слуха, зрения и др. До недавнего времени таких детей относили к необучае-мой категории, поэтому до сих пор они часто остаются вне образовательного пространства, а именно — в учреждениях социальной защиты, где получают лишь уход, но не необходимую коррекционную помощь. Таких детей и подростков в РФ сегодня около 32 тыс. К системе специального образования относятся специальные классы для детей с нарушениями интеллекта в общеобразовательных школах — в них обучается около 200 тыс. человек. Еще около 34 тыс. детей и подростков с нарушениями развития учится на дому или в школах индивидуального (надомного) образования. В целом более 500 тыс. детей и подростков школьного возраста охвачены системой специального образования, однако десятки тысяч не имеют возможности обучаться из-за отсутствия специальных профильных учреждений на своей территории. Так, каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата лишен возможности получить соответствующее его состоянию обучение, а общеобразовательные школы не имеют условий и специалистов для этого. Среди ребят с ограниченными возможностями преобладают дети 8—13 лет, что объясняется поздними сроками выявления отклонений в развитии. Кроме того, не учитывается большая группа детей, не имеющих официального статуса инвалида, но имеющих слабое здоровье из-за хронических заболеваний. Во взрослом населении России официальный статус инвалида имеет около 8 млн человек, еще несколько миллионов по состоянию здоровья близки к ним, а всего около 15 млн жителей России имеет ограниченные возможности жизнедеятельности по состоянию здоровья, а значит, и трудоспособности. Приоритет интересов общества в советский период над интересами личности фактически узаконивал статус социальной «малоценности» лиц с ограниченными возмож- ностями, однако и сегодня в сознании людей продолжает доминировать критерий полезности. Наше общество находится в начале длинного пути — перехода от культуры полезности к культуре достоинства, отмечал А.Г. Ас-молов. В культуре полезности, отмечал он, «урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального пасынка, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на выучку, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций». В культуре достоинства «ведущей ценностью является ценность личности человека независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны... и находятся под охраной общественного милосердия». Предлагаемое учебное пособие является материальным методическим обеспечением таких университетских курсов, как «Основы специальной психологии и специальной педагогики», «Специальная психология», «Введение в специальность» (специальность «Специальная психология»), «Основы дефектологии», для факультетов психологии, социальной педагогики, других педагогических специальностей. Главные цели этих курсов — формирование мотива-ционно-ценностного компонента профессиональной подготовки будущих специалистов, их первоначальное ознакомление с теоретическими и прикладными аспектами специальной психологии. Предлагаемая читателям книга содержит базовый понятийный аппарат, сведения об особенностях развития психики людей с психофизическими аномалиями, о возможностях компенсации и путях коррекции отклоняющегося развития, методах его диагностики. Книга включает информацию о природе и характере отклонений в психофизическом состоянии и развитии личности, возможностях и механизмах их компенсации, коррекции и личностной реабилитации. 1 Цифры приведены по кн.: Специальная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000. НОРМАЛЬНОЕ, АНОМАЛЬНОЕ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ РАЗВИТИЕ Идиоты? Так ведь они только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путем растет и может так статься, что не они, а мы, просвещенные, станем похуже их идиотами. Святитель затворник Феофаний РАЗНОБОЙ В ТЕРМИНОЛОГИИ Среди специалистов существуют значительные расхождения в определении того, что обозначается термином «проблемный ребенок». Ученые и практики обращают внимание на то, что такие определения, как «дети-дебилы», «имбецилы», «шизофреники», абсолютно не отвечают ни гуманистическим принципам, ни этике специалиста-психолога, ни собственно психологическому содержанию этого феномена. Иными словами, специальная психология нуждается в собственном профессиональном словаре, в языке общения специалистов. В начале XX века дети с недостатками в развитии считались «ненормальными» (А. Бине, Г.И. Россолимо и др.) или «дефективными» (В.П. Кащенко, Л.С. Выготский и др.). Эти определения не удовлетворяли психологов, поскольку крайне односторонне характеризовали личность и были оскорбительны. В конце 30-х годов появился термин «аномальный ребенок», а во Франции «инадаптированный» — трудно приспосабливающийся; в Англии — «исключительный» (exceptional). Однако под эти определения попадали не только аномальные, но и одаренные дети. В те годы получили распространение термины «абнормальный», «атипический», «субнормальный» и др. В Словакии до сих пор официально используется понятие «дети и подростки, нуждающиеся в специальной помощи». В нашей стране общепринятыми терминами являются «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья». Это люди, в том числе дети, пользующиеся социальными льготами и пособиями. В то же время в специальной литературе часто используется термин «дети с нарушениями в развитии», т.е. те, кто имеет отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушений деятельности анализаторов или органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). При менее выраженных дефектах используется определение «дети с отклонениями в развитии». Получило распространение и понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья». Однако оно не вполне адекватно, так как не ясно, о каком здоровье идет речь и в чем психологическое содержание жизнедеятельности таких детей. Ведь существуют нарушения здоровья в виде тяжелых хронических соматических заболеваний, например астмы или диабета, накладывающие свой негативный отпечаток на жизнь и развитие ребенка или взрослого, и др. Термин «дети с особыми потребностями (нуждами)» в целом не определяет, какие нужды имеются в виду, какие из них особые. На наш взгляд, более правомерен термин «дети с особыми образовательными потребностями», т.е. с отклонениями в развитии. Распространенный термин «дети с нарушениями развития» также не совсем точен, так как не дифференцирует, что является нарушением (повреждением), а что — недоразвитием, несформированностью. А это весьма важно, так как от этого зависит психологическое содержание дифференцированной работы с детьми. Наконец, термины «дети с трудностями обучения», «с проблемами развития», «проблемные дети» также крайне неопределенны и не дают возможности оценить психологическую специфику их состояния. Наиболее адекватным признается термин «дети с отклонениями в развитии». Однако есть значительное количество детей с отклонениями в развитии, которых нельзя отнести к «классическим», традиционным видам. Такие дети испытывают значительные трудности адаптации, обучения, развития в целом. Кроме того, в последние десятилетия во всем мире отмечается тенденция резкого усложнения структуры отклонений в развитии, у многих детей значительно увеличивается число сочетанных нарушений, а в 90-х годах XX века появились, новые формы отклонений и несформиро- г ванности определенных сфер психического развития. Наконец, выделяются особые формы дизонтогенеза, достаточно сложные для психолого-педагогической диагностики и применения к ним сложившегося понятийного аппарата. В связи с необходимостью уточнения и дифференциации терминологии далее рассматриваются определения и характеристики норм развития, дизонтогенеза и отклоняющегося развития. Литература Братусъ Б. С. Аномалии личности. М., 2000. Васильева О. С, Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М., 2001. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М.; Воронеж, 1996. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М, 2001. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. СЮ. Циркина. СПб., 2000. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. М., 1973. 2-3175 ставленный в закономерностях патологии, дает уникальную возможность подтвердить или опровергнуть законы, выявленные в нормальном развитии. Кроме того, тот или иной закон обнаруживает себя и дает возможность изучить и описать его лишь тогда, когда он нарушается. Практически все известные психологи обращались к материалам клинико-психологических исследований, а такая область дифференциальной психологии, как психометрия (теория и практика тестирования), прямым образом возникла из практической задачи отбора детей с разной степенью интеллектуального развития для специ-| ального образования. Л.С. Выготский подчеркивал, что не глухота или слепота сами по себе делают человека дефективным, ано-; мальным, а их социально-психологическая реализация] Люди с недостатками развития — полноправные члень человеческого сообщества, но эта позиция, заявленная декларациях о правах человека и правах инвалидов, соот-1 ветствующих им законах и актах, должна подкрепляться! общественным сознанием. Для специальной психологии! исследование процессов социальной адаптации и дезадап-f тации в условиях дизонтогенеза тесно связано с onopof на данные социальной и дифференциальной психологии.! Социальная психология изучает психологические осо-| бенности и закономерности поведения и деятельности! людей, обусловленные их включением в социальные груп-| пы и существованием в них, а также психологические! характеристики самих этих групп; рассматривает законо-| мерности взаимодействия личности и социума, форми-| рования и развития групп. Предметом дифференциальной психологии являются индивидуально-психологические! различия между индивидами и группами людей (этни-| ческими, социальными и др.), а также причины и по-j следствия этих различий. Знание закономерностей, выявляемых названными от-] раслями психологии, необходимо в связи с разрешении ем, как минимум, двух важных вопросов: во-первых, со- § циально-психологической реабилитации лиц с недостат-| ками развития на разных возрастных этапах; во-вторых, с • выработкой приемлемых социальных стереотипов обще-? ства по отношению к лицам с нарушениями развития. Педагогическая психология изучает закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения и воспитания. 34 а. Как уже отмечалось, возникновение специальной психологии тесно связано со становлением и совершенствованием практики обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Сегодня специальное образование в нашей стране предполагает вариативные формы обучения и воспитания «особого» ребенка — от дифференцированного до интегрированного. Сравнительные исследования в этой области позволяют расширить представления как о самих феноменах отклоняющегося развития, так и о возможностях повышения эффективности образовательного процесса в массовой школе. Кроме того, специальная психология расширяет область исследований «по горизонтали» — в ее сфере все чаще оказываются дети так называемой «группы риска», не подпадающие под категорию «аномальности», но занимающие пограничные положения между нормой и отклонением в развитии, болезнью и здоровьем. Это так называемые «дети с трудностями в обучении», которые не нуждаются в специальных стандартах и программах обучения, но имеют «особые потребности в образовании», а точнее в организации образовательного и воспитательного процесса. Особо тесно специальная психология связана с психиатрией, психопатологией, нейропсихологией, психофизиологией. Перечисленные отрасли науки нередко объединяются в целую область медицинской или клинической психологии. Психиатрия изучает причины психических заболеваний, их проявления, способы лечения и предупреждения; психопатология — причины, закономерности и механизмы появления, протекания и развития психозов и иных психических расстройств, а также разрабатывает принципы их классификации, методы лечения и др. Психофизиология — область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, изучающая психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом: соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в психической деятельности. Исследуются также физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе, их связь с различными аспектами активности: регуляцией эмоций, сном и сновидениями, стрессом и т.д. Возрастная психофизиология изучает процессы созревания в онтогенезе мозговых механизмов психической деятельности. 2* 35
На стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии находится нейропсихология, которая изучает мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений головного мозга и также рассматривает соотношение мозга и психики. С помощью нейропсихологических методов изучаются закономерные сочетания нарушений высших психических функций при поражении различных мозговых структур, диагностируются локальные поражения мозга и определяются возможности и методы реабилитации. В сферу медицинской психологии входит изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение и самой болезни на психику; проявлений различных болезней в их динамике; нарушений развития психики; характера отношений больного с медицинским персоналом и окружающей микросредой; разработку принципов и методов психологического исследования в клинике; воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях. Патопсихология как самостоятельная отрасль науки возникла на стыке психологии, психопатологии и психиатрии. Эта клиническая дисциплина оперирует медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром) и общепсихопатологическими критериями (возникновение, исход, прогноз болезни). Патопсихология изучает закономерности нарушений психической деятельности и пользуется в основном психологическими методами и понятиями. В табл. 2 систематизированы принципиальные отличия специальной психологии от наиболее близких к ней смежных наук. Таблица 2 Предмет и задачи специальной психологии и смежных наук
Окончание табл. 2
Предметная область детской патопсихологии и специальной психологии общая — это психика и ее развитие при физических или психических недостатках. В ряде случаев ребенок или подросток с отклонениями в развитии может стать объектом изучения патопсихолога, на- пример при проведении той или иной экспертизы, при необходимости дифференциальной диагностики, определении возможностей обучения ребенка и др. Как видим, патопсихология рассматривает клиническую картину в процессе лечения, а специальная психология — в условиях обучения, воспитания, профессионального самоопределения, адаптации. В последнее десятилетие в нашей стране всё больше внимания уделяется возможностям специальной психологии в сфере семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии и своевременному и эффективному оказанию помощи родителям. В связи с этим активно разрабатываются вопросы консультативной и психотерапевтической практики, включения родителей в коррекци-онный психолого-педагогический процесс. Консультативная психология — раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи в форме консультирования. Психотерапия — оказание помощи людям при различных психологических затруднениях, т.е. комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Круг межпредметных связей специальной психологии гораздо шире того, что представлен здесь, мы ограничились отражением междисциплинарных связей, наиболее тесно определяемых ее задачами. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Метод — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности, состоящий из совокупности приемов или операций, осуществляемых исследователем при изучении какого-либо объекта. Метод в единстве с предметом изучения составляет научный подход к изучаемой реальности. Сущность научного подхода выражается в методологических принципах — установках, организующих направление и характер исследования. В отечественной психологии главное место отводилось принципам детерминизма, единства сознания и деятельности, генетическому принципу развития сознания в деятельности. Деятельно- стный подход остается ведущим для специальной психологии. Научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах — форме организации определенного способа познания. В общей, возрастной, педагогической психологии широко используются объективные методы наблюдения, эксперимента, тестов и др. Конкретно-исследовательские методы развиваются в исследовательских методиках, отвечающих целям и задачам исследования и содержащих описание объекта, процедур его изучения, способов фиксации полученных данных и их обработки. Уровни и способы организации научного познания и исследования можно отобразить такой схемой:
Параллельные стрелки на ней означают возможность движения в обоих направлениях: от научного подхода до используемых им методик и от методики до лежащих в ее основе представлений о предмете и методе психологии. Ведущими теоретико-методологическими положениями современной психолого-педагогической диагностики и изучения нарушенного или отклоняющегося развития являются следующие. 1. Каждый тип нарушенного развития характеризуется 2. Внутри каждого типа нарушенного развития наблю 3. Диагностика строится с учетом общих и специфи 4. Выявляются не только общие и специфические не 5. Итогом диагностики является установление психо
нарушения; недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения; особенности ребенка и рекомендации в разработке индивидуальной программы коррекционной работы. Если обследование проводится перед поступлением ребенка в школу, в диагнозе указывается степень его готовности к обучению в массовой или специальной (коррекционной) школе. Рассмотрим специфику применения отдельных методов психологического исследования в специальной психологии. Наблюдение — это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие исследуемого объекта. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; материал наблюдения должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории. На результатах наблюдения существенно сказываются квалификация и опыт наблюдателя: чем полнее и точнее регистрируются поведенческие акты, тем объективнее наблюдение, само же психологическое толкование их субъективно. Это противоречие может быть преодолено только дополнением наблюдения другими методами исследования. Наблюдение начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяжении всего времени обследования. Чтобы наблюдение было целенаправленным, выделяются значимые для изучения акты поведения, однако у аномального ребенка они часто искажены, и нужен большой опыт и длительное время, чтобы обнаружить закономерности в поведении такого ребенка. Когда наблюдатель фиксирует какое-либо явление, он почти бессознательно сразу же его интерпретирует. Однако между поведением и внутренним состоянием ребенка далеко не всегда можно правильно определить причинно-следственную связь. Из-за этого страдает объективность наблюдения. Как правило, психолог заранее знает о неблагополучии ребенка, которого собирается изучать, и своеобразие его поведения пытается объяснить наличием основного нарушения. Из-за этого искажаются не только выводы о состоянии испытуемого, но и сам процесс наблюдения. Главные ориентиры при наблюдении — особенности базовых проявлений активности ребенка: его двигательная активность, ритмичность различных психофизиологических актов; характер эмоциональных и поведенческих реакций на новые стимулы — еду, игрушки, людей; интенсивность эмоциональных реакций при выражении желаний и отношений, настроение, способность к сосредоточению в эмоциональном контакте или деятельности, способность к преодолению препятствий. При квалификации (качественной оценке) наблюдаемых особенностей поведения можно руководствоваться такими критериями: — изменение привычного для данного ребенка пове — несоответствие поведения половозрастным нормам — длительность отмечаемого своеобразия в поведении; — тяжесть и частота наблюдаемых симптомов нару — «синдромологичность», т.е. множественность свое — социальные факторы появления того или иного сим — пристрастие к ритуализированным, однообразным дей — запаздывание в формировании навыков опрятно Наблюдение неблагополучных детей осложняется имеющимися у них дефектами. Так, дети с нарушениями зрения проявляют определенную сдержанность, подчеркнутую дисциплинированность; их мимика часто неадекватно отражает душевное состояние. У глухих и слабослышащих наблюдаются преувеличенная мимика и жестикуляция при эмоционально невыразительной речи, не позволяющей судить об их чувствах и переживаниях. Замкнутость, неуклюжесть движений детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, свойственная им переоценка или недооценка собственной личности часто скрывают их настоящее «Я». Дети с дефектами речи реагируют на наблюдение очень чувствительно, при этом их недостатки, как правило, более заметны. Наиболее объективно наблюдение за умственно отсталыми детьми. Если они даже и пытаются показать себя иными, чем в действительности, это легко обнаружить, так как они открыто проявляют свои чувства. Экспериментально-психологический метод особенно важен для раскрытия качественной характеристики нарушения. При любой степени психического недоразвития или заболевания всегда происходит замедленное или искаженное развитие ребенка. Поэтому эксперимент с таким ребенком включает не только установление структуры и уровня развития психических процессов, но и выявление его потенциальных возможностей. С.Л. Рубинштейн выделяет четыре особенности эксперимента как метода исследования: — исследователь сам вызывает изучаемое им явление — варьирует, изменяет условия протекания и прояв — попеременно исключает отдельные условия (пере — по возможности проводит эксперимент так, чтобы При построении экспериментальных методик для изучения психики детей с отклонениями в развитии придерживаются следующих принципов: — моделирование психической деятельности, т.е. вычленение — направленность на последующий анализ психической де — точная и объективная регистрация фактов; недопустимо сводить эксперимент к свободной беседе или ограничиваться субъективной интерпретацией его данных. Не следует рассматривать срыв эксперимента как неудачу. Запротоколированная информация — уже достижение, особенно если использовалась магнитофонная запись высказываний ребенка. Его действия, вопросы, критические возражения, реплики, другие реакции, ошибки представляют собой богатый материал для последующего анализа. Любой эксперимент позволяет получить объективные данные, которые могут быть подтверждены при проведении экспериментов другими людьми и с помощью каких-либо иных, контрольных опытов. Беседа — получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым. При беседе с ребенком вопросы психолога должны возникать как бы непроизвольно, снимать естественную напряженность и скованность ребенка. Однако в целом беседа должна решать поставленную задачу. Глупо надеяться, что необходимая информация будет получена с помощью нескольких прямых вопросов. Часто ответы ребенка отражают не реальное положение вещей, а попытку угадать, что хочет услышать взрослый. Подростки и младшие школьники могут сознательно искажать информацию. Иногда тема беседы болезненна для ребенка, и он отказывается отвечать. Поэтому лучше оперировать косвенными или наводящими вопросами. Темы бесед с ребенком, хотя и зависят от конкретных задач обследования, все же должны охватывать основные сферы его жизнедеятельности: семью, школу, интересы, внешкольное окружение и т.д. Более детально рассматриваются темы, важные для достижения цели исследования, например представления об окружающем, осведомленность в определенных областях. Уход ребенка от темы беседы, попытки рассказать о чем-то другом, внезапная замкнутость, формальные односложные ответы — все это важные диагностические признаки. Причины такого поведения могут быть различными — от болезненности затронутой темы до несостоявшегося контакта. Нужно учитывать также, что ребенок может устать и утратить интерес к содержанию беседы, поэтому она не должна быть чрезмерно длительной. На заключительном этапе беседы психолог выясняет какие задания ребенку понравились, а какие нет; что было трудно, а что легко; как он оценивает свои успехи. Исходя из ответов уточняются представления о личностных особенностях ребенка (самооценка, уровень притязаний, критичность и т.д.), его эмоционально-волевых проявлениях. В правильно проведенной беседе всегда присутствуют элементы психотерапевтического воздействия, а в некоторых случаях она позволяет изменять установки и отношения обследуемого ребенка, т.е. иметь коррекционный характер. Анкетирование проводится с помощью специальных опросников, содержащих вопросы, на которые обследуемый должен ответить, или утверждения, с которыми он должен согласиться либо не согласиться. В опросниках открытого типа ответы даются в свободной форме, закрытого — выбираются из предлагаемых вариантов. Личностные опросники бывают типологические для определения черт личности, м
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.217 (0.019 с.) |