Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели отклонений психического развития и поведенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Окончание табл. 3
Д. Шульте выделяет следующие типы расстройств психики и ее развития: — нарушения в организме и нервной системе; — нарушения психики как сбой программ, перераба — результат неблагоприятного влияния окружающей Во многих случаях нарушения различного типа сочетаются, так как каждое из них оказывает воздействие на поведение и может провоцировать другое нарушение за счет наличия внутренних и внешних связей. О.С. Васильева и Ф.Р. Филатов выделяют в структуре личности семь основных уровней, на каждом из которых может произойти нарушение. 1. Телесные ощущения и реакции (состояния, форми 2. Образы и представления (отражение внешних собы 3. Самосознание и рефлексия (образ «Я» и эго-созна- 4. Межличностные отношения и социальные роли (со 5. Социокультурная детерминация личности (усвоен 6. Экзистенциальные (сущностные) или трансперсо 7. Самоактуализация, самость (стремление к полноте Возникновение психического или психосоматического расстройства является результатом рассогласования в структуре личности вследствие блокирования психической активности на определенном уровне и нарушения оптимального режима функционирования всех остальных Уровней и системы в целом. В специальной литературе часто встречается разделение патогенных причин на эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые). Однако такое подразделение лишено смысла, так как внутренних причин в абсолютном смысле этого слова вообще не существует. Даже все наследственные заболевания имели когда-то внешние фак-ТоРы, создавшие то или иное наследственное предрасположение, которое затем закрепилось в потомстве. Что-DbI это предрасположение реализовалось, требуется воздействие тех или иных внешних факторов, т.е. наслед- ственность является не самодовлеющей причиной болезни, а только ее возможностью. Биологические факторы. В природе человека биологическое и социальное составляют нечто единое и неделимое, поэтому нет смысла говорить о прямом и непрямом действии природных факторов на человека, о преломлении биологического через социальное и т.п. Болезни человека возникают в процессе приспособления организма, т.е. природы человека к окружающей его среде, в том числе и ко всему, что им самим переустроено. Социальные факторы. Далеко не всё, что окружает человека, является производным человеческой деятельности. Человек творит в мире, в какой-то мере переделывая его, но еще в большей мере мир творит человека, воздействуя на его приспособительные способности. Социальные факторы воздействуют на природу человека, вы-зывая в нем новые, особые приспособительные реакции, как безболезненные, так и болезненные. Человек сначала создает те или иные социально-экономические условия, способствующие благоустройству его как вида, и только потом сталкивается с патогенностью этих условий. Патогенные факторы. Чрезвычайность и сила внешних раздражителей относительны. О том, что ни один раздражитель не имеет абсолютного значения в отношении характера воздействия, а лишь относительное, писал В.М. Бехтерев. Действие раздражителя определяется отнюдь не его свойствами, а соотношением его с состоянием психики человека. Таков, по В.М. Бехтереву, «закон относительности в деятельности центров», такова нервная система как «царство относительности», согласно АЛ. Ухтомскому. Деление неблагоприятных условий на внутренние и внешние достаточно условно еще и потому, что в реальной жизни первые могут спровоцировать формирование целого ряда дополнительных внешних. Так, воспитание ребенка с нарушением развития в домашней изоляции вне полноценного общения со сверстниками не может не сказаться негативно на характере его психического развития. С другой стороны, внешние условия способны трансформироваться во внутренние: пребывание ребенка в ситуации хронической психической травмы (неправильного воспитания) часто приводит к стойким сбоям в работе ЦНС и нарушениям эмоционально-волевой сферы и поведения. Закономерности, лежащие в основе человеческих заболеваний, тесно связаны с деятельностью человека и с его достаточным или недостаточным, «патогенным» приспособлением к этой деятельности. Человек не только адаптируется к среде, но и сам создает новые ее факторы и вынужден быстро и по-своему адаптироваться к ним. Особая напряженность приспособительных актов и обусловливает «законность» заболеваний. Одна из закономерностей развития патологических процессов, связанных с непосредственным воздействием факторов внешней среды, в том, что роль этих факторов рано или поздно, прямо или косвенно, но обязательно снимается. Примером может служить мгновенный ожог: возникающие вслед за ним процессы представляют собой очень сложную, разветвленную цепь физиологических, морфологических и прочих актов, образующих стереотипную картину ожога, в которой так же трудно обнаружить ее причину, как в горящем доме причину пожара. Разумеется, сила ожога будет влиять на картину последующего процесса, на его продолжительность, объем, хотя в принципе это будет все то же воспаление и та же регенерация. Но причина развития процесса будет теперь уже в нем самом (принцип самодвижения, саморазвития в патогенезе). Сила внешнего фактора сменяется «силой» объективного процесса движения живой материи, превращения «нормологического» процесса в «патологический» (И.В. Давыдовский). Неблагоприятные факторы не всегда становятся причиной отклонений в развитии, так как сочетание разнообразных характеристик индивида опосредует их воздействие. Они становятся патогенными, провоцирующими отклонения в развитии, если сила их воздействия разрушает адаптационный барьер человека и превышает его компенсаторные возможности. В результате значимо и относительно стабильно изменяются точность, полнота и скорость отражательных и регуляторных функций психики, темпы ее возрастного развития. Факторы уязвимости и протективные. Они повышают или снижают риск заболевания, нарушения развития, регулируют возникновение и течение расстройства. Эти факторы могут локализоваться внутри или вне самого человека и относиться к разным сторонам его жизнедеятельности. Если исходить из того, что здоровье — это нечто большее, чем просто отсутствие болезни, то наряду с патогенными механизмами имеют значение и саногенные, направленные на возникновение и поддержание здоровья. Взаимные отношения между факторами уязвимости и протективными до сих пор четко не определены. Понятие уязвимости (подверженности) относят к приобретенному в периоды пренатального и постнатального (до взрослого возраста) развития риска заболевания. Уязвимость к расстройству — это специфическая выраженность индивидуальных и личностных черт, содействующих такому расстройству. Возникнет ли оно в конечном итоге — зависит от дополнительных пусковых факторов: если уязвимость низкая, требуются более существенные пусковые механизмы, если она выражена сильнее — достаточно и менее существенных факторов. Люди, у которых, несмотря на наличие уязвимости пусковых факторов, не развивается соответствующее расстройство, характеризуются как резистентные. Это, например, дети, которые, несмотря на жестокое обращение, не заболевают никаким психическим расстройством. Резистентность часто рассматривается как противоположность уязвимости. Около 50 лет назад канадский патофизиолог Г. Селье определил совокупность адаптационно-защитных реакций организма на любое воздействие, порождающее психическую или физическую травму как стресс. Общий биологический эндокринно-биохимический механизм напряжения, вызванного травмирующим влиянием, включает три этапа: — реакцию тревоги — генерализованное усилие орга — этап резистентности, наступающий вследствие пе — этап истощения, наступивший при выраженном на Опосредующие факторы. Они в различных комбинациях во многом определяют конечный эффект действия патогенного фактора, т.е. конкретную форму нарушенного развития. К ним относят вредоносные воздействия, собственные свойства индивида, качество помощи. Характеристики вредоносных воздействий: — локализация вредоносного воздействия, влияние — интенсивность, напрямую определяющая выражен — экспозиция, или длительность, воздействия; — частота воздействия: даже если оно кратковремен Собственные свойства индивида: — возраст: чем он меньше, тем тяжелее возможные — компенсаторные возможности, т.е. сопротивление Качество помощи: — конечные последствия деструктивных условий во Определение причинной обусловленности нарушенного развития усложняется тем, что разные причинно-следственные связи разворачиваются в различных временных перспективах. Одни патогенные воздействия практически сразу вызывают выраженные расстройства, другие, напротив, проявляются в виде отдаленных последствий в результате воздействия опосредующих факторов. Существенно, что патогенное воздействие приводит к формированию не самого феномена нарушенного развития, а лишь его анатомо-фи-зиологических предпосылок — относительно устойчивых нарушений ЦНС. Эти предпосылки представляют собой уже непосредственную причину последующих аномалий. Итак, даже краткое рассмотрение проблем этиологии Дизонтогенеза показывает, что для исследования его причин и их структуры требуются обширные и комплексные эксперименты, междисциплинарная совместная работа По построению биопсихосоциальных моделей возникно-еНия отклоняющегося развития.
Патогенные факторы (биологические и психосоциальные) Рис. 1. Взаимодействие факторов возникновения отклоняющегося развития
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.77 (0.012 с.) |