Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальная психология учебное пособиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Редакторы ВВ. Амельченко, В.В. Дремова Художник обложки Е.В. Кустарова Корректоры Л.Г. Новожилова, Л.Б. Успенская Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены В ООО «ТЦ Сфера» Лицензия ИД № 02242 от 05.07.2000 г. Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05 от 28.02.2005 г. Подписано в печать 04.04.05. Формат 84xl08'/32. Усл. п. л. 11,76. Тираж 5 000 экз. Заказ №3175. Издательство «ТЦ Сфера» Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (095)656-75-05, 107-59-15. ОАО «Владимирская книжная типография» 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7 Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов © ООО «ТЦ Сфера», 2005 ПРЕДИСЛОВИЕ Не плакать, не смеяться, а понимать. Б. Спиноза Специальная психология как учебная дисциплина включена в государственные стандарты высшего профессионального образования в середине 90-х годов XX века. Она призвана помочь людям с психофизическими аномалиями сделать свою жизнь полноценной и достойной. Каждый человек уникален, индивидуален в восприятии окружающего мира, переживаниях, потребностях, но в то же время он как представитель вида имеет общие черты с себе подобными и приспосабливается к окружающей его физической и социальной среде. Включение человека с теми или иными отклонениями в развитии в социальные отношения и его поддержка предполагают организацию профессионального психологического сопровождения в течение всей его жизни. Десятилетия изоляции инвалидов от общества сформировали в обыденном сознании разделение социального мира на нас, здоровых людей, и их, инвалидов и «ненормальных». К сожалению, отношение общества к инвалидам и людям с аномалиями в психическом развитии базируется на предрассудках, негативных и упрощенных стереотипах. Это в итоге приводит к несоответствиям поведения таких людей общепринятым нормам. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 млн людей с нарушенным психическим и физическим развитием, что составляет одну десятую часть жителей нашей планеты. Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что число таких людей достигает 13%. Среди них около 200 млн детей с ограниченными возможностями. В США число новорожденных с отклонениями психофизического здоровья составляет 45—50%, в Российской Федерации — 80—85%. В нашей стране в настоящее время 1,7 млн детей, т.е. 4,5% всей детской популяции, относится к категории людей с ограниченными возможностями. Они нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста, 63,6% из них находятся в дошкольных учреждениях. Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (кор-рекционных) образовательных учреждениях1. В 15% случаев нарушений интеллекта дети имеют тяжелые формы умственной отсталости, осложненные недостатками развития — нарушениями слуха, зрения и др. До недавнего времени таких детей относили к необучае-мой категории, поэтому до сих пор они часто остаются вне образовательного пространства, а именно — в учреждениях социальной защиты, где получают лишь уход, но не необходимую коррекционную помощь. Таких детей и подростков в РФ сегодня около 32 тыс. К системе специального образования относятся специальные классы для детей с нарушениями интеллекта в общеобразовательных школах — в них обучается около 200 тыс. человек. Еще около 34 тыс. детей и подростков с нарушениями развития учится на дому или в школах индивидуального (надомного) образования. В целом более 500 тыс. детей и подростков школьного возраста охвачены системой специального образования, однако десятки тысяч не имеют возможности обучаться из-за отсутствия специальных профильных учреждений на своей территории. Так, каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата лишен возможности получить соответствующее его состоянию обучение, а общеобразовательные школы не имеют условий и специалистов для этого. Среди ребят с ограниченными возможностями преобладают дети 8—13 лет, что объясняется поздними сроками выявления отклонений в развитии. Кроме того, не учитывается большая группа детей, не имеющих официального статуса инвалида, но имеющих слабое здоровье из-за хронических заболеваний. Во взрослом населении России официальный статус инвалида имеет около 8 млн человек, еще несколько миллионов по состоянию здоровья близки к ним, а всего около 15 млн жителей России имеет ограниченные возможности жизнедеятельности по состоянию здоровья, а значит, и трудоспособности. Приоритет интересов общества в советский период над интересами личности фактически узаконивал статус социальной «малоценности» лиц с ограниченными возмож- ностями, однако и сегодня в сознании людей продолжает доминировать критерий полезности. Наше общество находится в начале длинного пути — перехода от культуры полезности к культуре достоинства, отмечал А.Г. Ас-молов. В культуре полезности, отмечал он, «урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального пасынка, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на выучку, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций». В культуре достоинства «ведущей ценностью является ценность личности человека независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны... и находятся под охраной общественного милосердия». Предлагаемое учебное пособие является материальным методическим обеспечением таких университетских курсов, как «Основы специальной психологии и специальной педагогики», «Специальная психология», «Введение в специальность» (специальность «Специальная психология»), «Основы дефектологии», для факультетов психологии, социальной педагогики, других педагогических специальностей. Главные цели этих курсов — формирование мотива-ционно-ценностного компонента профессиональной подготовки будущих специалистов, их первоначальное ознакомление с теоретическими и прикладными аспектами специальной психологии. Предлагаемая читателям книга содержит базовый понятийный аппарат, сведения об особенностях развития психики людей с психофизическими аномалиями, о возможностях компенсации и путях коррекции отклоняющегося развития, методах его диагностики. Книга включает информацию о природе и характере отклонений в психофизическом состоянии и развитии личности, возможностях и механизмах их компенсации, коррекции и личностной реабилитации. 1 Цифры приведены по кн.: Специальная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000. НОРМАЛЬНОЕ, АНОМАЛЬНОЕ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ РАЗВИТИЕ Идиоты? Так ведь они только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путем растет и может так статься, что не они, а мы, просвещенные, станем похуже их идиотами. Святитель затворник Феофаний РАЗНОБОЙ В ТЕРМИНОЛОГИИ Среди специалистов существуют значительные расхождения в определении того, что обозначается термином «проблемный ребенок». Ученые и практики обращают внимание на то, что такие определения, как «дети-дебилы», «имбецилы», «шизофреники», абсолютно не отвечают ни гуманистическим принципам, ни этике специалиста-психолога, ни собственно психологическому содержанию этого феномена. Иными словами, специальная психология нуждается в собственном профессиональном словаре, в языке общения специалистов. В начале XX века дети с недостатками в развитии считались «ненормальными» (А. Бине, Г.И. Россолимо и др.) или «дефективными» (В.П. Кащенко, Л.С. Выготский и др.). Эти определения не удовлетворяли психологов, поскольку крайне односторонне характеризовали личность и были оскорбительны. В конце 30-х годов появился термин «аномальный ребенок», а во Франции «инадаптированный» — трудно приспосабливающийся; в Англии — «исключительный» (exceptional). Однако под эти определения попадали не только аномальные, но и одаренные дети. В те годы получили распространение термины «абнормальный», «атипический», «субнормальный» и др. В Словакии до сих пор официально используется понятие «дети и подростки, нуждающиеся в специальной помощи». В нашей стране общепринятыми терминами являются «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья». Это люди, в том числе дети, пользующиеся социальными льготами и пособиями. В то же время в специальной литературе часто используется термин «дети с нарушениями в развитии», т.е. те, кто имеет отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушений деятельности анализаторов или органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). При менее выраженных дефектах используется определение «дети с отклонениями в развитии». Получило распространение и понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья». Однако оно не вполне адекватно, так как не ясно, о каком здоровье идет речь и в чем психологическое содержание жизнедеятельности таких детей. Ведь существуют нарушения здоровья в виде тяжелых хронических соматических заболеваний, например астмы или диабета, накладывающие свой негативный отпечаток на жизнь и развитие ребенка или взрослого, и др. Термин «дети с особыми потребностями (нуждами)» в целом не определяет, какие нужды имеются в виду, какие из них особые. На наш взгляд, более правомерен термин «дети с особыми образовательными потребностями», т.е. с отклонениями в развитии. Распространенный термин «дети с нарушениями развития» также не совсем точен, так как не дифференцирует, что является нарушением (повреждением), а что — недоразвитием, несформированностью. А это весьма важно, так как от этого зависит психологическое содержание дифференцированной работы с детьми. Наконец, термины «дети с трудностями обучения», «с проблемами развития», «проблемные дети» также крайне неопределенны и не дают возможности оценить психологическую специфику их состояния. Наиболее адекватным признается термин «дети с отклонениями в развитии». Однако есть значительное количество детей с отклонениями в развитии, которых нельзя отнести к «классическим», традиционным видам. Такие дети испытывают значительные трудности адаптации, обучения, развития в целом. Кроме того, в последние десятилетия во всем мире отмечается тенденция резкого усложнения структуры отклонений в развитии, у многих детей значительно увеличивается число сочетанных нарушений, а в 90-х годах XX века появились, новые формы отклонений и несформиро- г ванности определенных сфер психического развития. Наконец, выделяются особые формы дизонтогенеза, достаточно сложные для психолого-педагогической диагностики и применения к ним сложившегося понятийного аппарата. В связи с необходимостью уточнения и дифференциации терминологии далее рассматриваются определения и характеристики норм развития, дизонтогенеза и отклоняющегося развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.219 (0.01 с.) |