Индивидуальная психология А.Адлера (1870-1937) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальная психология А.Адлера (1870-1937)



Альфред Адлер - знаменитый австрийский психолог, который имея собственный опыт борьбы с физическими недугами с самого начала посвятил себя проблеме неполноценности органов, их компенсации и социальному интересу.
В 1895 г. Адлер закончил Венский университет и начал работать в Венском госпитале врачом. Он интересуется влиянием органических недостатков и социального окружения на психическую жизнь пациентов. В 1902 г. он знакомится с З. Фрейдом и начинает посещать кружок, который собирается по средам. В 1907 г. выходит его первая крупная работа "Исследование неполноценности органов".
Адлер и Фрейд существенно отличались друг от друга по темпераменту, возрасту, методам работы. Движение ума Адлера можно рассматривать как движение по горизонтали, а Фрейда - по вертикали. Идеи Адлера носили широкий, всеобъемлющий характер, охватывая разнообразие отношений человека с окружающим миром. Фрейд практически игнорирует внешнее, изучая Интерпсихический - межличностный, происходящий в психике нескольких субъектов, при взаимодействии психик.');" onmouseout=nd(); href="javascript:void(0);"интрапсихические механизмы. Фрейд обладал жестким типом мышления, для которого были характерны строгий детерминизм, установление номотетических законов, структурализм, тенденция представления целого в виде ограниченного количества отдельных составляющих.
Для Адлера характерен иной подход к объяснению динамики психического. В своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. Идею целостности он почерпнул из философской концепции Яна Смитса, который полагал, что целые системы обладают свойствами, отсутствующими у частей.

· Основными отличиями теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются:

· целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);

· признание изначально социальной природы человека;

· стремление человека к совершенству

· понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями.

В 1911 г. Адлер выступает перед членами кружка с сообщением "Критика фрейдовской теории сексуальности" и в этом же году покидает его. Одна за другой выходят его работы: "О нервическом характере" (1912), "Практика и теория индивидуальной психологии" (1920), "Социальный интерес: вызов человечеству" (1939). Всего им написано свыше 300 книг и статей. Умер Адлер во время чтения лекции в 1939 г. Направление, основанное Адлером и продолженное его дочерью Александрой носит название индивидуальной психологии.
Индивидуальная психология - теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям (individuum в переводе с латинского языка означает неделимый).

· Теория Адлера основана на семи основных понятиях и принципах. Ими являются:

· 1) чувство неполноценности и компенсация;

· 2) стремление к превосходству;

· 3) стиль жизни;

· 4) творческое Я;

· 5) порядок рождения;

6) фикционный финализм.


15. Концепции развития А.Фрейд и М.Клейн.
Наибольшее внимание А. Фрейд уделяла формированию детского психоанализа, она также стала одним из авторов эго-психологии. Основные ее труды были посвящены исследованию "трудных детей", прежде всего агрессивных и тревожных. Она считала, что в структуре личности ребенка с самого начала агрессивность появляется как составная часть сексуальной жизни в виде "анального садизма". Уже в раннем дошкольном возрасте вместе с самосексуальной деятельностью у ребенка существуют и самоагрессивные возможности очищения. Это проявляется, например, в «боданиях» маленьких детей. Нормальное развитие ребенка требует уже на этой стадии поворота агрессивности от себя к внешнему миру. В последующих стадиях развития агрессивность еще раз направляется на себя, но уже не на тело, а против своего "я".
Согласно А. Фрейд, нормальное детское (как и взрослое) поведение предполагает существование элементов двух основных стремлений. В нормальном поведении агрессивность сдерживается благодаря либидо. Именно сплав либидо и агрессии должен считаться нормальным и типичным. Но кроме нормального проявления агрессивности, связанного, например, со стремлением удержать объекты любви ребенка (любимая игрушка, грудь матери для младенца и др.). Работы: "Детство в норме и патологии"(1968), "Интересы ребенка"(1973).
А. Фрейд обращает свое внимание и на патологические проявления детской агрессивности. На основании исследований влияния психической депривации на развитие ребенка, она пришла к выводу, что такая агрессивность возникает при аномальных условиях развития ребенка (без родителей, без семьи, в концлагерях, в домах ребенка, интернатах и т.д.). Результаты этих исследований были опубликованы в работах "Дети без семьи"(1943), "Война и дети"(1943). Она считала, что агрессивность появляется потому, что в этих условиях либо совсем отсутствуют объекты любви в окружении ребенка, или эти объекты часто меняются, или же по каким-то причинам вообще не устанавливаются отношения с этими объектами любви. Таким образом, агрессивные (как и тревожные) тенденции появляются в связи с тем, что либидо не развивалось или оставалось в первичной стадии.
Исходя из этих утверждений, А. Фрейд приходит к выводу, что в таких случаях коррекционная работа с детьми должна ориентироваться на развитие либидо, формирование привязанности к другим людям, развитие у детей чувства защищенности, а не на преодоление у них агрессивных реакций. Начиная с самой ранней работы "Введение в технику детского анализа" (1927) ею были сформированы методы детского психоанализа, раскрыты возможности "игровой терапии".

Наряду с А. Фрейд одним из лидеров детского психоанализа стала М. Клейн (1882 - 1960). В 1932 г. опубликовала работу "Детский психоанализ", в которой изложила свои идеи о внутреннем мире ребенка и возможностях игровой психоаналитической терапии. В своих работах "Зависть и благодарность" (1957), "Повествования о психоанализе ребенка" (1961) и других она изложила свою концепцию объектных отношений и существенно расширила содержание понятия "трансфер", разработав концепцию проективной идентификации. Тем самым было обосновано применение в диагностических целях проективных методик.
М. Клейн, также как и А. Фрейд, не отрицала наличие агрессивного инстинкта смерти и разрушения, но связывала его не с либидо, но с некоторыми возрастными моментами детского развития, прежде всего с развитием Эдипова комплекса и рождения "Супер-эго". Она считает, что "эдиповые" тенденции ребенка начинают действовать после оральных фрустраций ребенка, и в этом же периоде начинает формироваться "Супер-эго". Это происходит уже со второго полугодия жизни, при отлучении ребенка от груди и продолжается до 3-го года жизни, когда уже ярко проявляется эдипов конфликт.
Говоря о том, что сплав разрушительных и либидозных стремлений существует с самого начала жизни детей, она приводит разные примеры агрессивных поступков младенцев, направленных на материнское тело и, больше всего, на грудь. Эти агрессивные действия, согласно М. Клейн, имеют орально-садистский характер. В связи с этим инстинкт смерти направляется против своего организма и принимается как опасность для самого "я", что приводит индивид в состояние стресса. Ребенок вынужден перенести все свои страхи, связанные с инстинктом саморазрушения, на какой-то другой внешний объект. Поэтому он старается разрушить этот объект, чтобы защититься от внешних угроз.
М. Клейн также писала о том, что в союзе либидо и инстинкта смерти преобладает агрессивность, которая рождает стресс. Стресс, в свою очередь, тоже усиливает агрессивность. Эта связь может быть разрушена только с помощью усиления либидо. Таким образом, она приходит к тому же выводу, что и А. Фрейд считая, что только усиление либидо может снизить агрессию.
16. Эпигенетическая теория развития Э.Эриксона.

Теория Эриксона возникла из практики психоанализа. Его концепция- это концепция детства.Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла.Задача младенческого возраста – формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста – борьба против чувства студа и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость.Задача игрового возраста- развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и и моральной ответственности за свои желания.В период обучения в школе. Задача- формирование трудолюбия и умения общаться с орудиями труда.В подростковом и юношеском- тзадача цельного осознания себя и своего места в мире. Задача конца юности и начала зрелости- поиск спутника жизни и установление теплых связей.Задача зрелого периода- борьба творческих сил человека против косности и застояюПериод старости характеризуется становлением окончательного представления о себе.
Решение каждой из задач устанвливает динамическое соотношение между двумя крайними полюсами.Разитие личности- результат борьбы этих крайних возможностей. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эго-идентичности. Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности.кризисы- поворотные пункты.
1.орально-сексуальная (младечество 0-1) возникает доверие или недоверие. при прогрессивном развитии личности выбирает доверие. материнская любовь. Мать или заменяющее лицо. Энергия и жизненная радость.
2.мышечно-анальная (ранний возраст 1-3)начинает ходить и отстаивать свою независимость.но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать доверие к миру. Стыд и сомнение.Родители.Независимость.
3.локомоторно-генитальная (дошкольный возраст 3-6).ребенок активно познает окружающий мир, моделирует его в игре.Добавляется инициатива.Чувство вины,половая идентификация.Родители, братья,сестры.Целеустремленность.
4.Школьны возраст. 6-12.школа,соседи.Овладение знаниями и умениями.
5.Отрочество и юность. 12-20.группы сверстников.Самоопределение,преданность, верность.
6.Рання зрелость. 20-25. Друзья, любимые. Сотрудничесвто, любовь.
7.Средний возраст. 25-65. Профессия, родной дом. Творчество и заботы.
8.поздняя зрелость. После 65. Человечество, ближние. Мудрость.
18. Теоретическая концепция привязанности Дж.Боулби и М.Эйнсуорт. Стили привязанности.

Дж. Боулби: дети появляются на свет с запрограммированными формами поведения. Эти формы помогают детям держаться поблизости от родителей. Мать – это база. Привязанность основывается на запрограммировании как младенца, так и родителя. Привязанность поддерживается за счет внешних событий, приносящих удовлетворение: телесный контакт, утоление голода, чувство комфорта. Согласно этой теории на развитие и сохраниение привязанности влияет и наследственность, и среда.

М. Эйнсуорт: тип взаимоотношений родитель – ребенок, который сформировался в ходе развития привязанности (2 года) образует основу для всех будущих отношений.

Развитие привязанности. Првые полгода жизни привязанность нефиксирована и непрочна. Привязанность возникает во второй половине 1 года жизни. Формы поведения, через которые формируется привязанность:

1) сигнализирующее поведение: плач, улыбка.

2) ориентирующее: взгляды.

3) локомоции.

4) Активные действия, направленные на достижение физического контакта.

Все эти формы отношений относятся к привязанности в том случае, если они направлены на родителей.

3 типа привязанности: надежно-прривязанный (60-70%) – изучали обстановку, спокойствие при разлучении.

Ненадежно-привязанный (30%) – ослабленная привязанность. 1) ребенок избегал возвращения матери и вел себя сердито; 2) малыш вел себя амбивалентно: стремился к матери, добивался ласки и отталкивал ее.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.008 с.)