Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема развития морального суждения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучение взаимосвязи интеллектуального развития со степенью зрелости моральных суждений связано с традицией когнитивной психологии и ведет свое начало с работы Жана Пиаже, впервые опубликованной в 1932 г. [14]. Согласно концепции этого психолога, овладение интеллектуальными операциями — необходимое, хотя и не единственное, условие успешности в овладении нравственными нормами. Предлагаемые детям вопросы в его экспериментах были направлены на выяснение отношения детей к нарушению принятых норм. Рассказики (истории) о нарушениях строились таким образом, что нарушителями оказывались как сверстники ребенка, так и младшие или старшие дети; взрослые могли наказывать виновного, с провинившимся ребенком могли происходить различные, напрямую не связанные с нарушением неприятности, и ставился вопрос о связи таких неприятностей с фактом нарушения. По различным типам нарушений предъявлялось несколько историй, в которых варьировались ситуации и действующие лица. Как оказалось, дети-испытуемые по-разному судили об этих нарушениях: они либо оставались на позициях собственного эгоцентризма, не склонны были учитывать намерения героя повествования (например, нечаянно тот совершил проступок или нарочно), а больше ориентировались на позицию взрослого (например, могли считать, что больше виноват тот, кого больше наказали); они были также склонны утверждать, что существует связь между нарушением запретов и неприятностями, случившимися с героями историй сразу же после плохого поступка (такой способ объяснения Ж. Пиаже определяет как «имманентную справедливость»). Эти и некоторые другие особенности в суждениях испытуемых дали основание Пиаже считать, что их наличие указывает на низкую стадию развития у ребенка способности к моральным суждениям в отличие от другой, более высокой стадии, характеризуемой прямо противоположными чертами: учетом намерений других людей, преодолением преклонения перед авторитетом и в целом преодолением эгоцентризма. Было показано, что действительно достижение более высокой стадии зависит от стадии овладения интеллектуальными операциями. Эти исследования имели богатое продолжение в русле когнитивной традиции (см. обзорную работу [13]). Те же задачи Пиаже предъявлялись детям из различных социальных классов и этнических групп; придумывались новые задачи, в которых проблемность морального выбора была представлена еще более остро, использовались различные методики измерения уровня развития интеллекта [13]. В целом связь между умственным развитием и зрелостью в решении моральных задач была подтверждена, но связь эта была не однозначной, иногда сказывалась зависимость от методики, применяемой для измерения стадии интеллектуального развития. Однако оставался открытым вопрос, лишь обозначенный Пиаже, а именно: чем объяснить случаи сильного отставания нравственного развития от развития интеллектуального? Трудность ответа на этот вопрос в когнитивной традиции вполне объяснима, поскольку истоки такого рассогласования надо искать не только в интеллекте, а во всей жизнедеятельности человека. Изучение связи детских моральных суждений с развитием интеллекта в отечественной психологии было связано с личностным подходом к психическому развитию ребенка. В работе Л.И. Божович, Л.С. Славиной и Т.В. Ендовицкой [2] проводилось сопоставление внутреннего плана действий с произвольным поведением детей, причем одним из показателей произвольного поведения было решение детьми задач на моральную тему. Предлагалось несколько возможных вариантов ситуаций, возникающих из-за конфликта желаемого и требуемого. Дети выбирали одно из решений и давали обоснование своего выбора; нужно было также описать как можно больше последствий из случаев нарушения моральных правил. Полученные решения сопоставлялись с умением детей действовать во внутреннем плане. Это умение измерялось (по методике «игра в пять» и др.) либо полагалось априорно зависимым от возраста (что оправдано, если сравнивать ответы учеников I и X классов). Кроме подтверждения факта зависимости способности к обоснованному суждению на моральную тему от способности ребенка действовать во внутреннем плане, в работе специальному анализу подвергались случаи нереализации возможностей развитого интеллекта при решении задачи морального выбора. Оказалось, что «аффективные тенденции, возникающие в конфликтной ситуации, блокируют интеллектуальный план и заставляют его «работать» лишь в направлении, заданном аффективной тенденцией» [2; 62]. Авторы отмечают, что даже то, что задачи давались «про другого», не позволило полностью избавиться от этой аффективной тенденции, так как ребенок часто отождествлял себя с «другим», героем истории. Такое отождествление происходило при наличии конфликтности ситуации, из-за чего интеллектуальный план оказывался в подчиненном положении относительно аффективных тенденций. Факты блокировки интеллектуального плана аффективным отмечаются и у взрослых [1], [8]. Мы полагаем, что для понимания истоков таких рассогласований необходимо начинать исследование детей уже владеющих (хотя и в разной степени) способностью действовать во внутреннем плане. Необходимым является и сопоставление полученных результатов с реальными проблемами ребенка, а также привлечение способов вычленения динамики высказываний в зависимости от варьирования конкретных условий, о которых идет речь в заданиях. Для такого эксперимента оптимальным является младший школьный возраст, использование методик, позволяющих приблизиться к области интересов и проблем ребенка (лежащих большей частью в области семейных и школьных отношений), а также диагносцировать интеллектуальное развитие. Здесь необходим и качественный анализ полученных протоколов. Настоящий эксперимент не ставил целью всестороннее исследование проблемы соотношения интеллектуального развития и способности к построению моральных суждений. Его задачей было лишь наметить некоторые возможные подходы к вопросу о конкретных механизмах, осуществляющих эту связь либо приводящих к сбоям и блокировкам. Ученикам младших классов (I — III классы, всего 52 человека) в ходе индивидуальных опытов предлагались для размышления вслух: 4 истории Пиаже, 2 сюжета, придуманных нами по аналогии с этими историями, задание досочинить 2 рассказика (предлагаемые в виде игры в «писателя»). Кроме того, с целью приближения к сфере интересов детей их просили загадать три желания (задание в виде игры «встреча с волшебником»), сделать рисунок на тему «Моя семья», проводили опрос родителей и учителей. Уровень развития умственных способностей измерялся по методике Я.А. Пономарева [6]. Эта методика позволяет диагносцировать возможности ребенка в овладении внутренним планом действий (ВПД), или способность действовать «в уме» 2. Ход рассуждений испытуемых по поводу историй записывался с помощью магнитофона; полученные протоколы подвергались затем качественному анализу, основанному на вычленении даже самых незначительных переформулирований мысли при рассуждении вслух [3]; [7]; [9]. Такой анализ позволял установить некоторые вехи процесса развития мысли испытуемого, проследить динамику построения и изменения высказывания. Сопоставляя эти данные с данными, полученными по другим методикам, можно было предположить причины того или иного поворота мысли, т. е. приблизиться к микродинамике смысла. Таким образом, анализ полученных протоколов проводился по несколько иным параметрам, чем в работах Пиаже и его последователей. Характер выбора историй Пиаже для эксперимента объяснялся стремлением исследовать взаимосвязь моральных суждений с домашней обстановкой детей, а также изучить открытый им феномен «имманентная справедливость». В двух из предъявленных историй речь шла о неприятностях, случившихся с героями сразу же после совершения плохого поступка: одни мальчик упал в воду, перебегая по гнилому мостику после кражи яблок в чужом саду; другой — ослушался запрета учителя, стал сам точить карандаш перочинным ножиком и порезал палец. Спрашивается, произошли бы с ребятами те же неприятности, если б один не крал, а другой — не нарушал запрета. В других двух историях Пиаже действующими лицами были члены семьи — мать, братья, сестры: «Однажды...мать взяла своих детей на прогулку по берегу реки. В четыре часа она дала каждому по булочке. Все стали кушать, кроме самого маленького, который был неосторожен и уронил свою булочку в воду. Что сделает мать? Даст ли она ему другую булочку? А что скажут старшие дети?» [там же, 258-259]. «Однажды...мама попросила свою маленькую девочку и мальчика помочь ей по дому, потому что она устала. Девочка должна была вытирать тарелки, а мальчик — принести дров. Но маленькая девочка убежала играть на улицу. Пришлось матери попросить другого ребенка сделать одному всю работу. Что он на это сказал?» [там же, 267]. Чтобы проверить, повлияют ли на суждения испытуемого изменения в отношениях «нарушителя» и того ребенка, к которому обращаются с просьбой сделать всю работу за двоих, была предложена модификация последней истории, где все было так же, только действие перемещалось в школьный класс: речь шла о распределении обязанностей по дежурству между учеником и ученицей, а просьба сделать всю работу одному из детей исходила от учительницы. Для уточнения роли семейных отношений, а именно отношений с матерью, по аналогии с другими историями Пиаже была составлена еще одна история, где также действие происходило в домашней ситуации. В ней говорилось, что мальчик нашел с приятелем на улице сигареты и попробовал их курить. Придя домой, он узнал, что мама достала билеты на цирковое представление и просит срочно собраться. Но вдруг мама почувствовала запах дыма. «Наверное, у нас что-то горит?» — сказала она. Спрашивается, что на это ответил мальчик. Предлагаемые истории построены с расчетом на спонтанность суждений по их поводу. Задания на сочинение продолжений рассказов и виде игры «в писателя» имели целью усилить момент спонтанности. Анализ полученных протоколов показал, что существует зависимость между способностью действовать во внутреннем плане и возможностями ребенка в построении моральных суждений. Около 10 % детей не справились с предложенными историями. Для них и такая форма подачи моральных задачек была слишком трудной. Они либо не могли прийти к какому-либо определенному ответу за героя истории (или варианту окончания рассказов), либо под разными предлогами уходили от решения. Кроме того, была выявлена группа детей, которые не только не пугались проблем, поставленных в наших историях, но даже смело двигались навстречу их разрешению, давая развернутую когнитивную аргументацию своих ответов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.108 (0.011 с.) |