Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фаза 4: второе восстановление после 2013 гСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К концу 2012 г. оптимистические настроения вновь вернулись. На 2013 г. прогнозировалось постепенное ускорение роста мировой экономики и ее дальнейший подъем в 2014 г. Улучшение прогнозов было связано в основном с политическими мерами, принятыми в Европе и в США, которые позволили ослабить наиболее серьезные риски и снизить вероятность еще одного масштабного финансового шока, способного ввергнуть международную экономику обратно в рецессию. Но вывод МВФ состоял в том, что для обеспечения стабильного подъема мировой экономики потребуется гораздо больше усилий. Акцент по-прежнему делался на хрупкости ситуации. В первой половине 2013 г. наблюдались признаки ускорения роста, хотя ожидалось, что в глобальном масштабе он не превысит 3 %, что соответствовало окончательным результатам еврозоны в 2012 г. Экономика западных стран, включая еврозону, во второй половине 2013 г. демонстрировала рост, а в США результаты были еще лучше: прогнозировалось, что в 2013 г. рост составит 1,75 %, а в 2014 г. – 2,75 %. Ожидалось, что в 2013 г. рецессия в еврозоне продолжится, но в 2014 г. будет достигнут незначительный рост на 0,9 %. При этом очень многое оставалось неясным. Правительствам предстояло определить, каким образом перейти к сворачиванию такого важного инструмента стимулирования экономики, как количественное смягчение, который обеспечил ликвидность, позволил сохранить низкие процентные ставки и способствовал росту цен на активы. В июне 2013 г. заявление главы ФРС Бена Бернанке о том, что ФРС намерена начать сокращение программы количественного смягчения с 85 до 65 миллиардов долларов в месяц, стало сигналом к распродаже на рынках акций и падению индекса Доу – Джонса на 4,3 %. Отчасти это было связано с тем, что многие считали количественное смягчение, начатое ФРС в 2008 г., основной причиной сохранения высоких цен на активы. Так, приобретение центральными банками огромного количества облигаций для увеличения объема ликвидности в экономике привело к возникновению «пузыря» на рынке облигаций. Но еще важнее было то, что сокращение программы количественного смягчения вызвало опасения, что ФРС готовится к увеличению процентных ставок, хотя было ясно, что на тот момент ФРС будет стремиться удерживать их на уровне, близком к нулю, и не станет повышать ставки, до тех пор пока уровень безработицы не снизится до 6,7 %. В 2013 г. уровень безработицы в США все еще намного превышал 7 %. Реакция рынков на возможное сворачивание количественного смягчения свидетельствовала о том, насколько рынки зависели от него, а также о том, что говорить об устойчивой динамике восстановления экономики пока рано. Пациент все еще нуждался в системе жизнеобеспечения. Реакция рынка привлекала внимание к еще одному противоречивому аспекту политики количественного смягчения и нулевой процентной ставки: их регрессивному воздействию на распределение богатства и на пенсионеров. Следующим ключевым этапом подъема был возврат экономики к ситуации, при которой можно было бы поднять процентные ставки до более реалистичного уровня, но политики понимали, что любой неправильный ход в этом направлении может нарушить весь процесс восстановления. Даже если удастся обойти эти рифы, то останутся многие другие лежащие в глубине нерешенные проблемы, вскрытые кризисом, в том числе вопросы о будущей архитектуре управления еврозоной и жизнеспособной программе сокращения американского долга. К 2013 г. процесс выхода из рецессии уже стал самым медленным и длительным за весь послевоенный период, и не было никаких гарантий того, что он сменится резким и стабильным подъемом экономики, хотя прогнозы были уже более многообещающими, чем какое-то время назад. События 2010 г. все еще были свежи в памяти. Повсеместные надежды на устойчивое восстановление так и не оправдались. В 2013 г. прогноз предусматривал несколько более ускоренный по сравнению с 2010 г. подъем экономик западных стран, особенно США и Японии (которую в данном случае мы относим к западным странам), в то время как в отношении новых быстрорастущих стран прогноз был более сдержанным: замедление темпов роста в Китае до умеренных, усиление финансовой турбулентности и резкое снижение темпов роста в ряде ведущих быстрорастущих экономик, прежде всего в Бразилии и Индии. На долю западных стран все еще приходилось более половины мирового производства, поэтому до ребалансировки международной экономики в пользу новых быстрорастущих стран было еще далеко, а любое замедление темпов роста в этих странах по сравнению с экономиками западных стран неизбежно затягивало данный процесс.
Политическая жизнестойкость Финансовая катастрофа и ее последствия держали правительства западных стран в сильном напряжении. От многолетнего процветания внезапно не осталось и следа, и правительства обнаружили, что оказались в совершенно непонятной и очень опасной ситуации, возникшей в результате финансового хаоса. Неудивительно, что многие правительства, которым пришлось искать выход из этой ситуации, не были переизбраны на новый срок. Но общая картина пяти послекризисных лет свидетельствовала о том, что правящим режимам удалось адаптироваться. В ведущих западных демократиях у власти оставались основные политические партии. Они сумели сохранить свои позиции даже в еврозоне, где наблюдалась самая высокая политическая напряженность. Воздействие кризиса и рецессии в разных странах неизбежно было неравномерным, что отчасти отражало различное время проведения электоральных циклов и было связано с особенностями каждой страны. В США на президентских выборах, прошедших сразу после кризиса 2008 г., на место республиканца пришел демократ. А в ходе промежуточных выборов 2010 г. произошла смена состава в палате представителей, где большинство перешло от демократов к республиканцам. С тех пор на выборах президента побеждала партия, чей кандидат находился на должности президента, а на выборах в конгресс побеждала партия, имевшая большинство в конгрессе. В Японии правительство находившейся у власти партии уходило в отставку дважды – в 2009 и в 2012 гг. То же самое произошло в Соединенном Королевстве в 2010 г. Смена правительств после финансового краха чаще всего происходила в странах ЕС. Из 28 стран, входивших в состав ЕС в 2013 г., в период с 2008 по 2013 г. в 21 стране правительство сменилось по меньшей мере один раз, и лишь в семи у власти оставались все те же партии. На всем протяжении кризиса лишь в четырех из 17 стран еврозоны правительство формировали одни и те же партии, а в 13 странах произошла как минимум одна смена правительства. В ряде стран (в Исландии, Греции, Италии и на Кипре) финансовая катастрофа вызвала глубокий политический кризис, который в Греции сопровождался широкомасштабными социальными потрясениями. Но события в Греции нельзя считать типичными, потому что даже там партии основных политических течений сохранили за собой места в правительстве. Чаще всего действующие правительства вынуждены были уйти в отставку, что иногда сопровождалось потерей поддержки правящей партии. Определенную роль играли и местные факторы, при этом, хотя каждый отдельный случай имел особенности, наблюдалась общая закономерность. Избиратели возлагали вину за кризис и последовавшую за ним экономическую стагнацию на находившиеся у власти партии. Наиболее яркими примерами стран, где правящие партии потерпели сокрушительное поражение, стали Исландия (2009), Греция (2012) и Венгрия (2010). В других странах утрата партиями, находящимися у власти, поддержки избирателей была не столь очевидной. Как ни удивительно, но до сих пор ни в одной стране не произошло смены правящего режима в смысле победы несистемной партии правого или левого толка, выступающей за отмену или коренной пересмотр действующих международных соглашений и выход страны из международных организаций, что могло бы привести ее к изоляции от международной экономики. Все партии, которым удалось вытеснить находившиеся у власти партии, придерживались действующего в стране консенсуса, заявляя о своей приверженности таким внешним обязательствам своей страны, как участие в ЕС, ВТО, ОЭСР и МВФ, представляющим собой основные составные части международного рыночного порядка. В некоторых странах, в первую очередь в Греции и Италии, укрепили свои позиции несистемные партии правого и левого толка, в других – наблюдался стремительный рост популистских партий, таких как партия «Истинные финны» в Финляндии, получившая в 2011 г. 20 % голосов. В ответ основные политические партии нередко прибегали к созданию широких коалиций, стремясь не допустить, чтобы популистские партии, даже набравшие более 20 % голосов, играли в правительстве сколько-нибудь заметную роль, как это произошло в 2011 г. с партией СИРИЗА в Греции и в 2012 г. с «Движением пяти звезд», возглавляемым Беппе Грилло в Италии. Политика жесткой экономии, в той или иной форме присутствовавшая после кризиса в большинстве западных стран, стала серьезным испытанием для западной демократии, но до сих пор ей удавалось избегать потерь. Сильнейший политический кризис разразился в Греции и Италии. 27 октября 2011 г. Совет Европы согласовал выдачу второго крупного транша для Греции (первый был направлен в мае 2010 г.). Условия предоставления транша были очень жесткими, и греческий премьер-министр Георгиос Папандреу заявил о намерении провести референдум по вопросу о приемлемости таких условий для народа Греции. За этим последовало сильнейшее давление на него самого со стороны правительств других стран ЕС, и 4 ноября на саммите «Большой двадцатки» в Каннах ему было сказано, что единственный вопрос, по которому он может проводить референдум, – это вопрос о выходе Греции из еврозоны и ЕС. Условия предоставления пакета помощи не обсуждались. Папандреу отменил запланированный референдум и подал в отставку. На его место пришел Лукас Пападемос, возглавлявший ранее Центральный банк Греции. Было сформировано правительство технократов, призванное разработать пакет мер, на проведении которых настаивала «тройка» (в составе Европейской комиссии, ЕЦБ и МВФ). В это же время Сильвио Берлускони, отказавшийся ранее следовать мерам жесткой экономии, которые были рекомендованы Италии «тройкой» в рамках пакета помощи, не сумел заручиться поддержкой в парламенте страны и был вынужден уйти в отставку. На его место пришел Марио Монти, бывший комиссар ЕС, сформировавший, как и Пападемос, правительство технократов, которому предстояло проводить в жизнь меры жесткой экономии. Эти перемены встретили широкое осуждение (не в последнюю очередь, со стороны британских евроскептиков) как нарушение демократии. Технократические правительства за то недолгое время, что находились у власти, вынуждены были противостоять парламентскому большинству, и вскоре их сменили выборные правительства. Демократия в Европе была приостановлена лишь на короткое время. В этом состоит основное отличие от 1930-х годов. Меры, принятые для предотвращения экономического коллапса, позволили избежать политического коллапса, по крайней мере до сих пор. Но кризис еще не закончился, поэтому потенциальная возможность обвала в одной или нескольких странах сохраняется. Сила демократического общества стала важным фактором устойчивости международного рыночного порядка, противостоящего финансовому кризису и турбулентности в экономике. Ограниченная поддержка, которой пользовались несистемные партии, означала, что у избирателей была возможность выразить свое недовольство правительствами, находившимися у власти, и добиться их отставки, хотя пришедшие им на смену правительства зачастую проводят похожую политику и не предлагают действительных перемен. Правда, западные демократии еще не сталкивались со столь жестоким экономическим спадом со времен Великой депрессии, разразившейся 70 лет назад. Тогда позиции демократии не были столь сильны, поэтому в ряде стран ей не удалось противостоять кризису. В результате в этих странах произошла смена режимов и установилась диктатура, что стало основным фактором крушения международного рыночного порядка, который затем пришлось с большими мучениями восстанавливать после Первой мировой войны. Большинство западных обозревателей уверено, что ничего подобного повториться не может, и, действительно, до сих пор повторения не произошло. Международный рыночный порядок устоял, правда, в некоторых странах ему пришлось пройти суровое испытание политикой жесткой экономии, проводимой правительствами. Уровень безработицы, особенно среди молодежи, вырос настолько, что многие начали опасаться долговременных последствий и глубокого разочарования в демократических институтах у множества граждан следующего поколения. Их отстраненностью от политики, разочарованием в политиках и альтернативах, предлагаемых основными политическими партиями, частично объясняется неожиданный подъем популистских несистемных партий, таких как «Движение пяти звезд» Беппе Грилло в Италии, «Истинные финны» в Финляндии, «Золотая заря» в Греции и «Йоббика» в Венгрии [Goodwin, 2011; Eatwell et al., 2014, ch. 9]. Политические элиты на Западе полагают, что несистемные движения можно сдержать и не допустить их прорыва. До сих пор это удавалось, но в ряде стран растут сомнения относительно правомерности таких действий, и в большинстве демократических стран возникла проблема доверия к политикам и оторванности политической элиты от вопросов, волнующих массы населения. Широкое распространение получило мнение, что между основными политическими партиями, при всех бесконечных разногласиях, неуместной риторике и ожесточенной борьбе за место наверху, нет особых различий, так как они во многом разделяют одни и те же политические установки, а придя к власти, в основном продолжают все ту же политику. Одной из политических установок, построенных на убеждении, что современные демократии могут действовать лишь при постоянном увеличении потока общественных и индивидуальных благ, позволяющих удовлетворять самые разнообразные интересы, является императив скорейшего возобновления экономического роста. Для решения внутренних политических проблем определенный уровень экономического роста нужен не только Китаю. Он нужен и всем современным государствам, за исключением наиболее репрессивных. В современном обществе нелегко оправдать действия власти, постоянно поддерживающей режим жесткой экономии. Политика жесткой экономии нужна в периоды кризиса, а в обычных условиях правительства рассматривают ее в качестве временной меры и стремятся отказаться от нее как можно скорее [Hood et al., 2014]. Правительства всех западных стран, включая Японию, находившиеся у власти в сентябре-октябре 2008 г., то есть во время финансового кризиса, позже обвиняли в том, что они позволили кризису развиться у них на глазах. Это стало важнейшей причиной, по которой правящие партии вынуждены были уйти в ходе выборов. Перед этим поветрием устояли лишь Германия и Япония. Финансовый кризис непосредственно сказался на результатах состоявшихся в ноябре президентских выборов в США, где экономика и перспективы ее развития занимали центральное место в предвыборной кампании. В центре дебатов были вопросы, связанные с реакцией на кризис финансовых органов и поведением банков до и во время кризиса. В 2009 г., по мере распространения поднятой финансовым крахом волны, в Исландии случился первый кризис выплаты суверенного долга, за ним последовали дефолт и сокрушительное поражение правящей партии во время выборов, которые пришлось проводить в апреле. Правда, непосредственные последствия кризиса не сильно сказались на правительствах – отчасти потому, что лишь в некоторых западных демократиях в это время состоялись выборы. Правительствам этих стран пришлось действовать в условиях самой сильной с 1945 г. рецессии, хотя предпринятые ими антикризисные меры позволили избежать соскальзывания в дефляцию и депрессию. По мере осознания всей полноты долгосрочного ущерба менялся и преобладающий дискурс, в котором кризис изображался не как финансовый, а как долговой. Правительствам и домохозяйствам для сокращения государственных и частных расходов настоятельно рекомендовалось перейти к программе строгой экономии, отвечающей условиям спада производства в экономике. В 2010 г. кризис суверенной задолженности в еврозоне положил начало новой фазе политического кризиса. Первый транш для Греции пришлось согласовывать с «тройкой» в условиях осознания того, что такие же проблемы стоят перед целой группой стран, в том числе Ирландией, Испанией, Португалией и Италией, которым также грозил дефолт. Теперь главным содержанием этого кризиса стал считаться суверенный государственный долг, и дискурс жесткой экономии становился все более доминирующим во всех западных экономиках [Blyth, 2013]. В мае в результате всеобщих выборов в Соединенном Королевстве произошла смена правительства и была создана новая коалиция, явно намеревавшаяся продолжить курс на жесткую экономию и возлагавшая ответственность за финансовый кризис на своих предшественников-лейбористов, которые чересчур много тратили и слишком плохо справлялись с задачами регулирования. К этому моменту развития кризиса правительства в западных странах менялись одно за другим. Центральной темой дискуссии по вопросам международной экономической политики стало будущее еврозоны и возможность ее распада, что нашло отражение в докладах МВФ и ОЭСР. Эта проблема затронула и Ирландию, где долговой кризис привел к резкому падению популярности правящей партии «Фианна Файл» на всеобщих выборах 2011 г., что стало ее крупнейшим поражением на выборах со времен создания республики. Смена правящих партий произошла в Финляндии, Португалии, Дании, Испании и Словении. В 2012 г. медленный процесс восстановления западных экономик положил начало отходу от дискурса жесткой экономии на фоне новых забот, связанных с экономическим ростом и уровнем жизни. Кризис еврозоны продолжался, при этом не наблюдалось и серьезного ухудшения, а действия ЕЦБ в июле укрепили уверенность рынка в том, что еврозона вряд ли распадется и худшее, возможно, уже позади. Председатель ЕЦБ Марио Драги поддержал ожидания рынка, заявив, что банк готов пойти на все ради сохранения евро, хотя вряд ли у него хватило бы сил подкрепить свои слова делами [Marsh, 2013]. В 2012 г. продолжающаяся стагнация и усиливающееся противостояние политике строгой экономии во многих западных странах привели к поражению партий, находившихся у власти в Словакии, Литве, Хорватии и Японии. Во Франции в результате президентских выборов на смену Николя Саркози пришел Франсуа Олланд. В Греции выборы прошли даже дважды. Первые выборы, в ходе которых все основные политические партии уступили новым протестным несистемным партиям, действовавшим как справа, так и слева, оказались безрезультатными. Больше всех потеряла левоцентристская партия ПАСОК, которая была у власти во время долгового кризиса. Определенной стабильности удалось достичь с формированием широкой коалиции, во главе которой встала правоцентристская партия «Новая демократия», значительно укрепившая позиции этой коалиции в ходе вторых выборов. Обстановка обострилась в связи с усилением партии «Золотая заря», которая добилась представительства в парламенте, участвуя в уличном насилии против иммигрантов и своих политических оппонентов. Возрождение классического фашистского движения стало предостережением о том, к чему может привести кризис. Убийство левого активиста в сентябре 2013 г. дало правительству повод назвать «Золотую зарю» преступной организацией и арестовать ее руководителей. То, что волна смены правящих партий пошла на спад, подтвердили результаты президентских выборов в США в конце 2012 г. Некоторого улучшения состояния американской экономики, правда, пока неуверенного, оказалось достаточно, чтобы Барак Обама был переизбран в ноябре на второй срок. Однако демократы не сумели вернуть утраченные позиции в палате представителей, и им с трудом удалось сохранить свои позиции в сенате, а это означало, что в перспективе Обама может оказаться в трудном положении при решении ключевых политических вопросов во время второго президентского срока. В Европе борьба за власть продолжалась. Исключением была Германия. Переизбрание Ангелы Меркель в сентябре 2013 г. (правда, без предпочитаемого ею партнера по коалиции) было вполне ожидаемым. В остальных европейских странах правящим партиям сложно было удержать власть. В Италии новая широкая коалиция, сформированная после выборов, чтобы сменить правительство Монти, так и не смогла выдвинуть явного победителя, правда, это продолжалось недолго. Кипр, где только что был избран новый президент, находился в глубоком долговом кризисе, ставшем запоздалой реакцией на кризис в Греции, где кипрские банки имели значительные инвестиции. Наиболее примечательный разворот произошел в Исландии, где к власти вновь пришло правительство Партии независимости, на которое раньше возлагали ответственность за финансовый кризис и которое заставили уйти в отставку после сокрушительного поражения на выборах. В отличие от государств-должников еврозоны, Исландии удалось провести девальвацию и оправиться от удара. Даже в тех странах, которые финансовый кризис на Западе затронул незначительно, положение находившихся у власти партий было достаточно рискованным. В Австралии, где финансовый крах не привел к спаду, а рост экономики не прерывался благодаря тому, что страна сумела наладить поставки сырья в новые быстрорастущие страны, в частности в Китай, в сентябре 2013 г. решительную победу одержала правоцентристская коалиция, но во многом эта победа была связана не с экономикой, а с внутренней политикой, в том числе с хроническим расколом внутри правящей лейбористской партии. В новых быстрорастущих странах на протяжении первых пяти лет после финансового кризиса сохранялась стабильная политическая обстановка, а политическая нестабильность сосредоточилась на Западе. Почти во всех странах положение находившихся у власти партий было неустойчивым, и в большинстве случаев выборы приводили к смене правящей партии. Порой большое значение имели местные факторы, но чаще всего особую роль играли экономические проблемы, вызванные финансовым кризисом, и трудности, с которыми сталкивались правительства, пытавшиеся оправдать ожидания избирателей и держать события под контролем. В этой ситуации важно отметить устойчивость политических систем. Даже в странах, оказавшихся в самом центре урагана – Греции, Португалии, Испании, Италии, Кипре, Исландии и Ирландии – и переживших труднейшие моменты в ходе выборов, партии, которые пришли на смену находившимся у власти и дискредитировавшим себя, оставались верными идее сохранения позиций своих стран в международном рыночном порядке. Некоторые партии основных политических течений, такие как «Фианна Файл» в Ирландии и ПАСОК в Греции, лишились значительной части поддержки, но даже при явном увеличении числа сторонников несистемных партий основными бенефициарами оставались другие центристские партии. Политическая жизнеспособность демократий, особенно в Европе, вписывалась в рамки сценария, согласно которому худшее осталось позади. Правда, все еще сохранялись опасения относительно способности центристских сил удержать позиции в случае, если, например, в еврозоне разразится новый кризис, для преодоления которого вновь потребуются меры жесткой экономии. Доверие было все еще непрочным, но теперь наиболее серьезные угрозы миру исходили не со стороны ЕС или США, а с Ближнего Востока, Восточной Азии и Украины. В противоположность 1930-м годам экономическая катастрофа еще не стала детонатором для политической катастрофы на Западе.
IV. Глобальные перемены Кризис стал проверкой жизнестойкости международного рыночного порядка и в отдельно взятых странах. Финансовый крах произошел в самом оплоте западной экономики – в странах ОЭСР, и поначалу его прямое влияние на другие части международного рыночного порядка было ограниченным. Во многих незападных странах сохранялись высокие темпы экономического роста, и это подчеркивало их независимость от западных рынков. Однако эта независимость была иллюзорной. Сначала эти страны, находясь в изоляции, могли позволить себе спокойно наблюдать за происходящим в Нью-Йорке и Лондоне. Волна протеста периода 2008–2013 гг., в результате которой многие действующие правительства после выборов лишились своей власти, коснулась в основном западных демократий. Из восьми западных стран, входящих в состав «Большой двадцатки», лишь в Канаде и Германии у власти по-прежнему оставались те же партии, что и в 2008 г. Обратная картина наблюдалась в 11 незападных странах – участницах «Большой двадцатки». За это время правительство сменилось лишь в Мексике. В 2008 г. новые быстрорастущие страны относились к стремительному обвалу англо-американских финансов и последовавшей за ним рецессии главным образом как к проблеме Запада, не имеющей к ним прямого отношения, хотя сокращение спроса на ряде основных рынков (темпы роста упали в 2009 г.) сказалось на экспорте из этих стран, причем некоторым из них, в первую очередь Китаю, пришлось прибегать к дополнительным финансовым стимулам, чтобы компенсировать падение спроса со стороны западных стран и сохранить высокие темпы роста. Рецессия никогда не была для этих стран заметным риском. Уныние и пессимизм, характерные для оценки кризиса и его последствий, не получили большого распространения за пределами Запада. Во многих быстрорастущих странах преобладал оптимистический взгляд на будущее экономики и возможности дальнейшего роста и развития. Чем сильнее становились эти страны, тем меньше они зависели от западных экономик и тем больше развивались их торговые отношения друг с другом. Это привело к тому, что быстрорастущие страны утратили интерес к сотрудничеству в решении дилемм, которые, по их мнению, имеют отношение только к западным странам. Обоснованность проводимой Западом политики также вызывает у них вопросы. Это позволяет предположить, что «глобальный финансовый кризис», как его иногда называют, был явлением регионального, а не глобального масштаба, аналогичным финансовому кризису в Азии в 1997 г., а значит, его следует называть «североатлантическим кризисом». Но последний отличается от азиатского финансового кризиса тем, что он случился в финансовом нервном центре, который является таковым не только для западных стран, но и для всей международной экономики, – в англо-американских финансовых центрах [Gowan, 2009; Green, 2013; Panitch, Gindin, 2013]. Угрожая западным демократиям, этот кризис представлял собой угрозу стабильности международного рыночного порядка, где западные страны доминировали на протяжении долгого времени. В этом смысле его последствия ощущались далеко за пределами Северной Атлантики. По мере того как развивались события после кризиса, становилось очевидным, что быстрорастущие страны не могут оставаться в стороне от длительного структурного кризиса неолиберального порядка, который затрагивает их не в меньшей степени, чем страны ОЭСР. В попытке изолироваться некоторые быстрорастущие страны, в частности Китай, создали у себя значительный кредитный «пузырь», который в будущем может привести к новому крупному финансовому кризису. В нынешнем кризисе быстрорастущие страны выступают в роли ведущих игроков, сделав главную ставку на его исход, и именно они во многом определят, каким будет этот исход. Значение для международной экономики западных финансов, потребительского спроса западных стран и западных технологий способствует усилению взаимной зависимости всех государств и делает самостоятельное и самодостаточное экономическое развитие опасным даже для самых крупных из них, что и подтвердило снижение темпов экономического роста в ряде быстрорастущих стран в 2012 г. В 2013 г. производство в незападных странах впервые превысило 50 % всего мирового производства в пересчете на паритет покупательной способности (ППС). Этот разрыв стремительно сокращался в течение последних 30 лет, в особенности – в последнее десятилетие. Запад, к которому в данном случае мы относим и Японию, продолжает доминировать, но его превосходство становится все меньше, и если эта тенденция сохранится, то изменение баланса в международной экономике будет не в пользу Запада. Экономический вес – не то же самое, что вес политический, но если мы хотим сохранить международный рыночный порядок, построенный 60 лет назад силами США и их западных союзников, то необходимо решить, каким образом этот рынок будет развиваться при полноценном участии в нем новых быстрорастущих стран. Либеральный международный рыночный порядок казался достаточно прочным, когда после падения коммунизма к нему по умолчанию присоединился весь мир, к чему с самого начала и стремились те, кто стоял у истоков этого порядка в 1940-х годах. На протяжении 20 лет после окончания холодной войны казалось, что давняя мечта о едином мире, едином международном рыночном порядке, общих правилах и организациях, основанных на общих ценностях и обязательствах, вновь достижима. По мере распространения демократии и свободных рынков число стран, которые не могли или не желали поддерживать действующий международный рыночный порядок, сокращалось. Международный рынок сумел пережить финансовый кризис. Доллар по-прежнему является ведущей валютой, а такие международные организации, как МВФ, Всемирный банк и ВТО, продолжают действовать в интересах Запада, для чего они, собственно, и создавались. Вокруг некоторых вопросов возникали трения, но протекционизм и конкурентная девальвация до сих пор встречались нечасто. Ничего похожего на крах международного рыночного порядка в 1930-х годах или на протекционистские меры, последовавшие за неудачей на Лондонской экономической конференции в 1933 г., не наблюдалось. Как отмечалось в главе II, на этот раз ход событий пока больше напоминает происходящее в 1970-х годах. Соединенным Штатам пришлось несколько отступить, и не в последнюю очередь из-за ослабления уверенности в неизбежности распространения всеобщего процветания и демократии по всему миру, но они продолжают доминировать и все еще способны перестроить международный рыночный порядок таким образом, чтобы, сохранив его, обеспечить собственные национальные интересы, что они с успехом сделали в 1970-х. Принятое после финансового кризиса решение о том, чтобы сделать основным форумом обсуждения вопросов международной экономики «Большую двадцатку», а не «Большую восьмерку», подключив к диалогу с западными странами новые быстрорастущие страны, стало первым важным шагом. Основной целью «Большой двадцатки» является сохранение и, по возможности, укрепление международного рыночного порядка. Дело не в том, что этот порядок может исчезнуть, а в том, что ему брошены серьезные вызовы, обусловленные как внешними, так и внутренними причинами. Правительства западных стран в принципе продолжают выступать за сохранение открытой и либеральной международной экономики, основанной на многосторонних соглашениях и развивающейся согласно установленным правилам, как одной из неотъемлемых основ западного процветания. Однако существуют опасения, что с ростом напряженности внутри отдельных стран политическая воля и способность поддерживать сотрудничество на нынешнем уровне могут ослабнуть, а ограничения на свободное перемещение людей, капитала и товаров – усилиться. Внутренняя политика, направленная на решение вопросов долга и поддержание мер жесткой экономии в США и ЕС, привела к тому, что поддержка международного рыночного порядка в этих странах ослабла. Еще одной причиной для беспокойства стало то, что в условиях роста западной экономики, особенно в течение 15 лет, предшествовавших финансовому кризису, представлялось вполне очевидным вовлечение в нее новых быстрорастущих стран. Обе стороны были заинтересованы в этом. Постепенное замедление роста западной экономики в сочетании с опасениями новой стагфляции или продолжительной стагнации привело к тому, что международный рыночный порядок в своем нынешнем виде стал гораздо менее привлекательным в глазах тех, кто не стоял у его истоков, и потому оказался отстраненным от руководства этим порядком. В подобных условиях достичь соглашения об углублении сотрудничества оказывается намного сложнее, отчасти потому, что кризис придал новым быстрорастущим странам смелости выступить за реформирование институтов международного рыночного порядка. Если в течение ближайших 10 лет согласовать эти реформы не удастся, то может увеличиться число двусторонних, а не многосторонних соглашений между различными странами, а также станет возможным возникновение новых региональных альянсов и сфер влияния и даже появление альтернативных международных порядков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.99 (0.013 с.) |