Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная структура мирового рынка.

Поиск

.Современная структура мирового рынка МРТ закладывает основы развития мирового рынка. Внутренний рынок– это сфера экономического обмена, в рамках которой все произведенное, предназначенное для продажи, реализации внутри одной страны. Национальный рынок– рынок данной страны, часть которого связана с международным обменом (Э,И). Международный рынок– совокупность сегментов национальных рынков, которые связанны с зарубежными рынками и ориентированны на иностранных покупателей и продавцов. Мировой рынок– синтетическое понятие, объединяющее рынки всех стран мира в одно целое. Связь международных рынков всех стран осуществляется благодаря развитию всех форм МЭО. В современных условиях огромное влияние на товарную структуру мирового рынка оказал научно-технический прогресс. В частности, увеличилась доля готовых изделий и сократился удельный вес продовольствия и сырья (кроме топлива). Если в 50-х гг. доля как сырья, так и топлива была примерно равна доле готовых изделий, то к середине 90-х гг. доля сырья, продовольствия и топлива упала до 30%, из которых 25% приходится на топливо и 5% — на сырье. В то же время доля готовых изделий выросла с 50 до 70%. Более Уз всей мировой торговли в середине 90-х гг. — это торговля машинами и оборудованием. Наиболее высокими темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования (25% всего экспорта машинно-технической продукции). Мировые рынки по сравнению с национальной экономикой более изменчивы и подвержены влиянию некоторых внешних факторов. Они быстро реагируют на изменение спроса и конъюнктуры. На состояние мировых товарных рынков влияет уровень монополизации. Часто соглашения и сделки заключаются между определенным ограниченным числом участников, что приводит к относительной замкнутости этих рынков. В подобных условиях рынок перестает быть гибким. В последнее время усиливают свою роль валютно-финансовые факторы. Резкие изменения валютных курсов заставляют страны изменять объемы товарооборота. Сегодня происходит постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической политике: с одной стороны, стремление к либерализации торговли между странами мира, а с другой — усиление протекционизма, чтобы защитить свою страну от чрезмерного проникновения иностранного капитала и товаров через границу. Государство может использовать разные стратегии: импорт, экспорт, различные ограничения, меры по стимулированию, изоляцию, насыщение дефицитного рынка, протекционизм, свободную торговлю.

  22. Методы регулирования международной торговли.

Методы регулирования международной торговли Тарифные методы регулирования мт: Тарифные методыоснованы на использовании таможенного тарифа, в составе этой группы можно выделить таможенные пошлины и тарифные квоты. Таможенная пошлина- это обязательный взнос, взимаемый органами таможни при импорте или экспорте товаров как условие импорта или экспорта. Классификация таможенных пошлин по способу взимания: • адвалорные • специфические • комбинированные Специфическая пошлина– начисляется в установленном размере за единицу облагаемого товара (напр., 10 дол. за 1 т). Обычно накладывается на стандартизированные товары. Преимущества: просты в администрировании и не оставляют места для злоупотреблений. Недостаток: уровень таможенной защиты с помощью С.П. сильно зависит от колебания цен на товары. Адвалорная пошлина– начисляется в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (напр., 20% от таможенной стоимости). Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Достоинство: А.П. поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Недостаток: А.П. предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной, что оставляет место злоупотреблениям. Тарифная квота- разновидность таможенной пошлины, ставка которой зависит от объемов импорта товаров; при импорте в указанном количестве товар облагается налогами по базовой ставке, а при превышении указанного количества - ставка повышается. Нетарифные методы регулирования МТ: Количественные ограничения (quantative restrictions) — административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. + Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и “добровольное” ограничение экспорта. Инструменты скрытого государственного регулирования По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе: + 1. Технические барьеры — скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Например, требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и т.д. 2. Внутренние налоги и сборы (domestic taxes and charges) — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. 3. Государственные закупки (state procurements) — скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. 4. Требование о содержании местных компонентов (local content requirement) — скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

  23. Биржевая торговля, международные аукционы и тендеры.

Биржевая торговля, международные аукционы и тендеры БИРЖА — организационная форма оптовой, в т.ч. международной торговли массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие качественные параметры (товарная биржа), или систематических операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты (фондовая БИРЖА). Фондовая биржа — организованный и регулярно функционирующий рынок по куплепродаже ценных бумаг: акций, облигаций и т.д. Фондовая биржа мобилизует и перераспределяет временно свободные денежные средства между компаниями, отраслями хозяйства и другими сферами приложения, устанавливает рыночную стоимость ценных бумаг. Биржевые операции — операции, проводимые на товарных и фондовых биржах, заключение сделок купли-продажи на биржах. Товарная биржапо определению — корпоративная, некоммерческая ассоциация членов корпораций, обеспечивающей материальные условия для купли-продажи товаров на рынке путем публичных торгов согласно правилам и процедурам, обеспечивающим равенство для клиентов и членов биржи. Задачи биржи — не снабжение экономики сырьем, капиталом, валютой, а организация, упорядочение, унификация рынков сырья, капитала и валюты. Товарные биржи осуществляют куплю и продажу не товаров, а контрактов на их поставку. На них продаются контракты на стандартизируемые виды товаров, которые могут быть проданы крупными партиями по образцам или техническому описанию. На товарных биржах выявляются базисные цены, которые формируются под влиянием соотношения спроса и предложения. Все биржи являются самостоятельными предприятиями и действуют независимо друг от друга. Одни товары продаются и покупаются лишь на какой-то одной бирже, другие — на нескольких; однако, размеры контрактов на один и тот же товар и другие характеристики отличаются друг от друга на разных биржах. ТОРГИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ (ТЕНДЕРЫ) — конкурсная форма организации заключения договоров купли-продажи или подряда с иностранными партнерами. Заказчик или покупатель объявляет конкурс для подрядчиков, продавцов, поставщиков, сравнивает полученные предложения и подписывает договор с тем, кто предоставил наиболее выгодные условия. В соответствии с законодательствами большинства стран и правилами ГАТТ торги являются единственно допустимым методом заключения договоров для предприятий с участием государственного капитала, желающих сделать заказ иностранному партнеру. Покупатели, решившие провести торги, создают тендерные комитеты, которые рассылают или публикуют объявления о торгах, устанавливают правила представления предложений, называемых также тендерами, распространяют их условия между участниками, проводят техническую и коммерческую экспертизу предложений и принимают решение о передаче заказа. Различают открытые и закрытые международные торги. В открытых торгах могут принимать участие все желающие фирмы, а в закрытых — только те поставщики и подрядчики, которых приглашает тендерный комитет. Если объект торгов представляет для заказчика особую важность, то перед закрытыми торгами предусматривается предварительный этап — преквалификационные торги, в результате которых тендерный комитет по предоставленным ему материалам допускает к закрытым торгам наиболее компетентные и опытные фирмы. Момент окончания подачи предложений называют закрытием торгов. С точки зрения процедуры закрытия различают гласные и негласные торги. При гласном закрытии условия полученных предложений оглашаются публично. При негласных торгах этой информацией пользуется только тендерный комитет. В течение одного-трех месяцев он выносит окончательное решение. После закрытия международных торгов, тем более в случае получения заказа, участники торгов не имеют права изменять условия своих предложений. АУКЦИОН — публичный торг для продажи имущества, товаров, под руководством специального лица, проходящий в заранее установленном время в определенном месте, при котором товары предварит выставляются для осмотра и считаются проданными тому, кто предложил наивысшую цену. «английский»-на повышение цены, «голландский»-на понижение с сам высокой цены. Двойной — конкурируют и продавцы, и покупатели, цена устанавливается на уровне равновесия спроса и предложения. Закрытый— покупатели предлагают цены одновременно, письменно. Вексельный — распродажа краткосрочных казначейских векселей, осуществляемая по графику.

 24. Ценообразование в международной торговле. Все ценообразующие факторы можно классифицировать по следующим группам. 1. Общеэкономические факторы – ценообразующие факторы, действующие независимо от вида конкретной продукции и конкретных условий ее производства и реализации. Иными словами, это факторы общей экономической среды, в рамках которой складываются и изменяются цены. К таким факторам можно отнести: соответствующие фазы экономического цикла; соотношение совокупного спроса и совокупного предложения; динамику инфляции и т.д. 2. Конкретно – экономические – ценообразующие факторы, определяемые особенностями данной конкретной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним можно отнести: - соотношение спроса и предложения на данный товар: - изменения в издержках производства и обращения данного товара: - налоги и различные сборы, связанные с данной продукцией; - изменения в потребительских свойствах данного товара (надежность, качество, престижность и т.д.) 3. Специфические – ценообразующие факторы, действующие только в отношении некоторых товаров. К ним относят: - сезонность в производстве и реализации отдельных товаров; - обязательная комплектность поставок отдельных товаров (в основном, машиннотехническая продукция); - гарантии и условия послепродажного обслуживания и т.д. 4. Специальные ценообразующие факторы - факторы, связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов. Это касается, прежде всего, форм деятельности государства в области внешнеэкономических связей. 5. Внешнеэкономические – политические, военные, социальные факторы, прямо не относящиеся к экономике, однако оказывающие вполне определенное воздействие на динамику цен в сфере международной торговли. В реальной практике вся эта совокупность факторов оказывает итоговое комплексное воздействие на цены международной торговли. В мировой торговле выделяют следующие основные факторы, оказывающие влияние на формирование мировых цен. Во-первых, состояние спроса и предложения. На цену предлагаемого товара со стороны спроса оказывают влияние: • платежеспособный спрос покупателя данного товара; • объем спроса – количество товара, которое способен приобрести покупатель: • полезность товара и его потребительские свойства и другие. Со стороны предложения: • количество товара, предлагаемое продавцом на рынке; • издержки производства и обращения при реализации товара; • цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара и другие

. 25. Всемирная торговая организация (ВТО) Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций. Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО — основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли. Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом. Со времени своего создания деятельность ВТО служила форумом для успешных переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования и финансовых услуг. Она участвовала в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986–1994 гг. В 2001 году в Дохе (Катар) ВТО начала новый раунд многосторонних торговых переговоров, известных как Повестка дня в области развития, принятая в Дохе. Руководящий орган ВТО — Конференция министров — созывается раз в два года; повседневной работой занимается Генеральный совет.

26 РФ на мировом рынке товаров и услуг. Большинство отечественных и зарубежных исследователей сходятся во мнении, что структура российской экономики пока далека от постиндустриальной. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составляет 59% от среднего уровня ОЭСР, и страна занимает 34-е место среди стран – участниц международных сопоставлений ВВП. Удельный вес занятых в сфере услуг составляет 62%, доля третичного сектора в экономике России – около 60%. На мировом рынке услуг позиции России еще слабее, чем на рынке товаров. На ее долю здесь приходится менее 1,2% мирового экспорта и 1,9% мирового импорта (доля России в мировом товарном экспорте и импорте около 2,5%). Баланс торговли услугами в отличие от баланса обмена товарами характеризуется дефицитом. В российской практике услуга рассматривается как результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги, при этом момент завершения производства услуг совпадает с моментом предоставления этих услуг потребителям. Такое определение было выработано еще в 1993 г. для Системы национальных счетов и используется Центральным банком России для целей а В международном обмене услугами основными для России формами, в отличие от большинства развитых стран, являются в отношении экспорта – трансграничная торговля, а в отношении импорта – потребление услуг физическими лицами за рубежом. Что касается иностранных компаний на территории России, поставляющих услуги через коммерческое присутствие, то она не велика. Также не развит сбыт услуг за рубежом через коммерческое присутствие российских юридических и физических лиц. Таким образом, как по структуре поставок, так и по их способам, торговля услугами России не отражает те прогрессивные сдвиги, которые происходят на глобальном уровне. Динамика развития торговли услугами в России отличается от общемировых тенденций. Если в мире темпы роста торговли услугами опережают темпы торговли товарами, то в российской действительности ситуация обратная. За период с 1995 г. по 2011 г. стоимость экспорта товаров выросла в 6,2 раза, а экспорта услуг – в 5,4. Отношение экспорта услуг к экспорту товаров в 1995 г. составляло 12,7%, в 2011 г. – 10,3%. В отличие от торговли товарами торговля услугами складывается с отрицательным сальдо. В 2011 г. оно составило 36 млрд долл. При этом наиболее значительным оно было по статьям, связанным с предоставлением туристических, строительных, финансовых, страховых, большинства деловых услуг. Российская официальная статистика ведется по следующими видам услуг: транспортные, поездки и прочие, в которые включены услуги связи, строительные, страховые, финансовые, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные, прочие деловые услуги в сфере культуры и отдыха и государственные услуги.

27 Сущность и формы научно-технологического обмена. Международный научно-технологический обмен - это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность. Процесс международной передачи технологии включает в себя: а) отбор и приобретение технологии; б) адаптацию и освоение приобретенной технологии; в) развитие местных возможностей по совершенствованию технологии с учетом потребностей национальной экономики. Международное правовое толкование понятия «технология»: - набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг; - Материализованная или овеществленная технология, например, в виде оборудования, машины и т. Субъектами мирового рынка технологий являются: - Государства; - Фирмы; - Университеты; - Физические лица (ученые и специалисты). Объектами мирового рынка технологий являются: - Результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной форме (агрегаты, оборудование, инструменты, технологические линии и т.п.); - Результаты интеллектуальной деятельности в неупредметнений форме (техническая документация, знания, опыт и т.д.). Научно-технический обмен может выступать в различных формах: обмен научно-технической информацией, - проведение совместных научных исследований, - коммерциализация результатов исследований. На рынок научно-технической продукции оказывают влияние некоммерческий обмен и коммерческие связи. Некоммерческие формы технологического обмена предусматривают передачу общих сведений рекламно-технического характера, ознакомление с технологией, производством и технико-экономическими данными в таком объёме, которого недостаточно для практического применения. Они, как правило, не включают таких обязательных при передаче технологии элементов, как право пользования технологией, детальная техническая документация, техническая помощь, производственный опыт. К некоммерческим формам научно-технического взаимодействия относятся: публикации в научных изданиях, конференции, семинары, симпозиумы, стажировки, различные формы обучения, проведение совместных исследований, создание банков данных и др.[7] Коммерческие формы технологического обмена предусматривают передачу научно-технических знаний и опыта, которые применяются при разработке производства и использовании различных товаров. Наиболее распространёнными являются следующие коммерческие формы передачи технологий: 1. Продажа и покупка лицензий. 2. Закупка образцов новой техники. 3. Импорт новой техники в производственных целях широко распространён во внешнеэкономических отношениях между странами. 4. Инжиниринговые услуги. 5. Строительство заводов «под ключ». 6. Франчайзинг. 7. Лизинг. 8. Проведение совместных НИОКР на коммерческой основе. 9. Промышленная кооперация. 10. Совместные предприятия.

 28 (29)Патентное соглашение. Лицензионное соглашение. Патентные соглашения — торговая сделка, при которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента; Патент как объект международных торговых сделок: скупают патенты обычно крупные фирмы, а продают мелкие фирмы или изобретателиодиночки, не имеющие финансовых возможностей для внедрения изобретения. Патентное соглашение – это продажа владельцем всех исключительных прав на запатентованное изобретение и приобретение этих прав другим лицом, физическим или юридическим. Если патентовладелец сохраняет право собственности на изобретение и лишь разрешает на определенное время за установленное вознаграждение использовать права, вытекающие из патента, то речь идет о лицензировании. Лицензионные соглашения — торговая сделка, при которой собственник нематериальных активов предоставляет другой стороне разрешение на использование прав на интеллектуальную собственность в определенных пределах. Как правило, предметом купли-продажи являются права на использование запатентованного изобретения. По объему и характеру прав на использование технологии лецензионные соглашения делятся на: неисключительные, исключительные, полные. Исключительная - лицензии лицензиар, передавая лицензиату право использования изобретения, одновременно оставляет аналогичное право за собой. Таким образом, так как при исключительной лицензии к лицензиату переходит исключительное право, лицензиар лишается тем самым права продавать лицензии на данный объект промышленной собственности другим лицам. Неисключительная (простая) – предоставляет наименьший объем прав. При этом лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам, так называемых сублицензий. Следует сразу отметить необходимость осторожного подхода к продаже сублицензий. В этом случае следует достичь соглашения о разделе рынков сбыта, оговорить возможные предельные объемы производства и т.д. Словом не допустить конкуренции сублицензиатов между собой - она явно не в интересах лицензиара. Полная лицензия – предоставляет наиболее широкий объем прав. По ней лицензиар передает не только право использования объекта промышленной собственности, но и лишается этого права сам. На практике, полная лицензия, равнозначная по сути переуступке патента /отличие в том, что патент переуступается на весь оставшийся срок действия патента, а время действия лицензионного соглашения может быть и меньше этого срока/, встречается достаточно редко. К ней целесообразно прибегнуть лишь в том случае, если лицензиар не видит возможности самому использовать изобретение, а рынок сбыта новинки, круг потенциальных покупателей крайне ограничен.

29 Формы платежей по лицензионным соглашениям. В патентно-лицензионной торговле выделяются две основные формы платежа: · платежи по роялти - фиксированные процентные ставки, выплачиваемые лицензиатом через согласованные с лицензиаром интервалы времени (например, ежегодно), начиная с года использования предмета лицензии или его производственного освоения; · паушальный платеж - единовременное вознаграждение за право пользоваться предметом лицензионного соглашения, твердо установленная в процессе переговоров цена лицензии, не зависящая от фактического объема производимой и реализованной по лицензии продукции. В качестве базы для определения роялти могут устанавливаться: · стоимость чистых продаж лицензионной продукции; · твердо установленная ставка с единицы продукции; · себестоимость лицензионной продукции; · валовая (балансовая) прибыль от продажи лицензионной продукции; · валовой объем реализации лицензионной продукции; · специально установленная база (например, с установленной мощности запатентованного оборудования, с объема переработанного по запатентованному способу сырья и т.п.), что крайне важно в случаях, когда изобретение не связано с конечным продуктом, а используется на какой-либо стадии технологического процесса. Экономический смысл роялти – распределение дополнительной прибыли лицензиата, полученной от использования лицензии, между ним и лицензиаром в согласованной пропорции. Паушальный платеж следует использовать в следующих случаях: · при продаже лицензии лицензиар осуществляет и поставку оборудования для производства научно-технической продукции. В этом случае риск неосвоения предмета лицензии минимален и, как следствие, полностью возлагается на лицензиата, зависит от его инновационного потенциала; · при передаче ценного ноу-хау, сопровождающего изобретение. Риск, связанный с неэффективной защитой ноу-хау, передается лицензиату; · когда в стране лицензиата имеются затруднения в отношении перевода платежей лицензиару, связанных с политическими или экономическими страновыми рисками; · при продаже лицензий малоизвестным фирмам.

 30 Особенности купли-продажи «ноу-хау». Договор патентной лицензии как купля-продажа (на время) права использования изобретения имеет два отличия и от купли-продажи, и от аренды вещей. Во-первых, договор купли-продажи (аренды) базируется на праве собственности продавца (наймодателя). Напротив, в основе лицензионного договора лежит исключительное право патентообладателя. Во-вторых, по договору купли-продажи (найма) передаются вещи, двойное владение и пользование которыми исключены. Объект же исключительного права вообще не нуждается в передаче: описание изобретения публикуется и доступно каждому. Он может одновременно использоваться самим лиценизаром и, с разрешения последнего, неопределенным числом третьих лиц. Вследствие названных особенностей к договору патентной лицензии неприменимы правила законодательства о купле-продаже (касающиеся обязанности продавца сохранять проданную вещь, передавать ее, оговаривать ее недостатки), а также об имущественном найме (например, правила о проверке исправности сдаваемого внаем имущества). Договор о передаче ноу-хау отличается от патентной лицензии и по своей правовой основе, и по предмету. В основе передачи ноу-хау лежит не исключительное право, а фактическая монополия на ноу-хау. Ноу-хау, в отличие от запатентованного изобретения, нельзя использовать, не получив его от обладателя. Следствием этого является необходимость не предоставления по договору права использования, а передачи самого ноу-хау в полном объеме. Не менее важна и другая особенность ноу-хау. Коль скоро в его со- став входят различные навыки, методы и способы, передаваемые в форме выполнения определенных действий, есть основания говорить о наличии у договора о передаче ноу-хау свойств подрядного договора. Разумеется, как и договор патентной лицензии, договор о передаче ноу-хау существенно отличается и от купли-продажи, и от найма, и от подряда в традиционном их понимании. Наконец, наиболее распространенный договор "смешанной" лицензии соединяет в себе черты и патентной лицензии, и договора о передаче ноу-хау. Все это позволяет квалифицировать договоры патентной, "смешанной" лицензии и договор о передаче ноу-хау как различные типы самостоятельного класса договоров об использовании исключительных прав и ноу-хау.

31 Виды и особенности торговли. Торговлю можно условно разделить на следующие виды: Внешняя торговля – предполагающая обращение товаров одной страны с другими странами. Торговля разных стран между собой в своей совокупности представляет собой международную торговлю. Внутренняя торговля - предполагающая обращение товаров внутри одной страны. В рамках одной страны торговля выполняет общественно необходимую функцию – доведение товаров от изготовителя к потребителю. Внутренняя торговля, в свою очередь, подразделяется на оптовую и розничную торговлю. Кроме того, одним из каналов распределения в торговле можно считать и комиссионную торговлю, когда товары реализуются с помощью посредника. С точки зрения предпринимательства, торговля представляет собой вид деятельности, направленный на извлечение дохода, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также сопутствующие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей в процессе реализации товаров и обеспечение доставки товаров, их хранения и подготовки к продаже. Объектом любой торговли является товар. Неотъемлемым признаком товара является его качественная характеристика, направленная на удовлетворение различных нужд и потребностей. Другой характерный признак товара - способность к динамичному гражданско-правовому обороту. Именно поэтому, как правило, товаром не признается недвижимое имущество, не обладающее свойством активно перемещаться в пространстве. В зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю торговля может быть оптовая и розничная. Основания для такой классификации содержатся в нормах гражданского и налогового законодательства. Отношения по договору розничной купли-продажи, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, регламентируются Законом «О защите прав потребителей» и принятыми в соответствии с ним правовыми актами Правительства Российской Федерации. Розничная торговля классифицируется в зависимости от особенностей торгового обслуживания покупателей и наличия торгового помещения: · розничная торговля через стационарную сеть; розничная торговля через передвижную торговую сеть; ·розничная торговля по почте, через Интернет-магазин (рассылка товаров по заказам). Розничная торговля может осуществляться и в различных формах, например, продажа товаров с обслуживанием покупателей на торговом объекте (в месте продажи товаров), продажа товаров по образцам, продажа товаров длительного пользования в кредит и другое. Организации оптовой торговли реализуют товар хозяйствующим субъектам, приобретающим товар для последующей перепродажи или для производства какого либо вида продукции (выполнения работ, оказания услуг). Как правило, отношения между продавцом и покупателем товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки (статья 506 ГК РФ). Таким образом, основным критерием, позволяющим отличить оптовую и розничную торговлю, является конечная цель использования товара, приобретаемого покупателем: − при оптовой торговле приобретаемый покупателями товар предназначен для дальнейшего использования в предпринимательской деятельности; − если же товар приобретается для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, то имеет место розничная торговля.

32. Современные тенденции развития мирового рынка технологий. Для современного этапа развития рынка технологий характерен ряд тенденций. Прежде всего, это устойчивая тенденция роста доли наукоемких товаров в мировом производстве, обусловленная высокой доходностью и возможностью монополизации мирового рынка отдельного вида нового товара и технологии производителем, первым на него вступившим. Опережающий рост высокотехнологичной и наукоемкой продукцией и сокращение удельного веса сырья в мировом экспорте уже привели к значительному снижению роли транспорта при осуществлении международных коммерческих операций. В последнее десятилетие наблюдается рост производительности труда, вследствие повышения качества рабочей силы. Это стало определяющим фактором снижения себестоимости продукции. Как уже отмечалось ранее, в развитых странах сектор технологий играет все возрастающую роль в создании ВВП страны. Причем, прибыль от торговли технологиями в наиболее развитых странах уже сравнима с поступлениями от экспорта некоторых товарных групп. Налицо стойкая тенденция перемещения источников благосостояния от традиционных факторов производства к информационным ресурсам. Так, к примеру, торговля интеллектуальной собственностью является приоритетной частью внешней торговли США, а поступления в американскую казну от экспорта патентов и лицензий соизмеримы с долей текстильной или табачной отраслей промышленности в ВНП. Все более важную роль в международном обмене технологиями, а взаимное использование патентов и лицензий становится основой создания многих международных альянсов, союзов, корпораций. В результате на долю транснациональных корпораций приходится основная часть объектов интеллектуальной промышленной собственности и операций с ними.

33. Причины и сущность международного движения капитала. Международное движение (экспорт и импорт) капитала — это форма международных экономических отношений, предполагающая изъятие части капитала в стране-экспортере (стране базирования), его вложение в странеимпортере (принимающей стране) и осуществление экспортером на этой основе какой-либо деятельности в целях максимизации выгод. Капитал состоит из стоимости средств производства (постоянный капитал) и стоимости рабочей силы (переменный капитал). Он выступает системой экономических отношений между собственником средств производства (капиталистом) и юридически свободным наемным работником, лишенным средств производства и средств существования. Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране. Возникает несовпадение между спросом на капитал и его предложением в различных отраслях мирового хозяйства и в целях получения большей предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу. Причинами вывоза капитала также могут быть: · наличие возможности монополизировать местный рынок принимающей стороны; · наличие в странах, принимающих капитал, более дешевого сырья и рабочей силы; · стабильная политическая обстановка в стране-реципиенте; · более низкие, по сравнению со страной-донором, экологические стандарты; · наличие благоприятного «инвестиционного климата» в принимающей стране;

34. Показатели движения капитала. Относительными показателями международного движения капитала могут служить: - процентное отношение объема экспорта/импорта капитала в ВВП страны; - процентное отношение объема зарубежных инвестиций к ВВП страны; - отношение объема инвестиций данной страны за рубежом и объема иностранных инвестиций на ее территории; - процентное отношение величины внешнего долга страны к ее ВВП. Относительные показатели характеризуют зависимость национальной экономики от экспорта и импорта капитала, привлекательность ее инвестиционного климата для иностранных инвесторов, а последний - отражает уровень зависимости экономики страны от



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.24 (0.012 с.)