Политико-правовая среда международных экономических отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовая среда международных экономических отношений



Совокупность политико-правовых факторов, которые влияют на функционирование и эффективность участия страны в целом и отдельных субъектов предпринимательской деятельности в МЧП, можно классифицировать по следующим направлениям:

1) политико - правовая среда своей страны;

2) политико-правовая среда страны-партнера;

3) законодательное регулирование, принятое в мировом сообществе.

Политико-правовая среда своей страны анализируется по следующей схеме:

а) анализ законодательных актов, которые действуют внутри страны, но косвенно влияют на эффективность внешнеэкономических операций:

- регулировка минимального размера заработной платы;

- законодательство по охране окружающей среды;

- уровень налогообложения;

б) внешняя политика страны.

Политико-правовая среда зарубежной страны детально анализируется с целью предотвращения или снижения рисков на зарубежных рынках. Выделяют следующие группы рисков:

а) имущественные, связанные с потерей собственности;

б) функциональные, возникающие в результате текущей деятельности фирмы;

в) риски перемещения, которые возникают в связи с переводом доходов через национальные границы.

Для оценки уровня привлекательности политико-правовой среды страны-партнера анализ, аналогичный соответствующему анализа относительно своей страны, дополняется дополнительными направлениями исследования:

а) соотношение политических сил в стране;

б) характер и степень влияния государственных институтов на экономические процессы;

в) степень развития государственного суверенитета;

г) международные позиции страны в ООН и на мировой арене в целом.

Третье направление анализа - международное политико-правовая среда. Оно состоит из таких элементов:

а) международная политика - совокупность методов и средств, направленных на достижение целей и задач, вытекающих из интересов всех субъектов международных отношений. Отметим, что международная политика имеет большее влияние на развитие международных экономических отношений, чем внутренняя политика - на развитие национальной экономики, поскольку национальная экономическая система в большинстве стран складывалась на протяжении длительного времени и приобрела признаки самодостаточности. Поэтому внезапное изменение внутренней экономической политики не может сразу заметно изменить направление ее развития. Мировое хозяйство сложилось позже и еще находится на стадии формирования, поэтому заметно реагирует на изменения международной политики. Кроме того, международные экономические отношения функционируют на более ответственном уровне соблюдения правовых и договорных норм, нарушение которых имеют значительно заметнее и ощутимее последствия;

б) международные правовые институты - совокупность международных правовых органов: конференций, конгрессов, совещаний, комитетов, комиссий, организаций:

- международные конференции, конгрессы, совещания в основном вырабатывают нормы в определенных направлениях развития международных отношений, созываются редко, иногда - периодически;

- международные комитеты и комиссии - это постоянно действующие институты, задачей которых является воплощение в жизнь намерений, принятых на международных совещаниях, конференциях, конгрессах, а также подразделения организаций;

- международные организации - это устойчивые, крепко организованы институты со своими органами управления, действующих на основе четко определенных уставных принципов, имеют классификацию (уровень создания, род деятельности, уровне представительства).

Различают межнациональные и наднациональные органы регулирования международных отношений. Межнациональные выполняют рекомендательно-координаторські функции, постановления которых желательные для исполнения. Наднациональные - это институты (как правило, блоковых объединений), осуществляющих наказово-координаторські функции и постановления которых должны выполняться беспрекословно.

Совокупность международных институтов составляет управленческую систему, которая регулирует международные отношения;

в) международные правовые нормы, которые производятся международными институтами и обеспечивают регулирование международных отношений на разных уровнях (нормы международного частного, гражданского и патентного права).

Совокупность международных правовых институтов и производимых ими правовых норм имеет название институционального обеспечения международных отношений;

г) членство стран в международных (региональных) объединениях. В групповые объединения страны вступают на основе общности интересов. Общность интересов вытекает из:

- сходства природно-географических условий:

географического расположения (страны Юго-Восточной Азии, стран Балтии, страны Черноморского экономического сообщества);

природных ресурсов (организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК): Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Индонезия, Ливия, Алжир, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Эквадор, Габон; Организация арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК): Саудовская Аравия, Ливия, Кувейт, Алжир, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Сирия, Египет, Тунис);

- сходства историко-национального развития (страны Британского содружества, СНГ);

- общности конкурентов (Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), с 1993 года - Европейский Союз (ЕС): Австрия, Бельгия, Ирландия, Испания, Греция, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания, Франция, Финляндия и Швеция; Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), созданная в 1960 году: Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция. В 1995 году Австрия, Финляндия и Швеция вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕС);

- сходства социально-экономического развития (организация экономической кооперации и развития (ОЄКР) - группировка стран с высоким доходом, за исключением Греции, Португалии и Турции, которые относятся к странам со средними доходами; Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): Австралия, Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Япония, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания и США; Бенилюкс - экономический союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга);

- общности военного строительства: страны-члены НАТО.

Деление мирового хозяйства на интеграционные группировки осуществляет противоречивое влияние на развитие МЭО. С одной стороны, это способствует развитию экономических отношений между странами, которые являются членами таких организаций, но с другой - создает препятствия экономическим отношениям между странами, принадлежащими к различным группировкам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.005 с.)