Проблемы освоения человечеством океана и космоса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы освоения человечеством океана и космоса.



Освоение Мирового океана

Мировой океан, занимающий 71% поверхности Земли, всегда играл важную роль в общении стран и народов. Однако до середины ХХ века все виды деятельности в Океане давали лишь 1-2% мирового дохода. По мере развития НТР всестороннее исследование Мирового океана приняло другие масштабы.

Во-первых, обострение глобальных энергетической и сырьевой проблем привело к возникновению морской горно-добывающей и химической промышленности, морской энергетики. Достижения НТР открывают перспективы для дальнейшего увеличения добычи нефти и газа, железомарганцевых конкреций, для извлечения из морской воды изотопа водорода-дейтерия, для сооружения гигантских приливных электростанций, для опреснения морской воды.

Во-вторых, обострение глобальной продовольственной проблемы повысило интерес к биологическим ресурсам Океана, которые пока обеспечивают только 2% продовольствия, необходимого человечеству. Потенциальные возможности изъятия морепродуктов без угрозы нарушения сложившегося баланса оцениваются учёными разных стран от 100 до 150 млн. тонн. Дополнительным резервом является развитие марикультуры. В Японии осуществляется программа расширения морских ферм и плантаций, которая намечала в 2000 году получать 8-9 млн. тонн продукции «даров моря» и удовлетворять половину всего спроса населения в рыбе и морепродуктах. В США, Индии, на Филиппинах на морских фермах разводят креветок, крабов, мидий, во Франции - устриц. В тропических странах предполагается использование коралловых островов для создания китовых и дельфиньих ферм.

В-третьи, углубление международного географического разделения труда, быстрый рост мировой торговли сопровождаются увеличением морских перевозок. Это вызвало сдвиг производства и населения к морю и бурное развитие приморских районов. Крупные морские порты превратились в промышленно-портовые комплексы, для которых характерны такие отрасли, как судостроение, нефтепереработка, нефтехимия, металлургия, а в последнее время и некоторые из новейших отраслей

Основной путь решения проблемы использования Мирового Океана - рациональное океаническое природопользование, сбалансированный, комплексный подход к его богатствам, основанный на объединении усилий всего мирового сообщества.

Во второй половине ХХ века изучение и использование космического пространства стало ареной многостороннего сотрудничества. Выполнение космических программ требует концентрации технических, экономических, интеллектуальных усилий многих стран, поэтому освоение космоса стало одной из важнейших международных проблем. Международная организация «Интерспутник» со штаб-квартирой в Москве была создана ещё в 70-е годы ХХ века. В наши дни космической связью через систему «Интерспутник» пользуются более 100 государственных и частных компаний многих стран мира. Продолжаются работы по созданию Международной космической станции (МКС). Её сооружают США, Россия, Европейское космическое агентство, Япония, Канада.

Мирное освоение Космоса предусматривает отказ от военных программ. Важнейшим в истории межгосударственных соглашений является Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, подписанный более 100 странами в Москве в 1963 году. Проблема защиты окружающей среды от разрушения в ходе военных действий нашла отражение в подписанной в 1977 году Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, идея которой была выдвинута СССР. Конвенция не ограничивает использование в мирных целях средств воздействия на природную среду в соответствии с принципами международного права. Конвенция является бессрочной.

 132. Экономические измерения глобализации.

Экономическое измерение часто используется в качестве ключевого двигателя глобализации. Его хорошо видно по глобальному потоку торговли и инвестиций, наличию специфических товаров по всему миру и по многонациональному размещению

производства и рынков. Помимо мобильности товаров, имеет место рост международной торговли услугами (включая образование), по которой в настоящее время ведутся переговоры о Генеральном соглашении по торговле услугами (ГСТУ), проводимые Организацией по международной торговле (ОМТ). Образование – часть этой тенденции. По оценке ОМТ, мировой рынок образования составил в 1995 г. $ 27 млрд (дол. США) (WTO, 1998, с.6). Предполагается, что в 2025 г. общее количество международных студентов по всему миру составит 4,9 млн (Blight, 1995, c.43).

Так противовесом высшему образованию становится понятие "знаниевой экономики" как источника богатства. Теоретики определяют множество факторов, отличающих экономику знаний от экономики традиционных элементов богатства (землевладение, финансы, физический труд). Некоторые из этих факторов явно относятся к образованию, в особенности в конкурентной международной окружающей среде, освещенной информационной технологией. В знаниевой экономике, согласно теоретикам, имеется скорее изобилие, чем дефицит ресурсов; снижается значение местоположения и размеров предприятия; существует ориентация на человеческие ресурсы: ключевой формой капитала является интеллектуальный капитал (см. David Skyrme Associates, 1997). В рамках образования экономика знаний характеризуется глобальным рынком со спросом на квалифицированную рабочую силу, поддерживаемую международным документом на соответствие квалификаций. Образование может поэтому использоваться и как продаваемая услуга, и как ценная интеллектуальная собственность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.004 с.)