Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практикум по специальной педагогике и психологии↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вострокнутова Т.Ф. Практикум по специальной педагогике и психологии Ижевск, 2010 Министерство образования и науки РФ ГОУВПО Удмуртский государственный университет Институт педагогики, психологии и социальных технологий Кафедра педагогики и педагогической психологии Вострокнутова Т.Ф. Практикум по специальной педагогике и психологии Ижевск, 2010 ББК УДК П
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом УдГУ
Рецензент:
Кандидат педагогических наук, доцент Чиркова Э.Б.
Практикум по специальной педагогике и психологии: Учебно-методическое пособие / Т.Ф. Вострокнутова. – Ижевск: УдГУ, 2010. – 101 с.
Практикум по специальной педагогике и психологии предназначен для подготовки студентов-бакалавров – социальных педагогов, педагогов- психологов к профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Любой специалист, работающий в сфере образования, сфере социальной защиты должен владеть системой психолого-педагогических знаний о детях с атипией развития, о трудностях и особенностях их обучения и воспитания. Практико-ориентированные задания способствуют формированию у студентов-бакалавров компетенций, позволяющих квалифицированно решать проблемы воспитания, обучения, социализации, социальной адаптации и интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями, возникающие в профессиональной деятельности. Бакалавры готовятся к психолого-педагогической деятельности в учреждениях образования и социальной защиты населения. Технология обучения ориентирована на формирование гуманистически направленного мировоззрения будущего специалиста, понимающего и принимающего проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья и содействующего решению этих проблем.
ББК УДК
© Вострокнутова, 2010 © Удмуртский государственный университет, 2010 СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел 1. Программа практических занятий 1.1. Основные этапы становления и развития специальной (коррекционной) педагогики и психологии 1.2. Ребенок с отклонениями в развитии – объект и субъект педагогической деятельности
1.3. Дети с нарушением интеллектуального развития 1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей с сенсорными нарушениями 1.5. Дети со сложными нарушениями развития 1.6. Понятие синдрома раннего детского аутизма 1.7. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования 1.8. Дети с ограниченными возможностями в системе семейных отношений 1.9. Модель образовательного учреждения для детей с Ограниченными возможностями 1.10. Общение детей с ограниченными возможностями 1.11. Проблема интеграции в специальном образовании 1.12. Проблема дифференциации обучения в специальном образовании 1.13. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании 1.14. Альтернативные системы обучения детей с ограниченными возможностями Раздел 2. Программа самостоятельной работы студентов 1.1. Понятийный аппарат специальной педагогики 1.2. Структура дефекта аномального развития 1.3. Причины нарушения развития ребенка 1.4. Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями 1.5. Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями 1.6. Специальное образование за рубежом 1.7. Истории развития детей с ограниченными возможностями 1.8. Тематика реферативных и контрольных работ Раздел 3. Список литературы Раздел 4. Психолого-педагогические задачи Раздел 5. Материалы для контроля и оценки уровня освоения учебного материала Приложения Приложение 1. Рекомендации по подготовке памятки (или обзорного листа) Приложение 2. Портреты слепоглухих. Тексты Приложение 3. История развития ребенка с синдромом раннего детского аутизма (РДА) Приложение 4. Схема анализа индивидуального стиля деятельности педагога Приложение 5. Учебная деловая игра «Портрет идеального педагога» Приложение 6. Проблемы интеграции в специальном образовании. Статьи Приложение 7. Истории развития детей с ограниченными возможностями (анамнезы) ВВЕДЕНИЕ В процессе профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования одно из ключевых мест занимает подготовка к такому виду деятельности как психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании.
Педагоги и психологи системы образования нередко встречаются в своей профессиональной деятельности с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и поэтому им необходимы знания, позволяющие дифференцировать виды нарушений, выявлять причины их вызывающие, определять способы предупреждения и коррекции нарушений. Изучение курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» обеспечивает будущим специалистам возможность интеграции психологического и педагогического знания, формирования представлений о социальном значении специальной педагогики и психологии, их месте и функциях в обществе, об основных особенностях рассматриваемых ими теоретических и практических проблем. Учебно-методическое пособие «Практикум по специальной педагогике и психологии» является частью материалов к курсу «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» и содержит следующие разделы: Раздел «Разработка практических занятий» состоит из четырнадцати тем, изучаемых студентами в ходе семинарских занятий. К каждой теме предложены задания для студентов, определен ход проведения семинарского занятия, а также список рекомендуемой литературы. Раздел «Программа самостоятельной работы студентов» содержит задания для самостоятельного изучения и анализа студентами по семи основным проблемам и список литературы. Раздел «Психолого-педагогические задачи» состоит из текстов, которые содержат реальные случаи (наблюдения), характеризующие особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Также в конце каждого текста имеются вопросы, направленные на осмысление и анализ наблюдений. Раздел «Материалы для контроля и оценки уровня освоения учебного материала» содержит экзаменационные вопросы и тестовые задания, позволяющие проверить уровень сформированности профессиональных компетенций бакалавра психолого-педагогического образования. Список литературы состоит из основной и дополнительной литературы, рекомендуемой по изучаемому курсу. Также в учебно-методическом пособии имеется приложение, содержащее материалы для изучения и обсуждения на семинарских занятиях и в ходе самостоятельной работы. Учебно-методическое пособие «Практикум по специальной педагогике и психологии» поможет студентам в самостоятельной работе в процессе изучения курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», подготовит к практической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цели курса: - сформировать гуманистически ориентированное профессиональное мировоззрение будущего бакалавра психолого-педагогического образования, понимающего и принимающего проблемы людей с ограниченными возможностями и содействующего решению этих проблем; - помочь студентам на основе активной самостоятельной работы систематизировать, уточнить и расширить знания основ коррекционной педагогики и специальной психологии, приобрести профессиональные умения для практического решения проблем лиц с отклонениями в развитии; - ориентировать студентов на самостоятельное, углубленное изучение специальной литературы. В результате изучения курса студент должен: Иметь представление: - о специальной педагогике и психологии как о науке и психолого-педагогической практике, имеющей важное социальное значение;
- о психологических проблемах развития и образования личности ребенка с ограниченными возможностями; - об особенностях педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями. Знать: - особенности психофизического и личностного развития детей с ограниченными возможностями; - методы, формы и средства специальной педагогики и психологии; - основные закономерности развития и формирования личности ребенка с ограниченными возможностями в педагогическом процессе. Уметь: - выявлять, устранять и предотвращать дисбаланс между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями; - работать с научной литературой по проблемам специальной педагогики и психологии; - формулировать и обосновывать свою точку зрения по проблемам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями; - применять основные коррекционно-развивающие технологии; - решать психолого-педагогические задачи и ситуации; - проявлять педагогическую культуру и педагогический такт в общении с людьми с ограниченными возможностями. Обладать следующими профессиональными компетенциями: Общими для всех видов профессиональной деятельности: - способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях; - способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики; - готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов; - способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства. В области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальном и инклюзивном образовании: - способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями; - готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа; - способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями; - способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития; - способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности; - способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.
Ход занятия Обсуждение и работа над схемой в микрогруппах. Представление схем каждой группой и их обоснование. Общегрупповая дискуссия «Западная Европа и Россия: проблема милосердия».
Список литературы Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В.Калинникова. – М.: Аспект, 2005. Замский Ф.С. Умственно-отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины 20-го века. – М.: Образование, 1995. – 400с. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России //Дефектология. – 1997. - №4. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хрестоматия/Сост. Л.М. Шипицына. – СПб.: Дидактика Плюс, 1997. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии. – СПб.: Речь, 2003. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2004. Хрестоматия по истории тифлопедагогики/ Сост. В.А.Феоктистова.- М., 1987.
Ход занятия Индивидуальная работа со справочной литературой. Работа в микрогруппах: выработка и обоснование групповой позиции. Результат проведенной работы представить в устной форме с иллюстративным сопровождением (схема, таблица, рисунок и т.д.). Список литературы Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. – М.: ВЛАДОС, 2003. Дефектологический словарь: В 2 т./ Под ред. В. Гудониса, Б.П.Пузанова. – М. – Воронеж: МОДЭК, 2007. Дефектологический словарь / Под ред. А.И.Дьяченкова.- М.: Педагогика, 1970. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. В.П. Пузанова.- М., 1996. Карпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь / Сост. Н.В.Новотворцева. – СПб.: КАРО, 2006. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2004. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития /Сост. В. Астапов. – М., 1995. Список литературы
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение: Владос, 1995. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика)./ Под. Ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1986. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М.: Академия, 1995. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с немецкого. – М.: Академия, 2003. Ход занятия Микрогруппами производится обмен составленными памятками (обзорными листами). Работа в микрогруппах над обсуждением составленных обзорных листов. К обзорным листам пишутся рецензии, которые выносятся на групповое обсуждение. Список литературы Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2001. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. – М.: Просвещение, 1983. Богданова Т.Г. Сурдопсихология.- М.: Академия, 2002. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.- М.: ВЛАДОС, 2000. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005. Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики. – М.: Загрей, 1997. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. проф. У.В.Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007. Психология глухих детей/ Под ред. И.Н. Соловьева и др., М.: Педагогика, 1971. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. – М.: Полиграф сервис, 1997. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2009. Сурдопедагогика/ Под ред. Е.Г. Речицкой.- М.: ВЛАДОС, 2004.
Список литературы Мещеряков АИ. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Просвещение, 1974. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. – М.: Педагогика, 1990. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Академия, 2001. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И.Селиверстова, О.А.Денисовой, Л.М.Кобриной. – М.: ВЛАДОС, 2009. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005.
Список литературы Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицына. – СПб.: Питер, 2001. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- СПб.: Речь, 2001. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.И. Аутичный ребенок: пути помощи. – М.: ТЕРЕВИНФ, 1997. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Приложение 3.
Тема 7. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Задания Составить психолого-педагогический портрет педагога специальной школы. Ответить на вопросы: - Какие педагогические специальности можно сегодня получить для работы в системе специального образования; - Какие противопоказания существуют для работы педагогом специальной школы.
Ход занятия Используя полученные в процессе педагогической практики при помощи наблюдения, беседы, диагностического метода данные, составить портрет педагога, по предложенной схеме (Приложение 4). Работа проходит в микрогруппах. В ходе общегруппового обсуждения составляется обобщенный портрет педагога специальной школы. Вариант занятия. Занятие проходит в форме учебной деловой игры «Портрет идеального педагога» (Приложение 5).
Список литературы Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2001. Горелова Г.Г. Кризисы личности и педагогическая профессия. – М.: московский психолого-социальный институт, 2004. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. – М.: МГУ; Академия, 2004. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Академия, 2004. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-на Дону, 1996. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2004. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения. – М.: «Дашков и К»: МАН ИПТ, 2002. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с немецкого. – М.: Академия, 2003. Список литературы Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: ВЛАДОС, 2003. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: академия, 2001. Карпунина О.И., Рябова Н.В. специальная педагогика в опорных схемах. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Академия, 2003. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. – М.: Флинта, 2008. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2009. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с немецкого. – М.: Академия, 2003. Тема 9. Модель образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями. Задания Разработать проект учреждения для детей с ограниченными возможностями с учетом следующих требований: - для какой категории детей с ограниченными возможностями создается учреждение; -идея, согласно которой организуется жизнь детей в учреждении; -модель образовательно-воспитательного процесса; -структура учреждения; - формы обучения и воспитания; - способы развития личности ребенка; - подготовка и подбор педагогических кадров; - специфика и результативность собственного проекта учреждения.
Ход занятия Каждая микрогруппа представляет разработанный проект и проводит его защиту.
Список литературы Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М., 2001. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М.: Трикста, 2005. Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования.- М., 1992. Обучение детей с проблемами в развитии в разных станах мира: Хрестоматия /состав. Л.М. Шипицына. – СПб., 1997. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. проф. У.В.Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007. Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 16-17 декабря 2004 года / Под ред. Т.Ф.Вострокнутовой, А.С.Сунцовой. – Ижевск, 2005. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Список литературы Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: Коммуникативная дифференциация личности. – СПб.: КАРО, 2005. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. Зверева Н.Ю. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. – СПб.: Речь, 2008. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. С.А.Беличевой, В.Н.Раскина. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1997. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М.: Просвещение, 1985. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2003. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Академия, 2001. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006. Тема 11. Проблема интеграции в специальном образовании. Задания Дать определение понятий «интеграция», «дифференциация» в образовании, «включенное образование». Выявить каковы современные представления о месте человека с ограниченными возможностями в обществе. Проанализировать как развивались интеграционные процессы за рубежом и в чем особенность развития интеграционных процессов в России. Охарактеризовать процесс дифференциации в системе массового образования и определить причины его возникновения. Определить перспективы развития дифференцированной и интегрированной моделей образования в России.
Ход занятия В ходе обсуждения в микрогруппах составляется таблица, в которую заносятся данные об особенностях дифференцированной и интегрированной моделей образования. В ходе общегруппового обсуждения составляется единая таблица.
Список литературы Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2001. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова.- М.: Аспект, 2005. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб.: Питер, 1996. Компенсирующее обучение в России //Действующие нормативные документы и учебно-методические материалы. – М., 1997. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Под ред. В.И.Слободчикова. – М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1996. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2004. Приложение 6.
Тема 12. Проблема дифференциации обучения в специальном образовании. Задания Подготовить аргументированные ответы на вопросы: - Что такое дифференциация обучения? - Какие цели преследует педагогическая дифференциация? - Какие примеры педагогической дифференциации Вам известны? -Кто из отечественных дефектологов занимался проблемой дифференцированного подхода в обучении школьников? - Что позитивного следует отметить во внутренней и внешней дифференциации? - С помощью каких психолого-педагогических средств и приемов может осуществляться дифференциация обучения? - Чем отличаются дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении детей с ограниченными возможностями?
Ход занятия Проводится дискуссия по проблеме «Индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении детей с ограниченными возможностями». В ходе дискуссии составляется таблица сравнения индивидуального и дифференцированного подходов в обучении детей с ограниченными возможностями (обосновываются положительные и отрицательные стороны обоих подходов).
Список литературы Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: Аспект, 2005. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2004. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / Сост. В. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2 ч. – М.: Владос, 1996. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. Сост. Л.М.Шипицына, СПб.: Речь, 1997. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Под ред. В.И. Слободчикова. – М.: Ин-т пед. инноваций, 1996. Тема 13. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Задания Сравнить и раскрыть сущность понятий «артпедагогика» и «арттерапия». Дать характеристику основным методам артпедагогики. Раскрыть содержание и средства художественного развития детей с ограниченными возможностями. Обозначить роль педагога в художественном развитии детей с ограниченными возможностями. Показать, какое место в системе психокоррекционной помощи детям с ограниченными возможностями занимают арттерапевтические методики. На основе анализа статей в журналах «Дефектология», «Коррекционная педагогика» подготовить аннотацию на одну из статей по теме «Художественно-эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями».
Ход занятия Представление и обсуждение подготовленных аннотаций в форме круглого стола. В микрогруппах подготовить конспект занятия с использованием средств искусства в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями (с учетом нарушения развития, возраста детей). Провести фрагмент занятия, привлекая в качестве участников членов других микрогрупп.
Список литературы Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: Академия, 2001. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М.: Трикста, 2005. Зигфрид М., Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. – М.: Институт психотерапии, 2000. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. С.А.Беличевой. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1997. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. Список литературы Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003. Монтессори М. О принципах моей школы. – М.: Академия, 1999. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия/ Сост. Л.М.Шипицына.- СПб.: Питер, 1997. Скворцова В.О.Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М.Назаровой.- М.: Академия, 2004. Титов В.А. Специальная педагогика. – М.: Приор-издат, 2004. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. – Спб.: Дидактика Плюс, 2002. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. – М.: Академия, 1994.
РАЗДЕЛ 2. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. Тема 1. Понятийный аппарат специальной педагогики.
Задания Работа со словарями. Определение понятия «параллельная терминология». Составление глоссария по курсу «Специальная (коррекционная) педагогика с основами специальной психологии». Глоссарий используется студентами во время лекционных занятий и при подготовке к семинарским занятиям на протяжении всего курса.
Список литературы Дефектология. Словарь – справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996. Дефектологический словарь / Под ред. А.И.Дьяченкова. – М.: Просвещение, 1970. Дефектологический словарь: В 2 т./ Под ред. В. Гудониса, Б.П.Пузанова. – М. – Воронеж: МОДЭК, 2007. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь / Сост. Н.В.Новотворцева. – СПб.: КАРО, 2006.
Тема 2. Структура дефекта аномального развития.
Задания Изучение статей Л.С. Выготского: - «К психологии и педагогике детской дефективности»; - «Дефект и сверхкомпенсация». Выполнятся конспект статей. Полученные в ходе изучения знания используются при проведении дискуссии в ходе семинарского занятия.
Список литературы Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Просвещение, 1983. – Т.5. Список литературы Астапов В.И. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. – М.: Международная академия, 2000. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П.Григорьевой. – М.: Экзамен, 2006. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-центр, 2001. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Академия, 1999. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Академия, 1999. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М.: ВЛАДОС, 1997. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. – СПб,: Речь, 2007. Самсонов Ф.А. Основы генетики в дефектологии. – М.: Просвещение, 1980.
Список литературы Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение: Владос, 1995. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М.: Трикста, 2005. Венгер А.А., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. – СПб.: КАРО, 2004. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2003.
Тема 5. Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями. Задания Раскрыть содержание следующих принципов построения системы специального образования: - всеобщности и доступности специального образования; - обязательности специального образования; - единства специального образования; - цензовости специального образования; - дифференцированности системы специальных учреждений; - гуманистического характера специального образования и воспитания; - сотрудничества школы, семьи и общественности в образовании детей с ограниченными возможностями. На основе анализа литературы заполнить таблицу: Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями
Список литературы Закон Российской Федерации «Об образовании». Закон «О социальной защите инвалидов в РФ». Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: Аспект, 2005. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. – М.: Новая школа, 1994. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2000. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х ч. – М.: Владос, 1996. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. Сост. Л.М.Шипицына, СПб.: Речь, 1997. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2004. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993г.
Тема 6. Специальное образование за рубежом. Задания На основе анализа литературы сравнить системы образования в США, Швеции, Японии по предложенной схеме: - развитие специального образования; - структура специального образования; - содержание специального образования; - направление и отбор для специального обучения; - взаимодействие специального образования с массовым; - педагогические кадры в специальном образовании. Выделить положительные и отрицательные аспекты каждой из рассмотренных систем, опираясь на собственную точку зрения. Список литературы Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2001. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М.: Трикста, 2005. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. Обучение детей с проблемами в р
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 1543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.79 (0.013 с.) |