Тема 8. Дети с ограниченными возможностями в системе семейных отношений.   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Дети с ограниченными возможностями в системе семейных отношений.  



    Задания

    Составить программу изучения семьи, имеющей ребенка с нарушением в развитии по следующим критериям:

    - общие сведения о семье;

    - культурный уровень семьи;

    - положение ребенка с нарушением в развитии в семье;

    - отношение семьи к специальному учреждению;

    - влияние на ребенка сверстников, других взрослых.

    Программа составляется в результате знакомства с конкретной семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

 

    Ход занятия

     Представление и защита программы.

   

Список литературы

    Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: ВЛАДОС, 2003.

    Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: академия, 2001.

    Карпунина О.И., Рябова Н.В. специальная педагогика в опорных схемах. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

    Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Академия, 2003.

    Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. – М.: Флинта, 2008.

    Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

    Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2009.

    Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

    Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с немецкого. – М.: Академия, 2003.

Тема 9. Модель образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями.                                                                                        

    Задания

Разработать проект учреждения для детей с ограниченными возможностями с учетом следующих требований:

- для какой категории детей с ограниченными возможностями создается учреждение;

-идея, согласно которой организуется жизнь детей в учреждении;

-модель образовательно-воспитательного процесса;

-структура учреждения;

- формы обучения и воспитания;

- способы развития личности ребенка;

- подготовка и подбор педагогических кадров;

- специфика и результативность собственного проекта учреждения.

 

Ход занятия

    Каждая микрогруппа представляет разработанный проект и проводит его защиту.

 

Список литературы

     Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М., 2001.

    Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М.: Трикста, 2005.

     Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования.- М., 1992.

     Обучение детей с проблемами в развитии в разных станах мира: Хрестоматия /состав. Л.М. Шипицына. – СПб., 1997.

    Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. проф. У.В.Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007.

    Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 16-17 декабря 2004 года / Под ред. Т.Ф.Вострокнутовой, А.С.Сунцовой. – Ижевск, 2005.

    Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Тема 10. Общение детей с ограниченными возможностями. 

    Задания

    Определить роль общения в психическом развитии ребенка.

    Выяснить каким образом первичные нарушения способны осложнить процесс общения ребенка с ограниченными возможностями.

    Подобрать диагностическую методику, направленную на выявление проблем в общении детей с ограниченными возможностями, провести диагностическую процедуру.

    Подобрать, описать и провести в аудитории 2-3 упражнения, направленных на коррекцию проблем в общении ребенка с ограниченными возможностями (с указанием категории детей, возраста, цели и основного хода проведения упражнения).

 

    Ход занятия

    Задания выполняются в микрогруппах.

    Студенты каждой микрогруппы проводят диагностическую процедуру и коррекционные упражнения с участниками остальных микрогрупп.

    Обсуждение проблемы общения детей с ограниченными возможностями в форме круглого стола.

 

Список литературы

    Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: Коммуникативная дифференциация личности. – СПб.: КАРО, 2005.

    Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.

    Зверева Н.Ю. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. – СПб.: Речь, 2008.

    Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. С.А.Беличевой, В.Н.Раскина. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1997.

    Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М.: Просвещение, 1985.

    Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2003.

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Академия, 2001.

    Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006.

Тема 11. Проблема интеграции в специальном образовании.

    Задания

Дать определение понятий «интеграция», «дифференциация» в образовании, «включенное образование».

Выявить каковы современные представления о месте человека с ограниченными возможностями в обществе.

Проанализировать как развивались интеграционные процессы за рубежом и в чем особенность развития интеграционных процессов в России.

Охарактеризовать процесс дифференциации в системе массового образования и определить причины его возникновения.

Определить перспективы развития дифференцированной и интегрированной моделей образования в России.

 

Ход занятия

В ходе обсуждения в микрогруппах составляется таблица, в которую заносятся данные об особенностях дифференцированной и интегрированной моделей образования.

В ходе общегруппового обсуждения составляется единая таблица.

 

Список литературы

    Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2001.

    Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова.- М.: Аспект, 2005.

    Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб.: Питер, 1996.

    Компенсирующее обучение в России //Действующие нормативные документы и учебно-методические материалы. – М., 1997.

    Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Под ред. В.И.Слободчикова. – М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1996.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2004.

    Приложение 6.

 

Тема 12. Проблема дифференциации обучения в специальном образовании.

    Задания

    Подготовить аргументированные ответы на вопросы:

- Что такое дифференциация обучения?

- Какие цели преследует педагогическая дифференциация?

- Какие примеры педагогической дифференциации Вам известны?

-Кто из отечественных дефектологов занимался проблемой дифференцированного подхода в обучении школьников?

- Что позитивного следует отметить во внутренней и внешней дифференциации?

- С помощью каких психолого-педагогических средств и приемов может осуществляться дифференциация обучения?

- Чем отличаются дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении детей с ограниченными возможностями?

 

    Ход занятия

    Проводится дискуссия по проблеме «Индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении детей с ограниченными возможностями».

    В ходе дискуссии составляется таблица сравнения индивидуального и дифференцированного подходов в обучении детей с ограниченными возможностями (обосновываются положительные и отрицательные стороны обоих подходов).

 

Список литературы

    Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: Аспект, 2005.

     Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2004.

     Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / Сост. В. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

     Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2 ч. – М.: Владос, 1996.    

    Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. Сост. Л.М.Шипицына, СПб.: Речь, 1997.

    Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Под ред. В.И. Слободчикова. – М.: Ин-т пед. инноваций, 1996.

Тема 13. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании.

    Задания

    Сравнить и раскрыть сущность понятий «артпедагогика» и «арттерапия».

    Дать характеристику основным методам артпедагогики.

    Раскрыть содержание и средства художественного развития детей с ограниченными возможностями.

    Обозначить роль педагога в художественном развитии детей с ограниченными возможностями.

    Показать, какое место в системе психокоррекционной помощи детям с ограниченными возможностями занимают арттерапевтические методики.

    На основе анализа статей в журналах «Дефектология», «Коррекционная педагогика» подготовить аннотацию на одну из статей по теме «Художественно-эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями».

 

    Ход занятия

    Представление и обсуждение подготовленных аннотаций в форме круглого стола.

    В микрогруппах подготовить конспект занятия с использованием средств искусства в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями (с учетом нарушения развития, возраста детей). Провести фрагмент занятия, привлекая в качестве участников членов других микрогрупп.

 

Список литературы

    Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: Академия, 2001.

    Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М.: Трикста, 2005.

    Зигфрид М., Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. – М.: Институт психотерапии, 2000.

    Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.

    Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. С.А.Беличевой. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1997.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.022 с.)