Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Дети с ограниченными возможностями в системе семейных отношений.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задания Составить программу изучения семьи, имеющей ребенка с нарушением в развитии по следующим критериям: - общие сведения о семье; - культурный уровень семьи; - положение ребенка с нарушением в развитии в семье; - отношение семьи к специальному учреждению; - влияние на ребенка сверстников, других взрослых. Программа составляется в результате знакомства с конкретной семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Ход занятия Представление и защита программы.
Список литературы Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: ВЛАДОС, 2003. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: академия, 2001. Карпунина О.И., Рябова Н.В. специальная педагогика в опорных схемах. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Академия, 2003. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. – М.: Флинта, 2008. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2009. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с немецкого. – М.: Академия, 2003. Тема 9. Модель образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями. Задания Разработать проект учреждения для детей с ограниченными возможностями с учетом следующих требований: - для какой категории детей с ограниченными возможностями создается учреждение; -идея, согласно которой организуется жизнь детей в учреждении; -модель образовательно-воспитательного процесса; -структура учреждения; - формы обучения и воспитания; - способы развития личности ребенка; - подготовка и подбор педагогических кадров; - специфика и результативность собственного проекта учреждения.
Ход занятия
Каждая микрогруппа представляет разработанный проект и проводит его защиту.
Список литературы Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М., 2001. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М.: Трикста, 2005. Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования.- М., 1992. Обучение детей с проблемами в развитии в разных станах мира: Хрестоматия /состав. Л.М. Шипицына. – СПб., 1997. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. проф. У.В.Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007. Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 16-17 декабря 2004 года / Под ред. Т.Ф.Вострокнутовой, А.С.Сунцовой. – Ижевск, 2005. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Тема 10. Общение детей с ограниченными возможностями. Задания Определить роль общения в психическом развитии ребенка. Выяснить каким образом первичные нарушения способны осложнить процесс общения ребенка с ограниченными возможностями. Подобрать диагностическую методику, направленную на выявление проблем в общении детей с ограниченными возможностями, провести диагностическую процедуру. Подобрать, описать и провести в аудитории 2-3 упражнения, направленных на коррекцию проблем в общении ребенка с ограниченными возможностями (с указанием категории детей, возраста, цели и основного хода проведения упражнения).
Ход занятия Задания выполняются в микрогруппах. Студенты каждой микрогруппы проводят диагностическую процедуру и коррекционные упражнения с участниками остальных микрогрупп. Обсуждение проблемы общения детей с ограниченными возможностями в форме круглого стола.
Список литературы Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: Коммуникативная дифференциация личности. – СПб.: КАРО, 2005. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. Зверева Н.Ю. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. – СПб.: Речь, 2008. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. С.А.Беличевой, В.Н.Раскина. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1997.
Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М.: Просвещение, 1985. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2003. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Академия, 2001. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006. Тема 11. Проблема интеграции в специальном образовании. Задания Дать определение понятий «интеграция», «дифференциация» в образовании, «включенное образование». Выявить каковы современные представления о месте человека с ограниченными возможностями в обществе. Проанализировать как развивались интеграционные процессы за рубежом и в чем особенность развития интеграционных процессов в России. Охарактеризовать процесс дифференциации в системе массового образования и определить причины его возникновения. Определить перспективы развития дифференцированной и интегрированной моделей образования в России.
Ход занятия В ходе обсуждения в микрогруппах составляется таблица, в которую заносятся данные об особенностях дифференцированной и интегрированной моделей образования. В ходе общегруппового обсуждения составляется единая таблица.
Список литературы Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2001. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова.- М.: Аспект, 2005. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб.: Питер, 1996. Компенсирующее обучение в России //Действующие нормативные документы и учебно-методические материалы. – М., 1997. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Под ред. В.И.Слободчикова. – М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1996. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2004. Приложение 6.
Тема 12. Проблема дифференциации обучения в специальном образовании. Задания Подготовить аргументированные ответы на вопросы: - Что такое дифференциация обучения? - Какие цели преследует педагогическая дифференциация? - Какие примеры педагогической дифференциации Вам известны? -Кто из отечественных дефектологов занимался проблемой дифференцированного подхода в обучении школьников? - Что позитивного следует отметить во внутренней и внешней дифференциации? - С помощью каких психолого-педагогических средств и приемов может осуществляться дифференциация обучения? - Чем отличаются дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении детей с ограниченными возможностями?
Ход занятия Проводится дискуссия по проблеме «Индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении детей с ограниченными возможностями». В ходе дискуссии составляется таблица сравнения индивидуального и дифференцированного подходов в обучении детей с ограниченными возможностями (обосновываются положительные и отрицательные стороны обоих подходов).
Список литературы
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: Аспект, 2005. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2004. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / Сост. В. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2 ч. – М.: Владос, 1996. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. Сост. Л.М.Шипицына, СПб.: Речь, 1997. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Под ред. В.И. Слободчикова. – М.: Ин-т пед. инноваций, 1996. Тема 13. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Задания Сравнить и раскрыть сущность понятий «артпедагогика» и «арттерапия». Дать характеристику основным методам артпедагогики. Раскрыть содержание и средства художественного развития детей с ограниченными возможностями. Обозначить роль педагога в художественном развитии детей с ограниченными возможностями. Показать, какое место в системе психокоррекционной помощи детям с ограниченными возможностями занимают арттерапевтические методики. На основе анализа статей в журналах «Дефектология», «Коррекционная педагогика» подготовить аннотацию на одну из статей по теме «Художественно-эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями».
Ход занятия Представление и обсуждение подготовленных аннотаций в форме круглого стола. В микрогруппах подготовить конспект занятия с использованием средств искусства в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями (с учетом нарушения развития, возраста детей). Провести фрагмент занятия, привлекая в качестве участников членов других микрогрупп.
Список литературы Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: Академия, 2001. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М.: Трикста, 2005. Зигфрид М., Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. – М.: Институт психотерапии, 2000. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. С.А.Беличевой. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1997. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.203 (0.01 с.) |