Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 40. Движущие силы и факторы общественного развития. Свобода и необходимость в истории общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Движущие силы общественного развития (ДСОР) – это существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс общества. Идея исторического прогресса появилась во втор. пол. 18 века в связи с объективными процессами становления и развития капитализма. Творцами его первоначальных концепций были Тюрго и Кондорсе, предложившие его рационалистическую теорию. Впоследствии глубокую трактовку прогресса дал Гегель. Он пытался показать историю как единый закономерный процесс развития от низшего к высшему, в котором каждая историческая эпоха выступает как обязательная ступень в восходящем движении человечества. Его концепция были идеалистической, трактовавшей всемирную историю как прогресс в сознании свободы, движении от одной духовной формации к другой. Маркс и его последователи, исходя из материалистического понимания истории, связали общественный прогресс с развитием материального производства, с движением общества от одной общественно-экономической формации к другой. Таким образом, классики марксизма-ленинизма утверждали первичность и определяющий характер материальных ДС в развитии общества по отношению к политическим и духовным, а также активность, относительную самостоятельность последних, раскрыли роль народных масс как решающей движущей силы истории. К ДСОР относятся общественные противоречия, прогрессивная деятельность социальных субъектов, направленная на их разрешение, побудительные силы этой деятельности (потребности, интересы и др.). Фактор – устойчивый тип социальной деятельности какого-либо рода, движущая сила некого процесса. Понятие фактор связывают с понятием детерминант или определитель. Детерминант это то, что вызывает причинно-следственную связь каких-либо явлений. Факторы общественного развития могут быть субъективными и объективными. Объективные – движущие силы, которые связаны с материальными отношениями и естественными условиями жизни общества. Это экономика, наука и технология, географическая среда и природные богатства, народонаселение. 1) В 17-18 веках появляется учение географического детерминизма (представители: Ш. Монтескье).Географический детерминизм – направление в социальной философии, считающее географическую среду главным фактором общественного развития. Климат, почва, размер территории в решающей степени определяют законы и нравы каждой страны. 2) Демографический детерминизм (представитель: Мальтус) – противоречия, которые возникают в ходе общественного развития определяются не социальными, а биологическими факторами, быстрым ростом населения 3) Технический детерминизм – главная движущая сила социального развития наука и техника. Субъективный фактор охватывает активную, целенаправленную деятельность, которая непременно осознается человеком. К субъективным факторам относятся: деятельность личности, которая участвует в изменении общественных отношений и институтов; социальные группы, классы, партии. Ра́зум (лат. ratio), ум (греч. νους) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения. Рассу́док — часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения (по Канту) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории. Своей этимологией восходит к глаголу рассуждать. Согласно Канту, “всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме” (Кант И. Соч. в 6т. М., 1964, с. 340). В отличие от “конечного” рассудка, ограниченного в своих познавательных возможностях чувственно данным материалом, на который накладываются априорные формы рассудка, мышлению на его высшей стадии разума свойственно стремление к выходу за пределы заданного возможностями чувственного созерцания “конечного” опыта, к поиску безусловных оснований познания, к постижению абсолютного. Стремление к этой цели необходимо заложено, по Канту, в самой сущности мышления, однако ее реальное достижение невозможно, и, пытаясь все-таки достичь ее, разум впадает в неразрешимые противоречия — антиномии. Разум, согласно Канту, может, т. о., выполнять только регулятивную функцию поиска недостижимых предельных оснований познания, попытки реализации которой призваны приводить к выявлению принципиальной ограниченности познания сферой “явлений” и недоступности для него “вещей в себе”. “Конститутивная” же, по терминологии Канта, функция реального познания в пределах “конечного” опыта остается за рассудком. Кант, т.о., не просто констатирует наличие разума как некоторой познавательной установки, он осуществляет критическую рефлексию по отношению к этой установке. “Вещь в себе” можно помыслить, но ее нельзя познать в том смысле, какой вкладывает в это понятие Кант, для которого идеалом теоретического познания выступают концептуальные конструкции математики и точного естествознания. Вопрос 41. Периодизация истории как социально-философская проблема. Формационный и цивилизационный подходы. Важным фактором философского познания общества является построение типологии общественных систем. Для уяснения этого вопроса необходимо разобраться в сущности формационного и цивилизационного подходов. Толкование общества как системы дано в учении К. Маркса об общественно-экономической формации. Исходя из работ К. Маркса, общественно-экономическую формацию можно истолковать как общество на определённом этапе его развития с характерными для него способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Выделяются такие общественно-экономические формации, как первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая с двумя фазами – социалистической и собственно коммунистической. Каждая из них характеризуется, во-первых, как исторически определённый тип общества, во-вторых, как специфическая ступень общественного прогресса. В то же время Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочерёдно указанные формации. Напротив, он указывал, в частности, на особенности развития некоторых стран Востока, прошедших через так называемый азиатский способ производства, отличный от тех, которые существовали в странах Европы. Другие страны прошли не через все, а через три или четыре из названных формаций. Все это показывает неодномерность и многовариантность исторического процесса, его разнообразие и сложность. Важно, однако, что понятие «общественно-экономическая формация» позволило представить общество как целостную систему. Названные выше общественно-экономические формации показывают, скорее, объективную тенденцию мирового исторического процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они появились на разных этапах развития человечества. При этом каждая последующая из них представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип общества. Методология формационного анализа ориентирует на изучение довольно сложного процесса перехода общества от одной формации к другой, путей и способов этого перехода, взаимодействия объективных и субъективных факторов данного процесса. И потому нельзя толковать историю человечества в духе «линейного прогресса». Маркс выделил три основные формы в истории человеческого общества, исходя из гуманистического критерия положения человека в обществе, его свободы и перспектив личностного развития. Первая форма – это личная зависимость (она касается первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального обществ). Вторая – личная независимость при вещной зависимости, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена вещей, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций (капитализм). Третья – свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращении их коллективной производительности в общественное достояние (дело будущего). Формационный подход к изучению общества может сочетаться с так называемым цивилизационным подходом, направленным прежде всего на раскрытие роли культуры того или иного общества, тенденций развития современной цивилизации. При цивилизационном подходе социокультурное измерение общества, духовные факторы и отношения становятся в известных условиях определяющим моментом в историческом процессе. Развитие общества предстаёт как непрерывный эволюционный исторический процесс, как движение к интеграции духовно-практических форм жизни человека. Для более полного уяснения сущности цивилизационного подхода необходимо определить понятие цивилизации, проанализировать ее наиболее существенные черты. Суммируя многочисленные подходы к этому вопросу, можно дать следующее определение. Цивилизация — это крупномасштабная социокультурная общность людей и народов; социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения личностно-общественного богатства. Под общественным богатством следует понимать не только его вещественно-материальное воплощение, но и средства культуры, ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду для его всестороннего развития. Выделяют так называемые западную и восточные цивилизации; христианскую и исламскую; современную индустриальную цивилизацию. Важно выявить общие черты материальной и духовной культуры народов разных стран и континентов, а также её региональные, национальные и другие особенности. Сочетание формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития позволяет выработать более конкретные представления о нем как о весьма сложном, противоречивом и многовариантном процессе. Вопрос 42. Общественный прогресс и его критерии. Общественный прогресс и смысл истории. Общественный прогресс – направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Существуют следующие критерий традиционного прогресса: 1. развитие человеческого разума 2. совершенствование нравственности людей 3. прогресс науки и техники 4. развитие производительных сил, включая самого человека 5. возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку. Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет. Смысл истории — одно из ключевых понятий философии истории, характеризующее ту цель, которая стоит перед человечеством и которую оно стремится реализовать в ходе своей постепенной эволюции. Цель — как истории, так и любой человеческой деятельности — представляет собой одну из разновидностей ценностей
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.138 (1.544 с.) |