Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2 . Соотношение биологического и социального в человекеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Можно выделить 4 концепции соотношения биологического и социального в человеке: - человек – прежде всего, биологическое существо, подчиненное законам природы; - человек – чисто социальное существо; - человек имеет двойственную социально-биологическую природу и является биосоциальным существом; - человек имеет целостную социальную природу, которая в снятом, подчиненном виде заключает в себе закономерности физической, химической и биологической форм материи. Рассмотрим эти концепции подробнее. 1. Понимание человека как биологического природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII в. Фейрбаха. Оно противостояло идеалистической концепции Гегеля: с его точки зрения, человек – прежде всего, духовное мыслящее существо, а общество – это закономерный этап развития абсолютной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естественного отбора и борьбы за существование. 2. Определение человека как чисто социального существа широкой поддержки не получило. 3. Представление о человеке как биосоциальном существе получило наибольшее применение в научных направлениях. Так, при оказании туристских или экскурсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагрузки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультативных и образовательных услуг необходим учет биологических механизмов работы органов чувств и памяти: человек не может воспринимать и анализировать слишком большие потоки информации, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной). По-разному происходит восприятие информации детей и взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей нельзя недооценивать (тем более что многие их этих потребностей – насущные), поведение человека определяется не только чисто социальными факторами. 4. Концепция целостной социальной природы человека рассматривает его как социальное существо, в котором содержатся свойства биологической формы материи. При этом выделяют ряд закономерностей соотношения биологического и социального: - социальное возникает из биологического, и становиться новым качественным уровнем развития материи, который имеет собственные законы развития. Так законы экономики нельзя вывести из биологических закономерностей. Новое, чисто социальное качество человека выражено, прежде всего, в труде, сознании и во всей сложной системе общественных явлений, возникающей в результате исторической эволюции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организма; - биологические особенности человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограничивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительностью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваивать информацию, на скорость осуществления любого вида деятельность. - социальная справедливость человека оказывает влияние на биологическую основу организма. Так, прямохождение, развитие скелета и рук является следствием социальной трудовой деятельности. Социальные потрясения влияют на здоровье, продолжительность жизни, расцвет экономики – наоборот. В ходе исторического развития меняется социальный запрос на биологические особенности человека. В эпоху доиндустриальную ценилась физическая сила, в эру компьютеров (постиндустриальную) – интеллектуальные, творческие способности. Данная концепция утверждает биологическое как основу социальных процессов. Укрепление биологических основ общества – условия развития социальных качеств в человеке. Вопрос 3: Человек как субъект деятельности, общения, познания и ценностного освоения мира. Человек как субъект деятельности: Существенной способностью человека является способность преобразовывать окружающую действительность, управлять своими действиями, получать результат по их завершению. Проявление человеческой активности, направленной на себя или на другие объекты, выражается понятием субъект деятельности. 1)Индивид в его конкретном значении 2)Социальная группа 3)Общество в целом В зависимости от субъекта можно разделить саму деятельность на разные виды: индивидуальную, коллективную (групповую), общественную (в том числе общественно-историческую) Деятельность человека имеет четко направленную структуру, которая начинается с формирования потребности. Полностью структуру деятельности можно представить в виде следующей последовательности элементов. 1)Потребности 2)Мотивы 3)Цель 4)Условия 5)Действие 6)Результат Потребность выступает источником активности человека, побуждает его к деятельности. Потребность проявляется в конкретном мотиве. Мотив влечет за собой постановку задачи и формирование конкретной цели в виде представляемого результата деятельности. Выполнение действия зависит от конкретных складывающихся условий. Действие осуществляется в виде выполнения операций. Действие ведет к результату, который оценивается с точки зрения соответствия цели – насколько он соответствует задуманному. Деятельность внесла основной вклад в создание человека современного типа, в развитие его мышления и сознания, формирование психических свойств. Современный психолог К.А. Абульханова-Славская определяет человека как субъекта деятельность как гармоничную и саморазвивающуюся личность. Личность тогда становится субъектом, когда выступает центром самоорганизации и саморегуляции, может разрешать противоречия между мотивами, потребностями, способностями и необходимостью. В процессе деятельности складывается индивидуальный характер личности. Это явление происходит во многом под влиянием внешних условий, а также зависит от чувства удовлетворенности от получаемых результатов, выработанного отношения к миру и к себе, стремления к преодолению трудностей, успешности решения сложных задач, желания проявить себя в трудовом процессе. Человек как субъект познания: Всем высокоорганизованным организмам свойственна познавательная деятельность. Познавательная деятельность сосредоточена на получении определенного знания. Это знание может быть истолковано с трех позиций: Во-первых, знание представляет собой отражение объекта, что вытекает из практически-преобразовательной деятельности. Однако не стоит абсолютизировать такое понимание знания, поскольку это ведет к догматизму. Во-вторых, знание формирует мысленные конструкции, основанные на уровне развития познавательных способностей человека, ценностных и смысловых структур. В-третьих, знание есть определенное состояние сознания субъекта, которое формируется набором определенных знаний. Как они были получены остается за кадром, в то время как на поверхности предстает конкретный набор умозаключений, способ мышления, т.е. определенное содержание и структура сознания конкретного субъекта. Эти три стороны знания всегда выступают в своем единстве, и в каждом конкретном случае та или иная сторона просто выходит на первый план. Человек как субъект познания опирается на те же положения, которые свойственны человеку как субъекту деятельности. Это, прежде всего, его активность, наличие опосредованных связей между субъектом и объектом, а также наличие определенных условий, что выражается в социокультурной обусловленности познания. Опосредованный характер связи субъекта познания и его объекта выражается в использовании средств познания. Объект тогда становится элементом сознания, когда переходит в категория образа, идеи или понятия. Созданные субъективные образы сами по себе становятся новым звеном и инструментом в познании новых объектов. Особенности познания сильно зависят от окружающей социальной обстановки, в этом проявляется социокультурная детерминированность. Так, на процесс и результат познания влияют социальные отношения, сложившиеся в обществе социальные институты, господствующие ценности, нормы, законы и правила, потребности общества, интеллектуальные ресурсы и т.д. С одной стороны, эта зависимость может ограничивать процесс познания, а с другой, придавать ей общечеловеческую значимость. В структуре познавательной деятельности человека значительное место отведено ценностным установкам субъекта. Они выражают готовность человека принимать определенную информацию, трактовать ее и переводить во внутренний пласт бытия. Ценностные установки определяют видение объекта в той или иной плоскости, могут быть источниками иллюзий и заблуждений, а также порождением человеческой фантазии и страхов. Личность как субъект общения: Общение представляет собой сложный процесс, который включает в себя обмен информацией между участниками, взаимодействие, восприятие и понимание другого. Общение предполагает использование различных средств коммуникации, большая часть психологов видит в общении не столько интеллектуальный, сколько социальный феномен. Философское значение общения состоит в том, что оно является источником внутренней эволюции самого общества при диалектическом взаимодействии личности и общества. В процессе общения личность как субъект может выступать в разных ролях: как воздействующая сторона, как воспринимающая. Помимо этого, в процессе общения присутствует психологическая сторона в виде ее психологической базы, а также коммуникативно-организационная, выражающаяся в наличии целей, содержания и форм общения. Человек как субъект общения с его помощью пытается реализовать не только функцию передачи информации, необходимую в том числе для реализации совместной деятельности, но и достичь другие цели. Это может быть и самовыражение, когда посредством общения человек стремится быть понятым другим, высказать свою оценку и получить ее из уст другого. Общение предполагает возможность экспрессивного выражения своих эмоций. При его помощи формируются навыки социального взаимодействия, происходит усвоение социальных правил и норм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.71.239 (0.012 с.) |