Раздел 1. Философия и мировоззрение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Философия и мировоззрение



Философия

Раздел 1. Философия и мировоззрение

Вопрос 1. Раскройте содержание и источники философского знания.

Структура философских знаний:

1. История философии

2. Онтология (учение о бытие)

3. Гносеология (учение о познание)

4. Натурфилософия (учение о природе)

5. Социальная философия (философия общества)

6. Аксиология (теория ценности)

7. Праксиология (учение о деятельности)

8. Логика

9. Философская антропология (развитие человека)

10. Этика (наука о морали)

11. Эстетика (наука о человеческих переживаниях/страсть)

12. Психология (наука о душе0)

Вопрос 2: Каково практическое значение мировоззрения в жизни человека?

Мировоззрение играет большую роль в деятельности людей. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности.

Таким образом, можно выделить три основных практических значения мировоззрения в жизни каждого человека. Мировоззрение:

1. Даёт ориентир, цель, направление, т.е. позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах общественной и личной жизни;

2. Даёт программу поведения, т.е. определяет методы решения проблем, стиль мышления, образцы для действий, нормы поведения, характер деятельности;

3. Даёт жизненную позицию, т.е. определяет принципы жизни, истинные ценности, главное в жизни и деятельности, значимые дела и поступки, смысл жизни, интересы, оценки происходящего в мире.

 Вопрос 3: Какова роль философии в развитии духовной культуры?

Роль философии заключается в следующих функциях:

1.Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она оказывает влияние на формирование жизненных установок.

2.Гносеологическя функция изучает сущность познавательного процесса, его общий механизм, возможности и границы познания.

3.Идеологическую функция исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности.

4. Философия выступает как методология научного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимость взаимообмена между философией и специальными науками, философией и другими видами общественной практики

5. Практически-деятельная функция философии заключается в том, что она превращается в орудие воздействия на окружающий мир и на самого человека. Она играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых – важнейшее условие существования, функционирования и развития человека.

Философия выполняет еще целый ряд функций.

Онтологическую – она является учением о бытии, его формах и способах.

Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог.

Гуманистическая функция философии актуализируется в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеке, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов.

Вопрос 6. Назовите основные философские школы Древней Индии и Китая.

Основные философские школы Древней Индии: 1) ортодоксальные школы (веданта, миманса, йога, вайшешика, ньяя, санкхья) 2) неортодоксальные школы (чарвака, буддизм, джайнизм)

Основные философские школы: 1) конфуцианство 2) даосизм 3) моисты 4) школа имен(софисты) 5) школа легистов(законники) 6) школа Ян-Инь(натурфилософов)

Что такое патристика?

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона

  Вопрос 13. В чем суть проблемы веры и разума в философии Августина?

Августин: "Непонятийное знание - вера (верующий лучше понимает Бога)".

Как и во многих других вопросах, решение традиционного скептического противопоставления разума и веры у Августина изящно до гениальности. Он мыслит шире, он вводит, хоть и не так ясно, различение уровней мышления, которое у восточных отцов размыслено более тонко: ум, разум, рассудок.

По Августину, противопоставление веры происходит только с рациональным мышлением, для мышления же как такового противопоставление с верой никак не свойственно. Даже более — вера есть род мышления и род знания. Только ограниченное рацио не видит так глубоко, чтобы понять существеннейшую взаимосвязь веры и знания, веры и мышления.

Знание оказывается наградой за веру. В итоге получается известная формула: верую, чтобы понимать, и понимаю, чтобы верить.

В рассуждениях на эту тему блаженный Августин приводит интересный аргумент: религия есть только у мыслящего существа — человека. Или ещё обратный аргумент: многие размышляют для того, чтобы не верить.

Такое блестящее решение отношения веры и разума далеко предварило данную проблематику, возникшую уже позже. Удивительно также то, как столь ясные выводы не были широко известны в эпоху скептицизма просвещения.

 

Вопрос 14. Объясните содержание спора «об универсалиях».

Одной из проблем средневековой философии являлось решение вопроса об универсалиях.

Универсалия (от лат. universalis - общий) - термин средневековой философии, обозначающий общие понятия. Проблема универсалий восходит к философским идеям Платона и Аристотеля и является одной из главных тем схоластики, в особенности раннего ее периода.

В споре определились три направления: номинализм, реализм и концептуализм.

Номинализм (от лат. nomen - имя) видел в общих понятиях лишь «манеру речи», имена, которые применяются не к классу вещей «как целому», а порознь к каждой отдельной вещи из какой-либо совокупности, в этом смысле тот или иной класс вещей - не более чем мысленный образ, абстракция. Номиналисты учили, что в действительности существуют лишь индивидуальные вещи, а роды и виды - не более чем субъективные обобщения сходного, делаемые при посредстве равных понятий и одинаковых слов.

Реализм, напротив, полагал, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Крайний реализм приписывал реальное бытие общим понятиям, самостоятельное, обособленное и предшествующее вещам. Умеренный реализм придерживался аристотелевского взгляда и утверждал, что общее, хотя имеет реальное бытие, но заключаются в единичных вещах.

Концептуализм (от лат. conceptus - мысль, понятие) истолковывал универсалии как обобщения, основанные на сходстве предметов. В этом смысле он представлял собой нечто среднее между реализмом и номинализмом. Так, согласно Фоме Аквинскому, универсалии существуют до сотворённой природы в божественном разуме в качестве «мыслей» Бога и прообразов единичных вещей, они существуют также в единичных вещах как их реальное сходство или их тождественность прообразу, наконец, универсалии существуют после единичных вещей в уме познающего как результат абстрагирования сходных свойств в форме понятий.

Раздел 2. Мир и человек

Вопрос 13. Гностицизм

(гностика, гнозис или гносис) — так называется совокупность религиозно-философских (теософских) систем, которые появились в течение двух первых веков нашей эры и в которых основные факты и учение христианства, оторванные от их исторической почвы, разработаны в смысле языческой (как восточной, так и эллинской) мудрости.

 ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ – убежденность в принципиальной познаваемости мира.

Вопросы 5. Космоцентризм и поиск субстанции в античной философии

Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии.

Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.

Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.

 

 

Вернадский.

Как философское течение в России космизм объединяет не только философов, но и писателей, поэтов и художников. Термин “русский космизм” сложился в отечественной философии в 70-е гг. ХХ в. в основном в связи с интерпретацией идей Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского. В историко-философской литературе выделяются три разновидности русского космизма: религиозно-философский (Н. Ф. Федоров); естественно-научный (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский); поэтически художественный (В. Ф. Одоевский). Для большинства представителей этого течения характерно признание наличия смысла существования космоса и человека в нем, принятие идеи эволюционного развития связи человека и космоса. Важнейшей идеей русского космизма была идея об организации связи человека и космоса.

Черты космизма:

1. Размытость граней потустороннего и этого миров, где земное пространство переходит в космическое, а историческое время соседствует с вечностью.

2. Единство мира и взаимоотражение друг в друге разнородных явлений. «Всё во всём».

3. Пространственно разделённые предметы и явления могут ментально соседствовать.

4. Физическое и психическое состояние людей напрямую связано с состоянием и поведением небесных светил

Философия

Раздел 1. Философия и мировоззрение

Вопрос 1. Раскройте содержание и источники философского знания.

Структура философских знаний:

1. История философии

2. Онтология (учение о бытие)

3. Гносеология (учение о познание)

4. Натурфилософия (учение о природе)

5. Социальная философия (философия общества)

6. Аксиология (теория ценности)

7. Праксиология (учение о деятельности)

8. Логика

9. Философская антропология (развитие человека)

10. Этика (наука о морали)

11. Эстетика (наука о человеческих переживаниях/страсть)

12. Психология (наука о душе0)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.015 с.)