Вопрос 19. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 19. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.



В Философии Шопенгауэра обычно выделяют два характерных момента: это учение о воле и пессимизм.

Шопенгауэр одним из первых выразил сомнение по поводу правомерности постулатов, выдвинутых мыслителями эпохи Просвещения. Он впервые вводит в философскую терминологию понятие «пессимизма».

Согласно Шопенгауэру, сущность скрытого бытия явлений есть мировая воля. Он трактует мировую волю как «вещь в себе», лишенную множественности. В материи присутствует причинность, пространство и время. Активные идеи пронизывают, формируют пассивную материю, в результате чего образуются вещи. Каждая вещь является оформленной материей. Мир выступает как представление, образ, создаваемый сознанием субъекта. Субъект является носителем этого эмпирического мира и, следовательно, не существует объекта без субъекта.

Человек – высшая ступень объективации воли, где воля выступает как «воля к жизни». Единственная форма реальной жизни есть настоящее. Человеческая история есть жизнь в

настоящем. Всякая человеческая жизнь, по существу, есть страдание. Шопенгауэр находит, что существующий мир есть наихудший из миров.

Шопенгауэр выделяет три типа человеческого характера: эгоистический, злобный и сострадательный. Человеческая жизнь выступает в виде постоянной борьбы сил эгоизма и злобы с силами сострадания. Средством для предотвращения насилия и злобы является государство и право. Однако ни государство, ни право не способны уничтожить эгоизм и злобу. Они лишь смягчают насилие и предотвращают его вредные последствия. Отрицание воли к жизни, по Шопенгауэру, достигается посредством мистицизма (постижение мировой воли абстрактным путем), аскетизма (преднамеренное сокрушение воли через отказ от приятного и поиски неприятного), квиетизма (отказ от всех желаний).

Интеллектуальная свобода и моральная свобода недоступны для человека, т.к. все человеческие характеры являются врожденными, постоянными, неизменными, выражающими волю.

Отсутствие моральной свободы не освобождает человека от ответственности. Рассудок в процессе познания оперирует чувственными, наглядными образами, разум – понятиями. Тем не менее, деятельность разума всецело подчинена воле. Истинная культура – создание гениальных людей. Им противостоит невежественная злобная масса, всегда побеждающая в борьбе и создающая собственную культуру. «Философия жизни» - жизнь есть первичная активная реальность, целостный, органический иррациональный процесс непрерывного становления, развития, предшествующий разделению материи и духа, бытия и сознания.

Фридрих Ницше – действительный мир есть постоянная смена явлений, непрерывное изменение, вечное становление. Воля - созидающая основа жизни, которая стремиться к превосходству, к власти. Социальная жизнь есть жизнь биологическая. Общественная жизнь – это жизнь родовая, в основании которой находится воля к власти. Воля к власти – критерий любых социальных, духовных и моральных явлений. Одновременно она выступает критерием свободы в обществе. В обществе существуют «люди-творения», обладающие слабой и в то же время разрушающей волей и «люди-творцы», владеющие сильной, созидающей волей. Сильная воля есть признак того, что ее носители принадлежат к «высшему» типу человека, к расе «господ». Победа в этой борьбе, как правило, сопутствует слабейшим.

Ницше отрицает наличие прогресса в обществе. История представляет собой упадок.

Духовное состояние современной науки он оценивает как нигилизм. Причины возникновения нигилизма он находит в факте утраты доверия к жизни и ослабления воли к власти. Утрата доверия к жизни и ослабление воли к власти связаны с потерей основ истинной морали, ибо в современном обществе превалирует мораль «слабых», мораль сострадания, христианская мораль.

Для того, чтобы идти вперед, необходимо создание «традиции отрицания всех традиций», даже в искусстве и культуре. Создание «морали господ», девиз новой морали – «Горе слабому!»

Государство не есть результат «общественного договора», оно представляет собой организацию, создаваемую расой завоевателей и победителей, которая организована на новый лад и подчиняет себе численно превосходящие массы людей. Война играет огромную роль в деле создания новых традиций, в целом, и новой политики, в частности.

Глобальная цель, стоящая перед человечеством – создание сверхчеловека. Его отличительной особенностью является наличие могущественной воли к власти. Он антихрист, антинигилист, повелитель, творец, обладающий возможностями созидания и создающий истинные моральные и культурные ценности, с его появлением «умирают все боги».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.005 с.)