Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 10. Управление общественным развитием и проблема социального прогресса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Управление общественным развитием В основе социального управления лежит необходимость научиться выявлять "косвенные, более отдаленные общественные последствия нашей производственной деятельности" и, следовательно, получать "возможность подчинить нашему господству и регулированию также и эти последствия" (Ф.Энгельс). История развития управления при социализме полна противоречий. Переход от демократической структуры начала 20-х годов к жесткой, строго централизованной бюрократической системе 30-х гг. принес огромные издержки. Система управления, сложившаяся в годы Великой Отечественной войны и по своей сути имевшая исключительные цели, предусмотренные на определенный промежуток времени, впоследствии не была реорганизована. Тем самым она придала еще большую жесткость бюрократической машине, которая не соответствовала и не способствовала развитию социального управления. Непоследовательность, шарахание, консерватизм при совершенствовании управленческих структур в конце 50-60-х гг. серьезно замедлили реализацию возможностей общества, донельзя обострили экономическую и социальную ситуацию в стране. Кризис общества в начале 90-х гг. потребовал коренного обновления механизма управления в стране, вызвал необходимость учета не столько технико-экономических, сколько социальных аспектов. Это поставило перед социологией задачу обосновать основные направления, стиль и всю систему работы управленческих кадров. В 1960–1970-е гг. постепенно произошел отказ от косыгинской реформы (будучи руководителем правительства А. Косыгин предлагал ряд кардинальных мер по перестройке экономики, которые по сути приближали народнохозяйственный организм к рыночным отношениям. – Ж. Т.). В этот же период были проведены непродуманные эксперименты по решению отдельных проблем, например создание отдельного министерства машиностроения по удовлетворению нужд животноводства. Кризис общества в 1980-е гг. потребовал коренного обновления механизма управления в стране, необходимости учета не столько экономических, сколько социальных аспектов. Это поставило задачу обосновать принципиальные изменения в управлении, сформулировать новые основные направления, изменить стиль и всю совокупность работы управленческих кадров. В этот же период стати постепенно вызревать идеи о необходимости коренных изменений в управлении политическими и духовно-культурными процессами. Однако период перестройки отразил только лихорадочный поиск ответа на эти проблемы. Сначала это были меры по развитию тяжелого машиностроения, затем антиалкогольная кампания, принятый в спешке закон о кооперации, попытка ликвидировать монопольное положение КПСС без создания иной крепкой базы исполнительной власти в виде Советов народных депутатов. В результате был полностью расстроен механизм управления страной, что в немалой степени способствовало краху СССР. Не решенным остался вопрос об эффективном управлении и в условиях постсоветской России. В 1990-е гг. время ушло на безоговорочную, не всегда оправданную ликвидацию наследия советского прошлого по управлению экономикой и социальной жизнью, а также на внедрение "шоковой терапии", которая в виде свободы ценообразования, приватизации предприятий, ваучеризации и залоговых аукционов привела к тому, что Россия потеряла свой промышленный и сельскохозяйственный потенциал в значительно большем размере, чем это произошло за годы Великой Отечественной войны. Период 2000–2010-х гг. ознаменовался поисками стабилизации экономических и социальных процессов, совершенствования управления в виде вертикали власти, упорядочивания взаимоотношений между различными формами собственности, преодоления центробежных тенденций в политической сфере, далеко неоднозначными преобразованиями в сфере образования, науки и культуры. Проблема социального прогресса Общественный прогресс как тенденция исторического развития означает движение человечества вперед, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности. Общественный прогресс – это единство предыстории и истории человечества, его прошлого, настоящего и будущего. Идея социального прогресса достаточно «молода». В древности условия общественной жизни видоизменялись так медленно, что вполне естественным было мнение о том, что общество почти не меняется. А неудовлетворенность жизнью и неуверенность в завтрашнем дне заставляла людей идеализировать прошлое и с пессимизмом глядеть в будущее. История рисовалась как движение к худшим временам, как деградация, регресс. Греческий поэт и философ Гесиод сожалел о бывшем некогда «золотом веке». О возврате назад, «от пороков цивилизации» к «золотому веку» мечтал Ж.Ж.Руссо; к этому призывают и сегодня те, кого пугает угроза ядерной войны или экологической катастрофы. Понятие «социальный прогресс» вошло в научный оборот в Новое время как результат философского осмысления направленности общественного развития. Оптимистично настроенные буржуазные философы были уверены, что «золотой век» лежит не в прошлом, а в будущем и представляет собой «царство разума». Ранее всего прогресс был замечен в сфере научного познания (Ф.Бекон, Р. Декарт и др.), затем французские философы-просветители А.Тюрго, Ж.Кондорсе идею поступательного развития распространили и на сферу социальных явлений. В этот период сложились представления о беспредельном могуществе человеческого разума и способности общества к неограниченному движению вперед; поэтому данная концепция получила название «исторический прогрессизм». Одним из первых вопрос о закономерном и прогрессивном характере исторической эволюции, критериях социального прогресса и его этапах поставил Г.Гегель. В его объективно-идеалистической концепции критерием периодизации всемирной истории является прогресс в осознании свободы и в соответствии с этим выделяется три этапа исторического процесса: 1) «Восточный» (Китай, Индия, Египет и др.) – осознает себя свободным и реально свободен только один человек – правитель; остальные - его рабы. 2) «Античный» (Греция, Римская империя, Средневековая Европа) – осознает себя свободной и свободна лишь одна небольшая группа людей – элита, «верхушка» общества; остальные – зависят от нее и служат ей. 3) «Германский» - германские народы, усвоив плоды Реформации и Французской революции 1789 года, достигли всеобщей гражданской и политической свободы; то есть - все свободны и все осознают себя свободными. В марксистской концепции главным критерием прогресса являлся уровень развития производительных сил общества. В соответствии с этим критерием Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, которые рассматривались как основные вехи человеческой истории, как основная прогрессивная тенденция исторического процесса. Концепция стадий, разбившая социально-историческую эволюцию на доиндустриальную (традиционную, аграрную), индустриальную и постиндустриальную стадии развития, также усматривает критерий прогресса в сфере экономики (технико-экономические показатели общества). Сегодня большинство мыслителей при решении вопроса об общественном прогрессе предлагают использовать не один, а несколько параметров, по которым можно сопоставлять различные социальные образования. «Комплексный критерий» социального прогресса учитывает: - качество и количество материальных и духовных благ, их соответствие потребностям и интересам общества; - уровень развития производительных сил общества, их неконфликтное соотношение с производственными отношениями; - характер и содержание научно-технического прогресса, отсутствие его негативных последствий глобального характера; - качество функционирования политико-правовой системы общества, ее непротиворечивость с гражданским обществом и социальным статусом личности; - состояние демократизма и гуманизма в обществе, определение человека основной и конечной целью социокультурного развития; сохранение мира на планете и т.п. Вопрос 11. Роль информационных технологий в управлении современным обществом. Информационная технология (ИТ) - совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).В современном мире просто невозможно представить жизнь без информационных технологий, несмотря на то, что в самом недалеком прошлом человек и понятия не имел о них. В нашу жизнь они вошли прочно, применяются информационные технологии во всех сферах жизни человечества (в быту, на производстве, в малых, средних и крупных компаниях, а также в политических процессах). Современные информационные технологии, прежде всего интернет-технологии, несут в себе мощный управленческий потенциал, поэтому важнейшей частью становления современного общества в передовых странах стал опыт формирования на их базе «электронного правительства», а также используются во многих сферах управленческой деятельности: планированием ресурсов; организацией снабжения и сбыта; взаимодействием с клиентами; регулированием потребительского спроса и тд. Информационные технологии представляют весь накопленный опыт человечества в форматизированном виде, пригодном для прикладного использования. И в нём сконцентрированы научные знания и материалистический опыт для осуществления общественных процессов, при этом экономятся затраты труда, времени, энергии, вещественных средств. И с каждым днём с непомерной силой роль эта увеличивается. Это явление объясняется свойствами, которыми обладают информационные технологии.
Контрольные вопросы для проведения зачета
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.48 (0.008 с.) |