Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 10. Управление общественным развитием и проблема социального прогресса.

Поиск

Управление общественным развитием

В основе социального управления лежит необходимость научиться выявлять "косвенные, более отдаленные общественные последствия нашей производственной деятельности" и, следовательно, получать "возможность подчинить нашему господству и регулированию также и эти последствия" (Ф.Энгельс).

История развития управления при социализме полна противоречий. Переход от демократической структуры начала 20-х годов к жесткой, строго централизованной бюрократической системе 30-х гг. принес огромные издержки. Система управления, сложившаяся в годы Великой Отечественной войны и по своей сути имевшая исключительные цели, предусмотренные на определенный промежуток времени, впоследствии не была реорганизована. Тем самым она придала еще большую жесткость бюрократической машине, которая не соответствовала и не способствовала развитию социального управления.

Непоследовательность, шарахание, консерватизм при совершенствовании управленческих структур в конце 50-60-х гг. серьезно замедлили реализацию возможностей общества, донельзя обострили экономическую и социальную ситуацию в стране.

Кризис общества в начале 90-х гг. потребовал коренного обновления механизма управления в стране, вызвал необходимость учета не столько технико-экономических, сколько социальных аспектов. Это поставило перед социологией задачу обосновать основные направления, стиль и всю систему работы управленческих кадров.

В 1960–1970-е гг. постепенно произошел отказ от косыгинской реформы (будучи руководителем правительства А. Косыгин предлагал ряд кардинальных мер по перестройке экономики, которые по сути приближали народнохозяйственный организм к рыночным отношениям. – Ж. Т.). В этот же период были проведены непродуманные эксперименты по решению отдельных проблем, например создание отдельного министерства машиностроения по удовлетворению нужд животноводства.

Кризис общества в 1980-е гг. потребовал коренного обновления механизма управления в стране, необходимости учета не столько экономических, сколько социальных аспектов. Это поставило задачу обосновать принципиальные изменения в управлении, сформулировать новые основные направления, изменить стиль и всю совокупность работы управленческих кадров. В этот же период стати постепенно вызревать идеи о необходимости коренных изменений в управлении политическими и духовно-культурными процессами. Однако период перестройки отразил только лихорадочный поиск ответа на эти проблемы. Сначала это были меры по развитию тяжелого машиностроения, затем антиалкогольная кампания, принятый в спешке закон о кооперации, попытка ликвидировать монопольное положение КПСС без создания иной крепкой базы исполнительной власти в виде Советов народных депутатов. В результате был полностью расстроен механизм управления страной, что в немалой степени способствовало краху СССР.

Не решенным остался вопрос об эффективном управлении и в условиях постсоветской России. В 1990-е гг. время ушло на безоговорочную, не всегда оправданную ликвидацию наследия советского прошлого по управлению экономикой и социальной жизнью, а также на внедрение "шоковой терапии", которая в виде свободы ценообразования, приватизации предприятий, ваучеризации и залоговых аукционов привела к тому, что Россия потеряла свой промышленный и сельскохозяйственный потенциал в значительно большем размере, чем это произошло за годы Великой Отечественной войны.

Период 2000–2010-х гг. ознаменовался поисками стабилизации экономических и социальных процессов, совершенствования управления в виде вертикали власти, упорядочивания взаимоотношений между различными формами собственности, преодоления центробежных тенденций в политической сфере, далеко неоднозначными преобразованиями в сфере образования, науки и культуры.

Проблема социального прогресса

Общественный прогресс как тенденция исторического развития означает движение человечества вперед, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности. Общественный прогресс – это единство предыстории и истории человечества, его прошлого, настоящего и будущего.

Идея социального прогресса достаточно «молода». В древности условия общественной жизни видоизменялись так медленно, что вполне естественным было мнение о том, что общество почти не меняется. А неудовлетворенность жизнью и неуверенность в завтрашнем дне заставляла людей идеализировать прошлое и с пессимизмом глядеть в будущее. История рисовалась как движение к худшим временам, как деградация, регресс. Греческий поэт и философ Гесиод сожалел о бывшем некогда «золотом веке». О возврате назад, «от пороков цивилизации» к «золотому веку» мечтал Ж.Ж.Руссо; к этому призывают и сегодня те, кого пугает угроза ядерной войны или экологической катастрофы.

Понятие «социальный прогресс» вошло в научный оборот в Новое время как результат философского осмысления направленности общественного развития. Оптимистично настроенные буржуазные философы были уверены, что «золотой век» лежит не в прошлом, а в будущем и представляет собой «царство разума». Ранее всего прогресс был замечен в сфере научного познания (Ф.Бекон, Р. Декарт и др.), затем французские философы-просветители А.Тюрго, Ж.Кондорсе идею поступательного развития распространили и на сферу социальных явлений. В этот период сложились представления о беспредельном могуществе человеческого разума и способности общества к неограниченному движению вперед; поэтому данная концепция получила название «исторический прогрессизм».

Одним из первых вопрос о закономерном и прогрессивном характере исторической эволюции, критериях социального прогресса и его этапах поставил Г.Гегель. В его объективно-идеалистической концепции критерием периодизации всемирной истории является прогресс в осознании свободы и в соответствии с этим выделяется три этапа исторического процесса:

1) «Восточный» (Китай, Индия, Египет и др.) – осознает себя свободным и реально свободен только один человек – правитель; остальные - его рабы.

2) «Античный» (Греция, Римская империя, Средневековая Европа) – осознает себя свободной и свободна лишь одна небольшая группа людей – элита, «верхушка» общества; остальные – зависят от нее и служат ей.

3) «Германский» - германские народы, усвоив плоды Реформации и Французской революции 1789 года, достигли всеобщей гражданской и политической свободы; то есть - все свободны и все осознают себя свободными.

В марксистской концепции главным критерием прогресса являлся уровень развития производительных сил общества. В соответствии с этим критерием Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, которые рассматривались как основные вехи человеческой истории, как основная прогрессивная тенденция исторического процесса.

Концепция стадий, разбившая социально-историческую эволюцию на доиндустриальную (традиционную, аграрную), индустриальную и постиндустриальную стадии развития, также усматривает критерий прогресса в сфере экономики (технико-экономические показатели общества).

Сегодня большинство мыслителей при решении вопроса об общественном прогрессе предлагают использовать не один, а несколько параметров, по которым можно сопоставлять различные социальные образования.

«Комплексный критерий» социального прогресса учитывает:

- качество и количество материальных и духовных благ, их соответствие потребностям и интересам общества;

- уровень развития производительных сил общества, их неконфликтное соотношение с производственными отношениями;

- характер и содержание научно-технического прогресса, отсутствие его негативных последствий глобального характера;

- качество функционирования политико-правовой системы общества, ее непротиворечивость с гражданским обществом и социальным статусом личности;

- состояние демократизма и гуманизма в обществе, определение человека основной и конечной целью социокультурного развития;

сохранение мира на планете и т.п.

 Вопрос 11. Роль информационных технологий в управлении современным обществом.

Информационная технология (ИТ) - совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).В современном мире просто невозможно представить жизнь без информационных технологий, несмотря на то, что в самом недалеком прошлом человек и понятия не имел о них. В нашу жизнь они вошли прочно, применяются информационные технологии во всех сферах жизни человечества (в быту, на производстве, в малых, средних и крупных компаниях, а также в политических процессах).

Современные информационные технологии, прежде всего интернет-технологии, несут в себе мощный управленческий потенциал, поэтому важнейшей частью становления современного общества в передовых странах стал опыт формирования на их базе «электронного правительства», а также используются во многих сферах управленческой деятельности: планированием ресурсов; организацией снабжения и сбыта; взаимодействием с клиентами; регулированием потребительского спроса и тд. Информационные технологии представляют весь накопленный опыт человечества в форматизированном виде, пригодном для прикладного использования. И в нём сконцентрированы научные знания и материалистический опыт для осуществления общественных процессов, при этом экономятся затраты труда, времени, энергии, вещественных средств. И с каждым днём с непомерной силой роль эта увеличивается. Это явление объясняется свойствами, которыми обладают информационные технологии.

 

 

Контрольные вопросы для проведения зачета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.48 (0.008 с.)