Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические различия между юридическим позитивизмом и юснатурализмом.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В сущности, всем теориям естественного права этой эпохи в большей или меньшей степени свойствен индивидуализм, а само общество представлялось в виде совокупности автономных индивидов. Поэтому позитивное право предназначалось либо для подавления чрезмерного эгоизма людей, как например, у Гоббса, либо для расширения и обеспечения индивидуальной свободы, как, например, у Локка и других либералов. Но все естественно-правовые теории объединяются рядом общих черт. Во-первых, наличие норм естественного права отнюдь не отрицает необходимости и ценности норм позитивного права, источником которого является воля суверена, получившего право законодательствовать в результате общественного договора. Во-вторых, естественное право не столько рассматривается как критерий права позитивного (что актуализируется в периоды революций или же кардинальных реформ), сколько выступает в единстве с ним. В-третьих, нормы естественного права чаще всего отождествляются с основными принципами частного права, естественно рождающимися в отношениях между людьми как частными лицами. Так, Гроций относит к ним такие требования, "как воздержание от чужого имущества... возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания". Сходно звучат и гоббосовские естественные законы: соглашения должны соблюдаться, чужое право - уважаться, судья - быть беспристрастным и т.д. Локк в свою очередь провозглашает жизнь, свободу и имущество каждого его собственностью по естественному праву. В-четвертых, нормы естественного и позитивного права выступают как некие рационально-этические принципы, следовать которым есть веление правого разума. Окончательное разделение предметов этики и правоведения произошло с развитием юридического позитивизма. Теории естественного права и юридический позитивизм нередко противопоставляются как антиподы. Противопоставление юридического позитивизма и естественного права есть по сути противопоставление науки в позитивистском смысле этого слова, имеющей своим предметом верифицируемые факты социальной реальности и философии, рассуждающей о должном. Если рассматривать соотношение названных подходов к изучению права, то конфликт между ними представляется несколько надуманным, тем более что любая теория естественного права (в европейском варианте) предполагает наличие системы позитивного права. Классики юридического позитивизма И. Бентам и Дж. Остин в XIX в., Г. Харт и Г. Кельзен в XX в., несмотря на всю спорность их концепций, внесли огромный вклад в развитие науки о праве. Позитивисты XIX в. определили предмет правоведения и ограничили анализом юридических норм. Самое же главное, что существующее "практикуемое" право предстает как нечто вторичное, постоянно ощущающее свою ущербность и в связи с этим ищущее какое-то дополнительное и более авторитетное, чем оно само, обоснование. И Бентам, и Остин разделили право и мораль лишь на уровне теоретического анализа, что оправданно при изучении развитой и относительно стабильной системы законодательства, но совершенно не означает, что в реальной жизни право и мораль существуют обособленно. Позитивизм инструментален только в том случае, когда на уровне массового сознания право и мораль существуют в единстве, когда право в общественном сознании получает моральную легитимацию. Фуллер возражал. Такой подход, по его мнению, таит в себе огромную опасность, ибо в нем заложена возможность конфликта между правом и моралью, между юридической обязанностью и моральным долгом. Самое же главное, что он неверен по существу. Юридическая обязанность подчиняться не может быть выведена лишь из формальных признаков закона. Право должно нести некое моральное содержание, которое и придает ему авторитетность. Харт опубликовал "Концепцию права", Фуллер - "Моральность права". При очевидном различии подходов к праву Фуллера и Харта объединяет общий предмет исследования - развитая правовая система. При этом первый подчеркивает ее процессуальный характер, второй - нормативный. Оба подхода отнюдь не исключают друг друга, тем более что понимание морали у Фуллера столь юридизировано, что, собственно, можно было бы обойтись и без слова "мораль". Сегодня в правоведении ярко выражен процесс конвергенции юридического позитивизма и теорий естественного права. Сказанное проявляется и в эволюции взглядов Харта. В сущности он совершенно не отрицает того факта, что развитие права происходит под воздействием морали и что право в свою очередь оказывает влияние на развитие морали21. А в 1983 г., анализируя концепцию естественного права Дж. Финниса, Харт признал, что она "во многом комплементарна, а не враждебна юридическому позитивизму.
7. Позитивистский вариант учения о государстве и законах. В позитивистом варианте учения, достаточно определённо закреплена связь между правом, законом и государством. При этом в отличие от взглядов Г. Кельзена, который считал, что государство создаёт право, "своё" право, объективный правопорядок, а потом само ему подчиняется, в СССР государственная власть реально определяла права всех, но в интересах общества. Значимыми, являются работы, изданные видными правоведами М. И. Байтиным и О. Э. Лейстом. Например, известный учёный М. И. Байтин выделяет такие признаки права:
Главным признаком права автор признаёт только ту норму, которая возведена в закон и в силу этого получающая авторитет общеобязательного предписания. При этом государственная власть обязана быть легитимной. Более того, он не исключает и возможность примата права над законом, но в рамках развития процесса единения права и морали. Автор всесторонне рассматривает функционирование такой социальной нормы, как "правовая норма", соотнося её статус и роль с развитием общества, государства и человека. Он вводит в понятие "право" такой признак, как "общечеловеческий характер норм права". Он признаёт правовое государство в качестве исходного субъекта для признания нормы как закона. "Соединяет" право и мораль. Другими словами, автор рассматривает право в контексте как бы существующего общества и "наличествующего" в нём государства. Известный правовед О. Э. Лейст для выделения, по его мнению, сущностных признаков права использовал "прагматически-конвенционалистский" критерий. В соответствие с ним существенными признаками права следует считать "свойства, характерные для права любой страны и любой эпохи, те качества, без которых права не может быть, без которых оно не действует, не выполняет своей социальной роли" Другими словами, автор, если используемый им критерий перевести в разряд регулятива познавательно-оценочного действия, поступил так, как велит прагматизм: польза и согласие большинства – есть критерий истины. Но ведь в науке и реальной жизни человечество выработало и другие критерии оценки истинности и знаний, и норм, и правил и т.д. Следуя выбранному критерию, О. Э. Лейст выделил следующие сущностные признаки права: нормативность; официальное установление и охрана государством; системность; формальная определённость; правосудие; авторитетность последовательным сторонником некой самодостаточности права, порождённой волей законодателя и независимой от существующих общественных отношений, закономерностей их развития. Для этого необходимо, чтобы правовые нормы удовлетворяли трём условиям: а) соответствовали наличному состоянию общества; б) отражали перспективы его развития; в) были выражены в формах, доступных общественному сознанию. Ведь право – это часть бытия и сознания общества. Оно характеризуется спецификой развития общества и спецификой способов воздействия на социальную среду.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.6 (0.007 с.) |