Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идея свободы в практической философии И.КантаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Кант считал, что основа морали лежит в самом человеке. Как существо, одновременно принадлежащее двум мирам – миру природы и интеллигибельному миру, человек в своем поведении руководствуется идеей свободы. Идея свободы составляет, по Канту, основу человеческой нравственности, очерчивает границу человеческого в человеке. Свобода человека – это способность полагать собственную волю в качестве причины поступка (действия). Идея свободы реализуется в форме автономии, или самозаконодательства, которое является не только правом человека, но и его обязанностью. Нравственность как система принципов (правил) лежит в основе всех действий разумных существ так, как закон природы – в основе всех ее явлений. Практический разум – это разум законодательствующий, а значит, создающий принципы и правила морального поведения.
Взгляд Канта на человека как на двойственное существо, причастное двум различным мирам – явлений и «вещам в себе», приводит к этическому «расщеплению» человека и сферы его поведения: 1. В ближайшей и непосредственной по отношению к нему природной среде, организованной самим человеком. Это мир явлений. 2. В более отдаленной, опосредованной среде. Главным из всех устремлений человека является счастье. Быть счастливым – это необходимое желание каждого разумного существа, определяющее основание его способности желания. Индивидуальные желания делятся по Канту на: · эгоистические (учитывают только индивидуальные интересы); · и направленные на общее благо (учитывают интересы других). Правила, в соответствии с которыми я поступаю эгоистическим образом, т.е. учитывая только личный интерес, Кант называет «максимы». Все требования нравственности формулируются словом «должен». Именно такие законы, которые выражены через долженствование, называются императивами («императив» - от латинского – «повеление»). Императивы по Канту бывают: · «гипотетические» – их исполнение связывается с наличием определенных условий; · «категорический» – обязателен при всех условиях и, значит, имеет силу независимо от каких бы то ни было условий. Кантом были сформулированы три определения категорического императива: · Поступай только согласно такой максиме (своему желанию), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом (желание всех людей). · Поступай так, чтобы ты всегда относился к другим как цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. · Поступай так, как хочешь, чтобы другие поступали по отношению к тебе. Согласно Канту, идея свободы является не только теоретической, но и практической. Она движет поведением человека, задавая высшее ограничивающее условие его действий: поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. Это практическое правило, оно опирается на принцип человечества, в соответствии с которым всякое разумное существо есть цель сама по себе, т. е. высшая и конечная цель. Кантовская этика есть учение об истоках и границах человеческого начала в человеке. Началом человеческого является открывающаяся разуму идея свободы. В своем развертывании в виде системы принципов и норм морали идея свободы, говорит Кант, расширяется до идеи Бога. Моральное поведение человека, опирающегося на категорический императив и следующего доброй воле, есть практическое доказательство бытия Бога. Кант утверждает господство практического разума над теоретическим. Несомненное первенство по значению для человека должны занимать вопросы моральности поведения. Именно такие законы – императивы, которые выражены через долженствование лежат в основе поведения человека. Следование им обеспечивает устойчивость и благополучие всего общества и каждого конкретного человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.227.41 (0.005 с.) |