Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия “правосудное” и “рассудительность” в этике и политике Аристотеля.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учение Аристотеля о справедливости Исходя из суждений Аристотеля, справедливость - одна из необходимых человеческих добродетелей, благо, которому всегда нужно отдавать предпочтение. К добродетелям он относит всё, что вызывает у людей похвалу. Большая часть его рассуждений по этому поводу сводится к тому, что добродетели - продукт, результат формирования человека, его воспитания. В «Большой этике» философ делает акцент на том, что «ни одна добродетель внеразумной части души не возникает в нас от природы. Но, такой вывод совершенно не мешает ему через три десятка страниц утверждать противоположное: «Всякому человеку уже от природы присущи добродетели». В той же работе, намеренно выделяя социальный характер справедливости, Аристотель употребляет термин «гражданская справедливость». Она реализуется, показывает себя в отношениях между людьми. Так же говорит и о иной справедливости - заданной, установленной природой, т.е. о том, что есть «…справедливым от природы». Понять точно, в чем специфика этой, по сути врожденной, полученной человеком от природы, справедливости, из текстов работ философа не представляется возможным. Возможно предположить, что он подразумевает природную обусловленность бытия мира и человека в нем, способ выживания в живой и неживой природе. Древнегреческий мыслитель использует понятия, близкие по содержанию понятиям «справедливость» и «несправедливость». Это термины «правосудное» и «неправосудное». Первый определяет значение законопослушного субъекта. Его действия и поступки становятся заметными в русле закона. Это поведение «правое», правильное, такое, каким оно и должно быть в соответствии с требованиями закона, т.е. поведение справедливое. Субъект, который пренебрегает законом является «неправосудным», т.е. несправедливым. Тему о несправедливости, древнегреческий философ подчеркивает, что она означает «…присвоение «чужого» блага и отказ от «своего» зла». При этом правосудное не тождественно справедливости, а неправосудное не тождественно несправедливости. Они «различаются как часть по отношению к целому.». Справедливость - составной элемент, часть правосудного («законного»); несправедливость - тоже часть, составной элемент, но уже неправосудного («противозаконного»). Философа интересуют не столько правосудное и неправосудное в целом, сколько именно проявления этих феноменов - частная правосудность и частная неправосудность. Благодаря этим и другим, близких им по содержанию терминам, Аристотель пытается описать существующие в обществе способы, пути распределения между индивидами материальных и духовных благ, т.е. используемые на практике социумом виды и формы справедливости. Он делает акцент на двух видах частной правосудности. Вид первый - распределительный. Он занимает место там и тогда, место осуществления более или менее обоснованное (аргументированное) распределение благ между членами общества, в том числе с учетом их личного вклада в создание того, что распределяется. К несастью, распределительный вид справедливости всегда страдал, страдает и сейчас, множествами недоработок. Потенциально он содержит большое количество условий для злоупотреблений - властью, социальным статусом, информацией и др. И далее делает акцент на том, что каждый обязан получать вознаграждение «по достоинству». Но, само достоинство разные индивиды воспринимают по-разному. Его толкование значительно меняется с течением времени. Бывали случаи, когда достоинства теряют свое величие и значимость, а их место занимают поступки, заслуги, человеческие качества, считавшиеся еще совсем недавно рядовыми, обычными. Распределительная справедливость очень ярко проявляет себя там, где объективно присутствует необходимость деления между людьми благ, которых, в силу определённых причин, на всех нуждающихся, увы, не хватает (жильё, продукты питания, медицинская помощь и др.) Более удачными для обозначения таковой ситуации есть термин «дефицит». Здесь явно заметно, как объект справедливости опосредует отношения между людьми. Они (отношения) будут справедливыми в той мере, в какой каждая сторона получит полагающуюся ей долю благ, и никто не будет обижен. Практика из истории сформулировала три базовых принципа распределительной справедливости: всем поровну (каждому-то же самое), каждому - по заслугам, каждому - по потребностям. Исходя из того, от каких исторических условий и жизненных ситуаций на первый план выдвигается один из них, могут быть возможны варианты, когда все три принципа могут «работать» одновременно. В современном обществе преобладает второй принцип. Второй вид правосудности философ прозвал направительным правом. Это место бытия так называемой уравнивающей (уравнительной) справедливости. Уравнительная справедливость обладает местом, где при получении благ и наказаний заслуги и достоинства, личный вклад субъекта в суммарную деятельность социума во внимание не берётся. Социальным пространством её бытия есть рынок, здесь имеет значение не кто ты - учёный, священник или бандит, а какая сумма денег у тебя есть, и область наказания (наказание за преступление должно быть неотвратимым; перед законом все равны). Правда, и в рамках этой формы справедливости крайне трудно, наверное, невозможно полностью игнорировать субъективный фактор. Ведь эти же деньги можно заработать честно или же получить действиями, не соответствующими нормам права и морали. Даже суд при принятии решения по определённому делу, как правило, берёт во внимание личность подсудимого, его заслуги перед обществом. В любой ситуации, в зависимости от времени и обстоятельств, в жизни общества и человека преобладает та или иная форма справедливости. Имеет значение не это, а сам факт бытия этого феномена.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.4 (0.01 с.) |