Нормы шариата и понятие “фикх” в арабо-мусульманской культуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы шариата и понятие “фикх” в арабо-мусульманской культуре.



Шариат означает «путь», «следование». По утвердившемуся в исламской литературе мнению, шариат определяется как совокупность обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка.

Шариат (шариа) – это тщательно разработанный кодекс поведения, или канон, содержащий в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разрешения, предписания и запреты, призванные урегулировать отношение мусульманина к Богу, к обществу в целом и к человеку в частности. Шариат включает в себя мусульманское законоведение, иначе говоря, мусульманское право, основными источниками которого являются Коран и Сунна. Мусульманское право в отличие от других правовых систем не есть самостоятельная отрасль науки. Оно вплоть до мельчайших деталей – неотъемлемая часть религии ислама.

Илме шари’а – законоведение – разделяется на две части: акида и фикх. Акида (учение о вере) излагает правила и постановления об основных принципах религии. Лица, в совершенстве овладевшие этой наукой, приобретают право решать вопросы и недоразумения по религиозным делам мусульман.

Фикх означает познание, постижение. Это – исламская доктрина правил и норм жизнедеятельности и поведения мусульман (юриспруденция, мусульманское право в широком смысле). Илмуль фикх (мусульманское правоведение) включает в себя практическое учение о вере и постановления по быту мусульман. Изучение его необходимо казыям (судьям) для решения всех спорных вопросов. Фикх состоит из трех частей: ибадат, муамалят и укубат.

Ибадат – практическое учение о ритуале: об обрядах, молитвах, посте, паломничестве, празднествах, милостыне и др.

Муамалят (взаимоотношение, соприкосновение) рассматривает вопросы неправомерного поведения, т.е. преступления.

Укубат – наказания.

На раннем этапе развития ислама богословие и правоведение были объединены в рамках фикха и отчетливо в нем не различались. Лишь в X в. богословие отделилось от правоведения, однако и после этого богословие осталось тесно связанным с правовой доктриной, а право всегда оставалось религиозным и религиозно санкционированным.

Шариат един для всех мусульман. Различия в шариатских постановлениях возникли вследствие расхождения взглядов основателей и законоведов каждой отдельной религиозной школы на разные предметы практической части вероучения, а не из-за различия государственного устройства стран, а также не из-за разнообразия общественного положения мусульман и принадлежности к разным нациям.

Шариат един и неделим.

Шариат нельзя отождествлять с мусульманским правом. В действительности шариат шире – он охватывает жизнь и деятельность мусульманина от колыбели до могилы. В шариате освещаются как светские, так и религиозные проблемы. Шариат призван регулировать как поведение верующих и порядок жизни мусульманской семьи, так и защищать, отстаивать основные ценности ислама.

В исламе выделяются и подлежат защите следующие основные ценности: религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Указанные ценности выступают в качестве основных объектов охраны шариата. Второй ценностью ислама, подлежащей охране шариатом, является жизнь. В исламе жизнь воспринимается как Божий дар, как самое ценное из всего того, чем наделил Бог всякое живое существо. Дарование жизни и отнятие ее – исключительная привилегия Бога. Мусульманин никогда не должен забывать о том, что жизнь – Божий дар, и для мусульманина считается священной обязанностью жить насыщенной жизнью и всегда быть готовым вернуть ее назад – по первому требованию Бога.

В исламе самоубийство так же запрещено, как и незаконное лишение жизни другого человека. Провозглашается недозволенность самоубийства – «убивающий себя мечом или ядом или бросающийся вниз с горы будет мучим тем же самым вплоть до дня Воскресения».

Третьей ценностью является разум, т.е. способность человека понимать, логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания.

Разум – дар, которым наделен человек. В исламе разуму придается исключительное значение. Ведь отвечать за совершенные поступки может только лицо, находящееся в здравом уме. Инкриминировать лицу можно лишь деяние, которое он совершил в состоянии свободной воли. Отличие человека от иных существ заключается в том, что он наделен сознанием и свободой воли.

Ислам исходит из веры в Судный день и потустороннюю жизнь. О жизни после смерти говорят многие нормы Корана.

Смысл земной жизни мусульманина заключается в том, что он должен вести справедливый образ жизни, готовя себя к неземной жизни. Человек должен действовать, осознавая каждый свой поступок. С этой целью мусульманин должен не подвергать свой разум порче, беречь его от различных посягательств.

Шариат запрещает судьям судить двух противников, находясь в состоянии гнева. Преодоление гнева считается одним из лучших качеств. Силен и могуществен не тот, кто сбивает человека с ног (своим ударом). Действительно сильным является тот, кто способен сдержать себя в порыве гнева.

Среди факторов, пагубно воздействующих на разум, особо выделяются одурманивающие вещества, потребление которых в исламе запрещено.

Всякое одурманивающее вещество и средство, запрещенное исламом, называется хамр(запретное). К хамру в исламе отнесены наркотики и алкоголь. Объявляя потребление алкогольных напитков и наркотиков хамром, ислам установил общее правило, согласно которому потребление веществ, вызывающих зависимость и лишающих человека здравомыслия, запрещается.

Мусульмане не могут совершить еуду (омовение), акт очищения (тахарат), определяющего переход человека от обычного состояния к молитвенному и производимого перед молитвой, находясь под воздействием наркотика или алкоголя, а также пребывая в полубесчувственном состоянии, рассеянии ума. В силу этого в исламе всякое одурманивающее; средство запретно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.006 с.)