Территориальное общественное самоуправление жителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Территориальное общественное самоуправление жителей



Территориальное общественное самоуправление (далее также ТОС) является, пожалуй, самой распространенной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления. Право граждан ТОС закреплено в ст. 27 ФЗ от 6 октября 2003 г.

Под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

ТОС, входя в систему местного самоуправления, не является формой осуществления муниципальной власти. Участники ТОС не решают вопросы местного значения, а осуществляют собственные инициативы по этим вопросам. Кроме того, ТОС осуществляется не на всей территории муниципального образования, а лишь на ее части. ТОС не может осуществляться в масштабах муниципального района, а лишь на части поселения, городского округа, внутригородского муниципального образования в городах федерального значения.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавли­ваются представительным органом поселения по предложению насе­ления, проживающего на данной территории. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Для создания ТОС на определенной территории обязательны следующие условия:

1) границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории поселения;

2) на определенной территории не может быть более одного ТОС;

3) территория, на которой осуществляется ТОС, должна составлять единую территорию; не допускается осуществление ТОС на территориях, не граничащих между собой.

Законодательство выделяет два порядка регистрации ТОС: регистрация устава ТОС и государственная регистрация ТОС в качестве юридического лица. ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Регистрация Устава ТОС представляет собой действие уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляемое посредством внесения в реестр ТОС сведений об учреждении ТОС.

ТОС может являться юридическим лицом, если это предусматривает его устав. В этом случае ТОС подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». ФЗ от 6 октября 2003 г. не устанавливает конкретной организационно-правовой формы некоммерческой организации, в которой может учреждаться ТОС. ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» выделяет следующие формы некоммерческих организаций: общественные или религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы. Оптимальной организационно-правовой формой для ТОС является автономная некоммерческая организация.

ТОС осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся:

1) установление структуры органов ТОС;

2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов ТОС;

4) определение основных направлений деятельности ТОС;

5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС. Органы ТОС осуществляют следующие полномочия:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муници­пальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов. Обязательными вопросами, которые должны найти отражение в уставе ТОС, являются:

1) территория, на которой осуществляется ТОС;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления ТОС.

Дополнительные требования к уставу ТОС органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Федеральное законодательство устанавливает общие требования к организации и деятельности ТОС. Непосредственно же порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Публичные слушания

Публичные слушания являются новой формой участия населения в осуществлении местного самоуправления (ст. 28 ФЗ от 6 октября 2003 г.). Целью проведения публичных слушаний является обсужде­ние проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Публичные слушания проводятся с обязательным участием жителей муниципального образования. Проводятся они представительным органом муниципального образования либо главой муниципального образования.

Инициаторами проведения публичных слушаний являются: население, представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования. Кто из указанных субъектов и в каком случае инициирует проведение публичных слушаний, регламентируется уставом муниципального образования либо нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования — главой муниципального образования.

В обязательном порядке на публичные слушания выносятся:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования;

4) проекты правил землепользования и застройки;

5) проекты планировки и межевания территорий;

6) вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства и вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

7) вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

8) вопросы о преобразовании муниципального образования.

Также публичные слушания могут проводиться и по проектам иных муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы местного значения. Решение, принятое по результатам публичных слушаний, подлежит обязательному официальному опубликованию (обнародованию), а также обязательному рассмотрению и обсуждению представительным органом муниципального образования. Тем не менее это решение носит для местных органов власти рекомендательный характер.

Уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования определяется порядок организации и проведения публичных слушаний. Указанный порядок должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Опросы граждан

В науке конституционного и муниципального права выделяют так называемый консультативный референдум — референдум, итоги которого носят рекомендательный характер для органов власти. Опрос граждан как раз и является разновидностью консультативного референдума. От обязательного (властного) референдума его отличают два основных момента. Во-первых, решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Опрос же проводится для выявления мнения населения и лишь его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер. Во-вторых, в отличие от референдума население не может являться инициатором проведения опроса граждан.

Опрос граждан проводится в зависимости от вынесенных на него вопросов по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования (по вопросам мест­ного значения); органов государственной власти субъектов РФ (для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения).

Вне зависимости от субъекта инициирования проведения опроса решение о его назначении принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опросу граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образование участвующих в опросе.

В опросе граждан имеют право участвовать исключительно жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

При проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется за счет средств местного бюджета. Если же опрос проводится по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, то финансирование мероприятий, связанных с его подготовкой и проведением, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.013 с.)