Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации.



 

1. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления — органы местной (муниципальной) публичной власти, осуществляют свои властные полномочия в интересах населения муни­ципального образования, в целях реализации функций местного самоуправления, являющегося формой осуществления власти народа. Органы местного самоуправления для решения вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления, наделяются соответствующей компетенцией.

Компетенция органа местного самоуправления представляет собой установленную нормами муниципального права совокуп ность полномочий, необходимых для самостоятельного решения органом местного самоуправления вопросов, отнесенных к его ведению и обуслов ленных задачами и функциями местного самоуправления.

Компетенция органа местного самоуправления — сложная правовая категория, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей(полномочий).

Права и обязанности органов местного самоуправления тесно взаимосвязаны с предметами их ведения: если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях местной жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере муниципальных отношений.

Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления, закрепляет принципы правового регулирования и рeализации компетенции органов местного самоуправления:

1) перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Закон.

2)правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления относится к полномочиям федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации.

3)финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов При этом федеральные законы, законы субъектов не могут содер­жать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

4)по вопросам местного значения органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

5)решая вопросы местного значения, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут заключать договоры и соглашения. Например, в целях образования межмуниципальных объединений.

6) органы местного самоуправления вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлече­нии граждан к выполнению на добровольной основе социально значи­мых работ (например, дежурств). К социально значимым могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессио­нальной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться со­вершеннолетние трудоспособные жители в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

7) подчиненность органа или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу или долж­ностному лицу местного самоуправления другого муниципального об­разования не допускается.

2. Понятие и содержание предметов ведения местного самоуправления

 

Первым составным элементом компетенции являются предметы ведения.

Предметы ведения местного самоуправленияэто круг определяе мых Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований вопросов, обусловлен­ ных осуществлением местного самоуправления, его задачами и целями, ме­стом и ролью в осуществлении власти народа, решение по которым прини­ мается населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления самостоятельно.

Предметы ведения местного самоуправления определяет прежде всего Конституция РФ, устанавливая, что местное самоуправление обеспечивает решение населением вопросов местного значе­ния, называя при этом наиболее важные из них.

Конституция РФ дает также основание для вывода о том, что к пред­метам ведения местного самоуправления могут быть отнесены вопросы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, ко­торыми могут законом (федеральным законом, законом субъекта Феде­рации) наделяться органы местного самоуправления (ст. 132).

Кроме того, органы местного самоуправления могут решать и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Необходимо также учитывать, что закрепляемые указанным Зако­лом полномочия представительного органа, главы муниципального об­разования, главы местной администрации (ст. 43 и др.) позволяют отне­сти к предметам ведения местного самоуправления вопросы организации работы органов и должностных лиц местного самоуправления (представи­тельного органа, местной администрации и др.).

Указанные вопросы, относимые к ведению муниципальных образо­ваний, в своей совокупности составляют содержание предметов ведения местного са­моуправления.

Содержание предметов ведения местного самоуправления.

1. Основное содержание предметов ведения местного самоуправле­ния составляют вопросы местного значения: именно они прежде всего определяют области жизнедеятельности населения, в пределах которых реализуются полномочия местного самоуправления.

Вопросы местного значениявопросы непосредственного обеспечения жизнедея­ тельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон 2003 г. более конкретно, чем Феде­ральный закон 1995 г., определяет перечень вопросов местного значения, находящихся в ведении местного самоуправления.

Для муниципальных образований каждого вида определяется свой перечень вопросов местного значения:

а) для городских и сельских поселений;

б)       для муниципальных районов;

в) для городских округов.

В основном перечни вопросов местного значения указанных муни­ципальных образований совпадают, но имеются и различия, обуслов­ленные особенностью их правового статуса, размерами и составом зе­мель территории муниципального образования, типом населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, и другими факторами.

Итак, к вопросам местного значения относятся:

во-первых, вопро­сы формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и кон­троль за его исполнением; установления, изменения и отмены местных налогов и сборов; владения, пользования и распоряжения имуществом находящимся в муниципальной собственности. Решение этих вопросов определяет основы всей муниципальной деятельности;

во-вторых, в ведении муниципальных образований находятся во­просы, связанные с оказанием населению различного рода услуг, свя­занных с обеспечением жизнедеятельности населения.

К ним относятся:

1) вопросы жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транс­порта, связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания:

2) вопросы образования, культуры, здравоохранения, отдыха и спорта:

3)       вопросы организации благоустройства и озеленения территории,
содержания мест захоронения, охраны окружающей среды:

4)       вопросы охраны общественного порядка, гражданской обороны, обес­печения безопасности населения, опеки и попечительства:

5) вопросы формирования и содержания муниципальных архивов:

формирование архивных фондов поселений, а в городском округе, муниципальном районе — формирование и содержание муниципально­го архива(в районе — включая хранение архивных фондов поселений).

 

2. Вторя группа вопросов составляющих предметы ведения местного самоуправления. Вопро­ сы, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдель ных государственных полномочий. Наделение органов местного само­управления отдельными государственными полномочиями обусловлено рядом фактором.

Во-первых, государство определяет те вопросы, взаимодействие по которым крайне необходимо и полезно обществу в целом. Это также демократи­зирует процесс осуществления государственных функций, расширяет гражданские инициативы, усиливает общественный контроль.

Во-вторых, в силу наибольшей приближенности к населению орга­ны местного самоуправления могут осуществлять отдельные государст­венные полномочия с большей эффективностью, нежели государствен­ные органы.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными госу­ дарственными полномочиями:

1) в области регистрации актов гражданского состояния (регистра­ция актов гражданского состояния на территории муниципального об­разования);

2) в области социальной защиты населения (социальная поддержка ветеранов труда, социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, безнадзорных детей, социальная поддержка многодетных семей и т. д.);

3) в области сельского хозяйства (например, полномочиями по под­держке сельскохозяйственного производства в форме субсидий на жи­вотноводческую продукцию;

4) по образованию и организации деятельности административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (орга­ны местного самоуправления образуют эти комиссии, обеспечивают их деятельность).

Существует следующий порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

а) наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочия­ми субъектов Федерации — законами субъектов. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями другими нормативными правовыми актами не допускается;

б) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными
государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если
данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий;

Для осуществления государственных полномочий муниципальным образованиям необходимо финансирование. Такое финансирование выражается в форме субвенций.

Субвенции предоставля­ются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций субъек­та Федерации. Указанный фонд фор­мируется за счет:

субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление ор­ганами местного самоуправления отдельных государственных полномо­чий, переданных им федеральными законами;

других доходов бюджета субъекта Федерации.

 

Органы государственной власти осуществляют государственный контроль:

за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

за использованием предоставленных на эти цели материальных ре­сурсов и финансовых средств.

 

3. В ведении местного самоуправления могут находиться и иные во­ просы, которые могут принимать к своему рассмотрению и решению органы местного самоуправления. Речь идет о вопросах, которые отвечают следующим требованиям:

во-первых, не входят в законодательно установленный перечень во­просов местного значения и не относятся к отдельным государственным полномочиям;

во-вторых, не отнесены к ведению других муниципальных образова­ний, к компетенции их органов, а также не входят в компетенцию орга­нов государственной власти;

в-третьих, не исключены из компетенции органов местного само­управления федеральными законами и законами субъектов Федерации-

При этом органы местного само­управления вправе решать указанные вопросы только при наличии соб­ственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключени­ем субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).

4. Наконец, в круг предметов ведения местного самоуправления входят вопросы, связанные с формированием и организацией работы орга­нов и должностных лиц местного самоуправления.

Определяя полномочия органов и должностных лиц местного само­управления по изданию муниципальных правовых актов, глава муниципального образования (глава местной ад­министрации) издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации (ст. 43).

Кроме того, представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам организации своей деятельности; председатель представительного органа также издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представитель­ного органа. Таким образом, вопросы формирования и организации ор­ганов местного самоуправления также относятся к предметам ведения местного самоуправления в качестве самостоятельного элемента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.213.126 (0.023 с.)