Финансовая помощь местным бюджетам из бюджетов других уровней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая помощь местным бюджетам из бюджетов других уровней



В целях обеспечения относительно равномерного распределения бюджетных ресурсов законодательство предусматривает несколько видов финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней.

I. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений. Существует четыре способа выравнивания бюджетной обеспеченности поселений:

1). Выделение непосредственно бюджетам поселений дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений. Устанавливается только подушевой принцип распределения дотаций — исходя из численности жителей поселения в расчете на одного жителя. Общим условием получения помощи является соблюдение налогового и бюджетного законодательства. Дополнительные условия устанавливаются для тех муниципальных образований, для которых в двух из трех последних лет дотации превысили 50% собственных доходов;

2). Установление для бюджетов поселений дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов. Средством выравнивания может служить один налог — налог на доходы физических лиц. Дополнительный норматив рассчитывается как отношение объема дотации к прогнозируемому объему налога на доходы физических лиц, зачисляемого в бюджет субъекта РФ по территории соответствующего поселения;

3). Наделение органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений.

Субвенции как денежные средства, выделяемые на определенные цели, получаемые муниципальным районом, направляются в районный фонд финансовой поддержки поселений. Нормативы отчислений налога на доходы физических лиц утверждаются решением представительного органа муниципального района о бюджете района на очередной год.

Выделение бюджетам поселений дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений. Дотации выделяются при условии, что поселения не выходят за рамки установленного критерия. Критерий расчетной обеспеченности — соотношение налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом поселения, и налоговых доходов в среднем по поселениям данного района.

II.      Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). В составе бюджетов субъектов РФ создаются, региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). В основе распределения дотаций лежит:

1) уровень бюджетной обеспеченности. Правом получения помощи обладают те муниципальные районы, уровень обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Уровень бюджетной обеспеченности — это соотношение налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом муниципального района (городского округа), и аналогичного показателя в среднем по муниципальным районам (городским округам) данного субъекта РФ;

2) часть дотаций может предоставляться исходя из численности жителей муниципального района (городского округа) в расчете на одного жителя в соответствии с единой методикой. Такие дотации могут быть заменены дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц.

Закон предусматривает механизм изъятия доходов из бюджетов муниципальных районов (городских округов), обладающих высоким налоговым потенциалом, в региональный бюджет с целью их направления на дальнейшее финансовое выравнивание.

III.     Иные средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней. Для получения средств из фонда муниципального развития муниципальное образование должно обеспечить соблюдение двух условий: наличие инвестиционной программы развития общественной инфраструктуры и долевое участие муниципального образования за счет средств собственного бюджета в финансировании соответствующей программы. Термин «общественная инфраструктура» следует понимать как любые объекты и системы транспорта, связи, коммунального хозяйства, социальной сферы, обеспечивающие комплексное развитие соответствующего муниципального образования. Помощь может получить любой уровень муниципального образования. Порядок отбора инвестиционных программ и распределения средств между муниципальными образованиями должен регулироваться законом субъекта РФ.

Региональный фонд софинансирования социальных расходов является второй возможностью получения помощи местными бюджетами, предоставляемой на условиях долевого финансирования. Из этого фонда могут предоставляться субсидии местным бюджетам на оплату труда работникам бюджетных учреждений, предоставление субсидий малоимущим гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставление иных мер социальной поддержки.

Бюджетам муниципальных образований может быть предоставлена иная финансовая помощь из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Бюджетный кодекс ограничивает совокупный объем иных дотаций и субсидий из регионального бюджета местным бюджетам пределами 10% от общего объема финансовой помощи местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.

В фонд муниципального развития и фонд софинансирования со­циальных расходов могут зачисляться субсидии из федерального бюджета.

6. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований

На практике возникают ситуации неравной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, обусловленные различными объективными факторами (числом жителей, объемом расходов).

1. Одним из вариантов решения данной проблемы является выделение местным бюджетам дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений (для муниципальных поселений), районов (для муниципальных районов и городских округов). Данные региональные фонды образуются в составе бюджета субъекта РФ в обязательном по­рядке в целях выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий по решению вопросов местного значения.

Закон субъекта РФ о региональном бюджете на очередной финансовый год определяет как объем всего фонда, так и размер дотаций для каждого поселения.

Все городские и сельские поселения субъекта РФ имеют право на получение дотаций. Данным правом не обладают только те поселения, в которых расчетные налоговые доходы в отчетном году превысили установленный субъектом РФ уровень. Дотации из данного фонда выделяются исходя из численности жителей муниципального поселения.

В отличие от муниципальных поселений муниципальные районы (городские округа) обладают правом на получение дотаций из регионально­го фонда финансовой поддержки муниципальных районов только в том случае, если уровень их расчетной бюджетной обеспеченности не превышает уровень, служащий критерием выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов. Данный уровень устанав­ливается в соответствии с положениями Бюджетного кодекса (ст. 138).

Для определения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов должна использоваться единая методика, обеспечивающая сопоставимость налоговых доходов различных муниципальных районов и городских округов.

Вместе с дотациями, предоставленными исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности, могут выделяться дотации, отражающие отдельные условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) (например, социально-экономические, географические, климатические условия). При этом муниципальный район (городской округ) имеет право на предоставление части дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов по тем же основаниям и в том же порядке, что и муниципальные поселения.

2. На стадии проектирования или принятия бюджета субъекта РФ дотации из регионального фонда финансовой поддержки могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных поселений (муниципальных районов) от налогов и сборов различных уровней (федерального и регионального) Статьей 137 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен только один вид налоговых доходов, служащий выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований, — налог на доходы физических лиц.

Дополнительный норматив рассчитывается как отношение расчетного объема дотаций муниципальному образованию к прогнозируемому объему налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в консолидированный бюджет субъекта РФ по территории соответствующего муниципального образования.

Изменение дополнительных отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований в течение финансового года не допускается.

3. Органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов РФ по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств субъектов РФ. Законом субъекта РФ должен быть установлен порядок расчета субвенций бюджетам муниципальных районов из регионального фонда компенсаций на осуществление данных полномочий и порядок расчета органами местного самоуправления муниципальных районов размера дотаций поселениям.

Субвенции, получаемые бюджетом муниципального района на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств бюджетов субъектов РФ, направляются в районный фонд финансовой поддержки поселений. При этом нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц утверждаются решением представительного органа муниципального района на очередной финансовый год.

В том случае, если уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя в два и более раз превышал средний уровень по данному субъекту, законом субъекта РФ о бюджете могут быть предусмотрены перечисления субвенций из бюджета данного муниципального образования в соответствующий региональный фонд финансовой поддержки.

При невыполнении муниципальным образованием требований о перечислении субвенций может быть предусмотрена централизация части доходов от местных налогов и сборов и снижение для данного муниципального образования нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов до уровня, обеспечивающего поступление средств в региональный фонд финансовой поддержки в размере указанных субвенций.

4.       Возможно предоставление средств местным бюджетам в форме субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры из фонда муниципального развития.

Для получения указанных субсидий необходимо совпадение двух условий: наличие инвестиционной программы и долевое участие му­ниципального образования за счет средств местного бюджета в финансировании соответствующей программы развития общественной инфраструктуры.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает выделение данных субсидий не только отдельным муниципальным образованиям (муниципальным районам и поселениям), но и группам муниципальных образований.

5.       Еще одной формой финансовой помощи местным бюджетам является выделение субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов (предоставление на условиях долевого финансирования субсидий малоимущим гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг).

Порядок предоставления и использования данных субсидий определяется законом субъекта РФ.

Бюджетам муниципальных образований может предоставляться иная финансовая помощь из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта РФ, а также постановлениями Правительства РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.009 с.)