Источники муниципального права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники муниципального права.



Источники муниципального права характеризуются множественностью, которой присуща определенная иерархия. Это обусловлено, в частности, тем, что нормы муниципального права содержатся в правовых актах, принимаемых на различных уровнях публичной власти в государстве, обладающих разной юридической силой.
Характеризуя источники муниципального права, следует отметить усиливающуюся в последние годы роль такого вида источников, как общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации. Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления, определяя правовую основу местного самоуправления, начинает перечисление правовых актов, ее составляющих, с международных источников местного самоуправления.

Можно выделить три группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений.

К первой группе относятся нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне. Это прежде всего Конституция РФ - главный источник муниципального права. В ней содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления. Конституция РФ признает местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, необходимой формой осуществления народом своей власти (ст. 3,12). Она закрепляет принцип равной защиты всех форм собственности, включая и муниципальную (ст. 8). Согласно Конституции (ст. 72) установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Конституция определяет сферу деятельности местного самоуправления: самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью.

Она гарантирует судебную защиту местного самоуправления, запрещает ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральными законами, допускает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а также содержит иные положения, определяющие конституционные основы организации и осуществления местного самоуправления (ст. 130-133 и др.). На основе конституционных норм можно определить следующие параметры правового пространства местного самоуправления:

население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения;

экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежит населению муниципального образования;

система местного самоуправления включает институты непосредственной и представительной демократии, при этом система осуществления местного самоуправления через представителей не исчерпывается выборными органами, а включает в себя и иные органы (исполнительно-распорядительные, контрольные и т.д.);

местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций;

изменение границ таких территорий допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий;

органы местного самоуправления имеют самостоятельные полномочия по решению вопросов местного значения (управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и др.), а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;

местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту;

местному самоуправлению гарантируется компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

К источникам муниципального права относятся федеральные законы. Важнейший из них - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Он содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются не только полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления и перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований, но и основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Вместе с тем Федеральный закон 2003 г. внес существенные коррективы в сложившуюся организационно-территориальную структуру местного самоуправления, установив:

а) единообразную территориальную организацию местного самоуправления во всех субъектах Федерации (за исключением городов федерального значения);

б) дифференциацию предметов ведения, объектов муниципальной собственности муниципальных образований в зависимости от их вида и статуса;

в) перечень обязательных органов местного самоуправления, формируемых в каждом муниципальном образовании;

г) формы межмуниципального сотрудничества и т. д.

К источникам муниципального права относится Европейская хартия местного самоуправления, которая действует в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996 г. Хартия устанавливает важнейшие принципы организации местного самоуправления, а также гарантии прав местного самоуправления. Хартия была ратифицирована Россией в 1998 г. и в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ стала составной частью правовой системы Российской Федерации. Вместе с тем следует иметь в виду, что Конституция РФ и федеральные законы закрепляют более высокий, чем предусмотрено международными обязательствами России, уровень гарантий самостоятельности местного самоуправления. Это обстоятельство дало Конституционному Суду РФ основание признать отдельные нормы Устава (Основного закона) Курской области, которые по существу воспроизводили положения пп. 2 и 3 ст. 8 Европейской хартии местного самоуправления (в них шла речь о государственном контроле за деятельностью органов местного самоуправления), не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они создают возможность произвольного расширения пределов государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения.

Нормы муниципального права содержатся в федеральных законах от 2 марта 2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации", от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и др.

Кроме того, к источникам муниципального права относятся и другие федеральные акты, затрагивающие вопросы местного самоуправления. К ним относятся: Гражданский кодекс (содержит положения о муниципальной собственности и др.); Налоговый кодекс (содержит положения о местных налогах и др.); Бюджетный кодекс (содержит положения о бюджетном процессе в муниципальных образованиях и др.); Земельный кодекс (определяет полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений и др.), а также федеральные законы от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и др. Источниками муниципального права являются указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, содержащие муниципально-правовые нормы (например, Указ от 22 октября 1998 г. "О Конгрессе муниципальных образований Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков").

Вторую группу источников составляют нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др. Кроме того, в эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (президентов, губернаторов и др.), постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муниципального права.

В третью группу источников входят нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления: уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования; решения представительных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие нормативные правовые акты муниципальных образований (муниципальные правовые акты).

Источники муниципального права можно также классифицировать и по другим основаниям: по юридической силе (уровень юридической силы правового акта, являющегося источником муниципального права, зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства и других факторов); по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами, определяющие порядок принятия и изменения уставов муниципальных образований и т. д.); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования, и акты, которые принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т. д.) и др.

Необходимо иметь в виду, что официальное, формально-юридическое отношение к судебной практике остается пока прежним: формально она не признается источником российского права. Однако можно говорить о радикальном изменении отношения ученых и практиков к этому дискуссионному вопросу: прецедент и в целом судебная практика в качестве источника права получают все более широкое признание.

Особое место среди источников муниципального права занимают договоры, которые могут заключать между собой муниципальные образования, а также муниципальные образования и другие субъекты права.
Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расширил практику договорных отношений в системе местного самоуправления. Так, договоры и соглашения могут заключаться органами местного самоуправления в целях развития межмуниципального сотрудничества, а также международных и внешнеэкономических связей. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, могут заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий.

Муниципальное право в качестве своего источника признает также обычай. Это обусловлено прежде всего тем, что организация и деятельность местного самоуправления осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций, представляющих собой разновидность обычаев.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.01 с.)