Принципы местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы местного самоуправления



Базовый конституционный принцип местного самоуправления получает уточнение, развитие в ряде иных законодательно закрепленных принципиальных положений, определяющих своеобразие российского местного самоуправления.

1. Необходимость организации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. Базовая территориальная единица местного самоуправления — муниципальное образование. Муниципальные образования в силу этого принципа должны по общему правилу создаваться на всех населенных территориях всех субъектов РФ. Это, конечно, не означает, что любой населенный пункт должен становиться самостоятельным муниципальным образованием. Он может входить в состав муниципального образования, включающего два или более населенных пункта. Положения о необходимости организации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации территориально и организационно достроили самый близкий к гражданам этаж публичной власти — местное самоуправление жителей.

2. Самостоятельное определение муниципальными образованиями с воего статуса, структуры и статуса своих органов в соответствий с федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации в собственных уставах. Уставы муниципальных образований для своих образований играют ту же роль, что и Конституция РФ 1дя страны в целом, конституции, уставы субъектов РФ для соответствующих субъектов. Устав муниципального образования — своеобразная «конституция», которая комплексно определяет важнейшие принципы устройства и жизнедеятельности своего территориального коллектива. Не случайно в уставах многих муниципальных образований указывается, что данные уставы имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем иным муниципальным нормативным актам, прямое действие. Уставы муниципальных образований принимаются их представительными органами, а в случае образования нового муниципального образования могут приниматься населением на местном референдуме.

3. Недопустимость образования органов местного самоуправления, назначения должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. Названный принцип имеет в виду любые органы местного самоуправления и любых должностных лиц местного самоуправления, которые действуют в соответствии с уставами муниципальных образований.

Данный принцип есть то общее правило, которое имеет свои исключения. Так ст. 37 ФЗ от 6 октября 2003 г. предусматривает, что при проведении конкурса на замещение должности главы местной администрации по контракту одна треть членов конкурсной комиссии назначается региональным парламентом по представлению главы соответствующего субъекта РФ. Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления главы субъекта РФ в связи с нарушением условий контракта в части осуществления отдельных государственных полномочий.

Деятельность органов местного самоуправления может прекращаться решениями органов государственной власти. Представительный орган муниципального образования может быть распущен законом субъекта РФ. Глава субъекта РФ вправе своим правовым актом отрешить от должности главу муниципального образования, главу мест­ной администрации. Однако названные действия органов государ­ственной власти должны иметь в своей основе судебные решения, которыми установлено, что правовые акты, действия органов местного самоуправления противоречат действующему законодательству (ст. 73, 74 ФЗ от 6 октября 2003 г.).

4. Запрет осуществления местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. Это существенная гарантия самостоятельности мест. Запрет осуществления местного самоуправления государственными органами и должностными лицами означает невозможность осуществления последними функций и полномочий муниципальных образований, органов местного самоуправления, прав и полномочий иных субъектов местного самоуправления.

Однако указанный запрет имеет свои изъятия. ФЗ от 6 октября [ 2003 г. предусматривает ряд случаев, при которых органы государственной власти субъектов РФ вправе временно осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления (ст. 75). В любом случае органы государственной власти не вправе осуществлять полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов местного самоуправления, изменению границ территории муниципального образования, преобразованию муниципального образования.

5. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъяв ления граждан, муниципальными органами, должностными лицами в пределах их полномочий и невозможность прямой отмены норма тивных, индивидуальных решений муниципальных органов и долж ностных лиц государственными органами и должностными лицами. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г. предоставлял право вышестоящим Советам народных депутатов, в том числе и Советам краевого, областного и тому подобного уровня, отменять решения нижестоящих Советов, но только те, что не соответствуют законодательству. В настоящее время прямая отмена государственными органами муниципальных актов возможна только в одном случае. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами государственной власти РФ или субъекта РФ в части регулирования названными актами осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

6. Экономическая самостоятельность местного самоуправления. Глава 8 ФЗ от 6 октября 2003 г. детально раскрывает экономическую основу местного самоуправления. К этой группе норм примыкают правила о том, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется с одновременной передачей на места необходимых материальных и финансовых средств, что местному самоуправлению компенсируются дополнительные расходы, возникшие в результате решений органов государственной власти.

Однако на сегодня именно незавидное финансово-экономическое положение многих местных органов делает уязвимой их политическую, организационную независимость от государства. На практике расширяются расходные полномочия муниципальных образований и, наоборот, сокращаются их собственные доходные источники.

7. Судебная защита местного самоуправления. Законодательно установлено, что граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, муниципальных органов и должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений.

Рассмотренные принципиальные положения закрепляют действительную децентрализацию мест в общегосударственном масштабе, по крайней мере в плоскости конституционно-правового регулирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.004 с.)