Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. 1. Наука как сфера исследовательской деятельности.
1.1.1. Сущность, содержание и классификации наук.
Понятие «наука» имеет несколько основных значений: - во-первых, под наукой понимается система знаний о закономерностях развития какой-либо объективной реальности; - во-вторых, как сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира; - в-третьих, как результат научной деятельности в форме системы полученных научных знаний. Целью науки является получение знаний о субъективном и объективном мире, постижение объективной истины того или иного явления. Особый интерес представляют экономические науки, непосредственными целями которых является: описание, объяснение и представление социально-экономических процессов и явлений действительности. Экономическая наука - наука о хозяйстве, управлении хозяйством, отношениях между людьми, а также между людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продуктов, благ, услуг. Методологическую основу научной деятельности составляет совокупность признаков, функций и задач науки. В качестве основных признаков науки выступают следующие: · деятельность, направленная на получение новых, достоверных знаний; · совокупность объективных законов и закономерностей, а также обоснованных знаний о природе, Человеке, Обществе; · наличие специальных институтов, обеспечивающих функционирование и развитие научного знания; · разграничение отдельных областей научных знаний: математика, физика, биология, экономика и др. Задачами науки являются: · накопление, анализ. Обобщение и оценка факторов; · выявления законов движения природы, общества, мышления и познания; · систематизация вновь полученных знаний; · объяснения сущности и характера различных явлений и процессов; · прогнозирование событий, явлений, процессов; · установление путей и форм практического использования научных результатов. Основные функции научной деятельности сложились в ХХ столетии, когда наука превратилась в главную производительную силу общества. В связи с этим, выделяют прежде всего, производительную функцию науки. Не менее важно выделить мировоззренческую функцию науки. Которая была и остается основой формирования научных взглядов, процесса познания.
К мировоззренческой функции близка образовательная функция, главная задача которой состоит в приобщении людей к ценностям науки, культуры, искусства. Классификация наук. Логика распределения наук исходит из принципов развития движущейся материи от низших форм к высшим. В своей книге «Диалектика природы» Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи: механику, физику, химию, биологию и социальные науки. Классификация наук – это система распределения и взаимосвязи наук в зависимости от форм движения материи и отрасли знаний. В настоящее время классификация наук строится в зависимости от сферы, предмета и метода познания: · О природе – естественные науки · Об обществе – гуманитарные и социальные науки; · О мышлении и познании – логика, гносеология. Важно отметить, что в Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования (ВПО) и перечне магистровских программ выделены: естественные, гуманитарные, технические и сельскохозяйственные науки (см. рис. 1.2).
Рис. 1.2. Классификация наук (по Классификатору специальностей ВПО и магистровских программ).
Науки по методу познания подразделяют на: - эмпирические науки, которые более углубленно изучают знания, полученные в результате материальной практики или благодаря непосредственному контакту с действительностью. Главными методами эмпирических наук являются наблюдения, измерения и эксперименты. Наука, которая находится на эмпирическом уровне, занимается сбором факторов, их первоначальным обобщением и классификацией. Эмпирические познания предоставляют науке факты. При этом фиксируются устойчивые связи и закономерности окружающего мира; - теоретические науки, которые являются результатом обобщения эмпирических данных. На теоретическом уровне формулируются законы науки, которые дают возможность объяснения и предсказания эмпирических ситуаций, т.е. познания сущности явлений. Теоретические знания всегда опираются на эмпирическую действительность.
По отношению к практике – науки подразделяются на фундаментальные и прикладные. Цель фундаментальных наук – познание основных законов природы, общества и мышления, а прикладных – практическая реализация результатов деятельности отраслей фундаментальных наук.
Эволюционное развитие науки
Одно из основных свойств человека – это его умение проявлять интерес, стремиться к познанию процессов и событий, продметов и отношений, вещей и законов. Всю сферу тяги людей к новому обслуживает наука. Как специфическая область занятий – наука устремлена на раскрытие таинственного и загадочного. Задавая вопрос «что?», и получая ответ «это!», сотни людей определяют своё существование, интеллектуальное развитие. Наука поднимает завесы неизвестного и открывает двери к знаниям, выводя на путь познания. А этот путь – это дорога дальше и дальше – в бесконечность. Эволюция науки «сорока пяти поколений от Фалеса из Милета до Владимира Соловьева, этапы её развития, имена величайших ученых, доминанты их учений и взглядов приведены в таблице 1.2. Первые, важные предпосылки будущей науки появились и накапливались в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай), начиная с xxxv века до н.э. В этот период появляются первые признаки, связанные с организацией исследований. Возникают и консолидируются ученые сообщества, научно-исследовательские группы. Например, в Древнем Египте уже тогда существовало своеобразное научное учреждение – «дом жизни», где накапливались наиболее ценные научные достижения. Древнегреческая наука дала первые описания закономерностей развития природы и общества. Некоторые историки считают, что научное познание в целом берут своё начало в Древней Греции. Особое место занимает деятельность Фалеса Милетского. Он первым поставил вопрос о солнцевороте и осуществил предсказание Солнечного затмения. Греческая философия, особенно в начальный период её развития, отличалась стремлением понять сущность природы, космоса и мира в целом. Первые Греческие философы размышляли о происхождении мира, его строении, пытались постигнуть его начала и причины. Поэтому их и называли – «физиками», от греческого слова «фюсис» - природа. В древней Греции в практику мыслительной деятельности была введена система абстрактных понятий, появилась традиция поиска объективных законов мироздания. В этот период создавались первые теоретические познания в геометрии, механике, астрономии, медицине. В 385 г. до н.э. Платоном была основана Академия – философское сообщество, ставшее прототипом высших учебных заведений. Огромный вклад в развитие науки в эпоху Средневековья внесли известные учёные Арабского Востока и Средней Азии, которые сохранили и углубили древнегреческие научные традиции. Они обогатили науку в таких областях знания, как философия, математика, астрономия, физика, геология, история и др.
Хронология развития наук «трёх тысячелетий» (этапы, концепции, имена) Таблица 1.2
В Средневековой Европе появились первые университеты. Они были не только учебными, но и научными центрами. Старейшими университетами являются Болонский (1119 г.), Парижский (1150 г.), Оксфордский (1229 г.), Пражский (1348 г.), Падуанский (1222 г.), Венский (1365 г.), Гарвардский (1648 г.), Московский (1755 г.). Наука в современном понимании начала складываться в XYI-XYII вв. В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и наука начала превращается в самостоятельный фактор общественной жизни. Именно тогда наука берет на вооружение эксперимент, который сегодня является ведущим методом исследования. В этот период появляются первые исследовательские центры. В Риме (1603 г.) создаётся первая академия наук – Академия Деи Личеи. В Лондоне (1660 г.) основывается один из ведущих научных центров Европы – Лондонское королевское общество, которое с 1665 года издаёт «Философские записки» - один из старейших научных журналов мира. Оценка наиболее значимых научных результатов на страницах профессионального журнала становится нормой. Успехи науки этого периода способствовали тому, что она стала выступать как высшая общественная ценность. Произошла первая научная революция, которая привела к формированию механической теории построения мира. Значительные изменения в организации исследований (прежде всего химических и физических) происходят в середине XIX в. На смену ученым-одиночкам приходят научно-исследовательские лаборатории. Первые лаборатории были открыты при Лейпцигском, Геттингенском, Гайдельбердском университетах. В 1872 году в России была организована первая физическая лаборатория по инициативе А.Г. Столетова. Впоследствии многие лаборатории преобразуются в научно-исследовательские институты. Таким образом, создаются предпосылки для формирования научных школ. С возникновением университетских исследовательских лабораторий связано рождение современной науки, так как они проводили исследования, имеющие важное прикладное значение. Новая модель образования привела к появлению на рынке таких товаров, разработка которых предполагала доступ к научному знанию. С открытием электроники, в области физики, радиоактивности, а также с появлением теории относительности Эйнштейна, наступил кризис классической науки и крах механистического мировоззрения. Кризис разрешился новой революцией. В науке резко возрос объем коллективного туда, появилась прочная взаимосвязь с техникой [2, 34].
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.025 с.) |