Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сбор, накопление, обработка и хранение научной информацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одна из самых простых технологических процедур процесса исследования – это сбор исходных источников информации. Исполнителю для ее выполнения достаточно к определенному сроку сконцентрировать большую часть необходимых источников. Систематизация –это упорядочение и группировка всего собранногоматериала по содержанию и с учетом последовательности его использования при подготовке исследовательской работы. У систематизированного анализа две основные задачи: тщательная проверка полноты отбора источников и проверка соответствия их выходных данных поставленным целям. Наиболее полный и доступный информационный фонд сосредоточен, как известно в библиотечных каталогах. Каталог –систематизированный перечень источников,состоящих нахранении в информационном фонде и учтенных в соответствии с установленными правилами. В библиотеках чаще всего используются генеральные, архивные, алфавитные, тематические, хронологические, библиографические, предметные и специальные каталоги. Генеральный каталог –это перечень библиотечных источников,систематизированных в соответствии с неким основополагающим принципом или определённой областью научных знаний. Тематический каталог –это перечень библиотечных источников,систематизированных в тематическом порядке. В данном случае тематическую направленность содержания источника принимают за основу. Алфавитный каталог –перечень библиотечных источников,систематизированных в алфавитном порядке. Предметный каталог –перечень библиотечных источников,систематизированных в предметном, т.е. более дифференцированном по сравнению с тематическим каталогом порядке. При этом сведения о предметах, непосредственно не связанных между собой, систематизируются по алфавиту. Хронологический каталог –это перечень библиотечных источников, систематизированных в хронологическом порядке, отражающем время выхода в свет того или иного издания, чаще периодического. Дата (год) издания источника в данном случае принимается за основу. Архивный каталог –перечень архивных библиотечных источников,систематизированных в алфавитном (реже – хронологическом) порядке. Для отыскания требуемого источника по архивному каталогу требуется располагать либо сведениями о его названии и авторе, либо о времени выхода издания в свет. Библиографический каталог –перечень библиотечных источников,содержащих в себе библиографические (описательные) сведения о наиболее важных (наиболее часто используемых в работе) книжных и периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в библиотеке. Специальный каталог –это перечень библиотечных источников определенного типа. Например, специальный каталог может послужить каталогом статей, опубликованных в периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке, или каталог новых поступлений. Научно-справочный аппарат книги (от лат.аppаrаtus –приспособление) играет важную роль в процессе поиска, сбора, анализа и систематизации основных и вспомогательных источников информации. К нему принято относить различные дополнительные материалы в составе издания, информирующие читателей об особенностях его содержания, структуры, состава и функциональном предназначении источника. Элементы научно-справочного аппарата книги подразделяются на поисковые, пояснительные, информационные и вспомогательные. Чтобы помочь читателю составить предварительное мнение об источнике и его особенностях используют информационные элементы научно-справочного аппарата книги. Информационные элементы научно-справочного аппарата книги обычно располагаются на титульном листе и его обороте, а в ряде случаев – и в конце источника. К информационным элементам относятся: – сведения о названии источника; – сведения об авторе(авторах)источника; – сведения о функциональном назначении источника; – сведения об издателях; – краткая характеристика издания; – выходные данные издания. Пояснительные элементы научно-справочного аппарата книги дополняют и разъясняют авторский текст источника. К ним относятся: тезисы; конспект; резюме; аннотация. Тезисы (от греч. tеzоs –утверждение)являются наиболее совершенной формой творчески переработанных выписок. Это сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной, иногда и в опровергающей форме. Тезисы в зависимости от своего предназначения могут быть основными, простыми или сложными. Конспект (от лат. cоnspеctusобзор,описание)весьма сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя цитаты наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему. Резюме –краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная прежде всего на основе содержащихся в нем выводов. Аннотация –краткое изложение основного содержания исходногоисточника информации, дающее о нем обобщенное представление. Поиск научной информации по УДК. Для успешного проведениипоиска научной информации ее необходимо классифицировать. Наибольшее распространение в последнее время получила У ниверсальная Д есятичная К лассификация(УДК). УДК позволяет охватывать все отрасли знания, и производить неограниченное деление на подклассы. УДК состоит из основной и вспомогательных таблиц. Основная таблица содержит понятия и соответствующие им индексы, с помощью которых систематизируют человеческие знания. Первый ряд основной таблицы УДК имеет следующие классы: 0 – Общий отдел. Наука. Организация. Умственная деятельность. Знаки и символы. Документы и публикации; 1 – Философия; 2 – Религия; 3 – Экономика. Труд. Право; 4 – свободен с 1961г.; 5 – Математика. Естественные науки; 6 – Прикладные науки. Медицина. Техника; 7 – Искусство. Прикладное искусство. Фотография. Музыка; 8 – Языкознание. Филология. Художественная литература. Литературоведение; 9 – Краеведение. География. Биография. История. Каждый из классов разделен на десять более мелких подразделов и т.д. Для лучшей наглядности и удобства чтения всего индекса после каждых трех цифр, начиная слева, ставится точка (при чтении она не произносится, а отражается паузой). УДК имеет ряд значительных преимуществ: удобство шифрования, относительная быстрота поиска информации и т.д. Для ускорения отбора необходимой документации из общего объема и повышения эффективности труда научных работников используется служба научно-технической информации (НТИ). Информация при изучении источников по выбранной проблеме используется только та, которая имеет непосредственное отношение к данной области знаний и потому является наиболее ценной и полезной. При разработке обширной проблемы нужно уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, не надо забывать о его связи с проблемой в целом. Отбор и оценка фактического материала. Научное творчествопредполагает значительную часть работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов. Поэтому важно научиться отбирать не любые факты, а только научные. Понятие «научный факт» значительно шире и многограннее, чем понятие «факт», применяемое в обыденной жизни. Научные факты характеризуются особыми свойствами – новизной, объективностью, точностью и достоверностью. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, не известном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно должно быть научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали. Работа по накоплению научных фактов по избранной теме всегда многоаспектна. Здесь и глубокое изучение опубликованных материалов, ознакомление с архивами и ведомственными данными, получение различных консультаций, анализ и обобщение собственных научных результатов. Накопление такой предварительной информации – творческий процесс, требующий целеустремленности, энергии и настойчивости. Ученый похож на строителя сложного и оригинального сооружения. Он собирает нужные строительные материалы и складывает их в строгом и определенном порядке. Всю собранную первичную научную информацию следует регистрировать. Формы регистрации могут быть разными: – оформление новой информации на специальных бланках,анкетах,статистических карточках, образующих в результате тематическую картотеку; – записи различного характера,в том числе наблюдения,записанные в лабораторных журналах, выписки из протоколов и т.п.; – графики,рисунки,схемы и другие графические материалы; – фиксация научной информации методами фотографии; – научные отчеты; – расчеты,выполненные с помощью компьютерных программ; – выписки из анализируемых литературных источников,документов (авторефераты, диссертации, статьи, книги и др.). На начальной стадии организации научного исследования представляется необходимым выбрать наиболее приемлемую систему хранения первичной документации. Это поможет облегчить пользование собранными материалами и сберечь в дальнейшем много времени. Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.238 (0.007 с.) |