Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Методологические основы научных исследований.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
От авторов Мы живем в то время, когда экономика и управление существенно изменились. Для многих менеджеров встала дилемма «изменятся или погибнуть». Одним из основных изменений в мировой практике менеджмента стало противоречие между «лидерством в управлении» и «научном управлении» в бизнесе. Многие из нас обращали внимание на частую смену предпринимателей и топ-менеджеров. Причиной этого явления стали: темп, масштабность, сложность изменений, потребность в переменах, с одной стороны, и приверженность «старым добрым временам», уверенность в будущем и предсказуемость, с другой. К несчастью (или к счастью) формула «крутого лидерства», успешно работающая в прошлом, сегодня не приносит успеха. Нужно менять модели бизнеса и критерии успеха на основе научных исследований, обоснования назревших перемен, и методов их внедрения. В связи с этим, цель данного издания – в предоставлении возможности магистрантам получить необходимые знания, умения и навыки их использования в будущей конкретной деятельности. Достичь этого можно путем овладения методологическими основами научных исследований, методами научного познания явлений и процессов, а также методами анализа проблем, оценки исследуемых факторов, информационных ресурсов, подходами к организации теоретических и экспериментальных исследований. Неумение анализировать хозяйственную ситуацию, невозможность определения «узких мест» в экономической и управленческой деятельности предприятия и факторов, на нее влияющих, как правило, приводит к снижению эффективности работы, к принятию неправильных управленческих решений и в результате – к убыткам и банкротству. Подготовка магистрантов включает изучение ряда дисциплин по технологии, экономике, организации производственных процессов, выполнения практических и курсовых работ. Большую роль играет также разработка технико-производственных, технологических, управленческих, организационно-экономических проектов в выпускных квалификационных работах или магистерской диссертации. В связи с этим, в разделе 3 предложенного издания рассматриваются (предлагаются) методические рекомендации по выполнению магистерской диссертации (МД), которые включают основные требования к МД, рекомендации по структуре и содержанию МД, формированию целей и задач исследования. Организация выполнения МД, требования к ее оформлению, а также особенности защиты и оценки МД приведены в заключительных параграфах издания. Характеристика эволюционной и инновационной парадигмы методологии перемен. Таблица 1.1
Каждая наука имеет свою методологию. Так понятие методология правовых наук трактуется как совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно правовых явлений. С точки зрения философии методология – это базирующиеся на принципах материальное научное познание сущности общественных явлений, отражающее их диалектическое развитие. По поводу этой точки зрения следует заметить, что понятие методологии несколько уже понятия научного познания, т.к. последнее не ограничивается исследованием форм и методов познания, а исследует вопросы сущности, объекта и субъекта познания, критерии его искренности, границы познания. Различают следующие уровни методологии: 1. Всеобщая, которая носит универсальный характер по отношению ко всем наукам и содержит общенаучные методы познания; 2. Частная, которая используется для группы родственных наук и содержит частные методы познания; 3. Конкретных наук, в содержании которых включается как общенаучные, частные, так и специальные методы использования (прогнозирования, моделирования, эксперимент и др.). Под методологией научной деятельности следует понимать учение о логической и временной структуре научных исследований, а также системе принципов, правил, методов характеризующих научную деятельность и используемых для успешного решения поставленных задач. Процесс научной деятельности можно представить в виде структурной схемы, приведенной рис. 1.1.
Рис. 1.1. Структурная схема методологии научной деятельности.
Рис. 1.2. Классификация наук (по Классификатору специальностей ВПО и магистровских программ).
Науки по методу познания подразделяют на: - эмпирические науки, которые более углубленно изучают знания, полученные в результате материальной практики или благодаря непосредственному контакту с действительностью. Главными методами эмпирических наук являются наблюдения, измерения и эксперименты. Наука, которая находится на эмпирическом уровне, занимается сбором факторов, их первоначальным обобщением и классификацией. Эмпирические познания предоставляют науке факты. При этом фиксируются устойчивые связи и закономерности окружающего мира; - теоретические науки, которые являются результатом обобщения эмпирических данных. На теоретическом уровне формулируются законы науки, которые дают возможность объяснения и предсказания эмпирических ситуаций, т.е. познания сущности явлений. Теоретические знания всегда опираются на эмпирическую действительность. По отношению к практике – науки подразделяются на фундаментальные и прикладные. Цель фундаментальных наук – познание основных законов природы, общества и мышления, а прикладных – практическая реализация результатов деятельности отраслей фундаментальных наук.
Эволюционное развитие науки
Одно из основных свойств человека – это его умение проявлять интерес, стремиться к познанию процессов и событий, продметов и отношений, вещей и законов. Всю сферу тяги людей к новому обслуживает наука. Как специфическая область занятий – наука устремлена на раскрытие таинственного и загадочного. Задавая вопрос «что?», и получая ответ «это!», сотни людей определяют своё существование, интеллектуальное развитие. Наука поднимает завесы неизвестного и открывает двери к знаниям, выводя на путь познания. А этот путь – это дорога дальше и дальше – в бесконечность. Эволюция науки «сорока пяти поколений от Фалеса из Милета до Владимира Соловьева, этапы её развития, имена величайших ученых, доминанты их учений и взглядов приведены в таблице 1.2. Первые, важные предпосылки будущей науки появились и накапливались в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай), начиная с xxxv века до н.э. В этот период появляются первые признаки, связанные с организацией исследований. Возникают и консолидируются ученые сообщества, научно-исследовательские группы. Например, в Древнем Египте уже тогда существовало своеобразное научное учреждение – «дом жизни», где накапливались наиболее ценные научные достижения. Древнегреческая наука дала первые описания закономерностей развития природы и общества. Некоторые историки считают, что научное познание в целом берут своё начало в Древней Греции. Особое место занимает деятельность Фалеса Милетского. Он первым поставил вопрос о солнцевороте и осуществил предсказание Солнечного затмения. Греческая философия, особенно в начальный период её развития, отличалась стремлением понять сущность природы, космоса и мира в целом. Первые Греческие философы размышляли о происхождении мира, его строении, пытались постигнуть его начала и причины. Поэтому их и называли – «физиками», от греческого слова «фюсис» - природа. В древней Греции в практику мыслительной деятельности была введена система абстрактных понятий, появилась традиция поиска объективных законов мироздания. В этот период создавались первые теоретические познания в геометрии, механике, астрономии, медицине. В 385 г. до н.э. Платоном была основана Академия – философское сообщество, ставшее прототипом высших учебных заведений. Огромный вклад в развитие науки в эпоху Средневековья внесли известные учёные Арабского Востока и Средней Азии, которые сохранили и углубили древнегреческие научные традиции. Они обогатили науку в таких областях знания, как философия, математика, астрономия, физика, геология, история и др.
Хронология развития наук «трёх тысячелетий» (этапы, концепции, имена) Таблица 1.2
В Средневековой Европе появились первые университеты. Они были не только учебными, но и научными центрами. Старейшими университетами являются Болонский (1119 г.), Парижский (1150 г.), Оксфордский (1229 г.), Пражский (1348 г.), Падуанский (1222 г.), Венский (1365 г.), Гарвардский (1648 г.), Московский (1755 г.). Наука в современном понимании начала складываться в XYI-XYII вв. В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и наука начала превращается в самостоятельный фактор общественной жизни. Именно тогда наука берет на вооружение эксперимент, который сегодня является ведущим методом исследования. В этот период появляются первые исследовательские центры. В Риме (1603 г.) создаётся первая академия наук – Академия Деи Личеи. В Лондоне (1660 г.) основывается один из ведущих научных центров Европы – Лондонское королевское общество, которое с 1665 года издаёт «Философские записки» - один из старейших научных журналов мира. Оценка наиболее значимых научных результатов на страницах профессионального журнала становится нормой. Успехи науки этого периода способствовали тому, что она стала выступать как высшая общественная ценность. Произошла первая научная революция, которая привела к формированию механической теории построения мира. Значительные изменения в организации исследований (прежде всего химических и физических) происходят в середине XIX в. На смену ученым-одиночкам приходят научно-исследовательские лаборатории. Первые лаборатории были открыты при Лейпцигском, Геттингенском, Гайдельбердском университетах. В 1872 году в России была организована первая физическая лаборатория по инициативе А.Г. Столетова. Впоследствии многие лаборатории преобразуются в научно-исследовательские институты. Таким образом, создаются предпосылки для формирования научных школ. С возникновением университетских исследовательских лабораторий связано рождение современной науки, так как они проводили исследования, имеющие важное прикладное значение. Новая модель образования привела к появлению на рынке таких товаров, разработка которых предполагала доступ к научному знанию. С открытием электроники, в области физики, радиоактивности, а также с появлением теории относительности Эйнштейна, наступил кризис классической науки и крах механистического мировоззрения. Кризис разрешился новой революцией. В науке резко возрос объем коллективного туда, появилась прочная взаимосвязь с техникой [2, 34].
Рис. 1.3. Пирамида процесса изменений. Анализ, проведенный среди отечественных предприятий различных отраслей, показал серьезный парадокс. С одной стороны, руководители предприятий заявляли, что все чаще сталкиваются с необходимостью перемен и что способность к изменениям стала важнейшим фактором успеха, но, одновременно проявляется сопротивление изменам, неуверенность в их успехе. В результате наметился разрыв между потребностями в переменах, необходимости в научных исследованиях и готовностью их проводить. Таким образом топ-менеджерам предприятий следует учитывать, как факторы, побуждающие к переменам, так и возможное сопротивление. С этой целью на некоторых предприятиях используют анкету из анализа «силового поля» (рис. 1.4.). Рис. 1.4. Анкета анализа «силового поля».
По существу, социальное и экономическое развитие в будущем тысячелетии будет определятся двумя ключевыми факторами: готовностью и способностью к изменениям, к организации научных исследований и внедрения их результатов в практику. Чтобы усилению проводить исследования, следует ответить на четыре вопроса: 1. Нужны ли нам перемены и почему? 2. Исследования каких перемен нам нужны? 3. Готова ли наша фирма к переменам и их исследованию? 4. Каким образом фирма может осуществить эти перемены? Эти вопросы возникают независимо от стимулов и возможных выгод при реализации перемен, а также от наличия ресурсов и способностей сотрудников. Перемены нужны всегда и, следовательно, нужна постоянная готовность к конкретным действиям, которые создают основу для успешных перемен. Исследование и реализация изменений – это синтез науки и искусства, сложный и труднопредсказуемый процесс. Опыт показывает, что сегодня нет надежного, универсального механизма для выбора и успешного завершения перемен. На рис 1.5. показаны «семь нот» процесса инновационных изменений, представляющих собой основу для дирижирования своеобразным «фактором перемен».
Рис. 1.5. «Семь нот» процесса инновационных изменений.
Как видим, в процессе, хотя и просматривается определенная последовательность в соответствии с нотами, т.е. системой записи музыки, ряд действий может проводится одновременно. Следует заметить, что, действия с первой по третью используются для повышения готовности организации к переменам. Следующие три ноты относятся к развитию способностей проводить перемены. Седьмая нота связана с получением долговременного эффекта от реализации полученных результатов. Реальные изменения не произойдут, если не будет поддержки, конкретного участия различных ключевых структур и подсистем инновационного процесса. На рис. 1.6. приведена «ромашка» средств и механизмов реализации изменений.
Рис. 1.6. «Ромашка» средств и механизмов разработки и внедрения изменений на предприятии.
Прежде, чем начинать перемены, необходимо провести анализ сильных и слабых сторон предприятия его клиентов и конкурентов, факторов внешней и внутренней среды, оргструктуру управления и дать оценку проблем развития, потребностей в изменениях и возможных ограничений их внедрения. Такая «диагностика» дает более ясное понимание причин изменений, возможностей сканировать их разработку и внедрение и определить необходимое время и ресурсы. Эта информация, в свою очередь, дает возможность выработать концепцию изменений, определить стратегию их внедрения. Всесторонний анализ особенно важен, потому что у каждого предприятия есть своя специфика и план изменений должен ее учитывать. Заимствование процессами других предприятий может привести к негативным результатам. Важным моментом в процессе инновационных изменений является рассмотрение взаимосвязи между видом перемен (постепенные изменения или радикальные перемены), степенью ожидаемого сопротивления и основными параметрами стратегии внедрения (рис. 1.7.).
Рис. 1.7. Матрица «перемены (п) – участие (у) при выборе стратегии внедрения изменений».
При стабильной работе предприятия и необходимости незначительных изменений, или в условиях спада при поддержке персонала следует использовать стратегию эволюционных перемен (СЭ). Если следует провести существенные перемены при поддержке сотрудников целесообразно использовать стратегию рациональных перемен (СР). В условиях кризиса при организационном времени, когда перемены необходимы для выживания следует принимать антикризисную стратегию (ПР). Стратегия ПЭ – эволюционного развития принимается при «плохой форме» предприятия, которое нуждается в некоторых изменениях, несмотря на известные предлоги, чтобы ничего не менять (надо еще подумать, а есть ли у нас ресурсы, это сложно, не надо торопится и т.д.). Сегодня процесс перемен начинается с проведения научных исследований и завершается внедрением их результатов. Для того, чтобы справится с кризисными, сложными ситуации, с текущими и будущими, необходима организация непрерывного процесса мониторинга диагностики внешней и внутренней среды предприятия, исследования всех факторов и прогнозирования возможных решений.
Методы научного познания Процесс познания идет от подбора фактов, их изучения, систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые. Путь познания – это путь от живого созерцания к абстрактному мышлению. Вместе с тем, факты сами по себе это еще не наука. Они становятся частью научных знаний лишь в систематизированном, обобщенном виде. Факты можно систематизировать с помощью простейших абстракций – понятий (определений), являющихся важными структурными элементами науки. Наиболее распространенной формой обобщения и систематизации являются методы, которые позволяют познать существующие процессы и явления, проанализировать действия различных факторов и предложить рекомендации по практической деятельности. Путем широкого использования общенаучных методов при проведении теоретических и экспериментальных исследований осуществляется выработка новых знаний. Метод –это способ теоретического или экспериментального исследования какого-либо явления или процесса. Метод является инструментом решения главной задачи науки – открытия объективных законов действительности. Он определяет необходимость и место применения анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения теоретических и экспериментальных исследований. Это орудие мышления исследователя. Методология –это учение о структуре логической организации,методах и средствах деятельности (учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности). Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследования средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности исследовательских операций в процессе решения задачи. Наиболее важным в методологии является постановка проблемы, формирования предмета исследования, построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности. Основными общенаучными методами являются: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и конкретизация (рис. 1.3). Синтез (от греч. synthеsis –соединение) –это метод исследования,который позволяет соединять элементы (части) объекта, расчлененного в процессе анализа, устанавливать связи между элементами и познавать объекты исследования как единое целое. При изучении любого конкретного объекта исследования анализ и синтез используются одновременно, поскольку они взаимосвязаны. Анализ (от греч.аnаlysis –разложение) –это метод исследования,заключающийся в том, что предмет изучения мысленно или практически расчленяется на составные элементы (части объекта, или его признаки, свойства, отношения), при этом каждая из частей исследуется отдельно
Индукция (от лат. inductiоn –наведение) –это умозаключение отфактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию,когда обобщение относится к конечно-обозримой областифактов и сделанное заключение полностью рассматривает изучаемое явление, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечной или конечно-необозримой области фактов, а сделанное заключение позволяет составить лишь ориентировочное мнение об изучаемом объекте. Но это мнение может быть недостоверным. Дедукция (от лат. dеductiоn –выведение) –это вывод,сделанный поправилам логики, то есть переход от общего к частному. Дедукция – это форма научного познания, когда вывод делается на основе знаний о признаках всей совокупности. Аналогия (от греч.аnаlоgiа–соответствие,сходство) –это методнаучного познания, с помощью которого достигается знание об одних предметах или явлениях на основании их сходства с другими. Умозаключение по аналогии происходит в том случае, когда знание о каком-либо объекте переносится на другой менее изученный, но сходный с ним по существенным свойствам и качествам. Одним из основных источников научных гипотез являются именно такие умозаключения. Благодаря своей наглядности метод аналогий получил широкое распространение в науке и технике. Метод аналогий является основой другого метода научного познания – метода моделирования. Моделирование (от лат. mоdulus –мера,образец) –это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого объекта его специально созданным аналогом или моделью, по которым определяются или уточняются характеристики оригинала. При этом модель должна содержать все существенные черты реал
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.42.61 (0.017 с.) |