Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Методологические основы научных исследований.

Поиск

От авторов

Мы живем в то время, когда экономика и управление существенно изменились. Для многих менеджеров встала дилемма «изменятся или погибнуть». Одним из основных изменений в мировой практике менеджмента стало противоречие между «лидерством в управлении» и «научном управлении» в бизнесе. Многие из нас обращали внимание на частую смену предпринимателей и топ-менеджеров. Причиной этого явления стали: темп, масштабность, сложность изменений, потребность в переменах, с одной стороны, и приверженность «старым добрым временам», уверенность в будущем и предсказуемость, с другой.

К несчастью (или к счастью) формула «крутого лидерства», успешно работающая в прошлом, сегодня не приносит успеха. Нужно менять модели бизнеса и критерии успеха на основе научных исследований, обоснования назревших перемен, и методов их внедрения.

В связи с этим, цель данного издания – в предоставлении возможности магистрантам получить необходимые знания, умения и навыки их использования в будущей конкретной деятельности. Достичь этого можно путем овладения методологическими основами научных исследований, методами научного познания явлений и процессов, а также методами анализа проблем, оценки исследуемых факторов, информационных ресурсов, подходами к организации теоретических и экспериментальных исследований.

Неумение анализировать хозяйственную ситуацию, невозможность определения «узких мест» в экономической и управленческой деятельности предприятия и факторов, на нее влияющих, как правило, приводит к снижению эффективности работы, к принятию неправильных управленческих решений и в результате – к убыткам и банкротству.

Подготовка магистрантов включает изучение ряда дисциплин по технологии, экономике, организации производственных процессов, выполнения практических и курсовых работ. Большую роль играет также разработка технико-производственных, технологических, управленческих, организационно-экономических проектов в выпускных квалификационных работах или магистерской диссертации.

В связи с этим, в разделе 3 предложенного издания рассматриваются (предлагаются) методические рекомендации по выполнению магистерской диссертации (МД), которые включают основные требования к МД, рекомендации по структуре и содержанию МД, формированию целей и задач исследования. Организация выполнения МД, требования к ее оформлению, а также особенности защиты и оценки МД приведены в заключительных параграфах издания.

Характеристика эволюционной и инновационной парадигмы методологии перемен.

Таблица 1.1

Параметры Эволюционная парадигма Инновационная парадигма
Темп перемен Медленный, эволюционный Быстрый, инновационный
Характер перемен Постепенный, плавный Скачкообразный
Цель перемен Кратковременные результаты, развитие Кратко, средне и долговременные результаты. Инициация перемен
Ментальность изменений Избегать рисков и ошибок. Не спешить к изменениям Стремится к переменам, смело и решительно. Изменяться или отстать от конкурентов
Стиль управления Мягкий, стабильный Резкий, инициативный
Источник перемен Направленность перемен «сверху-вниз», поддержка цикличности, устаревание Инициация перемен не только сверху, но и на среднем, низшим уровне. Результаты НИР, экспериментов
Степень планирования Высокая: «Приготовится, приготовится, приготовиться, целься, целься, …, огонь!» Средняя: «Приготовится, целься, огонь!»
Объем перемен Одноразовые, по мере устаревания, износа. Постоянные, комплексные, опережающие
Главный подход (кредо) «Пока не сломалось – не чини», «Пока работает – не меняй» «Если еще не сломалось - сломай», «Появилось новое - меняй»

 

Каждая наука имеет свою методологию. Так понятие методология правовых наук трактуется как совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно правовых явлений.

С точки зрения философии методология – это базирующиеся на принципах материальное научное познание сущности общественных явлений, отражающее их диалектическое развитие. По поводу этой точки зрения следует заметить, что понятие методологии несколько уже понятия научного познания, т.к. последнее не ограничивается исследованием форм и методов познания, а исследует вопросы сущности, объекта и субъекта познания, критерии его искренности, границы познания.

Различают следующие уровни методологии:

1. Всеобщая, которая носит универсальный характер по отношению ко всем наукам и содержит общенаучные методы познания;

2. Частная, которая используется для группы родственных наук и содержит частные методы познания;

3. Конкретных наук, в содержании которых включается как общенаучные, частные, так и специальные методы использования (прогнозирования, моделирования, эксперимент и др.).

Под методологией научной деятельности следует понимать учение о логической и временной структуре научных исследований, а также системе принципов, правил, методов характеризующих научную деятельность и используемых для успешного решения поставленных задач.

Процесс научной деятельности можно представить в виде структурной схемы, приведенной рис. 1.1.

 

Рис. 1.1. Структурная схема методологии научной деятельности.

 

 

Рис. 1.2. Классификация наук (по Классификатору специальностей ВПО и магистровских программ).

 

Науки по методу познания подразделяют на:

- эмпирические науки, которые более углубленно изучают знания, полученные в результате материальной практики или благодаря непосредственному контакту с действительностью. Главными методами эмпирических наук являются наблюдения, измерения и эксперименты. Наука, которая находится на эмпирическом уровне, занимается сбором факторов, их первоначальным обобщением и классификацией. Эмпирические познания предоставляют науке факты. При этом фиксируются устойчивые связи и закономерности окружающего мира;

- теоретические науки, которые являются результатом обобщения эмпирических данных. На теоретическом уровне формулируются законы науки, которые дают возможность объяснения и предсказания эмпирических ситуаций, т.е. познания сущности явлений. Теоретические знания всегда опираются на эмпирическую действительность.

По отношению к практике – науки подразделяются на фундаментальные и прикладные. Цель фундаментальных наук – познание основных законов природы, общества и мышления, а прикладных – практическая реализация результатов деятельности отраслей фундаментальных наук.

 

 

Эволюционное развитие науки

 

Одно из основных свойств человека – это его умение проявлять интерес, стремиться к познанию процессов и событий, продметов и отношений, вещей и законов.

Всю сферу тяги людей к новому обслуживает наука. Как специфическая область занятий – наука устремлена на раскрытие таинственного и загадочного. Задавая вопрос «что?», и получая ответ «это!», сотни людей определяют своё существование, интеллектуальное развитие.

Наука поднимает завесы неизвестного и открывает двери к знаниям, выводя на путь познания. А этот путь – это дорога дальше и дальше – в бесконечность.

Эволюция науки «сорока пяти поколений от Фалеса из Милета до Владимира Соловьева, этапы её развития, имена величайших ученых, доминанты их учений и взглядов приведены в таблице 1.2.

Первые, важные предпосылки будущей науки появились и накапливались в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай), начиная с xxxv века до н.э. В этот период появляются первые признаки, связанные с организацией исследований. Возникают и консолидируются ученые сообщества, научно-исследовательские группы. Например, в Древнем Египте уже тогда существовало своеобразное научное учреждение – «дом жизни», где накапливались наиболее ценные научные достижения.

Древнегреческая наука дала первые описания закономерностей развития природы и общества. Некоторые историки считают, что научное познание в целом берут своё начало в Древней Греции. Особое место занимает деятельность Фалеса Милетского. Он первым поставил вопрос о солнцевороте и осуществил предсказание Солнечного затмения. Греческая философия, особенно в начальный период её развития, отличалась стремлением понять сущность природы, космоса и мира в целом. Первые Греческие философы размышляли о происхождении мира, его строении, пытались постигнуть его начала и причины. Поэтому их и называли – «физиками», от греческого слова «фюсис» - природа.

В древней Греции в практику мыслительной деятельности была введена система абстрактных понятий, появилась традиция поиска объективных законов мироздания. В этот период создавались первые теоретические познания в геометрии, механике, астрономии, медицине.

В 385 г. до н.э. Платоном была основана Академия – философское сообщество, ставшее прототипом высших учебных заведений.

Огромный вклад в развитие науки в эпоху Средневековья внесли известные учёные Арабского Востока и Средней Азии, которые сохранили и углубили древнегреческие научные традиции. Они обогатили науку в таких областях знания, как философия, математика, астрономия, физика, геология, история и др.

 

Хронология развития наук «трёх тысячелетий» (этапы, концепции, имена)

Таблица 1.2

Период времени Имена и годы жизни Доминанта учения
VII-VI век до н.э. Фалес из Милета (625-547 г. до н.э.) Книги: О солнцевороте», «О равноденствии». Первые рассуждения о природе, предсказания солнечных затмений.

VI век до н.э.

Хикон из Эфор (596-528 гг. до н.э.) «Познай самого себя» - фраза высеченная на Храме Аполлона.
Пифагор Самосский (580-500 гг. до н.э.) Основатель пифагоризма – учения о числе как основе всего существующего. Доказал «теорему Пифагора» прямоугольного треугольника.
Анаксимен из Милета (585-525 гг. до н.э.) «Начало всех сущих вещей – воздух». Учение о дыхании и воздухе – из них них все возникает и в них все разрешается.

VI-V век до н.э.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) Учения:
  • По природе люди близки друг другу, а по привычкам – далеки;
  • Знать нечто – хуже, чем любить;
  • «Золотое правило нравственности – не делай человеку того, чего не желаешь себе.
  • Написал книги: «Шицзин» («Книга песен»); «Луньюй» (Беседы и высказывания»).
Гераклит из Эфеса (535-475 гг. до н.э.) Учения:
  • Все течёт, все меняется;
  • Нельзя дважды войти в одну и ту же реку; в изменении покоится …;
  • Мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и прислушиваться к голосу природы.

V-IV век до н.э.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) Заговорили, чтобы я тебя увидел. Учения:
  • О самобытности;
  • О рассудительности;
  • О добродетели;
  • Править должны знающие;
  • Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.
Антисфен из Афин (444-366 гг. до н.э.) Самая необходимая наука – это «наука забывать ненужное». Государства погибают тогда, когда не могут отличить хороших людей от дурных. Сочинения: «Истина»; «О мнении и знании»; «О противоречии»; «О воспитании» и др.

IV век до н.э.

Платон (428-347 гг. до н.э.) Платоном (385 г. до н.э.) была основана Академия – философское сообщество, ставшее прообразом ВУЗов. Обогатил науку диалогового (или двустороннего) рассуждения диалектическим методом.
Аристотель (385-322 гг. до н.э.) Впервые ввёл понятия «развитие» как выражение процесса новообразования, преобразование строго в нечто новое. В недрах учения Аристотеля также зародилось понятие «категория» в смысле высказываться, утверждать что-либо о чем-либо в понимании бытия.
IV-III век до н.э. Пиррон (365-278 гг. до н.э.) «Пирронизм – искусство обсуждать все вопросы, всегда приходя к воздержанию от суждения» (Пьер Бейль). Пиррон заложил основы акаталепсии – учения об основании своего незнания.
III век до н.э. Архимед (287-212 гг. до н.э.) Древнегреческий учёный, математик, механик – изобрёл планетарий, «архимедов винт», «архимедову спираль» и др. Установил «архимедов закон» о теле, погружённом в жидкость. Архимед предвосхитил интегральное исчисление, применил методы нахождения площадей, поверхностей, объемов различных фигур.
III-II век до н.э. Корнеад (219-129 гг. до н.э.) Не все, что происходит, происходит от судьбы. Кое-что находится и в нашей власти. Всякая истина – это «убежденность с оттенком относительности, а если ещё более точно и строго, то «вероятность».

I век до н.э.

Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) В сочинении «О природе богов» написал: «То, что вы называете богами – это естественное, а не божественное».
Тит Лукреций (99-55 гг. до н.э.) «Из ничего ничто не возникает». Отрицает «создание мира», а утверждает «мир был всегда».
Стратон (64 г. до н.э. – 23 г. н. э.) Античный учёный, автор «Географии» в 17 томах и «Исторических записок».
I век н.э. Гай Плиний (старший) (23-79 гг). Римский учёный, написавший знаменитую «Естественную историю» в 37 книгах, охватывающую все представления о мире, науке (начиная с астрономии и физики и кончая человеческим обществом и его культурой).

II-III века

Нагарджуне (113-213 гг.) «В этом мире благополучие настоящего и стремление к лучшему будущему противоречат друг другу». Ему приписывают труды: · «Сухрил-лекха» («Письмо другу») – послание царю; · «Ратна-аване-раджа-парикатха» - («Строфы о драгоценностях»); · «Виграхе-вьевартани» - («Обсуждение разногласий»); · «Ишваре-картритва-ниракртир» - «Опровержение идеи творения мира богом-творцом».
Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (160-220 гг.) · Философы утверждают, что они ищут; стало быть, они еще не нашли. · Истина существовала изначально, а заблуждение явилось впоследствии. · Учение наше древнее всякого другого; а поэтому оно и истинно. Сочинения: «Апологетик», «Против язычников», «О воскресении плоти» и др.
III век Секст Эмпирик (200-250 гг.) Сочинения: «Против ученых»; «Против физиков»; «Против догматических философов»; «Против этиков». Скептический способ рассуждений Секст Эмпирик называл «ищущим», «недоумевающим», «удерживающим».

V век

Аврелий Августин (354-430 гг.) Говорил о тайне и чуде чисел «7» и «12» (число апостолов – 12 – это произведение числа 3 (Троицы) и 4 (число элементов материальных вещей). Сумма три и четыре равно семи (семь возрастов; семь добродетелей; семь грехов; семь планет; семь дней создания мира; семь нот григорианской музыки).
Ф. Бьондо Понятие «средние века» появилось.
XII век Ибн-Рушд (1126-1198 гг.) В книге «Опровержение опровержения» выдвинул формулу: «Что касается тех, кто помогает, что до существования мира была единая по числу, никогда не прекращающаяся возможность, то они должны согласится и с тем, что мир извечен.

XIII век

Виллард д’Оннекур (1170-1245 гг.) Французский архитектор т инженер в альбоме чертежей «Книга рисунков» в 1235 г. привел описание первого проекта вечного двигателя – perpetuummobile.
Роджер Бэкон (1214-1294 гг.) В книге «Умозрительная алхимия» дал определение алхимии, науки, в которой был сведущ и которую он сам исповедовал.
Франи Майронис (1243-1325 гг.) Ввел знаменитые «сорбонские диспуты» на богословском факультете Парижского университета
XIII-XIV век Уильям Оккаме (1281-1349 гг.) Первооткрыватель «закона достаточного основания»: «Ничто не должно приниматься без основания, если оно не известно или как самоочевидное, или по опыту». Сочинения: «Свод всей логики»; «О неделимых»; «Философия природы» и др.
XIV век Бертольд Шварц Открыл порох (1330 г.)

XV век

Иоганн Гуттенберг В немецком городе Майне пускает в ход первый печатный станок (1440 г.)
Христофор Колумб (1446-1506 гг.) Испанский первооткрыватель, совершая свое путешествие, неожиданно и случайно открыл Американский континент.

XV-XVI век

Помпонацци Пьетро (1462-1525 гг.) Трактат «О бессмертии души» (1516 г.)
Гертсен Герт (1469-1536 гг.) · Истина не умеет лгать. · В жизни надо быть бдительным. · Ничего не избегает, кроме позора.
Макиавелли Никколо ди Бернардо (1469-1527 гг.) · Цель оправдывает средства. · Свидетельство моей честности и верности – моя бедность. · Тот, кто желает сохранить власть, должен прибегнуть ко злу.

XVI век

Томас Мор (1478-1535 гг.) Выпустил золотую книгу «Утопия», столь же полезную, как и забавную о наилучшем устройстве государства.
Николай Коперник (1473-1543 гг.) Опубликовал в 1543 г. свой труд «Об обращениях небесных тел» (об основах гелиоцентрической системе мира).
Андреас Везалий (1514-1565 гг.) В своем труде «О строении человеческого тела» изложил начало современной анатомии (1543 г.).
Конрад Гесснер (1516-1565 гг.) Профессор медицины напечатал обширную «Историю животных» (1551 г.).

XVI-XVII век

Галилей Галилео (1564-1642 гг.) · Создал трубу-телескоп, которая состояла из двух линз: собирающей – объектива и рассеивающей – окуляра. · Сочинения: «Звездный вестник»; «О солнечных пятнах»; «Диалог о двух системах мира» и др. · «человеческая наука никогда не решит, конечна ли вселенная или бесконечная?»
Декарт Рене (1596-1650 гг.) · Дайте мне материю и движение, и я построю вам из этого вселенную. · Я мыслю, следовательно, я существую. · Сочинения: «Правила для руководства ума»; «Мировоззрение, или трактат о свете»; «Начала философии»; «Геометрия» и др.

XVII век

Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) Немецкий астроном установил три основных закона движения планет: («Тайна Вселенной» (1596 г.))
Уильям Гарвей (1578-1657 гг.) В своем фундаментальном труде «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628 г.). Он же заложил основы эмбриологии, выдвинув принцип «Все живое из яйца».
Рене Декарт (1596-1650 гг.) Французский ученый открыл «закон сохранения движения».
Исаак Ньютон (1643-172 гг.) В своей книге «Математические начала натуральной философии» сформулировал и обосновал «закон всемирного тяготения».
XVII-XVIII век Беркли Джордж (1685-1753 гг.) · Единственное преимущество, на которое я претендую – это то, что я всегда мыслил и судил самостоятельно. · Я больше, чем другие придерживаюсь реальности. · Существовать – значит быть воспринимаемым.
XVIII век Карл Линней (1707-1783 гг.) Шведский естествоиспытатель в своей книге «Система природы» создал первую классификацию животного и растительного мира и установил соотношение между классами, родами, видами и разновидностями.
XVIII-XIX век Лаплас Пьер-Симон (1749-1827 гг.) · То, что мы знаем, так ничтожно по сравнению с тем, чего не знаем. · Сочинения: «Изображения мировой системы»; «Небесная механика»; «Аналитическая теория вероятностей».

XIX век

Майкл Фарадей (1791-1867 гг.) Основоположник учения об электромагнитном поле, открыл электромагнитную индукцию.
Жан Батист Пьер Антуан Лемарк (1744-1829 гг.) В своем главном труде «Философия зоология» изложил целостную теорию эволюционного развития животного мира.
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900 гг.) · Природа не может покориться человеку, если сам человек рабски относятся к социальным фактам. · Я не только верю во все сверхъестественное, но собственно говоря, только в это и верю. · Сочинения: «Три силы»; «Критика отвлеченных начал»; «Теоретическая философия»; «Идолы и идеалы» и др.

 

В Средневековой Европе появились первые университеты. Они были не только учебными, но и научными центрами. Старейшими университетами являются Болонский (1119 г.), Парижский (1150 г.), Оксфордский (1229 г.), Пражский (1348 г.), Падуанский (1222 г.), Венский (1365 г.), Гарвардский (1648 г.), Московский (1755 г.).

Наука в современном понимании начала складываться в XYI-XYII вв. В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и наука начала превращается в самостоятельный фактор общественной жизни. Именно тогда наука берет на вооружение эксперимент, который сегодня является ведущим методом исследования.

В этот период появляются первые исследовательские центры. В Риме (1603 г.) создаётся первая академия наук – Академия Деи Личеи. В Лондоне (1660 г.) основывается один из ведущих научных центров Европы – Лондонское королевское общество, которое с 1665 года издаёт «Философские записки» - один из старейших научных журналов мира. Оценка наиболее значимых научных результатов на страницах профессионального журнала становится нормой.

Успехи науки этого периода способствовали тому, что она стала выступать как высшая общественная ценность. Произошла первая научная революция, которая привела к формированию механической теории построения мира.

Значительные изменения в организации исследований (прежде всего химических и физических) происходят в середине XIX в. На смену ученым-одиночкам приходят научно-исследовательские лаборатории. Первые лаборатории были открыты при Лейпцигском, Геттингенском, Гайдельбердском университетах. В 1872 году в России была организована первая физическая лаборатория по инициативе А.Г. Столетова. Впоследствии многие лаборатории преобразуются в научно-исследовательские институты. Таким образом, создаются предпосылки для формирования научных школ.

С возникновением университетских исследовательских лабораторий связано рождение современной науки, так как они проводили исследования, имеющие важное прикладное значение. Новая модель образования привела к появлению на рынке таких товаров, разработка которых предполагала доступ к научному знанию.

С открытием электроники, в области физики, радиоактивности, а также с появлением теории относительности Эйнштейна, наступил кризис классической науки и крах механистического мировоззрения. Кризис разрешился новой революцией. В науке резко возрос объем коллективного туда, появилась прочная взаимосвязь с техникой [2, 34].

 

Рис. 1.3. Пирамида процесса изменений.

Анализ, проведенный среди отечественных предприятий различных отраслей, показал серьезный парадокс. С одной стороны, руководители предприятий заявляли, что все чаще сталкиваются с необходимостью перемен и что способность к изменениям стала важнейшим фактором успеха, но, одновременно проявляется сопротивление изменам, неуверенность в их успехе. В результате наметился разрыв между потребностями в переменах, необходимости в научных исследованиях и готовностью их проводить.

Таким образом топ-менеджерам предприятий следует учитывать, как факторы, побуждающие к переменам, так и возможное сопротивление. С этой целью на некоторых предприятиях используют анкету из анализа «силового поля» (рис. 1.4.).

Рис. 1.4. Анкета анализа «силового поля».

 

По существу, социальное и экономическое развитие в будущем тысячелетии будет определятся двумя ключевыми факторами: готовностью и способностью к изменениям, к организации научных исследований и внедрения их результатов в практику. Чтобы усилению проводить исследования, следует ответить на четыре вопроса:

1. Нужны ли нам перемены и почему?

2. Исследования каких перемен нам нужны?

3. Готова ли наша фирма к переменам и их исследованию?

4. Каким образом фирма может осуществить эти перемены?

Эти вопросы возникают независимо от стимулов и возможных выгод при реализации перемен, а также от наличия ресурсов и способностей сотрудников. Перемены нужны всегда и, следовательно, нужна постоянная готовность к конкретным действиям, которые создают основу для успешных перемен.

Исследование и реализация изменений – это синтез науки и искусства, сложный и труднопредсказуемый процесс. Опыт показывает, что сегодня нет надежного, универсального механизма для выбора и успешного завершения перемен.

На рис 1.5. показаны «семь нот» процесса инновационных изменений, представляющих собой основу для дирижирования своеобразным «фактором перемен».

 


  • Тиражирование и мониторинг изменений
  • Разработка плана исследований и внедрение результатов
  • Определение источников инвестирования
  • Создание команды ученых и специалистов
  • Прогнозная оценка изменений
  • Видение ситуации и ценовая направленность исследований
  • Анализ состояния объекта и определение потребности в изменениях

Рис. 1.5. «Семь нот» процесса инновационных изменений.

 

Как видим, в процессе, хотя и просматривается определенная последовательность в соответствии с нотами, т.е. системой записи музыки, ряд действий может проводится одновременно. Следует заметить, что, действия с первой по третью используются для повышения готовности организации к переменам. Следующие три ноты относятся к развитию способностей проводить перемены. Седьмая нота связана с получением долговременного эффекта от реализации полученных результатов.

Реальные изменения не произойдут, если не будет поддержки, конкретного участия различных ключевых структур и подсистем инновационного процесса. На рис. 1.6. приведена «ромашка» средств и механизмов реализации изменений.

 

Рис. 1.6. «Ромашка» средств и механизмов разработки и внедрения изменений на предприятии.

 

Прежде, чем начинать перемены, необходимо провести анализ сильных и слабых сторон предприятия его клиентов и конкурентов, факторов внешней и внутренней среды, оргструктуру управления и дать оценку проблем развития, потребностей в изменениях и возможных ограничений их внедрения.

Такая «диагностика» дает более ясное понимание причин изменений, возможностей сканировать их разработку и внедрение и определить необходимое время и ресурсы. Эта информация, в свою очередь, дает возможность выработать концепцию изменений, определить стратегию их внедрения. Всесторонний анализ особенно важен, потому что у каждого предприятия есть своя специфика и план изменений должен ее учитывать. Заимствование процессами других предприятий может привести к негативным результатам.

Важным моментом в процессе инновационных изменений является рассмотрение взаимосвязи между видом перемен (постепенные изменения или радикальные перемены), степенью ожидаемого сопротивления и основными параметрами стратегии внедрения (рис. 1.7.).

 

Рис. 1.7. Матрица «перемены (п) – участие (у) при выборе стратегии внедрения изменений».

 

При стабильной работе предприятия и необходимости незначительных изменений, или в условиях спада при поддержке персонала следует использовать стратегию эволюционных перемен (СЭ).

 Если следует провести существенные перемены при поддержке сотрудников целесообразно использовать стратегию рациональных перемен (СР).

В условиях кризиса при организационном времени, когда перемены необходимы для выживания следует принимать антикризисную стратегию (ПР).

Стратегия ПЭ – эволюционного развития принимается при «плохой форме» предприятия, которое нуждается в некоторых изменениях, несмотря на известные предлоги, чтобы ничего не менять (надо еще подумать, а есть ли у нас ресурсы, это сложно, не надо торопится и т.д.).

Сегодня процесс перемен начинается с проведения научных исследований и завершается внедрением их результатов. Для того, чтобы справится с кризисными, сложными ситуации, с текущими и будущими, необходима организация непрерывного процесса мониторинга диагностики внешней и внутренней среды предприятия, исследования всех факторов и прогнозирования возможных решений.

 

                                                                                               

Методы научного познания

Процесс познания идет от подбора фактов, их изучения, систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые. Путь познания – это путь от живого созерцания к абстрактному мышлению.

Вместе с тем, факты сами по себе это еще не наука. Они становятся частью научных знаний лишь в систематизированном, обобщенном виде. Факты можно систематизировать с помощью простейших абстракций – понятий (определений), являющихся важными структурными элементами науки.

Наиболее распространенной формой обобщения и систематизации являются методы, которые позволяют познать существующие процессы и явления, проанализировать действия различных факторов и предложить рекомендации по практической деятельности.

Путем широкого использования общенаучных методов при проведении теоретических и экспериментальных исследований осуществляется выработка новых знаний.

Метод –это способ теоретического или экспериментального исследования какого-либо явления или процесса. Метод является инструментом решения главной задачи науки – открытия объективных законов действительности. Он определяет необходимость и место применения анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения теоретических и экспериментальных исследований. Это орудие мышления исследователя.

Методология –это учение о структуре логической организации,методах и средствах деятельности (учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности). Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследования средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности исследовательских операций в процессе решения задачи. Наиболее важным в методологии является постановка проблемы, формирования предмета исследования, построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности.

Основными общенаучными методами являются: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и конкретизация (рис. 1.3).

Синтез (от греч. synthеsis –соединение) –это метод исследования,который позволяет соединять элементы (части) объекта, расчлененного

в процессе анализа, устанавливать связи между элементами и познавать объекты исследования как единое целое.

      При изучении любого конкретного объекта исследования анализ и синтез используются одновременно, поскольку они взаимосвязаны.

Анализ (от греч.аnаlysis –разложение) –это метод исследования,заключающийся в том, что предмет изучения мысленно или практически расчленяется на составные элементы (части объекта, или его признаки, свойства, отношения), при этом каждая из частей исследуется отдельно


Методы научного познания
Анализ – предмет изучения расчленяется на части и каждая из них исследуется отдельно.
Синтез – части расчлененного объекта соединяются и объект познается как единое целое.
Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).
Дедукция – вывод по правилам логики; умозаключения, звенья которого связаны отношениями логики.
Аналогия – метод познания, когда знание о предметах достигается на основании их сходства с другими.
Полная индукция – обобщение относится к конечно-обозримой области факторов, и сделанное умозаключение исчерпывающе описывает изучаемое явление
Неполная индукция – обобщение относится к бесконечной области факторов, и сделанное умозаключение даст лишь ориентировочное мнение об изучаемом явлении.
Моделирование – метод познания, заключающийся в замене изучаемого объекта его аналогом (моделью), по которому проверяются характеристики оригинала.
Абстрактные (идеальные) модели
Предметные (материальные) модели
Мысленные
Логические
Воображаемые
Математические
Физические
Вещественные
Абстрагирование
Конкретизация
Объяснение
Наблюдение
Формализация
Эксперимент
Количественное
Качественное
Количественный
Качественный
Абстракция отождествления
Абстракция идеализации
Математическая абстракция
Рис 1.3 Методы научного познания

 

Индукция (от лат. inductiоn –наведение) –это умозаключение отфактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию,когда обобщение относится к конечно-обозримой областифактов и сделанное заключение полностью рассматривает изучаемое явление, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечной или конечно-необозримой области фактов, а сделанное заключение позволяет составить лишь ориентировочное мнение об изучаемом объекте. Но это мнение может быть недостоверным.

Дедукция (от лат. dеductiоn –выведение) –это вывод,сделанный поправилам логики, то есть переход от общего к частному. Дедукция – это форма научного познания, когда вывод делается на основе знаний о признаках всей совокупности.

Аналогия (от греч.аnаlоgiа–соответствие,сходство) –это методнаучного познания, с помощью которого достигается знание об одних предметах или явлениях на основании их сходства с другими.

Умозаключение по аналогии происходит в том случае, когда знание о каком-либо объекте переносится на другой менее изученный, но сходный с ним по существенным свойствам и качествам. Одним из основных источников научных гипотез являются именно такие умозаключения. Благодаря своей наглядности метод аналогий получил широкое распространение в науке и технике.

Метод аналогий является основой другого метода научного познания – метода моделирования.

Моделирование (от лат. mоdulus –мера,образец) –это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого объекта его специально созданным аналогом или моделью, по которым определяются или уточняются характеристики оригинала. При этом модель должна содержать все существенные черты реал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.42.61 (0.017 с.)