Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические основы организации теоретических исследованийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Теоретические исследования – это установление общих для какой-либо предметной научной области и специфических закономерностей, позволяющих объяснить ранее открытые факты, явления и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты. Теоретическое знание трансформирует результаты, полученные на стадии эмпирического познания, в более глубокие обобщения, вскрывая сущности явлений, закономерности возникновения, развития и изменения изучаемого объекта. Теоретические исследования включают в себя несколько характерных этапов: – анализ физической сущности процессов и явлений; – формулирование гипотезы исследования; – построение физической модели; – математическое исследование; – анализ и обобщение теоретических исследований; – формулирование выводов. Процесс теоретических исследований сопровождается непрерывными постановкой и решением разнообразных задач, связанных с выявлением противоречий в принятых теоретических моделях. Любая задача содержит исходные условия, определенные информационной системой, и требования, то есть цель, к которой нужно стремиться при ее решении. Исходные условия и требования задачи постоянно находятся в противоречии, и в процессе ее решения их приходится неоднократно сопоставлять и уточнять до тех пор, пока не будет получено решение задачи. Существуют различия между эмпирическим и теоретическим знанием. Эмпиризм – это направление в теории познания, признающее опыт, наблюдения в отличии от источников теоретических знаний. Теоретическое исследование начинается с поиска. Выясняется, какая концепция, теория или предметная область могут объединить и собрать воедино все наработанные эмпирические результаты или их большую часть. Нередко бывает, что часть результатов не ложится в единое русло и их приходится отбрасывать. Но подчас оказывается, что чего-то из необходимых эмпирических результатов недостает и эмпирическую часть исследования следует продолжить. При проведении любого теоретического исследования преследуется несколько целей: – обобщение результатов всех предшествующих исследований инахождение общих закономерностей путем обработки и интерпретации этих результатов и опытных данных;
– изучение объекта,недоступного непосредственному исследованию; – распространение результатов предшествующих исследований наряд подобных объектов без повторения всего объема исследований; – повышение надежности объекта экспериментального исследования. Когда предметная область определена исследователем, начинается процесс построения логической структуры теории, концепции и т.п. Процесс построения логической структуры состоит из двух этапов. Первый этап – этап индукции – восхождение от конкретного к абстрактному. Исследователь должен определить центральное системо-образующее звено своей теории: концепцию, систему аксиом или аксиоматических требований, или единый методологический подход и т.д. Причем исследователю в процессе обобщения эмпирических результатов приходится, с одной стороны, постоянно обращаться к своей предметной области в аспекте требований полноты теории (образовавшиеся «пустоты» в предметной области). В дальнейшем их надо заполнять, в том числе путем дополнительной опытно-экспериментальной работы либо заимствования результатов у других авторов (естественно, со ссылками). С другой стороны, постоянно соотносить получаемые обобщения и предметную область с совокупностью получаемых теоретических результатов в аспекте требования полноты, а также непротиворечивости строящейся концепции, теории. Исследователь на этапе индукции детально инвентаризирует все имеющиеся у него результаты, все, что может представлять интерес. И начинает группировать их по определенным основаниям классификаций в первичные обобщения, затем в обобщения второго порядка и так далее. Происходит индуктивный процесс – абстрагирование – восхождение от конкретного к абстрактному – пока все результаты не сведутся в авторскую концепцию – короткую (5–7 строк), но ёмкую формулировку, отражающую в самом общем сжатом виде всю суть теоретической работы и совокупность результатов. Следующий этап время дедуктивного процесса, то есть конкретизации – восхождения от абстрактного к конкретному. На этом этапе формулировка концепции развивается в совокупности факторов, условий, принципов, моделей, механизмов, требований и т.д. Иногда, если проблема исследования расчленяется на несколько относительно независимых аспектов, концепция развивается в несколько концептуальных положений – а те уже далее развиваются в совокупности принципов и т.п. Принципы также могут развиваться в классы моделей, типы задач и т.д. Так выстраивается логическая структура научной теоретической работы. Процесс логической структуры представлен на схеме 4.1 [1].
Только правильно и обоснованно выбранная методика гарантирует надежность полученных при выполнении исследований результатов. Поэтому важным этапом НИР является разработка методики исследования. Методика должна предусматривать теоретические и экспериментальные исследования. Одним из наиболее распространенных методов исследования является вероятностно-статистический метод. При использовании этих методов применяется математический аппарат. Вероятностный процесс – это процесс изменения во времени характеристик или состояния некоторой системы под влияние случайных факторов [3]. Методы системного анализа. Системный анализ–это совокупность методов и приемов для изучения сложных объектов – систем, которые представляют собой сложную совокупность взаимодействующих между собой элементов. Суть системного анализа заключается в выявлении связей между элементами системы и установлении их влияния на поведение системы в целом [35]. Системный анализ обычно складывается из трех этапов: 1. Постановка задачи. Определяют цели, задачи исследования и критерии для изучения процесса. Это очень важный этап. Неправильная или неполная постановка целей может свести на нет всю последующую работу. 2. Определение границ системы и определение ее структуры. Все объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели, разбивают на два класса: собственно систему и внешнюю среду. Различают замкнутые и разомкнутые системы. Затем выделяют структурные части системы и устанавливают взаимодействие между ними и внешней средой. 3. Составление модели системы. Сначала определяют параметры элементов и затем используют тот или иной метод анализа (линейное программирование, теория множеств и др.).
Теория проходит в своем развитии путь от количественного измерения параметров объекта и качественного объяснения происходящих процессов до их формализации в виде методик, правил или математических уравнений. В основе создания любой модели лежат допущения, принимающиеся с целью отсева незначительных факторов, которыми можно пренебречь без существенного искажения условий задачи. При этом исследователь должен четко представлять соответствие принятой модели реальному объекту, поскольку необоснованное принятие допущений может привести к грубейшим ошибкам при проведении исследований. Но учет большого числа факторов, действующих на объект, может привести к сложным аналитическим зависимостям, которые не поддаются анализу [3].
Рис 2.5 Построение логической структуры теоретического исследования Обычно теоретические исследования выполняют методом моделирования, т.е. изучения явления с помощью модели. Модель – искусственная система, отображающая основные свойства изучаемого объекта, то есть оригинала.
При изучении сложных процессов целесообразно применять метод моделирование. При построении модели изучаемый объект и его свойства обычно упрощают. Однако надо иметь в виду, что чем ближе модель к оригиналу, тем ближе полученные при теоретическом исследовании результаты к действительным. Модели могут быть физическими, математическими и натуральными. Физические модели позволяют наглядно представить протекающиепроцессы в натуре и исследовать влияние отдельных параметров на их свойства. Математические модели позволяют количественно использовать явления, трудно поддающиеся изучению на физических моделях. Натуральные модели представляют собой масштабно-измененные объекты, они позволяют наиболее полно исследовать процессы, протекающие в натуральных условиях. Модель должна отображать существенные явления процесса и быть оптимальной. Излишняя детализация усложняет модель и затрудняет теоретические исследования, делая их более громоздкими. Но в то же время слишком упрощенная модель не обеспечивает требуемую адекватность и точность. Изучить и проанализировать явление (процесс) более полно можно лишь при условии, что его модель представлена описаниями физической сущности и имеет математический вид. Теоретические исследования при изучении моделей значительно ускоряет компьютер. Применение компьютера для моделирования оказывается полезным, если аналитическими методами невозможно установить количественную связь между входящими и выходящими параметрами, а получение эмпирической зависимости сопряжено с большими затратами. Процесс моделирования на компьютере содержит пять этапов: 1) выделение основных факторов и характеристик процессов и описание взаимосвязи между ними с помощью математических уравнений; 2) преобразование математического описания к виду, удобному для ввода в компьютер; 3) составление программы для компьютера; 4) анализ полученных результатов; 5) сопоставление этих результатов с опытными. Моделирование можно осуществлять с помощью компьютерных программ [2].
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.207.143 (0.01 с.) |