Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2 Организация процесса научных исследований

Поиск

Глава 2.1 Подготовительный этап процесса научных исследований

Постановка научно-технической проблемы. Структура процесса научно-исследовательской работы (НИР)

 

Постановка проблемы, направления исследования – важный элемент процесса НИР, исходная база для дальнейшей исследовательской работы.

Как правило, самые актуальные направления научных исследований формулируются в государственных директивных документах, а также в целевых программах отраслей, территорий, предприятий. Приступая к постановке научно-технической проблемы в какой- либо определенной области знаний или отрасли народного хозяйства, необходимо провести глубокий анализ задач, обусловленных потребностями общества и социальными запросами. Основные народнохозяйственные проблемы представляются в виде различных целевых и комплексных программ федерального или регионального значения.

Каждую научно-исследовательскую работу относят к определенному научному направлению, включающему в себя науку или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. Существует множество

направлений исследования: техническое, математическое, биологическое, историческое и др. Строительные науки относятся к техническому направлению исследований, но и среди них есть отрасли, которые могут быть отнесены к физико-математическому направлению, например строительная механика, теория упругости и пластичности.

Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы, темы и научные вопросы (рис. 2.1).

 

 

Научное направление
Комплексная проблема
Проблема
Тема научного исследования
Научный вопрос
Мелкие задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования
Составная часть проблемы, объединяющая определенный круг вопросов
Совокупность сложных задач, решение которых имеет актуальное значение
Совокупность нескольких проблем, объединенных единой целью
Национальный
Межотраслевая
Отраслевая
Предприятия

 

 


Рис 2.1 Структурные единицы научного направления

Комплексная проблема представляет собой совокупность некоторых проблем, объединенных одной целью:

 

– Проблема –это совокупность сложных теоретических и практических задач, решение которых актуально для общества;

– Тема научного исследования –это составная часть проблемы,относящаяся к определенному кругу научных вопросов;

 

– Научный вопрос –это мелкие научные задачи,относящиеся к конкретной теме научного исследования.

Когда в практической деятельности затруднительна реализация определенных целей тогда и возникает проблема. В зависимости от масштаба целей она может быть национальной, межотраслевой, отраслевой, предприятия. Например, проблема экологии является национальной. Проблема обеспечения населения нашей страны благоустроенным жильем является межотраслевой. Проблема транспорта - отраслевой. Проблема технического обновления – отдельных предприятий, производств.

Различают также проблемы общие и специфические. К общим проблемам относят такие,которые направлены на удовлетворение потребностей всего человеческого сообщества в масштабе нашей планеты, отдельной страны, региона. К специфическим проблемам относятся те, которые характерны для определенных производств в различных отраслях народного хозяйства [3, 33].

 

Решение любой научно-технической проблемы начинается с раскрытия основной концепции необходимых изменений, а также анализа состояния вопроса, касающегося конкретной задачи. От исследователя требуется изучение предшествующего опыта и приобретение соответствующих знаний в смежных областях науки и техники.

Вначале при анализе состояния в той или иной области знаний на основе …… противоречий формулируется сама проблема, и определяются в общих чертах цели и задачи исследования. Из-за недостатка информации или низкой квалификации научных работников нередко определяются ложные или мнимые проблемы.

В уже сложившихся научных коллективах, имеющих определенные научные традиции и разрабатывающих комплексные проблемы, выбор тем существенно упрощается. Тематика научных исследований определяется коллективно, в результате дискуссии, критического обсуждения проблем.

Для анализа научной и технической информации в рассматриваемой области знаний, нужно провести краткий обзор по данной проблеме. Это необходимо, чтобы вскрыть проблемную ситуацию и выявить наличие противоречий между социальной потребностью и необходимостью перемен, а также показать их научную актуальность и методологическую ценность в познании причинных и функциональных связей между явлениями и процессами исследования.

Такой анализ позволяет сформулировать рабочую гипотезу, наметить методы решения проблемы, выделить задачи и основные этапы исследования.

Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ – технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет результаты работы внедряются в производство (см. табл. 2.1)

В экономическом исследовании выделяются пять этапов: 1. Подготовка программы исследования; 2. Выбор исследовательской базы (объекта); 3. Сбор статистических материалов (или эмпирической информации); 4. Обработка и обобщение полученных данных; 5. Научный анализ и формулирование выводов. Применительно к этому виду исследований содержание этапов характеризуется следующими методологическими положениями:

Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).

Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы получены результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо она недостаточны. Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, картотека опубликованной практики. Разрабатывается методика исследования, готовятся средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др.

Второй этап заключается в определении объекта исследования, используемого в качестве исследовательской базы. Это может быть предприятие (производство), объединение, отрасль, территории (регион, муниципальное образование, округ), межрегиональные и межотраслевые комплексы и др.

Объект исследования может быть задан изначально (договором, заявкой) или выбран в соответствии с заданием и условием деятельности.

Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социальной и экономической информации и материалов управленческой практики; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов, практических рекомендаций и предложений.

Четвертый этап включает: определение композиции (построение, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление теста, в том числе списка использованной литературы и приложений.

 

Этапы Наименование этапа   Содержание этапов
Этап 1 Подготовительный   · Анализ ситуации и оценка потребности в изменениях; · Формирование темы в соответствии с выработанной проблемой; · Ознакомление с научной литературой.
Этап 2 Формулирование целей и задач исследования   · Подбор и обработка информации, составление библиографических списков; · Патентные исследования; · Постановка целей и задач.
Этап 3 Планирование НИР · Анализ долгосрочных и целевых программ, хозяйственных договоров, заявок на исследования; · Разработка рабочей программы: -  Методологический раздел - Процедурный раздел
Этап 4 Теоретические и эмпирические исследования   · Изучение физической сущности объекта (явления); · Моделирование процесса исследования; · Уточнение рабочей гипотезы; · Интерпретация основных понятий.
Этап 5 Экспериментальные исследования   · Определение состава и последовательности выполнения экспериментов; · Разработка методов проведения и выбор средств измерения параметров; · Проведение экспериментов и обработка полученных результатов.
Этап 6 Обобщение результатов и оформление исследования   · Сравнительный анализ полученных результатов исследования с теоретическими данными; · Уточняются теоретические положения с учётом результатов исследования (эксперимента); · Формулирование научных выводов и составление отчёта НИР.
Этап 7 Внедрение результатов исследования в практику   · Разработка плана внедрения; · Выбор базовых объектов внедрения; · Определение показателей экономической эффективности

Содержание и последовательность выполнения этапов НИР.

 

Пятый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные работы) рекомендуются для внедрения в практическую деятельность правоохранительных органов и в учебный процесс.

Выдвижение рабочей гипотезы

 

В теории познания, как известно существует три способа познания истины.

· Первый –его чаще называют строгим.Этот способ основан на решении уравнений, представляющих собой математическую модель исследуемого процесса или явления, при сопоставлении получаемых результатов с практикой (или с экспериментом) и определенных условиях.

· Второй –способ проб и ошибок.

· Третий способ познания основан на высказывании какого-либопредположения или рабочей гипотезы. Этот способ основан на индукции, предшествующем опыте и интуиции исследователя. Гипотеза используется в качестве промежуточного звена и в процессе исследования уточняется и проверяется. В случае её подтверждения строится логическая или математическая научная теория. Третий способ является одним из наиболее распространенных.

Гипотеза всегда выходит за пределы известных фактов и является причиной для проведения теоретических или экспериментальных исследований. Любая гипотеза подвергается тщательной проверке, в результате которой убеждаются, что она не противоречит никаким другим уже доказанным гипотезам и что следствия, вытекающие из нее, совпадают с наблюдаемыми явлениями. В своем развитии гипотеза проходит три основных стадии:

1) накопление фактического материала и формулирование на его основе некоторых предположений;

2) развертывание предположений в гипотезу;

3) проверка и уточнение гипотезы.

Существуют основные правила выдвижения и проверки гипотезы:

гипотеза должна находиться в согласии или быть совместимой совсеми факторами, которых она касается;

из многочисленных противостоящих одна другой гипотез,выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая объясняет наибольшее их число;

для объяснения связи серии фактов нужно выдвигать как можноменьше разных гипотез;

при выдвижении гипотезы необходимо сознавать вероятностныйхарактер ее выводов;

гипотезы,которые противоречат друг другу,не могут быть истинными.

Исключением может быть случай, когда они объясняют различные стороны одного и того же объекта.

При формулировании рабочей гипотезы необходимо тщательно изучить отечественные и зарубежные литературные источники, а также производственные отчеты о проведенных аналогичных исследованиях. Вся полученная информация должна быть проанализирована с целью выяснения, что уже достигнуто и разработано, какие еще остались недоработки, неясности и противоречия. В результате выявляются методические ошибки и просчеты предшествующих исследователей. Рабочая гипотеза выдвигается при условии обобщения всех имеющихся материалов, относящихся к объекту исследования, его физической сущности.

К числу основных факторов, воздействующих на объект исследования, которые устанавливаются в рабочей гипотезе, относятся причины, условия и движущие силы, вызывающие в нем изменения. На начальной стадии разработки рабочей гипотезы рекомендуется составить наиболее полный перечень таких факторов, их граничных значений и степени влияния на объект. Именно на основании этого делается предположительное объяснение всего процесса развития явления.

Затем в принятой рабочей гипотезе следует выделить решающие и важные причинно-следственные связи и взаимодействия, наметить ожидаемые направления и ход развития исследуемого объекта. Рабочая гипотеза должна быть логически простой и во всех деталях проверяема экспериментально. Формулировки её должны быть ясными, краткими и содержать строгие, общепринятые в данной отрасли науки понятия и термины.

В зависимости от направления и темы научно-исследовательской работы рабочая гипотеза может быть изложена письменно, дополнена графическими изображениями предполагаемых функциональных связей.

Если главные факторы и связи исследуемой научной проблемы не вызывают сомнения, то развитие рассматриваемого явления или процесса удобнее представить в виде различных моделей, выраженных системой взаимосвязанных знаков. Выбор типа и структуры этих моделей осуществляется на основе уже имеющихся в данной отрасли науки сведений об изучаемом явлении путем логических предпосылок и оценок влияния на него главных факторов. Такой выбор часто обусловливается принципами аналогии. При таком выборе используются уже известные соотношения. Такие соотношения могут быть выявлены при исследовании других проблем в данной либо смежной отраслях науки, которые имеют похожие или одинаковые модели. Иногда такой выбор делается эвристическим путем на основании интуиции исследователя.

Необходимо учитывать, так же что одно и то же явление или процесс можно описать с помощью различных моделей (графических, математических, матричных и др.).

Модели рабочей гипотезы должна быть достаточно простыми и допускать возможность изменения структуры, характера включенных в нее параметров (переменных величин) и граничных условий в соответствии с результатами опыта. Иногда модель полезно дополнять таблицами, графиками и схемами с пояснениями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.189 (0.008 с.)