Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1. Педагогическая наука. Ее предметы, задачи и этапы развития.

Поиск

БИЛЕТ 1. Педагогическая наука. Ее предметы, задачи и этапы развития.

Предмет педагогики — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Педагогика- наука о воспитании. Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания.

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться.

В развитии педагогики можно выделить следующие этапы:

- "стихийная" педагогика как часть жизни человека, зарождение основ народной педагогики (период разложения первобытнообщинного строя, начало становления государственности);

- педагогика как часть философского знания (др. цивилизации, античный период);

- педагогика как искусство, зарождение научных основ педагогики (средние века);

- педагогика как самостоятельная наука (середина ХIХ в.);

- экспериментальная педагогика (конец ХIХ - начало ХХ вв.);

- новаторская педагогика (80-е годы ХХ столетия);

- современный этап развития педагогики как интегративной науки.

 

БИЛЕТ 7. Методы психолого- педагогических исследований, их классификация и харктеристика.

Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы:

· организационные;

· эмпирические;

· по способу обработки данных;

· интерпретационные.

К организационным методам ученый отнес:

· сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;

· лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;

· комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.

К эмпирическим:

· обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

· эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);

· психодиагностический метод;

· анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);

· моделирование;

· биографический метод.

По способу обработки данных

· методы математико-статистического анализа данных и

· методы качественного описания.

К интерпретационным

· генетический (фило- и онтогенетический) метод;

· структурный метод (классификация, типологизация и др.).

БИЛЕТ 8. Логическая структура и организация педагогического исследования.

1-й ЭТАП Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, определение объекта и предмета, конкретной темы исследования. Формулировка общей и промежуточной целей исследования и соответствующих целям задач.

2-й ЭТАП Выбор методологии - исходной концепции, определяющих теоретических положений, исследовательского подхода.

3-й ЭТАП Формулировка гипотезы исследования - научного предположения, истинность которого требуется доказать. Выбор методов исследования на основе специфики содержания проблемы и задач, поставленных исследователем.

4-й ЭТАП Организация и проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного состояния педагогического явления, исследуется.

5-й ЭТАП Организация и проведение формирующего эксперимента, который направлен на активное преобразование изучаемого явления.

6-й ЭТАП Проведение контрольного эксперимента, который фиксирует показатели с исследуемого объекта после применения формирующих воздействий.

7-й ЭТАП Теоретический анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Определение выводов и педагогических рекомендаций и широкое внедрение их в практику.

 

1) постановочный;

2) собственно исследовательский;

3) оформительско-внедренческий.

Первый этап – от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы – в значительной мере может осуществляться по общей для всех исследований логической схеме: проблема → тема → объект → предмет → научные факты → исходная концепция → ведущая идея и замысел → гипотеза → задачи исследования. Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана.

Логика второго – собственно исследовательского – этапа работы задана в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна: отбор методов → проверка гипотезы → конструирование предварительных выводов → их опробование и уточнение → построение заключительных выводов.

Более однозначна логика заключительного этапа исследования. Она включает:

– апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности);

– оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т.д.);

– внедрение результатов в практику.

В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня оснащения работы, возможностей исследователя и других факторов, а также определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности и интересов адресата.

БИЛЕТ 31. Воспитательные технологии решения педагогических задач.

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.

Современные воспитательные технологии

· технология проектного обучения;

· личностно-ориентированная технология;

· технология здоровьесберегающая;

· технология учебной деловой игры;

· технология развития критического мышления;

· технология КТД И. П. Иванова;

· технология проведения учебных дискуссий;

· Тьюторство – технология педагогической поддержки;

· технология создания ситуации успеха;

· шоу-технологии;

· ситуативные технологии.

· Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

· Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

· – коллективное творчество;

· – единое дело и добровольное участие в нём;

· – свобода выбора форм деятельности;

· – содружество взрослых и детей;

· – развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

БИЛЕТ 34. Урок, его типы и структура. Подготовка учителя к уроку.

Урок - такая форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки в течение определенного времени (45, 35 минут) и соответственно в расписание.

Типы уроков:

- урок объяснения нового материала.

- урок формирование умений и навыков.

- урок обобщения и систематизации знаний.

- урок закрепления и повторения ЗУН

- контрольно-проверочный урок комбинированный урок.

Тип урока меняется в зависимости от элементов.

по способу организации или ведущему методу обучения:

- урок-лекция,

- урок-беседа,

- урок-экскурсия,

- кино-урок,

- урок са­мостоятельной работы,

- лабораторные и практические занятия,

- уроки с разнообразными видами заданий

Структура урока - соотношение и последовательность прове­дения частей, моментов, этапов урока, способствующих вы­полнению учебных задач.

В теории и практике обучения в зависимости от типа учебного занятия сложилась его определенная структура. Общими элементами являются:

- организация начала урока;

- проверка усвоения изученного материала;

- подготовительная работа к изучению нового;

- постановка цели и задач урока;

- объяснение нового материала;

- закрепление;

- повторение;

- подведение итогов урока;

- учебное домашнее задание.

Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи.

Один из этапов подготовки учителя − тематическое планиро­вание уроков.

Краткое содержание тем дается в учебной программе. Учитель распределяет материал темы на определенное количество уро­ков. Намечает последовательность изучения темы по урокам. Определяет цели и задачи каждого урока, его примерное со­держание и предполагаемые методы работы. В тематическом планировании в содержании темы нужно определить наиболее общие и главные задачи, выделить теоретические и практические положения, найти методы теоретического овладения понятиями и закреп­ления их в практической учебной деятельности. На этой основе распределяется материал темы по урокам. Учи­телю заранее известно, какой урок имеет явно выраженное теоретическое содержание, на каком уроке проводятся само­стоятельные работы, упражнения, наблюдения, опыты.

Тематическое планирование обычно включает следующие пункты:

- название темы каждого урока;

- образовательные цели и задачи;

- воспитывающее влияние урока;

- основное содержание материала;

- способы изложения, самостоятельные работы, возможные наблюдения, использование наглядных пособий, технических средств;

- предполагаемые формы контроля и проверки материала;

- календарные сроки проведения уроков.

Тематическое планирование создает возможность комплексно­го подхода к изучению учебных предметов, помогает и облег­чает подготовку учителя к каждому отдельному уроку. Поурочное планирование зависит от тематического и представ­ляет собой разработку конкретного плана проведения отдель­ного урока.

План урока выглядит так:

· название темы; цели и задачи (общеобразовательные и воспи­тательные);

· оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами; ход урока (по этапам в соответствии с типом урока);

· предварительный анализ результатов урока (итоги, выводы, обобщение, возможные проверочные вопросы);

· задание на дом, рекомендации, советы.

В плане точно обозначаются примеры, задания, работа с тек­стами, виды объяснения, самостоятельные работы и т.п. Указы­вается примерное время в минутах на каждый вид учебной работы. Не менее важно уметь подготовить конспект урока, который в зависимости от опыта и мастерства учителя может быть более или менее полным и развернутым. Конспективное изложение будущего урока позволяет выделить основные, узловые момен­ты в содержании и методах проведения учебного занятия.

 

Под влиянием социально-экономических факторов распространяется такое явление, как социальная депривация, то есть ограничение условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, всестороннего развития и социализации личности.

Семья является институтом социализации и воспитания детей. В зависимости от того, как она реализует эти функции, выделяют благоприятные семьи, где оба родителя работают, семьи достаточно материально обеспеченные, где родители занимаются воспитанием ребенка; а также семьи неблагоприятные, где ребенок чувствует себя ущербным, не может найти себе место. В настоящее время увеличивается число семей социального риска, имеющих трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов. Появляется тип семьи «новых русских», высокообеспеченной материально, но не всегда благополучной для того, чтобы воспитывать ребенка. И т.д.

Задачи семейного воспитания:

-создание максимальные условия для роста и развития ребенка;

-передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношение к старшим;

- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.

Семья и школа – два основных и равноправных субъектов социализации личности в период детства и отрочества. Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи, и сама семья в целом как коллектив. Деятельность педагогических коллективов с семьей включает три основные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой.

Функции УОС

Научно-теоретическая — изучение современных тенденций в управлении образовательными системами на всех уровнях и разработка теоретических основ их реализации; изучение и определение специфики управления различными образовательными учреждениями в современных условиях; разработка методологии управленческих исследований.

Конструктивная функция — разработка методики и технологии построения управленческих систем и их функционирования.

Прогностическая функция — прогноз развития образовательных систем, их типов и видов и диалектики развития управленческих систем.

Структура управленческого решения имеет две стадии и восемь этапов.

1. Стадия принятия решения и реализации решения. Принятие управленческого решения включает два этапа:

1) этап анализа проблемы: формулирование задачи — анализ обстановки и материальных и человеческих ресурсов, формирование множества вариантов решения задачи;

2) этап оценки и отбора приемлемых вариантов решения и окончательного решения.

2. Стадия реализации решения включает несколько этапов:

3) разработка плана реализации решения;

4) информация о принятом решении;

5) подбор и подготовка исполнителей;

6) организация оперативной работы по выполнению решения — обеспечение необходимой документацией, координация всех звеньев, создание соответствующей атмосферы, обеспечение исполнительской дисциплины, поддержание творческой инициативы и т.д.;

7) контроль и коррекция;

8) анализ результатов выполнения решения и определение новых проблем.

Завершение последнего этапа (анализ результатов и определение новых проблем) является началом нового этапа управленческого решения. Поэтому основной закономерностью управления является его цикличность.

БИЛЕТ 1. Педагогическая наука. Ее предметы, задачи и этапы развития.

Предмет педагогики — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Педагогика- наука о воспитании. Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания.

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться.

В развитии педагогики можно выделить следующие этапы:

- "стихийная" педагогика как часть жизни человека, зарождение основ народной педагогики (период разложения первобытнообщинного строя, начало становления государственности);

- педагогика как часть философского знания (др. цивилизации, античный период);

- педагогика как искусство, зарождение научных основ педагогики (средние века);

- педагогика как самостоятельная наука (середина ХIХ в.);

- экспериментальная педагогика (конец ХIХ - начало ХХ вв.);

- новаторская педагогика (80-е годы ХХ столетия);

- современный этап развития педагогики как интегративной науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.110.145 (0.011 с.)