Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 1. Педагогическая наука. Ее предметы, задачи и этапы развития.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
БИЛЕТ 1. Педагогическая наука. Ее предметы, задачи и этапы развития. Предмет педагогики — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Педагогика- наука о воспитании. Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания. Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться. В развитии педагогики можно выделить следующие этапы: - "стихийная" педагогика как часть жизни человека, зарождение основ народной педагогики (период разложения первобытнообщинного строя, начало становления государственности); - педагогика как часть философского знания (др. цивилизации, античный период); - педагогика как искусство, зарождение научных основ педагогики (средние века); - педагогика как самостоятельная наука (середина ХIХ в.); - экспериментальная педагогика (конец ХIХ - начало ХХ вв.); - новаторская педагогика (80-е годы ХХ столетия); - современный этап развития педагогики как интегративной науки.
БИЛЕТ 7. Методы психолого- педагогических исследований, их классификация и харктеристика. Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: · организационные; · эмпирические; · по способу обработки данных; · интерпретационные. К организационным методам ученый отнес: · сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.; · лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени; · комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук. К эмпирическим: · обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); · эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); · психодиагностический метод; · анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); · моделирование; · биографический метод. По способу обработки данных · методы математико-статистического анализа данных и · методы качественного описания. К интерпретационным · генетический (фило- и онтогенетический) метод; · структурный метод (классификация, типологизация и др.). БИЛЕТ 8. Логическая структура и организация педагогического исследования. 1-й ЭТАП Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, определение объекта и предмета, конкретной темы исследования. Формулировка общей и промежуточной целей исследования и соответствующих целям задач. 2-й ЭТАП Выбор методологии - исходной концепции, определяющих теоретических положений, исследовательского подхода. 3-й ЭТАП Формулировка гипотезы исследования - научного предположения, истинность которого требуется доказать. Выбор методов исследования на основе специфики содержания проблемы и задач, поставленных исследователем. 4-й ЭТАП Организация и проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного состояния педагогического явления, исследуется. 5-й ЭТАП Организация и проведение формирующего эксперимента, который направлен на активное преобразование изучаемого явления. 6-й ЭТАП Проведение контрольного эксперимента, который фиксирует показатели с исследуемого объекта после применения формирующих воздействий. 7-й ЭТАП Теоретический анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Определение выводов и педагогических рекомендаций и широкое внедрение их в практику.
1) постановочный; 2) собственно исследовательский; 3) оформительско-внедренческий. Первый этап – от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы – в значительной мере может осуществляться по общей для всех исследований логической схеме: проблема → тема → объект → предмет → научные факты → исходная концепция → ведущая идея и замысел → гипотеза → задачи исследования. Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана. Логика второго – собственно исследовательского – этапа работы задана в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна: отбор методов → проверка гипотезы → конструирование предварительных выводов → их опробование и уточнение → построение заключительных выводов. Более однозначна логика заключительного этапа исследования. Она включает: – апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности); – оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т.д.); – внедрение результатов в практику. В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня оснащения работы, возможностей исследователя и других факторов, а также определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности и интересов адресата. БИЛЕТ 31. Воспитательные технологии решения педагогических задач. Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Современные воспитательные технологии · технология проектного обучения; · личностно-ориентированная технология; · технология здоровьесберегающая; · технология учебной деловой игры; · технология развития критического мышления; · технология КТД И. П. Иванова; · технология проведения учебных дискуссий; · Тьюторство – технология педагогической поддержки; · технология создания ситуации успеха; · шоу-технологии; · ситуативные технологии. · Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) · Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства. Постулаты КТД: · – коллективное творчество; · – единое дело и добровольное участие в нём; · – свобода выбора форм деятельности; · – содружество взрослых и детей; · – развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров. Ситуативные технологии Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми. Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях). БИЛЕТ 34. Урок, его типы и структура. Подготовка учителя к уроку. Урок - такая форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки в течение определенного времени (45, 35 минут) и соответственно в расписание. Типы уроков: - урок объяснения нового материала. - урок формирование умений и навыков. - урок обобщения и систематизации знаний. - урок закрепления и повторения ЗУН - контрольно-проверочный урок комбинированный урок. Тип урока меняется в зависимости от элементов. по способу организации или ведущему методу обучения: - урок-лекция, - урок-беседа, - урок-экскурсия, - кино-урок, - урок самостоятельной работы, - лабораторные и практические занятия, - уроки с разнообразными видами заданий Структура урока - соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих выполнению учебных задач. В теории и практике обучения в зависимости от типа учебного занятия сложилась его определенная структура. Общими элементами являются: - организация начала урока; - проверка усвоения изученного материала; - подготовительная работа к изучению нового; - постановка цели и задач урока; - объяснение нового материала; - закрепление; - повторение; - подведение итогов урока; - учебное домашнее задание. Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи. Один из этапов подготовки учителя − тематическое планирование уроков. Краткое содержание тем дается в учебной программе. Учитель распределяет материал темы на определенное количество уроков. Намечает последовательность изучения темы по урокам. Определяет цели и задачи каждого урока, его примерное содержание и предполагаемые методы работы. В тематическом планировании в содержании темы нужно определить наиболее общие и главные задачи, выделить теоретические и практические положения, найти методы теоретического овладения понятиями и закрепления их в практической учебной деятельности. На этой основе распределяется материал темы по урокам. Учителю заранее известно, какой урок имеет явно выраженное теоретическое содержание, на каком уроке проводятся самостоятельные работы, упражнения, наблюдения, опыты. Тематическое планирование обычно включает следующие пункты: - название темы каждого урока; - образовательные цели и задачи; - воспитывающее влияние урока; - основное содержание материала; - способы изложения, самостоятельные работы, возможные наблюдения, использование наглядных пособий, технических средств; - предполагаемые формы контроля и проверки материала; - календарные сроки проведения уроков. Тематическое планирование создает возможность комплексного подхода к изучению учебных предметов, помогает и облегчает подготовку учителя к каждому отдельному уроку. Поурочное планирование зависит от тематического и представляет собой разработку конкретного плана проведения отдельного урока. План урока выглядит так: · название темы; цели и задачи (общеобразовательные и воспитательные); · оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами; ход урока (по этапам в соответствии с типом урока); · предварительный анализ результатов урока (итоги, выводы, обобщение, возможные проверочные вопросы); · задание на дом, рекомендации, советы. В плане точно обозначаются примеры, задания, работа с текстами, виды объяснения, самостоятельные работы и т.п. Указывается примерное время в минутах на каждый вид учебной работы. Не менее важно уметь подготовить конспект урока, который в зависимости от опыта и мастерства учителя может быть более или менее полным и развернутым. Конспективное изложение будущего урока позволяет выделить основные, узловые моменты в содержании и методах проведения учебного занятия.
Под влиянием социально-экономических факторов распространяется такое явление, как социальная депривация, то есть ограничение условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, всестороннего развития и социализации личности. Семья является институтом социализации и воспитания детей. В зависимости от того, как она реализует эти функции, выделяют благоприятные семьи, где оба родителя работают, семьи достаточно материально обеспеченные, где родители занимаются воспитанием ребенка; а также семьи неблагоприятные, где ребенок чувствует себя ущербным, не может найти себе место. В настоящее время увеличивается число семей социального риска, имеющих трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов. Появляется тип семьи «новых русских», высокообеспеченной материально, но не всегда благополучной для того, чтобы воспитывать ребенка. И т.д. Задачи семейного воспитания: -создание максимальные условия для роста и развития ребенка; -передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношение к старшим; - научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким. Семья и школа – два основных и равноправных субъектов социализации личности в период детства и отрочества. Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи, и сама семья в целом как коллектив. Деятельность педагогических коллективов с семьей включает три основные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой. Функции УОС Научно-теоретическая — изучение современных тенденций в управлении образовательными системами на всех уровнях и разработка теоретических основ их реализации; изучение и определение специфики управления различными образовательными учреждениями в современных условиях; разработка методологии управленческих исследований. Конструктивная функция — разработка методики и технологии построения управленческих систем и их функционирования. Прогностическая функция — прогноз развития образовательных систем, их типов и видов и диалектики развития управленческих систем. Структура управленческого решения имеет две стадии и восемь этапов. 1. Стадия принятия решения и реализации решения. Принятие управленческого решения включает два этапа: 1) этап анализа проблемы: формулирование задачи — анализ обстановки и материальных и человеческих ресурсов, формирование множества вариантов решения задачи; 2) этап оценки и отбора приемлемых вариантов решения и окончательного решения. 2. Стадия реализации решения включает несколько этапов: 3) разработка плана реализации решения; 4) информация о принятом решении; 5) подбор и подготовка исполнителей; 6) организация оперативной работы по выполнению решения — обеспечение необходимой документацией, координация всех звеньев, создание соответствующей атмосферы, обеспечение исполнительской дисциплины, поддержание творческой инициативы и т.д.; 7) контроль и коррекция; 8) анализ результатов выполнения решения и определение новых проблем. Завершение последнего этапа (анализ результатов и определение новых проблем) является началом нового этапа управленческого решения. Поэтому основной закономерностью управления является его цикличность. БИЛЕТ 1. Педагогическая наука. Ее предметы, задачи и этапы развития. Предмет педагогики — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Педагогика- наука о воспитании. Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания. Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться. В развитии педагогики можно выделить следующие этапы: - "стихийная" педагогика как часть жизни человека, зарождение основ народной педагогики (период разложения первобытнообщинного строя, начало становления государственности); - педагогика как часть философского знания (др. цивилизации, античный период); - педагогика как искусство, зарождение научных основ педагогики (средние века); - педагогика как самостоятельная наука (середина ХIХ в.); - экспериментальная педагогика (конец ХIХ - начало ХХ вв.); - новаторская педагогика (80-е годы ХХ столетия); - современный этап развития педагогики как интегративной науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.110.145 (0.011 с.) |