Билет 9. Воспитание в педагогическом процессе, его сущность и специфические особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 9. Воспитание в педагогическом процессе, его сущность и специфические особенности.



Воспитание — это целенаправленный процесс формиро­вания личности с помощью специально организованных воз­действий в соответствии с определенным социально-педагоги­ческим идеалом.

Воспитание как основной элемент педагогического про­цесса включает в себя четыре существенных признака:

1)целенаправленность воздействия;

2)социальную направленность этого воздействия в виде наличия образца, социально-культурные ориентиры, идеалы, а также соответствие процесса-воспитания социально-куль­турным ценностям как достижениям исторического развития человечества;

3)наличие определенной системы организуемых воспита­тельных воздействий и влияний;

4)освоение человеком социального опыта и развитие его личности и индивидуальности.

Прежде всего, следует иметь в виду, что процесс воспита­ния — это многофакторный процесс. Он осуществляется не толь­ко в школе, но и в семье, во внешкольных учреждениях. Воспита­тельное воздействие педагогов дополняется разнообразной вос­питательной деятельностью различных организаций. Серьёзное влияние на формирование сознания и поведения учащихся, на развитие их чувств оказывают литература и искусство, радио и телевидение, кино и театр. Поток воспитательных воздействий на личность значительно расширяется. Процесс воспитания ста­новится более многоплановым, многофакторным. Его нельзя ог­раничивать лишь рамками уроков, рамками школы. Успех вос­питания зависит не от одного какого-либо источника влияний, а от многих факторов и влияний. Многофакторность процесса воспитания, расширение сферы воспитательных воздействий позволяют использовать различные резервы и возможности для формирования личности. Вместе с тем это значительно затруд­няет воспитательный процесс. Подвергаясь множеству разнооб­разных влияний, воспитанники накапливают не только положи­тельный, но иногда и отрицательный опыт.

Вторая особенность процесса воспитания заключается в том, что это длительный процесс. Он начинается задолго до по­ступления детей в школу и продолжается после школы.

Третья особенность процесса воспитания состоит в том, что он имеет ступенчатый характер. Его можно условно подразделить на ряд этапов. На первой ступени дети усваивают первоначальные представления о правилах поведения в семье, в школе. У них начи­нают пробуждаться элементарные чувства и вырабатываться про­стейшие навыки поведения. На второй ступени на основе первона­чальных представлений о нормах поведения у школьников фор­мируются этические понятия, вырабатываются умения правильно поступать в том или ином случае, соблюдать принятые в обществе правила поведения. Вместе с тем происходит и дальнейшее разви­тие положительных чувств, и преодоление отрицательных. Тре­тья ступень характеризуется формированием убеждений, выра­боткой устойчивых привычек поведения и дальнейшим развити­ем и обогащением чувств. На этой ступени у школьников более отчетливо выявляются мотивы деятельности, определяемые идейными, нравственными принципами. Между этими ступенями нет резкой границы, они тесно связаны.

Следующая, четвертая особенность процесса воспитания - копцентризм в содержании воспитательной работы. Это оз­начает, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам личности приходится возвращаться неоднократно. Но это не простое повторение, а повторение с последующим расширени­ем и углублением в соответствии с возрастными особенностями и уровнем воспитанности. Разумеется, на различных этапах воспитания в центре внимания может оказаться то или иное ка­чество личности.

Шестой особенностью воспитания является то, что ре­зультаты этого процесса малозаметны для внешнего восприятия. Проверить и оценить работу воспитателя довольно труд­но. Как и все большое, она видится на расстоянии. Конечно, на расстоянии не географическом, а на временном. Поэтому педа­гог должен быть готов к тому, что его усилий не только быстро не увидят, но его еще и порицать будут, что называется, за чу­жие грехи.

 

БИЛЕТ 10. Компетентностный подход к целеполаганию в обучении и воспитании школьников.

Под понятием «компетентностный подход» имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие универсальных и специальные (предметных) компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности ученика. Компетентность, выступая результатом обучения, является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельтностного опыта.

При компетентностном подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе начального звена обучения можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:

-извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

-точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

-исследование равличных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

-сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

-планирование действий и времени;

-оценка результатов своей деятельности и т.д.

Перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.

Компетентностный подход в обучении связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

В начальной школе их можно разделить на две группы: универсальные компетентности, которые определяются как способность ученика выполнять сложные полифункциональные виды деятельности, эффективно решая проблемы и специальные (предметные) - их ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета. Комплекс данных компетенций является центральным в системе компетентностного подхода, а так же конечным результатом начального обучения. Главная особенность компетентности как педагогического явления – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые ученику.

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения.

 

БИЛЕТ 11. Воспитание базовой культуры личности как содержание воспитания школьников.

Культура личности человека является основой содержания воспитания в современной школе и включает в себя культуру жизненного самоопределения ребенка, культуру семейных отношений, умственное, нравственное, трудовое, физическое, гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целое систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной тиной мира как системным отражением наиболее существе! сторон бытия и мышления, природы и общества.
Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определенную научную картину мира. В качестве элементов системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком своего места в окружающей его социальной и родной среде. Но окружающая человека действительность чреэвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром.

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о себе, складывающееся в понимание и переживание своего Я, своей индивидуальности, своей личности.

У человека, достигшего того уровня развития, когда его мож­но назвать личностью, все свойства и качества приобретают опре­деленную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительно­сти, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие убеждения.

Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реаль­ности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей.
Убежденияэто не нечто «знаемое» и «понимаемое», это зна­ния, перешедшие во внутреннюю позицию личности.

Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности — ее направленность, ценностные ори­ентации, интересы, желания, чувства, поступки. Пока человек пробуждается к деятельности внешней необходимостью, не пере­шедшей в его внутреннюю потребность, не ставшей его собствен­ной волей, он действует без внутреннего горения, активности, без мобилизации всех ресурсов.

Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда име­ет своим результатом определенную оценку, некое знание дей­ствительности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием тра­диций, настроений, привычек, носящих порой весьма консерва­тивный характер. Оно, это знание, может также функционировать в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, отражающих наиболее существенные, закономерные связи и от­ношения объективной действительности. Речь, таким образом, идет о том, что в реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение.

БИЛЕТ 12. Культура жизненного самоопределения.

Это активное определение человеком своей позиции относительно общественной системы ценностей (моральных, социальных, коммуникативных, эстетических, профессиональных и т.п.), что позволяет ему проявлять себя в разных жизненных ситуациях.

Реалии сегодняшнего дня требуют от личности навыков быстрой адаптации к разным явлениям социальной жизни, умений принимать самостоятельные ответственные решения и преодолевать жизненные преграды, активизировать личностный потенциал для самореализации и самоутверждения в разных сферах жизнедеятельности.

Основная идея культуры жизненного самоопределения состоит в комплексном решении проблемы самопознания и самоусовершенствования личности, формирование навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, представителями разных этнических, социальных, культурных и религиозных групп, профессионального самоопределения, навыков безопасного поведения, умения принимать адекватные решения в разных жизненных обстоятельствах, определение и формирование активной гражданской позиции молодого человека.

Основа культуры жизненного самоопределения – это философское понимание культуры как общественного феномена, органически соединяющего разнообразие человеческого бытия и деятельности, обусловленные уровнем его воспитания и образования. С точки зрения исторического развития культуры в ней формируются и функционируют особенные значимые категории, которые в дальнейшем определяют понимание человека как субъекта деятельности, общения, отношение к другим и обществу в целом. Поэтому базовыми категориями культуры являются добро и зло, вера и обязательства, справедливость и свобода, формирующие опыт вхождения индивида в систему социально значимых отношений.

Базовым компонентом культуры личности выступает ее самоопределение – процесс и результат осознанного выбора личностью собственной жизненной позиции, цели и средств поведения в конкретных жизненных обстоятельствах. Основа самоопределения – ориентация не столько на познание и овладение, сколько на поиск механизмов понимания, прежде всего – себя. Услышать других людей, осмыслить их ценности, сравнить разные позиции, уловить и прислушаться к собственному, внутреннему голосу, осознать смысл своего существования и одновременно определить свое место в культуре, и соответственно и жизни - такое сегодня задание стоит перед теми, кто осуществляет работу с молодежью.

Цель культуры жизненного самоопределения состоит в формировании жизненных навыков социальной компетентности – основы для адаптивного и позитивного поведения, что в свою очередь позволяет человеку адекватно выполнять нормы и правила общежития, эффективно решать проблемы повседневной жизни.

Такой подход заложен в четырех базовых компонентах развития и становления личности: отношение к себе (личностное самоопределение), отношение к другим (самоопределение в сфере коммуникативной сфере), отношение к деятельности (профессиональное самоопределение), отношение к окружающему миру (общественное самоопределение).

Главная задача компонента «отношение к себе» – определение личностью своих внутренних и внешних, сильных и слабых качеств, личностных характеристик, особенностей эмоционального мира, детального анализа и самоанализа потребностей, поведения и определения собственной позиции в системе жизненных ценностей.

Основа компонента «отношение к другим» – формирование навыков общения, толерантного отношения и эффективного взаимодействия с взрослыми, ровесниками, представителями другой национальности, вероисповедания, пола без предубеждения, стереотипов и конфликтов.

Ведущее задача компонента «отношения к деятельности» – формирование навыков самоорганизации в учебе и досуге, подготовка личности к осознанному выбору профессии как одной из важнейшей составляющей жизненного самоопределения.

Задача компонента «отношения к окружающему миру» предполагает осознание личностью многогранности мира, определение себя как его части, гражданина общества и члена мирового сообщества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.022 с.)