Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

БИЛЕТ 4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в обучении и воспитании.

Поиск

· По мнению Л. С. Выготского, обучение надо начинать в определенный момент развития, когда психические функции находятся в стадии созревания. «... Для всякого обучения существуют оптимальные, т. е. наиболее благоприятные, сроки. Отход от них вверх и вниз, т. е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения, всегда оказывается с точки зрения развития вредным, неблагоприятно отражающимся на ходе умственного развития». Опаздывая в обучении, мы теряем возможность направлять развитие детей, регулировать этот процесс, реализуя богатые возможности ребенка, так как минуем срок созревания.

 Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность.

 Практическая педагогика опирается на следующие закономерности физического развития:

 - В молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее, по мере того как человек становится старше, темп развития замедляется.

 - Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее в другие - медленнее.

 - Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и не пропорционально.

 С давних пор детство (т.е. время от рождения ребенка до 18 лет) делят на периоды, характеризующиеся качественным своеобразием психо-физиологических признаков в том или ином возрасте. В настоящее время принято следующее деление детства на такие возрастные периоды:

 1) грудной - от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц - период новорожденности;

 2) ранний детский возраст - от 1 года до 3 лет;

 3) дошкольный возраст - от 3 до 7 лет;

 4) младший школьный возраст - от 7 до 11-12 лет;

 5) средний школьный возраст (подростковый) - от 12 до 15 лет;

 6) старший школьный возраст (юношеский) - от 15 до 18 лет.

 Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается большая вариативность в этом отношении. Вместе с тем следует иметь в виду, что учет возрастных особенностей учащихся нельзя понимать как приспособление к слабым сторонам того или иного возраста, поскольку в результате такого приспособления они могут только закрепиться. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду.

 Младший школьный возраст.

 К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу - все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться. С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе.

 С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя), потребность выполнять определенную общественную роль (быть старостой, командиром "звездочки" и т.д.).

 Постепенно в результате систематической работы учителя по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Дети хотят, чтобы класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь. О развитии и укреплении коллективизма у младших школьников говорит растущая потребность завоевать уважение товарищей, нарастающая роль общественного мнения. педагогический школьный младший

 В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях.

 Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.

 Средний школьный возраст.

 Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Нередко происходит снижение успеваемости.

 Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко практическими целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить правила грамматики, так как "убежден", что и без этих знаний можно писать грамотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру - подросток же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание.

 В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать простейший прибор. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.

 Особенно ярко проявляет себя подросток во вне учебной деятельности. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий.

 В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Они знакомятся со множеством фактов, готовы рассказать о них или даже выступить с короткими сообщениями на уроке. Однако подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения, но проникновение в сущность не всегда отличается глубиной. Образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительной деятельности подростка. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают выделить главное, существенное и сделать необходимое обобщение.

 В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен "взорваться", впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Такое поведение возникает особенно в состоянии утомления. Очень ярко эмоциональная возбудимость подростка проявляется в том, что он страстно, с жаром спорит, доказывает, высказывает возмущение, бурно реагирует и переживает. При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.

 Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, "как маленького", опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. Подросток стремится расширить свои права. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т.е. претендует на равноправие со взрослыми.

 Подросток не мыслит себя вне коллектива, гордится коллективом, дорожит его честью, уважает и высоко ценит тех одноклассников, которые являются хорошими товарищами. Он более чутко и сознательно по сравнению с младшим школьником относится к мнению коллектива, руководствуется им. Если младший школьник в большинстве случаев удовлетворяется похвалой или порицанием, исходящими непосредственно от учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое общественное мнение, уметь на него опереться.

 У подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения. Причем в тех случаях, когда моральные требования и оценки ученического коллектива не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто идут за моралью, принятой в их среде, а не за моралью взрослых. У подростков возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослых.

 Старший школьный возраст.

 В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.

 Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в школах юных математиков, юных химиков и так далее.

 В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности.

 В старшем школьном возрасте заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрастное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни.

 Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.

 Несмотря на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно занимаются самовоспитанием воли и характера, они все же нуждаются в помощи со стороны взрослых, и в первую очередь педагогов, классных руководителей. Учитывая индивидуальные особенности, педагог должен вовремя подсказать школьнику, на что ему следует обратить внимание при самовоспитании, как организовать упражнения по самовоспитанию воли и характера, познакомить с приемами стимуляции волевых усилий (самовнушение, самообязательство, самоконтроль и др.).

БИЛЕТ 5. Система образования РФ. Образовательная политика в России и модернизация российского образования как стратегия его развития.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

- дошкольные;

- общеобразовательные;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

- учреждения дополнительного образования;

- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

В России неуклонно продолжается становление ноной системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи доминирующая тенденция современности. Одно из следствий этой тенденции сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом, традиции и нормы мирового образования повсеместно проникают в российское пространство. Происходит культурная трансформация общества, которая выражаемся, с одной стороны, глобализацией и интернационализацией культуры, с другой желанием отстоять свою самобытность (культурную, общинную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка общения в работе над международными проектами ведут к стиранию граней в культурном пространстве. Одновременно идем поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих двух равнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития системы образования. Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все се элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированною федеральною выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, вызывают мною споров, но продолжают неуклонную тенденцию к вхождению в мировую практику системы образования. Новой государственной социальной политикой становится политика субсидиарного государства. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатною образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов и до университетов. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов станут распределяться на конкурсной основе между как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями Привлечение инвестиций в сферу образования. инвестиции в человека становятся государственной политикой.

 

БИЛЕТ 6. Методология педагогической науки, ее содержание и уровни методологического знания. Методологические принципы педагогических исследований.

В структуре методологических знаний и умений выделяют 4 уровня:

– философский;

– общенаучный;

– конкретно-научный;

– технологический (частно-научный).

Содержание методологии 1-го уровня составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Здесь же рассматривается проблема филогенеза в онтогенезе. Этот уровень в научном исследовании задается основными философскими концепциями, имеющими выход на данную научную проблему. Выделяют разные философские подходы: идеалистический, позитивистский, материалистический, эклектический (смешение подходов), который предполагает создание исследователем собственной программы действий на основе других методологических подходов.

Содержание методологии ^ 2-ого уровня представляют теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин. Они
рассматривают проблему взаимосвязи с другими науками. Одним из наиболее распространенных методологических подходов этого уровня являются системный, а в настоящее время, как продолжение его развития, синергетический подходы. Последний особенно активно стал применяться в настоящее время и в педагогических исследованиях.

Содержание ^ 3-его уровня – это совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает как проблемы специфического познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоком уровне методологии. Для педагогики данным уровнем методологии являются, прежде всего, психологические теории, для частных дидактик (методик преподавания отдельных предметов) – теории в области дидактики, для исследований в области методики воспитания – основные методологические положения теории воспитания. Такой уровень методологии в конкретном научном исследовании чаще всего является его теоретической основой.

Содержание ^ 4-его уровня – составляют технологии, используемые при осуществлении педагогического процесса, а так же методика и техника самого исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологические знания носят четко выраженный методический характер и определяются, прежде всего, характером используемой при организации педагогического процесса технологии или доминирующим в ней содержанием.

При проведении педагогического исследования необходимо учитывать следующие принципы:

- изучать конкретное педагогическое общественное явление во всём многообразии его связей, зависимостей и опосредований (например, в изменившихся социально-экономических условиях возникают новые цели воспитания, модернизируется его содержание, а также формы и средства педагогического влияния);

- учитывать конкретно-педагогические и конкретно-социальные условия, в которых проходит педагогический процесс;

- соблюдать несводимость законов одной науки к законам другой, хотя бы и смежной близкой по объекту и предмету исследования (например, педагогика учитывает философские концепции личности, психологические, социологические, физиологические, анатомические закономерности развития личности ребёнка. Но её прямая и непосредственная задача состоит в выявлении собственно педагогических закономерностей возрастного становления личности во взаимосвязи и взаимодействии самых различных видов деятельности, отношений и прежде всего в учебно-воспитательном процессе; педагогика опираясь на пограничные науки, исследует свои, качественно своеобразные, присущие лишь ей, объективные и субъективные закономерности, противоречия, причинно-следственные связи учебно-воспитательного процесса; они могут быть ни сведены к законам психологии, социологии, физиологии, ни, тем более, заменены ими);

- осуществлять диалектическое единство общего и особенного в педагогических явлениях и фактах (самое пристальное внимание педагог-исследователь должен обратить на развитие индивидуальных особенностей личности: типа высшей нервной деятельности; своеобразия протекания психических процессов – всей совокупности интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей, дарований, склонностей, характера);

- рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 4218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.29 (0.012 с.)