Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение орд со смежными видами деятельности↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение Оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) принадлежит к наиболее эффективным средствам борьбы с преступностью. При этом использование специфических сил, средств и методов ее субъектами является одним из важнейших, неотъемлемых компонентов успешной работы по решению задач, возложенных на них законодательством в данной сфере государственной деятельности, несмотря на возможность законного ограничения конституционных прав граждан. При этом по современному законодательству об ОРД уполномоченные подразделения нескольких министерств и ведомств могут осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Однако в современных реалиях профессионально и юридически грамотных специалистов не хватает. Следует отметить, что в открытой научной, публицистической и художественной литературе эта тема обсуждается довольно широко, а иногда даже с явным старанием при раскрытии тактики, форм и методов конкретных оперативно-розыскных мероприятий, что, безусловно, нарушает требование закона о сохранении в тайне указанных категорий. Факт осведомленности окружения, в том числе и криминального, о сущности, тактике, формах и методах проведения конкретных подготовительных и оперативно-розыскных мероприятий очевиден. Предлагаемая дисциплина входит в группу наук так называемого антикриминального цикла. В эту группу отнесены науки: криминология, уголовного процесс и криминалистики. Вместе с тем, материально-правовым «фундаментом» этой группы наук являются такие дисциплины как правоохранительные органы и прокурорский надзор. Кроме того оперативно-розыскная наука, основываясь на теории государства и права, тесно взаимосвязана с некоторыми другими юридическими науками (прежде всего с конституционным, административным, информационным, финансовым, таможенным и международным правом). Одновременно оперативно-розыскная теория развивается на междисциплинарном уровне с привлечением широкого спектра экономико-статистических, социологических, исторических, психологических, технических и иных знаний. Ее можно характеризовать как науку, хотя и имеющую правовое ядро, но междисциплинарную. Как правило, в основе учебных курсов юридических дисциплин лежит изучение той или иной отрасли права или законодательства (например, муниципального и конституционного). Такой же подход взят на вооружение и в преподавании ОРД. Основой открытого учебного курса является нормативный правовой материал, составляющий оперативно-розыскное законодательство.
Предметом открытой учебной дисциплины «Конституционно-правовые основы оперативно-розыскной деятельности» являются объективные закономерности, обусловливающие необходимость применения оперативно-розыскными органами специальных сил, средств, методов (гласных и конфиденциальных) для защиты человека, общества и государства от преступных посягательств. Кроме теоретических знаний, учебная дисциплина включает в себя знания эмпирического свойства. Предметом учебного курса являются оперативно-розыскная теория и практика оперативно-розыскных органов. Закономерности, составляющие предмет учебного курса, классифицируют путем объединения в две подсистемы: 1) общие, характеризующие общественные отношения в ОРД, которые подлежат соответствующему правовому регулированию (прежде всего возникающие в связи и по поводу совершения преступления и необходимости его обнаружения); 2) специальные и частные осуществления оперативно-розыскного процесса и отдельных оперативно-розыскных процедур. Таким образом, в круг изучаемых в рамках курса вопросов входят те, которые касаются сущности ОРД, правового регулирования общественных отношений в ОРД, возникающих в связи с совершением преступления и необходимостью его конспиративного обнаружения, юридического статуса субъектов ОРД, основных правил осуществления поведенческих актов в ОРД, включая ОРМ, реализации результатов ОРД. Предмет этого курса предопределяет его содержание, которое, в свою очередь, требует системного изложения, обеспечивающего наиболее глубокое уяснение новой юридической дисциплины (для открытых высших образовательных учреждений). Учебный курс включает в себя тематику, содержащую научный анализ характера и содержания ОРД, нормативных предписаний оперативно-розыскного законодательства, а также практику правовой регламентации сыскной работы за рубежом и т.д Тема 1
«Понятие и значение оперативно-розыскной деятельности» План (4 часа) 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее содержание, внутренние разновидности функции и формы осуществления. 2. Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности. 3. Соотношение оперативно-розыскной деятельности со смежными видами деятельности. 4. Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности, их система и значение. 5. Содержание принципов оперативно-розыскной деятельности. 6. Оперативно-розыскная деятельность как наука и открытая учебная дисциплина.
1. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее содержание, внутренние разновидности функции и формы осуществления. Различают определение оперативно-розыскной деятельности, изложенное в законе (официальное, или нормативное) и выработанное оперативно-розыскной теорией (научное, или доктринальное). Законодатель изложил определение ОРД в ст. 1 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон) [1]. В соответствии с ней ОРД – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Законом (далее – органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Наконец, ОРД - разновидность деятельности государства. Только государство, в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль над реализацией законодательных норм в ОРД. Однако одного легитимного определения ОРД явно недостаточно для ее познания как части юридической государственной деятельности. В научной литературе единства о понятии современной ОРД не достигнуто. Основываясь на понимании ОРД как разновидности социально полезной человеческой профессиональной деятельности (вида общественной практики) ее можно определить как комплексный вид государственной профессиональной сыскной деятельности, содержанием которой является система поведенческих актов ее участников, осуществляемых в соответствии с Законом, как правило, негласно, для достижения целей и решения задач, в нем предусмотренных. В определении ОРД можно выделить две группы признаков: субъективные и объективные. Субъективные признаки динамичны, подвижны. Они могут меняться в зависимости от воли законодателя. К ним относятся: установление той или иной (узкой или широкой) цели такой деятельности; условие регулирования общественных отношений в ОРД на уровне закона (всех или их части - большей или меньшей); запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение ОРМ); определение пределов гласности (или конспиративности) в ОРД; и др. В свою очередь, группа объективных признаков определения ОРД складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания ОРД (в частности, ее публичный характер).
Общими типичными признаками ОРД являются ее социальная обусловленность, государственно-политический, профессионально-сыскной и правоохранительный характер, а также удостоверительно-поисковая направленность. Кроме того, рассматривая ОРД как частный случай социально полезной деятельности можно выделить такие ее основные черты, как предметность, целесообразность, упорядоченность, избирательность, системность, планомерность, самоорганизованность и др. Особо подчеркнем, что ОРД по своей природе - это политическая, исторически конкретная деятельность. Содержание ОРД есть система взаимосвязанных и взаимообусловленных обязательных (сущностных) и факультативных элементов, связей и отношений. Цепочку этих элементов составляют: субъекты, непосредственно осуществляющие ОРД, которые в одной из форм ОРД принимают решения, осуществляют ОРМ, применяют оперативно-розыскные меры и средства ОРД на основе оперативно-розыскного законодательства и в соответствии с принципами ОРД посредством решения задач ОРД и тактики ОРД, воздействуя на объект оперативно-розыскного интереса с целью защиты от преступных посягательств объектов, указанных в Законе. Все содержательные элементы ОРД сгруппированы вокруг основного элемента - субъектов ОРД и подчинены единой цели ОРД - защите от преступных посягательств объектов, указанных в Законе (жизнь и здоровье граждан, их права и свободы, собственность, общество и государство). ОРД как многоаспектная деятельность. В зависимости от понимания ОРД в широком или узком смысле слова в ней как в достаточно сложной социально-правовой системе можно выделить те или иные аспекты. Они весьма многообразны, но все же их можно систематизировать, отнеся к собственно оперативно-розыскной, социально-политической и духовной сферам общества. Различные аспекты ОРД, структурно, выглядят следующим образом: а) непосредственно практическая деятельность, направленная на применение специальных сил и средств, для защиты охраняемых объектов; б) составляющая информационной работы, предназначенной утолить информационный голод государственных органов власти; в) организационная деятельность, реализуемая в управлении практической работой оперативников; г) научная работа; д) педагогическая деятельность, призванная применять полученные наукой знания в практической деятельности ОРД. Таким образом, проявления ОРД многообразны. С учетом регулирования Законом различных правовых отношений, современная ОРД является комплексной. В ней можно выделить определенные виды, среди которых различают основные и дополнительные.
Основным видом ОРД на протяжении веков сыскным обычаем является уголовно-сыскная работа. Она предназначена для защиты от преступных посягательств и протекает в форме оперативно-розыскного процесса. Дополнительными видами современной ОРД являются: 1) удостоверительно-розыскная работа (неуголовно-правового характера). Ее функции и задачи: поиск без вести пропавших лиц (ст. 2 Закона); установление личности по неопознанным трупам и лиц, не могущих сообщить о себе сведения по возрасту пли состоянию здоровья; работа по исполнению запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств неуголовно-правового характера в соответствии с международными договорами. 2) административная оперативно-проверочная работа. Она предназначена обеспечить отдельные административно-правовые режимы с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов путем сбора о лицах данных, необходимых для принятия решения (допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность, допуск к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды, и т.п.); 3) поисково-информационная работа, неуголовно-правового характера (информационно-аналитическая разведка). Ее задачей является добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства вне непосредственных преступных посягательств. Форма осуществления ОРД есть внешнее выражение содержания данной разновидности государственной правоохранительной деятельности. Различают две взаимодополняющих формы осуществления ОРД: 1) гласную. Так, должностные лица оперативно-розыскных органов 2) негласную, или конфиденциальную. Конфиденциальность в ОРД есть, прежде всего, специфическое правовое отношение между двумя сторонами: представителем государства - оперативником и человеком, давшим согласие оказывать конфиденциальное содействие, выраженное в негласной форме осуществления ОРД. Такое отношение характеризуется наличием определенных обязанностей и прав у обеих сторон, а также соответствующей юридической ответственности. Вместе с тем конфиденциальность есть сущностной аспект ОРД, характеризующий ее как вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемый в основном секретно, негласно. Использование в воздействии на преступность негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной, защитной мерой общества и государства. Как правило, подготовку и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируют (в частности, при совершении преступлений против жизни человека и безопасности государства). Общество и государство не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему законных ОРМ, но и обязали своих представителей (оперативников и др.) осуществлять такого рода деятельность. При ином подходе было бы трудно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, совершающих умышленное преступление скрытно, с различными ухищрениями.
ОРД (в широком смысле слова) является одним из наиболее эффективных средств государства для достижения поставленной цели с помощью применения специальных сил и средств. Отсюда следует, что ОРД как определенный компонент социально-правовой системы зависит от содержания социально-политического строя общества. ОРД можно представить как системную составляющую политики государства (объект так называемой оперативно-розыскной политики), взаимосвязанную с усилиями ее участников по решению задач и достижению целей посредством применения оперативно-розыскных возможностей. Социальная роль ОРД особо проявляется в том, что она в соответствии с Конституцией в границах своего предмета предназначена обеспечивать реализацию правоохранительной (юрисдикционной) функции права, т.е. защищать присущими ей сыскными средствами человека, общество и государство от преступных посягательств.
Цели и задачи ОРД Цель ОРД есть осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направлено действие (действия) оперативника, агента и других лиц, участников ОРД. Целью ОРД является защита от преступных посягательств таких объектов, как человек (его жизнь и здоровье, права и свободы), а также собственность. Цели ОРД достигаются посредством решения задач ОРД. Направляя ОРД на достижение социально полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты. Интересы человека основной объект защиты в ОРД. Целью ОРД является также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В свою очередь под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать организацию и реализацию системы мер (различного характера, включая оперативно-розыскные) с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию и развитию Донецкой Народной Республики. Таким образом, общество и государство - очередной важнейший объект защиты в ОРД. Кроме того, с помощью возможностей ОРД государство осуществляет защиту от преступных посягательств собственности (собственность - экономическая категория, отражающая право владения имуществом). В соответствии с Конституцией защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Собственность любого законного владельца - важнейший объект защиты в ОРД. Задачи ОРД есть требующие разрешения поручения (волеизъявление, наказ) законодателя, предусмотренные Законом посредством выполнения которых достигается цель ОРД (защита от преступных посягательств). Вместе с тем под задачами ОРД понимают определенный этап в достижении цели ОРД и одновременно способ такого достижения. Задачи ОРД нормативно определены в ст. 2 Закона. Известны различные их классификации: официальная (сделанная законодателем в самом Законе) и неофициальные, проводимые учеными и специалистами. В ст. 2 Закона задачи представлены четырьмя группами: 1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и устранение лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; 2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; 3) добывание информации о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности ДНР; 4) установление имущества, подлежащего конфискации. В оперативно-розыскной теории группируют задачи с учетом различных критериев. Так, по степени реализации угроз преступных посягательств в отношении защищаемых объектов задачи ОРД классифицируют па две группы защиты: 1. Непосредственно от преступных посягательств - выявление преступлений; раскрытие преступлений; пресечение преступлений; розыск лиц (к связи с совершением преступления); 2. Опосредованно от преступных посягательств - предупреждение совершения преступлений; добывание информации о событиях или деяниях, создающих угрозу безопасности республики (государственной, военной, экономической или экологической); розыск без вести пропавшего; оперативно-проверочная работа. По функциональной направленности эти же задачи ОРД классифицируют иначе, выделяя группы: а) превентивного назначения - предупреждение совершения преступлений (общая и частная превенция); добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности ДНР; оперативно-проверочная работа; б) обнаружения - выявление преступлений и их раскрытие; в) пресечения - изъятие предметов, материалов и сообщений при проведении ОРМ; прерывание предоставления услуг связи в необходимых случаях; г) розыска лица, скрывающегося от органов дознания, следствия и суда, уклоняющегося от уголовного наказания, а также без вести пропавшего. По объему задачи ОРД классифицируют на три группы: 1) общие - всей ОРД; 2) особенные - решаемые по делу оперативного учета, в рамках оперативно-розыскной операции и т.п.; 3) частные или единичные - конкретного оперативно-розыскного действия или ОРМ. В соотношении с целями ОРД среди первых главенствующее положение занимает группа задач ОРД превентивного назначения. Только предупредив совершение общественно опасного деяния, можно полностью достигнуть цели ОРД - защиты соответствующего объекта от преступного посягательства. Все задачи ОРД взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем каждая из них автономна, имеет свое содержание, обусловленное, прежде всего, способом решения, влечет определенные юридически значимые последствия.
Содержание принципов ОРД В ст. 3 Закона выделяется 4 принципа. Это принцип законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, а также сочетания гласных и негласных методов и средств. Принцип законности означает, что все участники ОРД (оперативники, уполномоченные прокуроры, судьи, санкционирующие ОРМ, и др.) обязаны неукоснительно соблюдать требования Конституции, исполнять предписания Закона и других нормативных правовых актов в правоприменительной работе. Обеспечение законности в ОРД предполагает соблюдение порядка осуществления этой деятельности. Такой порядок включает: - осуществление ОРД исключительно субъектами, уполномоченными на то Законом (ст. 14 Закона); - соответствие ОРМ целям и задачам ОРД (ст. 2 Закона); - наличие предусмотренных Законом оснований для проведения ОРМ (ст. 7 Закона); - соблюдение, предусмотренных Законом, условий осуществления ОРМ (ст. 8 Закона) и др. Кроме того, принцип законности ОРД предполагает применение норм Закона и других нормативных правовых актов в их буквальном значении и исключает возможность их расширительного или узкого толкования как оперативниками, так и другими правоприменителями. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина непосредственно определен в ст. 5 Закона. Этот принцип пронизывает содержание всей ОРД, начиная от ее важнейшей цели - защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств - и заканчивая условиями осуществления ОРД (согласно последним запрещается, в частности, использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, наносящие ущерб жизни и здоровью людей или причиняющие вред окружающей среде). Кроме принципов указанных в Законе, существуют также принципы, выработанные оперативно-розыскной теорией. Реализация общеправового принципа гуманизма в ОРД. Гуманизм (совокупность взглядов, признающих высокое общественное призвание и поиска; забота о благе человека, уважение его достоинства) является одним из присущих ОРД общеправовых принципов. Он непосредственно не указан в законе, однако вытекает из сути оперативно-розыскной химики и содержания норм оперативно-розыскного законодательства. Принцип гуманизма в ОРД является конкретизацией закрепленного в Конституции положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обязанность государства сводится к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Именно поэтому целью ОРД является защита лиц от преступных посягательств. В ОРД принцип гуманизма отражает следующие стороны: 1) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 2) предупредительный характер ОРД; 3) осуществление ОРМ в исключительных случаях, т.е. когда иными мерами защита охраняемых интересов от преступных посягательств невозможна или объективно затруднена. Гуманизм в ОРД проявляется в приоритетности мер, принимаемых оперативно-розыскными органами, направленных на предупреждение совершения преступлений. Никакие меры оперативно-розыскного воздействия не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Кроме того, в ОРД запрещено проводить ОРМ или выносить решения, унижающие достоинство лица, приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие ему физические или нравственные страдания. Принцип гуманизма распространяется как на защищаемых в ОРД лиц, так и на всех изучаемых лиц. Принцип оперативности. Под оперативностью понимается система характеризующих ОРД качеств, в которые входят быстрота и непрерывность ОРД, активность ее участников, согласованность и массированность привлекаемых сил и средств и т.п. Оперативность состоит в том, что оперативники и иные должностные лица в ОРД обязаны (в пределах своей компетенции): проводить действенную работу по предупреждению совершения преступлений; проявлять инициативу в их обнаружении; своевременно и обоснованно заводить дела оперативного учета; предпринимать все предусмотренные законодательством в области ОРД действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершивших преступление, с целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер, предусмотренных УК, а также выяснять причины совершения преступлений и условия, способствовавшие и способствующие их совершению, и др. Этот принцип проявляется в направленности ОРД на опережение: - умышленного совершения лицами общественно опасного противоправного деяния (т.е. на предупреждение совершения преступления, обнаружение его на этапе, называемом в теории уголовно права «голым умыслом»); - умышленных действий лиц, совершивших неоконченное преступление (т.е. на пресечение преступления на стадиях приготовления и покушения); - действий лиц, совершающих длящееся преступление (т.е. на недопущение дальнейшего развития протекающей преступной деятельности). В оперативности как принципе ОРД отражена защитная функция ОРД, Принцип соразмерности (адекватности) оперативно-розыскного воздействия. Этот принцип ОРД вытекает из конституционного предписания, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Этот принцип означает, что: а) ОРД - вынужденное средство, применяемое для защиты от преступных посягательств исключительно согласно воле законодателя. ОРМ целесообразны только в том случае, когда иные законные меры (уголовно-процессуальные и др.) исчерпаны или они не действенны для обеспечения безопасности защищаемых объектов; б) характер ОРМ должен соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния, по которому оно проводится. С учетом этого принципа все ОРМ классифицируют на три категории (простые, острые и специальные).
6. ОРД как наука и открытая учебная дисциплина Еще в середине XIX - начале XX в. в России проводились научные изыскания в области сыска. Предтечей научных исследований собственно ОРД послужили работы отечественных и зарубежных криминалистов, специалистов в уголовном процессе и полицейском праве: И.Е. Андриевского, В.М. Гессена, С.А. Гисси, Г. Гросса, А.А. Квачевского, В.И. Лебедева, Н.Н. Розина, Н.М. Снегирева, Д.А. Соколовского, В.Д. Спасовича, И.Т. Тарасова, С.Н. Трегубова, И.Я. Фойницкого и др. [3]. В течение последующих почти 90 лет после свержения царизма в России защищено свыше 800 докторских и кандидатских диссертаций по различным проблемам ОРД, включая смежные (большая часть диссертаций приходится на научные школы в органах внутренних дел) и опубликовано свыше тысячи фундаментальных научных работ (одна из первых - научная диссертация на тему «Разведывательная служба в мирное и военное время» царского генерала П.Ф. Рябикова, защищенная им в Томске в 1919 г.) [4]. Для формирования оперативно-розыскной теории важны публикации в 20-х гг. прошлого века криминалистов и других специалистов: В.И. Громова, И.М. Зайцева, К.К. Звонарева, М. Кедрова, М.Е. Климова, И. Любарского, В.Л. Санчова, И.Н. Якимова и др. Определенное затишье наступило и середине 30-х - начале 50-х гг. (опустим открытые труды криминалиста Б.М. Шавера). Научные исследования в области сыска активизировались в конце 50-х - 60х гг. Основоположниками научных школ в это время стали: Е.Б. Песков - защитил кандидатскую диссертацию в 1955 г. и М.П. Карпушин - защитил докторскую диссертацию в 1966 г. «Научная школа органов госбезопасности»; А.Г. Лекарь - защитил докторскую диссертацию в 1967г.; Б.Е. Богданов - защитил докторскую диссертацию в 1970 г. «Научная школа органов внутренних дел» и В.И. Попов - защитил докторскую диссертацию в 1965 г. на тему «Розыскная деятельность при расследовании преступлений». Кроме того, важны труды отечественных криминалистов Р.С. Белкина, А.И. Винберга и др. [5]. В течение 70 - 80 гг. наука о сыске продолжала достаточно активно развиваться (особенно ее два «ведомственных крыла» - научные школы в МВД и КГБ). Бурный толчок развитию оперативно-розыскной теории был дан в начале 90х гг., когда правовое регулирование в ОРД украинским законодателем было переведено на качественно иной уровень - уровень законодательного, открытого регулирования основных правил сыска. Кроме того, с середины 90-х гг. оперативно-розыскная теория активно развивается не только учеными сыскных ведомств, но и специалистами вневедомственной правовой науки. В конечном счете теоретические изыскания на протяжении многих девятилетий, вызванные потребностями оперативно-розыскной практики, создали основу для успешного формирования единой для всех российских правоохранительных органов и спецслужб (и вневедомственных законных потребителей) оперативно-розыскной науки. Единства среди ученых о понятии оперативно-розыскной теории и ее предмете пока не достигнуто. Сложность их выделения состоит не только в относительной молодости научных знаний об отечественном сыске, но и в том, что понятие ОРД и, следовательно, науки о ней многоаспектно. Так, под ней понимаются: 1. Оперативно-розыскная - комплекс научных знаний (преимущественно юридических) о закономерностях и различных аспектах ОРД (как комплексном виде государственной сыскной правоохранительной деятельности) в их единстве и взаимосвязи, ее возникновении, развитии, современном состоянии, сущности и содержании, соотношении со смежными объектами научного изучения, перспективах, а также об аналогах за рубежом; 2. Раздел сыскной теории (науки о сыске) - комплексной отрасли научных знаний о сыскной деятельности в ДНР (сыскную теорию составляют две относительно самостоятельные общие теории: государственной сыскной деятельности и негосударственного сыска); 3. Комплексная отечественная наука, предназначенная для теоретической разработки и обоснования законного и эффективного применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в воздействии на преступность. Единой и общей оперативно-розыскной теории для всех субъектов, осуществляющих в стране ОРД, пока не создано (наиболее полно исследованы теоретические проблемы ОРД применительно к функциям органов внутренних дел и отчасти органов МГБ). Эта теория в настоящее время представляет собой переходное состояние научного знания об оперативно-розыскной практике всех субъектов ОРД от разрозненного и неполного к единому и более полному. Формируемая современная оперативно-розыскная теория - область научных знаний, призванная вооружать практику воздействия на преступность всех оперативно-розыскных органов системой научных рекомендаций, необходимых для эффективной организации и осуществления ОРД, создания правовых, организационных, информационных, методических, кадровых и ресурсных предпосылок и условий ее успешной деятельности. Система оперативно-розыскной теории на современном этапе ее формирования и дальнейшего развития может быть представлена как взаимообусловленное единство трех основных частей: а) общей - универсальные оперативно-розыскные категории, понятия, принципы, теоретические учения и концепции и т.п., а также методы их познания и развития; б) особенной - категориально-понятийный аппарат оперативно-розыскного процесса, а также процедур административной оперативно-проверочной работы и других специфических процедур неосновных видов ОРД; в) специальной - категориально-понятийный аппарат оперативно-розыскной стратегии, тактики, методики и техники. Среди принципов современной оперативно-розыскной науки можно перечислить научность, непредвзятость и объективность познания объекта и предмета исследования, гуманизм, системность, связь теории с практикой, историзм и др. Место оперативно-розыскной науки в системе юридических и иных смежных наук исторически предопределено целью и задачами ОРД. Она входит в группу наук так называемого антикриминального цикла. В эту группу отнесены науки: уголовного права и криминологии; уголовного процесса и криминалистики; уголовно-исполнительного права (материально-правовым «фундаментом» этой группы наук является уголовное право), прокурорского надзора и др. Вместе с тем оперативно-розыскная наука, основываясь на теории государства и права, тесно взаимосвязана с некоторыми другими юридическими науками (прежде всего с конституционным, административным, информационным, финансовым, таможенным и международным правом). Одновременно оперативно-розыскная теория развивается на междисциплинарном уровне с привлечением широкого спектра экономико-статистических, социологических, исторических, психологических, технических и иных знаний. Ее можно характеризовать как науку, хотя и имеющую правовое ядро, но междисциплинарную. ОРД как открытая учебная дисциплина (учебный курс) есть основанная на научных исследованиях устоявшаяся (система знаний о сущности и содержании ОРД, осуществляемой в гласной форме, служащая цели обучения специалистов в области юриспруденции (как для юристов общего профиля, так и узконаправленной юридической деятельности). Как правило, в основе учебных курсов юридических дисциплин лежит изучение той или иной отрасли права или законодательства (например, уголовного и уголовно-процессуального). Такой же подход взят на вооружение и в преподавании ОРД. Основой открытого учебного курса является нормативный правовой материал, составляющий оперативно-розыскное законодательство. Предметом открытой учебной дисциплины являются объективные закономерности, обусловливающие необходимость применения отечественными оперативно-розыскными органами специальных сил, средств, методов (гласных и конфиденциальных) для защиты человека, общества и государства от преступных посягательств. Кроме теоретических знаний, учебная дисциплина включает в себя знания эмпирического свойства. Предметом учебного курса являются оперативно-розыскная теория и практика оперативно-розыскных органов. Закономерности, составляющие предмет учебного курса, классифицируют путем объединения в две подсистемы: 1) общие, характеризующие общественные отношения в ОРД, которые подлежат соответствующему правовому регулированию (прежде всего возникающие в связи и по поводу совершения преступления (вероятно или реально) и необходимости его обнаружения); 2) специальные и частные осуществления оперативно-розыскного процесса и отдельных оперативно-розыскных процедур. Таким образом, в круг изучаемых в рамках курса вопросов входят те, которые касаются сущности ОРД, правового регулирования общественных отношений в ОРД, возникающих в связи с совершением преступления и необходимостью его конспиративного обнаружения, юридического статуса субъектов ОРД, основных правил осуществления поведенческих актов в ОРД, включая ОРМ и реализации результатов ОРД. Предмет данного курса предопределяет его содержание, которое, в свою очередь, требует системного изложения, обеспечивающего наиболее глубокое уяснение новой юридической дисциплины (для открытых высших образовательных учреждений). Учебный курс включает в себя тематику, содержащую научный анализ характера и содержания ОРД, нормативных предписаний оперативно-розыскного законодательства, а также практику правовой регламентации сыскной работы за рубежом. Изучение включенных в
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.02 с.) |