Исследование предметов и документов (п. 5 ч.1 ст. 6) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование предметов и документов (п. 5 ч.1 ст. 6)



Исследование предметов и документов - это оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в конспиративном исследова­нии предметов и документов специалистом-криминалистом или специалистом иной отрасли знания по поручению должностного лица оперативного аппарата в целях получения сведений об об­стоятельствах проверяемой информации о преступлении и решения частных задач оперативно-розыскной деятельности.

В процессе оперативно-розыскной деятельности часто возни­кает необходимость в специальных исследованиях различного рода объектов и получении таким образом новой информации о тех или иных обстоятельствах, имеющих значение для раскрытия или преду­преждения преступления. Оперативная проверка как разновидность расследования, осуществляемого непроцессуальным путем, пред­полагает использование помощи соответствующих специалистов для проведения специальных исследований.

Методики проведения таких исследований тождественны экспертным исследованиям и проводятся, как и экспертизы, специалистами в той или иной от­расли знаний. В процессе специальных исследований решаются те же вопросы, что и при проведении экспертиз. Однако исследования в оперативно-розыскной деятельности проводятся вне процессу­альной формы и не имеют доказательного значения.

Необходимость в проведении исследования предметов и до­кументов возникает при появлении в распоряжении оперативного аппарата объектов - предметов или документов, исследованием ко­торых можно получить новую оперативную информацию. К таким объектам чаще всего относятся: различного рода следы (пальцев рук, обуви, транспортных средств, взлома и т. п.), кровь, слюна, во­лосы, другие объекты биологического происхождения, различные документы. Полученная при этом новая информация является про­изводной от первоначальной, непосредственно связанной с соответствующими объектами. Тем не менее первоначальная и произ­водная информация в комплексе дают новое знание, на основе ко­торого решаются конкретные задачи оперативной проверки.

Основанием для проведения исследований предметов и доку­ментов является поручение руководителя органа, осуществляюще­го оперативно-розыскную деятельность, адресованное экспертно-криминалистическому подразделению, научно-исследовательскому учреждению или отдельному сведущему лицу в соответствующей области научного или прикладного знания. В последних случаях с учреждением или соответствующим специалистом заключается контракт на проведение исследования.

Особенностью исследования как метода оперативно-розыскной деятельности является использование методик, не связанных с уничтожением исследуемых объектов или с их качественными изменениями. Изложенное правило определяется направленностью оперативно-розыскной деятельности на последующую уголовно-процессуальную деятельность, на обеспечение процесса доказыва­ния. Исследование предметов и документов в ходе оперативно-розыскной деятельности, как правило, предшествует соответствующим видам судебных экспертиз, проводимых при производстве по уголовному делу.

Результаты исследования предметов и документов оформля­ются справкой специалиста (эксперта-криминалиста по должно­сти), проводившего исследование.

Наблюдение (п. 6 ч. 1 ст. 6)

Наблюдение - оперативно-розыскное мероприятие, состоя­щее в конспиративном (негласном) слежении субъектом оператив­но-розыскной деятельности за действиями проверяемых лиц в пе­риод их передвижения и нахождения в определенных местах в це­лях получения оперативно значимой информации и решения част­ных задач оперативной проверки (разработки).

Конспиративное наблюдение представляет собой эффектив­ный способ получения оперативным аппаратом информации, обес­печивающей решение наиболее важных задач оперативно- розыскной деятельности. В процессе наблюдения субъект опера­тивно-розыскной деятельности, как правило, непосредственно вос­принимает обстоятельства, имеющие значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Такое восприятие сопровож­дается фиксацией наблюдаемых событий, явлений или действий посредством использования соответствующей аудио-, фото- и видеоаппаратуры.

Конспиративное наблюдение может быть как непосредствен­ным, когда субъект оперативно-розыскной деятельности лично воспринимает представляющие оперативный интерес объекты, так и опосредованным, при котором слежение осуществляется с ис­пользованием электронных средств (электронное наблюдение) и просмотра соответствующих видеозаписей в целях решения опре­деленных задач оперативно-розыскной деятельности.

Инициатором наблюдения всегда выступает оперативный ра­ботник в целях решения конкретных задач оперативной проверки (разработки). Непосредственным исполнителем наблюдения может быть сам оперативный работник, отдельные граждане и должност­ные лица, а также сотрудники специализированных оперативных подразделений органов дознания по поручению оперативного ра­ботника. Организация и тактика наблюдения, осуществляемого сотрудниками специализированных оперативных подразделений органов дознания, регламентируются ведомственными норматив­ными актами.

В случае проведения наблюдения самим оперативным работ­ником последний, с разрешения руководителя оперативного аппа­рата, может привлекать к этому других оперативных работников подразделения, а также отдельных заслуживающих доверия граж­дан (внештатных сотрудников, представителей общественности и др.).

Наблюдение может вестись на улице, в общественных местах и при следовании в различных видах транспорта. Общий срок наблю­дения и его период в пределах суток определяется особенностями оперативной проверки и необходимостью решения ее отдельных задач. Так, в пределах суток наблюдение может осуществляться в рабочее время объекта наблюдения, в вечерние или ночные часы, в период нахождения объекта в определенных местах и т. п.

При подготовке к наблюдению оперативный работник должен решить вопрос о целесообразности использования тех или иных видов оперативно-технических средств, включая средства фикса­ции действий наблюдаемого. Если наблюдение проводится непо­средственно оперативным работником, то, при необходимости, к наблюдению могут привлекаться «представители общественно­сти» для их последующего использования в качестве свидетелей по уголовному делу.

Ход и результаты наблюдения, в зависимости от его исполни­телей, могут оформляться рапортом или справкой оперативного работника или другого сотрудника органа дознания, а также объяс­нениями отдельных граждан, участвующих в наблюдении, с прило­жением соответствующих фотографий, аудио- и видеозаписей. Впо­следствии отдельные материалы наблюдения могут использовать­ся в доказывании в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.005 с.)