Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация



ОРМ представляют собой один из основных источников оперативно-розыскной информации. Под оперативно-розыскными мероприятиями принято понимать предусмотренные законом действия преимущественно конспиративного характера, осуществляемые должностными лица­ми оперативных аппаратов в целях получения и проверки опера­тивной информации об обстоятельствах, имеющих значение для предупреждения и раскрытия преступлений, осуществления розы­скной работы, а также решения иных задач оперативно-розыскной деятельности.

ОРМ могут проводиться исключительно должностными лицами оперативных аппаратов в це­лях получения и проверки оперативной информации об обстоя­тельствах, представляющих оперативный интерес. Проведение ОРМ соответствующими должност­ными лицами вовсе не означает, что к участию в их проведении не могут привлекаться иные субъекты оперативно-розыскной дея­тельности. Более того, проведение оперативно-розыскных меро­приятий, как правило, предполагает участие в этих мероприятиях соответствующих лиц из числа субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Так, применение при проведении ОРМ средств оперативной техники нередко вы­зывает необходимость использования помощи специалистов, в ка­честве которых, как правило, выступают сотрудники экспертно-криминалистических подразделений органов дознания [эксперты-криминалисты). К участию в ОРМ могут привлекаться и иные специалисты (сотрудники контрольно-ревизионных органов, санитарно-эпидемиологических, экологиче­ских и иных организаций и учреждений, а также частные лица).

Особое место в проведении ОРМ занимают лица, оказывающие содействие органам, осуществ­ляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциаль­ной основе. Выполняя задания по получению или проверке опера­тивной информации, такие лица в своей деятельности невольно об­ращаются к возможностям тех или иных ОРМ (опросы, осмотры, наблюдение и т. п.). Однако орга­низатором подобных оперативно-розыскных мероприятий во всех случаях выступает сам оперативный работник.

Давая определенное задание, оперативный работник обязан инструктировать соответ­ствующих лиц о том, какие тактические приемы следует использо­вать в целях получения нужной информации, какую применять оперативную технику и как следует ее использовать при этом. Такие инструктирования охватывают обучением лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным аппаратам. Необходи­мость проведения в подобных случаях тех или иных ОРМ определяет сам оперативный работник, ориентируясь на стоящие перед ним задачи, он же несет ответст­венность за их результаты.

Изложенное со всей очевидностью свидетельствует о том, что субъектом оперативно-розыскных мероприятий во всех случаях яв­ляется сам оперативный работник. Он же, как правило, осуществля­ет документальное оформление хода и результатов проводимых оперативно-розыскных мероприятий. Иные привлекаемые к их проведению лица являются всего лишь участниками оперативно- розыскных мероприятий независимо от личного вклада в получе­ние необходимой оперативной информации.

В соответствии со ст. 6 Закона при осуществлении ОРД проводятся следующие ОРМ: 1) опрос; 2) наведение справок; 3) сбор образцов для сравнительного исследования; 4) проверочная закупка; 5) исследование предметов и документов; 6) наблюдение; 7) ото­ждествление личности; 8) обследование помещений, зданий, со­оружений, участков местности и транспортных средств; 9) кон­троль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; 10) прослушивание телефонных переговоров; 11) снятие инфор­мации с технических каналов связи; 12) оперативное внедрение; 13) контролируемая поставка; 14) оперативный эксперимент; 15) получение компьютерной информации [1].

Перечень ОРМ может быть изменен или дополнен только законом.

В специальной литературе предлагается несколько классифи­каций ОРМ:

- в зависимости от времени (продолжительности) проведения оперативно-розыскные мероприятия можно подразделять на разо­вые и длящиеся;

- в зависимости от формы проведения - на гласные и негласные;

- в зависимости от необходимости санкционирования ОРМ - на не требующие какого-либо санкционирования, требующие ведомственного санкционирования и требующие судебного решения.

Возможны и другие виды классификации.

Представляется, что наиболее удачной является классифика­ция, в основу которой положена необходимость санкционирования оперативно-розыскных мероприятий на ведомственном уровне или судом. В соответствии с этой классификацией ОРМ могут быть:

а) не требующими какого-либо санкционирования (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка и др.);

б) требующими ведомственного санкционирования (прове­рочная закупка и контрольная поставка предметов, веществ и про­дукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот ко­торых ограничен; оперативное внедрение; оперативный экспери­мент и др.);

в) требующими судебного решения (контроль почтовых от правлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи и др.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.004 с.)