Компетенция и полномочия конкретных оперативно-розыскных органов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетенция и полномочия конкретных оперативно-розыскных органов



Компетенция этих субъектов есть предусмотренная оперативно-розыскным законодательством совокуп­ность возложенных на конкретного субъекта обязанностей, предостав­ленных ему прав и возможность его привлечения к юридической ответст­венности за допущенное правонарушение.

Элементами компетенции каждого субъекта ОРД выступает взаимозависимая и взаимосвязанная совокупность:

1. Его обязанностей - круга возложенных законодателем на него дей­ствий и (или) решений для выполнения задач и достижения целей ОРД и безусловных для исполнения.

2. Его прав - круга предоставленных ему законодателем возможно­стей для надлежащего исполнения обязанностей по решению задач и дос­тижению целей ОРД.

3. Юридической ответственности - юридически значимого негатив­ного последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения физическим или юридическим лицом обязанностей, возложенных на него законом.

Основные правила определения компетенции субъектов ОРД:

- должна устанавливаться исключительно в открытых норматив­ных правовых актах, в основном законодательных;

- в нормативных правовых актах должен быть соблюден баланс обязанностей и прав конкретного субъекта ОРД;

- все связанные с реализацией обязанностей или прав действия и решения субъектов ОРД законны только при условии их направленности на решение задач и достижение целей ОРД.

Еди­ную систему оперативно-розыскных органов в ДНР образуют оперативные подразделения, определённые Законом.

 Ст. 14 Закона дает перечень подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

 Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями:

1) республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере внутренних дел;

Оперативные подразделения органов внутренних дел как субъекты ОРД руководствуются положениями оперативно-розыскного законодательства и Закона ДНР «О полиции» [2]. В соответствии с последним основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от орга­нов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, пре­дусмотренных действующим  законодательством, а милиции общественной безопасности (МОБ) - обеспечение безопасности личности, об­щественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие, преступлений, по делам о которых предварительное следствие не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции МОБ.

Криминальная милиция и милиция общественной безопасности являются органами дознания и в этом качестве обязаны выявлять и раскрывать преступления, возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия.

В отличие от органов МТБ подследственность, а значит, и опера­тивно-розыскная подведомственность ОВД, значительно более обширна и разнообразна. Работая на «своих» следователей и дозна­вателей, ОРО ОВД вместе с тем проводят ОРМ и в интересах других государственных органов, в частности органов прокуратуры, к под­следственности которых отнесено, согласно уголовно-процессуального законодательства, производство предварительного следствия по значительному числу тяжких и особо тяжких преступ­лений.

Следует отметить, что ОРО ОВД, наделенные полномочиями по осуществлению ОРД, в соответствии со структурным построением и ведомственным распределением функций имеются как в криминаль­ной милиции, так и в МОБ. В составе последней, в частности, функционируют подразделения уголовного розыска и подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, оперативно-розыскная подведомственность которых не укладывается в приведенную выше классификацию.

2) республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности.

Сущность оперативно-розыскной деятельности службы государственной безопасности ДНР изложена в ст. 1 Закона ДНР «О Министерстве государственной безопасности» [3], которая звучит так: Министерство государственной безопасности Донецкой Народной Республики (далее МГБ ДНР) является государственным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Донецкой Народной Республики, охраны Государственной границы и осуществляющий в пределах своих полномочий решения задач по обеспечению безопасности Донецкой Народной Республики.

Задачи оперативно-розыскной деятельности МГБ ДНР, согласно действующего законодательства, заключается в защите государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала ДНР, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.

 В задачи МГБ ДНР также входит предупреждение, выявление и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики и других противоправных действий, непосредственно создающих угрозу жизненно важным интересам ДНР.

МГБ ДНР согласно ст. 16 данного Закона обязана:

- осуществлять разведывательную и информационно-аналитическую работу в интересах эффективного проведения органами государственной власти и управления ДНР внутренней и внешней деятельности, решения проблем обороны, социально-экономического строительства, научно-технического прогресса, экологии и других вопросов, Связанных с национальной безопасностью ДНР;

- осуществлять мероприятия контрразведывательного обеспечения дипломатических представительств, консульских и других государственных учреждений, а также мероприятия, связанные с охраной государственных интересов в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, Безопасностью граждан ДНР за границей;

 - выявлять, пресекать и раскрывать преступления, расследование которых отнесено законодательством к компетенции МГБ ДНР, проводить дознание и следствие по этим делам; разыскивать лиц, Скрывающихся в связи с совершением указанных преступлений;

 - осуществлять контрразведывательные мероприятия с целью предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия любых форм разведывательно-подрывной деятельности против ДНР.

 Целью деятельности оперативных подразделений МГБ ДНР является обеспечение государственной безопасности как качественного состояния системы общественных отношений и государственных институтов, который характеризуется надежным функционированием органов государственной власти, что позволяет достичь защищенности национальных интересов ДНР, создать условия для обеспечения и приумножения духовных и материальных ценностей граждан ДНР.

3) органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний.

В соответствии с Положением инспекция по исполнению наказаний  является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголов­ных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняе­мых в совершении преступлений, и подсудимых, на­ходящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предос­тавлена отсрочка отбывания наказания.

Данное подразделение входит в структуру Минюста ДНР [4].

Основными задачами, требующими оперативно-розыскного обеспечения, являются:

- исполнение в соответствии с законодательст­вом ДНР уголовных наказаний, содержание под стра­жей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совер­шении преступлений, и подсудимых;

- контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

- обеспечение правопорядка и законности в УИН и в СИЗО, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС, должностных лиц и граж­дан, находящихся на территориях этих учреждений и СИЗО.

Проведение оперативно-розыскной деятельности другими подразделениями указанных органов, подразделениями других министерств, ведомств, общественными, частными организациями и лицами запрещается.

Ст. 15 Закона устанавливает, что подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны:

1) в пределах своих полномочий в соответствии с законами, составляют правовую основу оперативно-розыскной деятельности, принимать необходимые оперативно-розыскные мероприятия по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений и изобличения причин и условий, способствующих совершению преступлений, осуществлять профилактику правонарушений;

2) выполнять письменные поручения следователя, указания прокурора и постановления суда и запросы уполномоченных государственных органов, учреждений и организаций о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

3) выполнять в пределах своей компетенции запросы правоохранительных органов других государств или международных правоохранительных организаций в соответствии с законодательством ДНР, международных договоров ДНР, а также учредительных актов и правил международных правоохранительных организаций, членом которых является ДНР;

4) информировать соответствующие государственные органы об известных им фактах и данных, свидетельствующих об угрозе безопасности общества и государства, а также о нарушениях законодательства, связанных со служебной деятельностью должностных лиц;

5) осуществлять взаимодействие между собой и другими правоохранительными органами, в том числе соответствующими органами иностранных государств и международных антитеррористических организаций, с целью быстрого и полного раскрытия преступлений и изобличения виновных;

6) обеспечить с привлечением других подразделений безопасности работников суда и правоохранительных органов, лиц, оказывающих помощь, способствуют оперативно-розыскной деятельности, лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников этих лиц.

Ст. 16 Закона устанавливает права подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность:

1) проводить гласно и негласно оперативно-разыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Донецкой Народной Республики;

2) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность;

3) использовать в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;

5) создавать в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Законом.

Кроме того, при наличии предусмотренных ст. 6 Закона оснований,  оперативным подразделениям для выполнения задач ОРД предоставляется право:

1) опрашивать лиц с их согласия, использовать их добровольную помощь;

2) проводить контрольную и оперативную закупку и поставки товаров, предметов и веществ, в том числе запрещенных для обращения, у физических и юридических лиц независимо от форм собственности с целью выявления и документирования фактов противоправных деяний;

3) ставить в установленном законом порядке вопроса о проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью или другими видами хозяйственной деятельности индивидуально, и принимать участие в их проведении;

 4) знакомиться с документами и данными, характеризующих деятельность предприятий, учреждений и организаций, изучать их, за счет средств, выделяемых на содержание подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, изготавливать копии с таких документов, по требованию руководителей предприятий, учреждений и организаций - исключительно на территории таких предприятий, учреждений и организаций, а с разрешения суда - истребовать документы и данные, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов, с оставлением копий таких документов и описания изъятых документов лицам, у которых они истребованы, и обеспечением их сохранности и возврата в установленном порядке. Изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных документов запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом;

5) проводить операции по захвату преступников, прекращению преступлений, разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц;

6) посещать жилые и другие помещения с согласия их владельцев или жителей для выяснения обстоятельств содеянного или о готовящемся преступления, а также собирать сведения о противоправной деятельность подозреваемых или лиц, относительно которых осуществляется проверка;

7) негласно проявлять и фиксировать следы тяжкого или особо тяжкого преступления, документы и другие предметы, которые могут быть доказательствами подготовки или совершения такого преступления, или получать разведывательную информацию, в том числе путем проникновения оперативного работника в помещения, транспортные средства, на земельные участки;

8) осуществлять проникновение в преступную группу негласного работника оперативного подразделения или лица, которое сотрудничает с последним, с сохранением в тайне достоверных данных об их личности.

9) снимать информацию с каналов связи, применять другие технические средства получения информации;

10) контролировать путем отбора по отдельным признакам телеграфно-почтовые отправления;

11) осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото-, кино-и видеосъемки, оптических и радиоприборов, других технических средств;

12) иметь гласных и негласных штатных и внештатных работников;

13) устанавливать конфиденциальное сотрудничество с лицами на принципах добровольности;

14) получать от юридических и физических лиц бесплатно или за вознаграждение информацию о преступлениях, готовящихся или совершенных, и угрозу безопасности общества и государства;

15) использовать с согласия администрации служебные помещения, транспортные средства и другое имущество предприятий, учреждений, организаций, а так же с согласия лиц - жилье, другие помещения, транспортные средства и имущество, которые им принадлежат;

16) создавать в целях конспирации предприятия, организации, использовать документы, которые зашифровывают лицо или ведомственную принадлежность работников, помещений и транспортных средств оперативных подразделений;

17) создавать и применять автоматизированные информационные системы;

18) применять средства физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие на основаниях и в порядке, установленных действующим законодательством ДНР.

При применении оперативно-розыскных мероприятий работники оперативных подразделений обязаны учитывать их соответствие степени общественной опасности преступных посягательств и угрозе интересам общества и государства.

В случаях нарушения прав и свобод человека или юридических лиц в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также в случае, если причастность к правонарушению лица, относительно которого осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия, не подтвердилась,

МГБ ДНР, а также МВД ДНР обязаны безотлагательно восстановить нарушенные права и возместить причиненные материальные и моральные убытки в полном объеме.

 

Лица, содействующие ОРД

Со­действие - это деятельное участие в чьих-либо делах с целью облегчить, помочь, поддержка в какой-нибудь деятельности. Содействие в осуществ­лении ОРД есть оказываемая определенному оперативно-розыскному орга­ну (в лице его представителя — оперативника) в решении задач ОРД помощь людьми, которые не являются кадровыми оперативными сотрудни­ками данного оперативно-розыскного органа.

Все многообразные случаи проявления содействия в зависимости от осознанного волеизъявления сторон сводятся к двум принципиально различным разновидностям:

1. Одностороннее (инициативное) содействие. В нем человек созна­тельно изъявляет желание каким-либо образом помочь оперативно-розыскному органу и самостоятельно, без согласования с представителем того органа оказывает ее: заявляет в милицию о совершенном преступле­нии, анонимно звонит оперативнику с сообщением каких-либо сведений и т.п.;

2. Двустороннее содействие. В нем и «посторонний» человек, и представитель оперативно-розыскного органа - оперативник осознанно выражают обоюдное согласие на оказание конкретным лицом помощи в осуществлении ОРД. Процесс обоюдного волеизъявления заключается в привле­чении лица оперативником к оказанию содействия.

В соответствии с оперативно-розыскным законом таким лицом признается дееспособный человек, изъявивший желание оказывать помощь в осуществлении ОРД (подготовке или проведении ОРМ и др.), которую оперативно-розыскной орган принял.

В соответствии с нормами Закона этим лицом может стать исключительно лицо, привлеченное к осуществлению ОРМ (в целом ОРД), т.е. для факта признания содействия необходимо не только желание самого лица, но и принятие решения представителя оперативно-розыскного органа (оперативника) на привлечение этого лица к содействию.

Привлечение означает побуждение лица принять участие в осуществлении ОРМ. Отсюда следует, во-первых, что предложение об оказании помощи должно исходить, как правило, от оперативно-розыскного органа и, во-вторых (самое существенное), что окончательное решение о целесо­образности использования лица в ОРД принимает только оперативно-розыскной орган (в лице его соответствующих должностных лиц), но не привлекаемое лицо (он предварительно дает согласие на это).

Таким образом, привлечение - двусторонняя правовая связь между лицом, изъявившим желание оказывать содействие, и представителем вла­сти - оперативником, в которой окончательное решение на ее установле­ние принадлежит оперативно-розыскному органу (в лице оперативника).

Лицо, привлеченное к осуществлению ОРД, становится субъектом ОРД со всеми вытекающими из этого факта правовыми последствиями. Этот человек становится субъектом ОРД в связи с тем, что наделяется соответствующими обязанностями и правами в области осуществления ОРД, несет определенную юридическую ответственность за недобросовестное выполнение взятых обязательств. Кроме того, такое лицо находится под защитой государства (ст. 19 Закона).

Однако привлекать к осуществлению ОРД разрешено далеко не каждого. Выработаны жесткие правила, в которых определены основание и условия для привлечения лица к содействию в осуществлении ОРД.

В соответствии с Законом единственным основанием для привлечения лица к участию в ОРД является основанная на принципах ОРД и норма­тивно определенная законодателем объективная необходимость достиже­ния цели и решения задач ОРД.

Общие условия привлечения конкретного человека к участию в ОРД выработаны оперативно-розыскной теорией и нормативно определены в Законе. Среди этих общих условий выделяют два вида:

а) основные, или обязательные. Их выполнение обязательно при привлечении любого лица;

б) факультативные, которые относятся только к лицам, изъявившим желание оказывать помощь на конфиденциальной основе.

Основными условиями привлечения лиц к участию в ОРД выступают следующие три:

1) допустимость привлечения только физических лиц;

2) обязательность привлечения лица в индивидуальном порядке;

3) наличие согласие лица.

Классификация лиц, привлеченных к участию в ОРД. В зависимо­сти от различных критериев среди лиц, привлеченных к оказанию содейст­вия в осуществлении ОРД, выделяют те или иные группы.

По направлениям задействования в осуществлении ОРД выделяют группы лиц:

- оказывающих помощь в получении информации или принятии мер
оперативно-розыскного пресечения для достижения целей и решения задач
ОРД (агенты, доверительный оперативный контакт и др.).

- привлеченных для использования их специальных знаний, навыков и умений в каком-либо искусстве, науке или ремесле (специалист, перево­дчик и т.п.), а равно для использования имеющихся у них средств и т.п. (например, использование жилого помещения граждан для конспиративных встреч с агентами);

- привлеченных в качестве «сторонних наблюдателей», т.е. для использования их помощи по фиксации поведения изучаемых лиц (при реализации в уголовном процессе результатов ОРД эти лица могут стать свидетелями).

По степени участия в ОРД, значимости оказания помощи различают следующие группы лиц:

1. Основную - агент, содержатель явочной квартиры, доверенное лицо и др.;

2. Вспомогательную - дружинник, доверительный оперативный контакт, специалист, переводчик и др.

По форме оказания содействия в осуществлении ОРД выделяют группы лиц, которые оказывают:

- только негласное или конфиденциальное содействие - конфиденты;

- только гласную помощь - дружинник и др.;

- как негласное, так и гласное содействие (смешанная форма содействия) - специалист, переводчик и др.

В зависимости от сложности организационно-правовых связей между лицом, привлеченным к содействию, и оперативно-розыскным органом различают две группы лиц:

а) оказывающие содействие в простой форме. Может быть реализована как гласно, так и негласно (помимо конфиденциального сотрудничества);

б) оказывающие содействие в сложной форме - конфиденциальное сотрудничество. Всегда реализуется только негласно.

По способам (этапам) задействования различают следующие группы лиц:

1) участников в подготовке определенного поведенческого акта в ОРД (ОРМ, меры пресечения и др.);

2) непосредственных участников в проведении ОРМ или другого поведенческого акта в ОРД (например, участие в засаде).

По длительности содействия (прежде всего в зависимости от срока решения конкретной задачи ОРД) известны группы лиц, оказывающих разовое оказание помощи (однократное) и продолжаемое содействие - эпизодическое или периодическое ока­зание помощи (например, ее оказывает лицо, состоящее на оперативном контакте).

 

Лица, защищаемые в ОРД

Лицо, защищаемое в ОРД (другое название - защищаемое лицо), есть физическое или юриди­ческое лицо, права, свободы и законные интересы которого подлежат защите от преступных посягательств посредством осуществления ОРД в силу непосредственного указания на то в оперативно-розыскном законо­дательстве или обращения в оперативно-розыскной орган с законным тре­бованием о своей защите.

Это лицо является носителем причинообразующего фактора, так как именно для защиты соответствующих субъектов от преступных посягательств ОРД и предназначена. Только необходимость защиты человека и общества от преступлений (прежде всего от тех, которые совершают тайно, с различными ухищрениями) вызывает к жизни функционирование ОРД как специфического «инструмента» государства в лице уполномоченных на то оперативно-розыскных органов и других субъектов ОРД.

Защищаемое лицо является субъектом ОРД. Понятие этого субъекта ОРД образуют следующие основные признаки:

- физическое или юридическое лицо;

- физическое лицо, которому угрожает преступное посягательство и которое обратилось в соответствующий оперативно-розыскной орган;

- юридическое лицо может стать субъектом оперативно-розыскной защи­ты только в случае преступного посягательства на его законные интересы;

- используются оперативно-розыскные возможности, основанные на нормах оперативно-розыскного законодательства;

- лицо с момента его признания защищаемым лицом становится носителем соответствующих прав и обязанностей.

Основание для признания кого-либо лицом, защищаемым в ОРД. Для того чтобы признать кого-либо защищаемым в ОРД лицом, необходи­мо наличие специального юридического факта. Таким фактом выступает наличие угрозы преступного посягательства на лицо и его обращение в соответствующий оперативно-розыскной орган с просьбой о защите;

Физическим лицом, которое подлежит защите в ОРД, может стать каждый человек (гражданин), для жизни, здоровья, прав и свобод которо­го возникла угроза преступного свойства. Это воз­можно и необходимо с учетом норм Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства [5].

Всех защищаемых лиц классифицируют на физических и юридических, а также в зависимости от степени реализации угрозы преступного посягательства (от минимальной степени реализации угрозы до максимальной). В последнем случае они делятся на лиц:

- подлежащих защите от потенциальной угрозы преступного посягательства;

- защищаемых от реальной угрозы совершения преступления (в отношении них преступная угроза была частично реализована). Должно сущест­вовать посягательство на интересы конкретного лица, причем посягательст­во должно быть общественно опасным, иметься в наличии и быть реальным (действительным);

- в отношении которых угроза совершения преступления была полностью реализована, т.е. преступление окончено. Так, у владельца похи­щен автомобиль, а похититель скрылся, поэтому возникнет необходи­мость розыска лица, совершившего преступление.

В ОРД защищаемых лиц следует отличать от иных субъектов, которые ни при каких обстоятельствах не могут стать защищаемым лицом, не теряя своего юридического статуса (напри­мер, от изучаемых лиц).

В иных сферах юридической деятельности, кроме ОРД, в частности контрразведывательной, также известны субъекты защиты. Однако юридическая характеристика лиц, подлежащих оперативно-розыскной защите, отличается от характеристики субъектов, защищаемых в контрразведыва­тельной деятельности. Если первые являются субъектами ОРД в связи с наделением их законодателем соответствующими полномочиями, то вторые ее субъектами, как правило, не выступают.

Кроме того, защищаемые в ОРД лица подлежат защите исключительно от преступных посягательств, а в контрразведывательной - от любого посягательства, угрожающего инте­ресам защищаемого субъекта (например, подлежат защите все жизненно важные интересы государства).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.057 с.)