Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прокуратура, как орган уполномоченный проводить прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
В соответствии с действующим законодательством далеко не все прокуроры уполномочены осуществлять прокурорский надзор за ОРД. Согласно ч. 1 ст. 22 Закона прокурорский надзор за его исполнением осуществляют: 1) Генеральный прокурор ДНР; 2) уполномоченные им прокуроры. Уполномоченный прокурор есть должностное лицо прокуратуры, наделенное законодателем государственно-властными полномочиями по надзору за исполнением законов государственными органами и непосредственно уполномоченное Генеральным прокурором ДНР надзирать за исполнением законов в ОРД. Уполномочивает определенных прокуроров проводить прокурорский надзор за ОРД Генеральный прокурор ДНР. Прокурорский надзор за ОРД возлагается на военных и прокуроров, прокуроров городов, районов, других территориальных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре ДНР - на заместителей Генерального прокурора ДНР, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями. Надзор за исполнением Закона осуществляют прокуроры: территориальные - в отношении соответствующих территориальных органов внутренних дел; военные - в отношении соответствующих органов МГБ, в войсках, в территориальных органах МГБ - только по материалам в отношении военнослужащих, военнообязанных, призванных на учебные и поверочные сборы, лиц гражданского персонала; Полномочия прокуроров по надзору за исполнением Закона составляют круг их предмета ведения и соответствующих взаимосвязанных обязанностей и прав. В соответствии с законом «О прокуратуре Донецкой Народной Республики» предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является: 1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 2) соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; 3) соблюдение порядка выполнения ОРМ и проведения расследования; 4) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД (о проведении и (или) прекращении ОРМ; рассекречивании данных, полученных в ходе ОРМ; заведении и (или) прекращении дела оперативного учета; представлении результатов ОРД органу дознания (дознавателю), следователю или в суд; нормативной правовой защите оперативников и лиц, оказывающих содействие в осуществлении ОРД);
5) исполнение предписаний Закона, включая рассмотрение жалоб на оперативно-розыскные органы [5]. В содержание надзорной деятельности входит также применение прокурором предусмотренных законом мер реагирования (внесение представления, принесение протеста, отмена незаконного постановления, возбуждение дисциплинарного производства, возбуждение уголовного дела) на выявленные нарушения закона. Среди средств предупреждения преступлений, связанных с ненадлежащим применением норм Закона, используют предостережение о недопустимости нарушения закона, которое может быть вынесено прокурором в случае и в порядке согласно закона «О прокуратуре ДНР». Одним из способов реагирования прокурора на нарушения Закона является представление прокурора об устранении допущенного нарушения Закона. Прокурор вносит это представление в оперативно-розыскной орган (его должностным лицам), который компетентен устранить нарушение Закона (в течение одного месяца должны быть приняты меры по устранению допущенного нарушения, выявлению и устранению причин и условий, способствбвавших ему, а о результате письменно доведено прокурору). В круг данных, которые не входят в предмет прокурорского надзора. входят сведения о лицах: а) внедренных в организованные преступные группы; б) штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД; в) оказывающих содействие в ОРД на конфиденциальной основе. Информация о них представляется соответствующим прокурорам только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. На прокуроров обязанности в ОРД возложены законом «О прокуратуре ДНР», Законом, а также УПК. Полномочия прокурора носят исключительный характер, установленный законодателем и не могут дополняться каким-либо должностным лицом, включая Генерального прокурора ДНР (например, в его приказах).
Законом предусмотрены следующие обязанности уполномоченного прокурора в ОРД: - рассматривать жалобы; - принимать меры по восстановлению прав лиц; - проверять законность решений оперативно-розыскного органа; - обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представляемых ему документах и материалах; - проверять исполнение требований о приеме, регистрации и реализации заявлений и сообщений о преступлениях, а также об исчезновении без вести пропавших лицах (не реже одного раза в месяц). Права уполномоченного прокурора в ОРД: - требовать объяснения от соответствующих должностных лиц по поводу нарушений ими федерального закона, а также от иных лиц, которым известны обстоятельства нарушения; - давать указания оперативно-розыскному органу: по уголовному делу, находящемуся в его производстве; в письменной форме - о проведении ОРМ по уголовному делу, принятому им к производству; - затребовать (в письменной форме) необходимые оперативно-служебные документы (дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств и др.), учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные акты. В случае незаконного отказа в представлении документов в зависимости от обстоятельств такой отказ должен расцениваться как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору предписывается в этих случаях при наличии оснований принимать меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном порядке к ответственности, вплоть до уголовной; - опротестовывать противоречащие Закону решения руководителей оперативно-розыскных органов (например, незаконное и необоснованное постановление); - выносить постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (при наличии к тому оснований); - требовать привлечение лица, нарушившего Закон, к иному виду юридической ответственности, помимо уголовной (посредством возбуждения уголовного дела). Вместе с тем следует учитывать, что решением Генерального прокурора ДНР уполномоченным прокурорам предписано при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от их нарушений должностными лицами, осуществляющими ОРД, и проведении проверок по другим основаниям использовать определенные федеральным законом методы прокурорского надзора: давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам ОРМ, расширении их комплекса или требовать их прекращения; 2) требовать письменные объяснения от оперативников, допустивших нарушение действующего законодательства при проведении ОРМ; 3) опротестовывать противоречащие закону ведомственные нормативные акты, а также незаконные и необоснованные решения руководителей оперативно-розыскных органов, включая постановление о передаче результатов ОРД следователю и органу дознания; 4) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами оперативно-розыскных органов; 5) требовать от руководителей оперативно-розыскных органов отстранения подчиненных им оперативников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими действующего законодательства.
Уполномоченный прокурор не вправе участвовать в осуществлении любого ОРМ или самому его готовить или проводить. Различают два повода прокурорского надзора за ОРД: 1) в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заявление и др.) о нарушении закона оперативно-розыскным органом (его должностным лицом); 2) по инициативе уполномоченного прокурора. Оба вида законны и требуют соответствующего реагирования со стороны оперативников. Нормативно предписано проводить проверки установленного порядка осуществления ОРД и законности принимаемых при этом решений: а) по жалобам граждан и обращениям должностных лиц; б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора; в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора; г) в других случаях с учетом состояния законности в ОРД и отсутствия положительных результатов по выявлению и раскрытию преступлений, розыску обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.
Тема 6 «Зарубежный опыт законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности» План 1. Характеристика государственного розыска в странах с англо-саксонской правовой системой. 2. Характеристика государственного розыска в странах с континентальной правовой системой. 3. Сыскное сотрудничество между государствами – участниками Содружества Независимых Государств.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.150 (0.014 с.) |