Прокуратура, как орган уполномоченный проводить прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прокуратура, как орган уполномоченный проводить прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью



В соответ­ствии с действующим законодательством далеко не все прокуроры уполномочены осуществлять прокурорский надзор за ОРД. Согласно ч. 1 ст. 22 Закона прокурорский надзор за его исполнением осуществляют:

1) Генеральный прокурор ДНР;

2) уполномоченные им прокуроры.

Уполномоченный прокурор есть должностное лицо прокуратуры, наделенное законодателем государственно-властными полномочиями по надзору за исполнением законов государственными органами и непосредственно уполномоченное Генеральным прокурором ДНР надзирать за испол­нением законов в ОРД.

Уполномочивает определенных прокуроров проводить прокурорский надзор за ОРД Генеральный прокурор ДНР.

Прокурорский надзор за ОРД возла­гается на военных и прокуроров, прокуроров городов, районов, других территориальных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре ДНР - на заместителей Генерального прокурора ДНР, Главного военного прокурора и его заместителей, начальни­ков управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями.

Надзор за исполнением Закона осуществляют прокуроры:

территориальные - в отношении соответствующих территориаль­ных органов внутренних дел;

военные - в отношении соответствующих органов МГБ, в войсках, в территориальных органах МГБ - только по материалам в отношении военнослужащих, военно­обязанных, призванных на учебные и поверочные сборы, лиц гражданско­го персонала;

Полномочия прокуроров по надзору за исполнением Закона составляют круг их предмета ведения и соответствующих взаимосвязанных обязанностей и прав.

В соответствии с законом «О прокуратуре Донецкой Народной Республики» предме­том надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является:

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

2) соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

3) соблюдение порядка выполнения ОРМ и проведения расследования;

4) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД (о проведении и (или) прекращении ОРМ; рассекречивании данных, полученных в ходе ОРМ; заведении и (или) прекращении дела оперативно­го учета; представлении результатов ОРД органу дознания (дознавателю), следователю или в суд; нормативной правовой защите оперативников и лиц, оказывающих содействие в осуществлении ОРД);

5) исполнение предписаний Закона, включая рассмот­рение жалоб на оперативно-розыскные органы [5].

В содержание надзорной деятельности входит также применение прокурором предусмотренных законом мер реагирования (внесение представ­ления, принесение протеста, отмена незаконного постановления, возбужде­ние дисциплинарного производства, возбуждение уголовного дела) на вы­явленные нарушения закона.

Среди средств предупреждения преступлений, связанных с ненадлежащим приме­нением норм Закона, используют предостережение о недопустимости нарушения закона, которое может быть вынесено прокурором в случае и в порядке согласно закона «О прокуратуре ДНР».

Одним из способов реагирования прокурора на нарушения Закона является представление прокурора об устранении допущенного нарушения Закона. Проку­рор вносит это представление в оперативно-розыскной орган (его должностным лицам), который компетентен устранить нарушение Закона (в течение одного месяца должны быть приняты меры по устранению допущенного нарушения, выявлению и устранению причин и условий, способствбвавших ему, а о результате письменно доведено прокурору).

В круг данных, которые не входят в предмет прокурорского надзора. входят сведения о лицах:

а) внедренных в организованные преступные группы;

б) штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД;

в) оказывающих содействие в ОРД на конфиденциальной основе. Информация о них представляется соответствующим прокурорам только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требую­щих их привлечения к уголовной ответственности.

На прокуроров обязанности в ОРД возложены законом «О прокуратуре ДНР», Законом, а также УПК. Полномочия прокурора носят исключительный характер, уста­новленный законодателем и не могут дополняться каким-либо должностным лицом, включая Гене­рального прокурора ДНР (например, в его приказах).

Законом предусмотрены следующие обязанности уполномоченного прокурора в ОРД:

- рассматривать жалобы;

- принимать меры по восстановлению прав лиц;

- проверять законность решений оперативно-розыскного органа;

- обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представляемых ему документах и материалах;

- проверять исполнение требований о приеме, регистрации и реализации заявлений и сообщений о преступлениях, а также об исчезновении без вести пропавших лицах (не реже одного раза в месяц).

Права уполномоченного прокурора в ОРД:

- требовать объяснения от соответствующих должностных лиц по поводу нарушений ими федерального закона, а также от иных лиц, которым известны обстоятельства нарушения;

- давать указания оперативно-розыскному органу: по уголовному де­лу, находящемуся в его производстве; в письмен­ной форме - о проведении ОРМ по уголовному делу, принятому им к про­изводству;

- затребовать (в письменной форме) необходимые оперативно-служебные документы (дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с исполь­зованием оперативно-технических средств и др.), учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные акты.

В случае незаконного отказа в представлении документов в зависимости от обстоя­тельств такой отказ должен расцениваться как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору предписывается в этих случаях при наличии основа­ний принимать меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном по­рядке к ответственности, вплоть до уголовной;

- опротестовывать противоречащие Закону решения руководите­лей оперативно-розыскных органов (например, незаконное и необоснован­ное постановление);

- выносить постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (при наличии к тому оснований);

- требовать привлечение лица, нарушившего Закон, к иному виду юридической ответственности, помимо уголовной (посредством возбужде­ния уголовного дела).

Вместе с тем следует учитывать, что решением Генерального прокурора ДНР уполномоченным прокурорам предписано при восстановлении на­рушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от их нарушений должностными лицами, осуществляющими ОРД, и проведении проверок по другим основаниям использовать определенные федеральным законом методы прокурорского надзора:

давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам ОРМ, расширении их комплекса или требовать их прекращения;

2) требовать письменные объяснения от оперативников, допустивших нарушение действующего законодательства при проведении ОРМ;

3) опротестовывать противоречащие закону ведомственные нормативные акты, а также незаконные и необоснованные решения руководителей опера­тивно-розыскных органов, включая постановление о передаче результатов ОРД следователю и органу дознания;

4) вносить представления об устранении нарушений зако­на, допущенных должностными лицами оперативно-розыскных органов;

5) требовать от руководителей оперативно-розыскных органов отстранения подчиненных им оперативников от дальнейшего ведения оператив­ных проверок в случае нарушения ими действующего законодательства.

Уполномоченный прокурор не вправе участвовать в осуществлении любого ОРМ или самому его гото­вить или проводить.

Различают два повода про­курорского надзора за ОРД:

1) в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заявление и др.) о нарушении закона оперативно-розыскным органом (его должностным лицом);

2) по инициативе уполномоченного прокурора.

Оба вида законны и требуют соответствующего реагирования со стороны оперативников.

Нормативно предписано проводить проверки установленного порядка осуществления ОРД и законности принимаемых при этом решений:

а) по жалобам граждан и обращениям должностных лиц;

б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора;

в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;

г) в других случаях с учетом состояния законности в ОРД и отсутствия положительных результатов по выявлению и раскрытию преступлений, розыску обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

 

Тема 6

«Зарубежный опыт законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности»

План

1. Характеристика государственного розыска в странах с англо-саксонской правовой системой.

2. Характеристика государственного розыска в странах с континентальной правовой системой.

3. Сыскное сотрудничество между государствами – участниками Содружества Независимых Государств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.150 (0.014 с.)