![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рабочая программа коррекционно- развивающей деятельности учителя-логопедаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Г. Саки СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы 1.3. Подходы к формированию Программы 1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы 1.5. Формы реализации Программы 1.6. Целевые ориентиры. Планируемые результаты освоения Программы детьми с РАС II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Направления работы учителя-логопеда 2.1.1. Мониторинг речевого развития 2.1.2. Задачи коррекционно-развивающей деятельности 2.2. Содержание коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в зависимости от группы детей с РАС 2.2.1. Примерное перспективно-календарное планирование с детьми первой и второй группы (дети с отрешенностью от внешнего мира и дети с отвержением внешнего мира)
2.2.2. Примерное перспективно-календарное планирование с детьми третьей и четвертой группы (дети с замещением внешней среды и дети со сверхтормозимостъю окружающей среды) III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности 3.2. Организация предметно-пространственной развивающей среды 3.2.1. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды 3.3.Учебно-методические комплекты, используемые в коррекционно- развивающей деятельности учителя-логопеда (рекомендуемый список) 3.3.1.Для первого года обучения 3.3.2.Для второго года обучения 3.3.3.Для третьего года обучения 3.3.4.Для четвёртого года обучения 3.4. Взаимодействие с семьями воспитанников I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Рабочая программа учителя-логопеда по коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1015» разработана в соответствии с: -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013 г.);
-Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»: · образовательным программам дошкольного образования; · «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования" (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.11.2013 г. № 6241). Данная рабочая программа (РП) для детей дошкольного возраста с РАС разработана на основе: -Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи «Коррекция нарушений речи"(авт. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, А.В.Лагутина) -Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)с 3 до 7 лет. (авт.Н.В.Нищева) -Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. (Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П.) -Коррекционноразвивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. (Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.)
Главная цель разработки программ для детей с РАС в ДОО - это их интеграция в общество, чтобы они имели равные права вместе с другими детьми. Малыши, которые посещали дошкольное учреждение, потом гораздо легче адаптируются к новым условиям и находят контакт с окружающими. Рабочая Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется: · на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира; · на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности. В основе Рабочей Программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
Целевые ориентиры В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Планируемые результаты освоения Программы детьми младшего дошкольного возраста с РАС Ребенок: · способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками; · проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова; · понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи; · понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями; · различает лексические значения слов и грамматических форм слова; · называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами; · участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами); · рассказывает двустишья и простые потешки; · использует для передачи сообщения слова, простые предложения, · состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами; · произносит простые по артикуляции звуки; · воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. Планируемые результаты освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста с РАС Ребенок: · проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо(конкретной) цели; · понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств. · употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств и качеств; · использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией; · различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи; · использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами; · пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ; · составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта; · различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки; · владеет простыми формами фонематического анализа; · использует различные виды интонационных конструкций.
Ребенок: Планируемые результаты освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста с РАС · обладает сформированной мотивацией к школьному обучению; · усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира; · употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные; · умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; · умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого); · правильно употребляет грамматические формы слова(продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели);
· умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова; · умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов; · составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания; · умеет составлять творческие рассказы; · осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам; · владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза; · владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»; · осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных); · умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений; · знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить; · правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом); · воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста). II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Содержание коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в зависимости от группы детей с РАС 2.2.1. Примерное перспективно-календарное планирование с детьми первой и второй группы (дети с отрешенностью от внешнего мира и дети с отвержением внешнего мира)
Коррекционно-логопедическая работа определяется образовательным маршрутом, учитывающим уровень речевого развития, возрастными и индивидуально – типологическими особенностями развития детей. У детей (безречевых) основное значение придается стимулированию речевой активности. Учитель-логопед должен сформировать мотивационный компонент речевой деятельности, развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности: восприятие, внимание, память, мышление. Осуществлять формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира является одной из важных задач.
Детей необходимо научить понимать название предметов, действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни. Дети должны научиться выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями. Формирование импрессивной речи направлено на пополнение речевого запаса, на дифференциацию понятий лексических значений слов и грамматических форм. Необходимо развивать у детей сенсомоторные функции, формировать механизмы речевой деятельности, стимулировать звукоподрожания и общения с помощью аморфных слов корней, формировать первые формы слов. Логопедическая работа с деть ми, имеющими, определенный словарный запас, направлена на актуализацию и систематизацию речевого материала, которым дети владеют. Необходимо совершенствовать сенсомоторные функции, формирование механизмов речевой деятельности. С этими детьми тоже проводится работа по развитию понимания речи, накоплению и уточнению понятий, дифференциации значения слов. Вместе с тем нужно закреплять умения детей правильно и отчетливо называть предметы, действия, признаки, качества и состояния, а также умение отвечать на вопросы, самостоятельно модулировать собственные речевые высказывания. В ходе логопедической работы должны совершенствоваться импрессивный и экспрессивный словарь, звукопроизношение, звуконаполняемость и слоговая структура слов, фонематическое восприятие, навыки словообразования и словоизменения. У детей владеющих фразовой ре чью, в процессе работы над активной речью большое внимание уделяется формированию умения пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ, элементарными навыками пересказа, диалогической речи. Вместе с тем продолжать закреплять умения детей называть предметы, действия, признаки, качества и состояния, а также умение отвечать на вопросы, самостоятельно модулировать собственные речевые высказывания. Дети должны овладеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно – ласкательных и увеличительных форм существительных и проч. У детей вырабатывается умение использовать в спонтанном общении слова различных лексико – грамматических категорий (существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений), а также грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Совершенствуется формирование анализа и синтеза звукового состава слова, отрабатываются первоначальные навыки чтения и печатание некоторых букв, слогов, слов. Большое значение для коррекции речевых нарушений имеет создание речевой среды, обеспечивающей развитие способности детей взаимодействовать, активно вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. Задача логопеда – стимулировать, поддерживать, поощрять, направлять речевую активность детей, их желание общаться с помощью слова.
Одним из основных направлений логопедической работы с воспитанниками, имеющими нарушение интеллекта является развитие коммуникативной функции речи в процессе расширения возможностей участие детей в диалоге, формирование монологической речи.
Орган изация коррекционно -развивающей работы учителя-логоп еда с деть ми с интеллект уа льной недостаточностью легкой степени
Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальной недостаточностью планируется с учётом результатов логопедического обследования. Индивидуальная работа планируется с учетом установленного нарушения речи, а также общего развития конкретного ребенка. Она проводится по отдельному плану и расписанию. Причём индивидуальная работа носит опережающий характер, т.к. основная их цель - подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях. На индивидуальных занятиях проводится работа по: 1) активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; 2) подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков; 3) постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов. Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей: · развитие понимания речи; · активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка; · развитие произносительной стороны; · развитие самостоятельной фразовой речи. Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.
Младшая группа. Примерное перспективно-календарное планирование коррекционно-развивающей деятельности Сентябрь – обследование речи и неречевых психических функций детей. Заполнение речевых карт. Наблюдение за детьми в режимные моменты. I кварт ал (октябрь, ноябрь) Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. 1. Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки. 2. Воспитание слухового внимания, чувства ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками. 3. Развитие зрительного внимания, умения различать контрастные по размеру и цвету игрушки, предметы. Звуковая культура речи. 1. Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков [у], [а], [о], [и]. 2. Развитие длительного речевого выдоха на материале гласных и их сочетаний. 3. Развитие интонационной выразительности речи, модуляция голоса на материале звукоподражаний. Лексика. 1. Формирование умения вслушиваться в речь. 2. Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов, обозначающих части тела и лица, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. 3. Обучение соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением. 4. Обучение пониманию смысла сюжетных картинок. 5. Обучение пониманию двухступенчатых инструкций. 6. Формирование речи как средства общения. Воспитание потребности в речевом общении. 7. Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения (игрушки, обувь, одежда). Лексически е т емы: 1. Семья. 2. Игрушки. 3. Овощи. 4. Фрукты. 5. Человек. Части тела. 6. Одежда. Развитие речевого общения. 1. Стимулирование детей к составлению и использованию в речи предложений из 2-3 слов. 2. Обучение договариванию за взрослым слов о словосочетаний в потешках, упражнениях, стихотворениях. Развитие мелкой моторики. 1. Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (4 части с горизонтальными и вертикальными разрезами). 2. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковых гимнастиках. 3. Обучение играм со строительным материалом. Сооружение несложных построек по образцу и представлению.
Неделя Октябрь
Неделя
Неделя
Неделя
Неделя Ноябрь
Неделя
Неделя
II кварт ал (декабрь, январь, февраль) Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. 1. Совершенствование умения различать неречевые звуки. 2. Воспитание слухового внимания при слушании тихо, громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. 3. Развитие внимания к ритмической основе, слоговой структуре слова. Звуковая культура речи. 1. Воспитание речевого диафрагмального дыхания. Формирование длительного плавного выдоха. 2. Развитие силы и динами голоса. 3. Пение гласных звуков [а],[о],[у],[и],[э], их слияний, слогов с согласными звуками [м],[п],[б],[д],[т],[н] + их мягкие варианты, звукоподражаний. 4. Активизация движений речевого аппарата. 5. Воспитание умеренного темпа речи. Лексика. 1. Дальнейшее развитие пассивного словаря существительных. 2. Закрепление понимания обобщающих понятий. 3. Активного усвоение глагольного словаря. 4. Развитие понимания грамматических форм речи: ед. и мн. число существительных и глаголов настоящего времени, предложные конструкции с простыми предлогами. 5. Обучение пониманию вопросов по сюжетной и предметной картинам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой. 6. Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных и односложных словах. 7. Развитие словаря существительных по изучаемым темам. 8. Формирование глагольного словаря за счёт активного усвоения инфинитива и повелительного наклонения глаголов. 9. Пополнение словаря за счёт прилагательных (цвет, свойства, размер). 10. Введение в речь местоимений, наречий, числительных. Простых предлогов и союза И. Лексически е т емы: 1. Зима. 2. Зимние забавы. 3. Новый год. Ёлка. 4. Зимующие птицы. 5. Домашние птицы. 6. Домашние животные. 7. Дикие животные. Развитие мелкой моторики. 1. Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (4 части с горизонтальными и вертикальными разрезами). 2. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковых гимнастиках. 3. Обучение играм со строительным материалом. Сооружение несложных построек по образцу и представлению.
Неделя Декабрь
Неделя
Январь С 10 по 25 января – проводится промежуточный мониторинг уровня речевого развития воспитанников, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия с учителем- логопедом, для оценки состояния качества коррекционной деятельности, выявления возможных проблем и своевременного внесения изменений в индивидуальную программу воспитанника.
Неделя
Неделя
Неделя Февраль
Неделя
III кварт ал (март, апрель, май) Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. 1. Обучение различению звуковых сигналов, состоящих из 3-4 звуков. 2. Развитие чувства ритма и темпа. 3. Воспитание слухоречевой памяти. 4. Воспитание зрительного внимания и памяти. Звуковая культура речи. 1. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и плавного длительного ротового выдоха. 2. Развитие речевого подражания, пение гласных, их слияний, слогов с согласными. 3. Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса. 4. Воспитание правильного умеренного темпа речи. 5. Развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на основе подражательной деятельности. 6. Активизация движений речевого аппарата. Лексика. 1. Продолжение работы по расширению пассивного словаря. Повторение и закрепление пройденного: закрепление и дифференциация ед. и мн. числа существительных и глаголов. 2. Обучение пониманию пространственных отношений предметов, выраженных предлогами НА, В, ПОД, ИЗ, ОКОЛО, ОТ, ЗА. 3. Обучение пониманию предлогов С, БЕЗ. 4. Закрепление обобщающих понятий. 5. Различение противоположных по значению прилагательных. 6. Обучение пониманию наречий, выражающих пространственные отношения. 7. Уточнение имеющегося словаря сущ. и его обогащение. 8. Формирование глагольного словаря. 9. Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качество предметов. 10. Обогащение активного словаря наречиями. Лексически е т емы: 1. Мамин праздник. 2. Мебель. 3. Посуда. 4. Дом. 5. Весна. 6. Насекомые. 7. Цветы. Лето. Развитие мелкой моторики. 1. Совершенствование умения сооружать несложные постройки по образцу и представлению. 2. Обучение составлению узоров и фигур из палочек, мозаики, геометрических фигур по образцу. 3. Закрепление навыков работы с разрезными картинками из 3-4 частей со всеми видами разрезов. 4. Продолжение работы с кубиками, пирамидками, матрёшками. 5. Развитие мелкой моторики в дидактических играх, игровых упражнениях, пальчиковых гимнастиках.
Неделя Март
Неделя
Неделя
Неделя
Неделя Апрель
Неделя
Неделя
Неделя
Май С 15 по 31 мая – проводится итоговый мониторинг уровня речевого развития воспитанников, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия с учителем- логопедом.
Неделя
Неделя
Неделя
Неделя
Средняя группа. Примерное перспективно-календарное планирование коррекционно-развивающей деятельности Сентябрь – обследование состояния речи. Выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение речевых карт. Звукопроизношение 1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов. 2. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, ку-ку, га-га-га, гав-гав и т.д. 3. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции нарушенных звуков. Лексика 1. Обобщить и расширить представления детей по данным темам. 2. Учить детей устанавливать простейшие связи. 3. Пополнять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по темам. Лексически е т емы: 1. Осень. Деревья. 2. Огород. Овощи. 3. Сад. Фрукты 4. Игрушки. 5. Одежда. 6. Обувь. 7. Мебель. ОКТЯБРЬ
|