Мониторинг речевого развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мониторинг речевого развития



ЦЕЛЬ: определение уровня развития ребенка и планирование коррекционно- развивающей работы.

Мониторинг речевого развития ребёнка позволяет:

дать точное и полное логопедическое заключение; установить степень выраженности нарушения; системно подходить к анализу нарушения; выявить первооснову дефекта речи либо его вторичность; определить относительно сохранные функции и процессы; выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.

Мониторинг речевого развития детей осуществляется по следующим сферам:

· познавательная деятельность (включает когнитивное развитие и развитие речи);

· мелкая моторика (под этим термином подразумевается ручная моторика);

· эмоционально-волевая сфера.

Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей применяется диагностический пакет, разработанный учителем- логопедом дошкольных учреждений.

Диагностический пакет включает: методику проведения мониторинга, перечень используемого материала и протокол.

Ход мониторинга речевого развития каждого ребенка отражается в протоколе. Результаты мониторинга и логопедическое заключение фиксируются в речевой карте.

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Логопедическое обследование проводится ежегодно:

с 1 по 30 сентября – проводится диагностический мониторинг уровня речевого развития всех воспитанников дошкольных отделений;

с 10 по 25 января – проводится промежуточный мониторинг уровня речевого развития воспитанников, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия с учителем- логопедом, для оценки состояния качества коррекционной деятельности, выявления возможных проблем и своевременного внесения изменений в индивидуальную программу воспитанника.

с 15 по 31 мая – проводится итоговый мониторинг уровня речевого развития воспитанников, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия с учителем- логопедом.

 

В ходе мониторинга  изучаются компоненты речевой системы:

· Фонематическое восприятие.

· Артикуляционная и мелкая моторика.

· Звукопроизносительная сторона речи.

· Навыки звукового анализа.

· Лексико- грамматический строй речи.

· Понимание логико-грамматических отношений.

· Связная самостоятельная речь.

 

Часто учитель-логопед осуществляет первый шаг первичной диагностики - наблюдение за ребенком. Этот метод дает возможность составить первичные представления о ребенке. Поэтому методу наблюдения отводится определяющая роль в поиске критериев дифференциальной диагностики.


Исследуя сферу общения, учителю-логопеду необходимо обратить внимание на визуальный контакт, особенности комплекса оживления, узнавание близких, формирование привязанности к близким людям, реакцию на нового человека, контакт с детьми, отношение к физическому контакту, реакцию на словесные обращения, отсутствие отклика на имя, избирательность ответных реакций на речь, отсутствие адекватного жеста, поведение в одиночестве, отношение к окружающему.

 

2.1.2. Задачи коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда Задачи:

1) определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы;

2) разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка специалистами при освоении общеобразовательной программы (на основе диагностических данных);

3) организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка, который испытывает трудности в освоении общеобразовательной программы дошкольного образования.

4) определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы;

5) разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка специалистами при освоении общеобразовательной программы (на основе диагностических данных);

6) организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка, который испытывает трудности в освоении общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

Коррекционная ра бота с деть ми учителя -логоп еда направлена на реш е ние задач:

 

· Дифференциация  речевых  нарушений,  обусловленных  аутизмом  и сопутствующими синдромами;

· Установление эмоционального контакта с ребенком;

· Активизация речевой деятельности;

· Формирование  и  развитие  спонтанной  речи  в  быту и  в  игре;  развитие  речи  в обучающей ситуации;

· Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

· Формирование правильного произношения  (воспитание  артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);

· Развитие навыков связной речи.

 

Содержание коррекционно-развивающей работы через непосредственно образовательную деятельность распределено в течение учебного года по периодам с учётом возрастных особенностей детей.

 

Содержание коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в зависимости от группы детей с РАС

2.2.1. Примерное перспективно-календарное планирование с детьми первой и второй группы

(дети с отрешенностью от внешнего мира и дети с отвержением внешнего мира)

 


Коррекционно-логопедическая  работа  определяется  образовательным маршрутом,  учитывающим  уровень  речевого  развития,  возрастными  и индивидуально – типологическими особенностями развития детей.

 У детей (безречевых) основное значение придается стимулированию речевой активности. Учитель-логопед должен  сформировать  мотивационный  компонент речевой деятельности, развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности: восприятие, внимание, память, мышление.  Осуществлять  формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия  предметов  и  явлений, элементарных  обобщений в  сфере предметного мира является одной из важных  задач.

Детей необходимо научить  понимать  название  предметов,  действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни. Дети должны научиться выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями.

Формирование импрессивной речи  направлено  на  пополнение  речевого  запаса, на дифференциацию понятий лексических значений слов и грамматических форм. Необходимо развивать у детей сенсомоторные функции,  формировать  механизмы речевой деятельности, стимулировать звукоподрожания и общения с помощью аморфных слов корней, формировать первые формы слов.

Логопедическая работа с деть ми, имеющими, определенный словарный запас, направлена на актуализацию и систематизацию речевого материала, которым дети владеют. Необходимо совершенствовать сенсомоторные функции, формирование механизмов речевой деятельности. С этими детьми тоже проводится работа  по развитию понимания речи, накоплению и  уточнению  понятий,  дифференциации значения слов. Вместе с тем нужно закреплять умения детей правильно и отчетливо называть предметы, действия, признаки,  качества  и  состояния,  а  также  умение отвечать на вопросы,  самостоятельно  модулировать  собственные  речевые высказывания.

В ходе логопедической работы должны совершенствоваться импрессивный и экспрессивный словарь, звукопроизношение, звуконаполняемость и слоговая структура слов, фонематическое  восприятие, навыки словообразования и словоизменения.

У детей владеющих фразовой ре чью, в процессе работы над активной речью большое внимание уделяется формированию умения пользоваться  в  самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ, элементарными навыками пересказа, диалогической речи. Вместе с тем продолжать закреплять умения детей называть предметы, действия, признаки, качества и состояния, а также умение отвечать на вопросы, самостоятельно модулировать  собственные речевые высказывания.

Дети должны овладеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно – ласкательных и увеличительных форм существительных и проч. У детей вырабатывается умение использовать в спонтанном общении слова различных лексико – грамматических категорий (существительных, прилагательных, глаголов, наречий,  местоимений),  а  также  грамматически  правильно  оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами  языка.  Совершенствуется формирование анализа и синтеза звукового состава слова, отрабатываются первоначальные навыки чтения и печатание некоторых  букв, слогов, слов.

Большое значение для коррекции речевых нарушений имеет создание речевой среды, обеспечивающей развитие способности детей взаимодействовать, активно вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. Задача логопеда – стимулировать, поддерживать, поощрять, направлять  речевую  активность  детей, их  желание  общаться с помощью слова.


Одним из основных направлений логопедической работы с воспитанниками, имеющими нарушение интеллекта  является  развитие  коммуникативной  функции  речи в процессе расширения возможностей участие детей в диалоге, формирование монологической речи.

 

Орган изация коррекционно -развивающей  работы  учителя-логоп еда

с деть ми с интеллект уа льной недостаточностью легкой степени

 

Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальной недостаточностью  планируется  с  учётом  результатов логопедического обследования.

Индивидуальная работа планируется с учетом установленного нарушения речи, а также общего развития конкретного ребенка. Она проводится по отдельному плану и расписанию.

Причём индивидуальная работа носит опережающий характер, т.к. основная  их цель -  подготовить  детей  к  активной  речевой  деятельности  на  подгрупповых занятиях.

На индивидуальных  занятиях  проводится работа по:

1) активизации и  выработке    дифференцированных движений   органов артикуляционного аппарата;

2) подготовке артикуляционной базы для  усвоения отсутствующих  звуков;

3) постановке  отсутствующих  звуков, их  различению  на  слух  и  первоначальному этапу автоматизации на  уровне слогов, слов.

Содержание  логопедических занятий определяется задачами  коррекционного обучения детей:

· развитие понимания речи;

· активизация  речевой  деятельности  и  развитие  лексико-грамматических  средств языка;

· развитие произносительной стороны;

· развитие самостоятельной фразовой речи.

Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.018 с.)