Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мониторинг речевого развития
ЦЕЛЬ: определение уровня развития ребенка и планирование коррекционно- развивающей работы. Мониторинг речевого развития ребёнка позволяет: дать точное и полное логопедическое заключение; установить степень выраженности нарушения; системно подходить к анализу нарушения; выявить первооснову дефекта речи либо его вторичность; определить относительно сохранные функции и процессы; выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы. Мониторинг речевого развития детей осуществляется по следующим сферам: · познавательная деятельность (включает когнитивное развитие и развитие речи); · мелкая моторика (под этим термином подразумевается ручная моторика); · эмоционально-волевая сфера. Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей применяется диагностический пакет, разработанный учителем- логопедом дошкольных учреждений. Диагностический пакет включает: методику проведения мониторинга, перечень используемого материала и протокол. Ход мониторинга речевого развития каждого ребенка отражается в протоколе. Результаты мониторинга и логопедическое заключение фиксируются в речевой карте. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Логопедическое обследование проводится ежегодно: с 1 по 30 сентября – проводится диагностический мониторинг уровня речевого развития всех воспитанников дошкольных отделений; с 10 по 25 января – проводится промежуточный мониторинг уровня речевого развития воспитанников, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия с учителем- логопедом, для оценки состояния качества коррекционной деятельности, выявления возможных проблем и своевременного внесения изменений в индивидуальную программу воспитанника. с 15 по 31 мая – проводится итоговый мониторинг уровня речевого развития воспитанников, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия с учителем- логопедом.
В ходе мониторинга изучаются компоненты речевой системы:
· Фонематическое восприятие. · Артикуляционная и мелкая моторика. · Звукопроизносительная сторона речи. · Навыки звукового анализа. · Лексико- грамматический строй речи. · Понимание логико-грамматических отношений. · Связная самостоятельная речь.
Часто учитель-логопед осуществляет первый шаг первичной диагностики - наблюдение за ребенком. Этот метод дает возможность составить первичные представления о ребенке. Поэтому методу наблюдения отводится определяющая роль в поиске критериев дифференциальной диагностики. Исследуя сферу общения, учителю-логопеду необходимо обратить внимание на визуальный контакт, особенности комплекса оживления, узнавание близких, формирование привязанности к близким людям, реакцию на нового человека, контакт с детьми, отношение к физическому контакту, реакцию на словесные обращения, отсутствие отклика на имя, избирательность ответных реакций на речь, отсутствие адекватного жеста, поведение в одиночестве, отношение к окружающему.
2.1.2. Задачи коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда Задачи: 1) определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы; 2) разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка специалистами при освоении общеобразовательной программы (на основе диагностических данных); 3) организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка, который испытывает трудности в освоении общеобразовательной программы дошкольного образования. 4) определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы; 5) разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка специалистами при освоении общеобразовательной программы (на основе диагностических данных); 6) организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка, который испытывает трудности в освоении общеобразовательной программы дошкольного образования.
Коррекционная ра бота с деть ми учителя -логоп еда направлена на реш е ние задач:
· Дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;
· Установление эмоционального контакта с ребенком; · Активизация речевой деятельности; · Формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации; · Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; · Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия); · Развитие навыков связной речи.
Содержание коррекционно-развивающей работы через непосредственно образовательную деятельность распределено в течение учебного года по периодам с учётом возрастных особенностей детей.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в зависимости от группы детей с РАС 2.2.1. Примерное перспективно-календарное планирование с детьми первой и второй группы (дети с отрешенностью от внешнего мира и дети с отвержением внешнего мира)
Коррекционно-логопедическая работа определяется образовательным маршрутом, учитывающим уровень речевого развития, возрастными и индивидуально – типологическими особенностями развития детей. У детей (безречевых) основное значение придается стимулированию речевой активности. Учитель-логопед должен сформировать мотивационный компонент речевой деятельности, развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности: восприятие, внимание, память, мышление. Осуществлять формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира является одной из важных задач. Детей необходимо научить понимать название предметов, действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни. Дети должны научиться выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями. Формирование импрессивной речи направлено на пополнение речевого запаса, на дифференциацию понятий лексических значений слов и грамматических форм. Необходимо развивать у детей сенсомоторные функции, формировать механизмы речевой деятельности, стимулировать звукоподрожания и общения с помощью аморфных слов корней, формировать первые формы слов. Логопедическая работа с деть ми, имеющими, определенный словарный запас, направлена на актуализацию и систематизацию речевого материала, которым дети владеют. Необходимо совершенствовать сенсомоторные функции, формирование механизмов речевой деятельности. С этими детьми тоже проводится работа по развитию понимания речи, накоплению и уточнению понятий, дифференциации значения слов. Вместе с тем нужно закреплять умения детей правильно и отчетливо называть предметы, действия, признаки, качества и состояния, а также умение отвечать на вопросы, самостоятельно модулировать собственные речевые высказывания. В ходе логопедической работы должны совершенствоваться импрессивный и экспрессивный словарь, звукопроизношение, звуконаполняемость и слоговая структура слов, фонематическое восприятие, навыки словообразования и словоизменения. У детей владеющих фразовой ре чью, в процессе работы над активной речью большое внимание уделяется формированию умения пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ, элементарными навыками пересказа, диалогической речи. Вместе с тем продолжать закреплять умения детей называть предметы, действия, признаки, качества и состояния, а также умение отвечать на вопросы, самостоятельно модулировать собственные речевые высказывания.
Дети должны овладеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно – ласкательных и увеличительных форм существительных и проч. У детей вырабатывается умение использовать в спонтанном общении слова различных лексико – грамматических категорий (существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений), а также грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Совершенствуется формирование анализа и синтеза звукового состава слова, отрабатываются первоначальные навыки чтения и печатание некоторых букв, слогов, слов. Большое значение для коррекции речевых нарушений имеет создание речевой среды, обеспечивающей развитие способности детей взаимодействовать, активно вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. Задача логопеда – стимулировать, поддерживать, поощрять, направлять речевую активность детей, их желание общаться с помощью слова. Одним из основных направлений логопедической работы с воспитанниками, имеющими нарушение интеллекта является развитие коммуникативной функции речи в процессе расширения возможностей участие детей в диалоге, формирование монологической речи.
Орган изация коррекционно -развивающей работы учителя-логоп еда с деть ми с интеллект уа льной недостаточностью легкой степени
Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальной недостаточностью планируется с учётом результатов логопедического обследования. Индивидуальная работа планируется с учетом установленного нарушения речи, а также общего развития конкретного ребенка. Она проводится по отдельному плану и расписанию. Причём индивидуальная работа носит опережающий характер, т.к. основная их цель - подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях. На индивидуальных занятиях проводится работа по: 1) активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; 2) подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков; 3) постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов. Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей: · развитие понимания речи; · активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка; · развитие произносительной стороны; · развитие самостоятельной фразовой речи. Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.018 с.) |