Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании.



Известно, что многообразная двигательная деятельность человека, какой бы сложной она не была, осуществляется в форме последовательно выполняемых конкретных двигательных действий. Само двигательное действие представляет собой способ решения двигательной задачи. Одно и то же двигательное действие может быть выполнено человеком в двух качественно различных формах либо в форме умения, либо в форме навыка. Эти формы принципиально отличаются друг от друга, главным образом, степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Двигательное умение можно определить, как способность человека выполнять двигательное действие, концентрируя внимание на основе техники, т.е. на самом движении.

Основные признаки двигательного умения:

1.Двигательное действие выполняется под обязательным контролем сознания, что требует, определенной сосредоточенности внимания на его технике. В связи с этим центральная нервная система утомляется быстрее, чем при выполнении привычных движений.

2.Движение выполняется с излишними мышечными затратами, отдельные фазы или элементы согласованы между собой еще недостаточно. Поэтому двигательная задача ни экономичностью, ни тем более результативностью не отличается.

3.Движение в форме умения неустойчиво и ненадежно. Пока еще продолжается поиск наилучших способов решения двигательной задачи. Техника выполнения уточняется и совершенствуется.

4.Прочность запоминания недостаточно высока, зато повышена отрицательная роль сбивающих факторов (шум, утомление, другие условия и т.д.).

Все эти особенности двигательного умения во многих случаях вызывают необходимость его перевода в более совершенную форму владения техникой движения – на уровень двигательного навыка.

Продолжительность перевода умения в навык в целом индивидуальна и зависит от следующих факторов и их сочетаний:

- двигательная одаренность (врожденные способности) и двигательный опыт ученика;

- возраст ученика. Дети осваивают движения быстрее, чем взрослые;

- координационная сложность двигательного действия; профессиональная компетенция преподавателя. Высокое совершенство владения методикой обучения сокращает сроки перевода умения в навык;

- уровень мотивации, сознательности, активности и критического мышления ученика – обязательное условие успешного и быстрого освоения движения.

В связи с тем, что первые три причины носят, в общем-то, объективный характер, решающая роль, определяющая не только сроки, но и качество освоения двигательных действий, принадлежит, во-первых, преподавателю, владеющему современной методикой обучения, во-вторых, ученику, активно желающему серьезно освоить движение. При этом в связке «учитель-ученик» роль учителя остается главной – он либо обеспечит, сформирует у ученика положительную мотивацию к серьезной работе, либо это не сделает, что в итоге скажется на результате обучения.

Двигательный навык появляется у человека после многократных повторений двигательного умения, когда движение становится привычным и может стабильно выполняться.

Двигательный навык – это способность человека выполнять двигательное действие автоматически, т.е. без значительного контроля сознания за его техникой. В связи с этим навык считается высшей формой владения техникой движения.

Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями в рамках внедрения ВФСК ГТО среди широких слоев населения.

1. Планирование самостоятельных занятий.

2. Формы и организация самостоятельных занятий.

3. Методика самостоятельных тренировочных занятий.

4. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.

5. Особенности занятий для женщин.

Основные понятия: формы самостоятельных занятий, мотивация выбора.

1. Планирование самостоятельных занятий.

Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под руководством преподавателей.

Перспективные планы самостоятельных занятий целесообразно разрабатывать на весь период обучения, т.е. на 4-6 лет. В зависимости от состояния здоровья, медицинской группы, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности студенты могут планировать достижение различных результатов по годам обучения в вузе – от выполнения зачетных требований и норм до выполнения норматива мастера спорта. Эти планы отражают различные задачи, которые стоят перед студентами, зачисленными в разные медицинские группы.

В то же время планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом направлено на достижение единой цели, которая стоит перед студентами всех медицинских групп, – сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.

2. Формы и организация самостоятельных занятий.

Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целью и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.

Подготовительная часть (разминка) делится на две части: общеразогре-вающую и специальную. Общеразогревающая часть состоит из ходьбы (2-3 мин), медленного бега (6-12 мин), общеразвивающих гимнастических упражнений на все группы мышц. Упражнения рекомендуется начинать с мелких групп мышц рук и плечевого пояса, затем переходить на более крупные мышцы туловища и заканчивать упражнениями для ног. После упражнений силового характера и на растягивание следует выполнять упражнения на расслабление.

3. Методика самостоятельных тренировочных занятий.

При проведении самостоятельных тренировочных занятий необходимо руководствоваться следующими принципами:

- принцип сознательности и активности – предполагает углубленное изучение занимающимися теории и методики спортивной тренировки, осознанное отношение к тренировочному процессу, понимание цели и задач тренировочных занятий, рациональное применение средств и методов тренировки в каждом занятии, учет объема и интенсивности выполняемых упражнений и физических нагрузок, умение анализировать и оценивать итоги тренировочных занятий;

- принцип систематичности – требует непрерывности тренировочного процесса, рационального чередования физических нагрузок и отдыха в одном занятии, преемственности и последовательности тренировочных нагрузок от занятия к занятию;

- принцип доступности и индивидуализации – обязывает планировать и включать в каждое тренировочное занятие физические упражнения, по своей сложности и интенсивности доступные для выполнения занимающимися. При определении содержания тренировочных занятий необходимо соблюдать правила: от простого к сложному, от легкого к трудному. От известного к неизвестному, а также осуществлять строгий учет индивидуальных особенностей занимающихся;

- принцип динамичности и постепенности определяет необходимость повышения требований к занимающимся, применение новых, более сложных физических упражнений, увеличение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности. Переход к более высоким тренировочным нагрузкам должен проходить постепенно с учетом функциональных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся.

Все вышеперечисленные принципы находятся в тесной взаимосвязи. Это различные стороны единого, целостного процесса повышения функциональных возможностей занимающихся.

4. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.

Чтобы быть уверенным в том, что занятия физической культурой приносят пользу, необходимо регулярно проходить медицинский осмотр и вести самостоятельный контроль за состоянием своего здоровья.

Данные самоконтроля записываются в специальную тетрадь – дневники самоконтроля. В дневнике отмечаются самочувствие, настроение, продолжительность и качество сна, аппетит, появление во время тренировок болей в мышцах, в правом и левом подреберье, в области сердца, возникновение сердцебиений, головных болей и головокружений, объемы и результаты нагрузок.

При соответствии физических нагрузок уровню подготовленности организма после занятия, несмотря на чувство усталости, самочувствие и настроение остаются хорошими.

Важным моментом в самоконтроле является наблюдение за своим весом. Следует знать, что потери в массе тела за время физических тренировок колеблются от 100 граммов до 1 кг, чаще в пределах 300-500 г. Однако масса тела, потерянная во время занятий, при правильных тренировках восстанавливается в течение ближайших суток. Лучше всего взвешиваться до и после занятий, но если такой возможности нет, то нужно взвешиваться хотя бы раз в неделю. Контролировать работу сердца следует по пульсу. Чаще всего пульс прощупывают, прижимая двумя-тремя пальцами правой руки лучевую артерию у основания большого пальца левой руки. Подсчет пульса ведут за 15-30 секунд, а затем количество ударов умножают соответственно на 4 или 2, чтобы получить количество ударов в 1 минуту. Подсчитывают пульс обычно как в покое, так и после выполнения физической нагрузки. В норме у юношей 15-17 лет, не занимающихся физическими упражнениями, пульс в покое 62-70 уд/мин., регулярно занимающихся – 50-55 уд/мин. После физической нагрузки частота пульса может увеличиваться в 2-2,5 раза по сравнению с покоем.

Нарастание числа ударов пульса в покое – неблагоприятный признак, особенно если это сочетается с падением массы тела, повышенной утомляемостью и плохим самочувствием. Это чаще всего признак переутомления или перетренировки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.011 с.)