Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении



КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

для всех специальностей

 

Екатеринбург 2016


Курс лекций по дисциплине

«Физическая культура»

 

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2016 – 64 с.

 

Составители:

Гришин Александр Васильевич, профессор кафедры физического воспитания, кандидат педагогических наук, профессор

Терентьев Алексей Евгеньевич, доцент кафедры физического воспитания, кандидат педагогических наук, доцент

Ярцева Надежда Васильевна, доцент кафедры спортивных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент

Курс лекций к программе дисциплины обсуждена на заседании кафедры физического воспитания УрГПУ

Протокол от 19.01.2016г. № 5

 

Зав. кафедрой                                 А.В. Гришин

Директор ИФК                        А.Е. Терентьев

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены.

2. Физическая культура в структуре профессионального образования.

3. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Основные понятия: физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие, психофизическая подготовка, физическая подготовленность, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания.

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены Физическая культура и спорт – это мощные социальные феномены, способные формировать и преобразовывать как социальную реальность, так и личность. Современные тенденции развития физической культуры и спорта свидетельствуют об усилении культурного и образовательного подходов в спортивной практике и организации физического воспитания. С учетом этого создаются требования общества к физической культуре и спорту.

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность

Результаты деятельности в физической культуре проявляются через физическое воспитание и образование.

Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания – педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания. Основным средством физического воспитания являются физические упражнения – двигательные действия, выполняемые для приобретения и усовершенствования физических качеств (сила, выносливость, быстрота, скорость, координационные способности), умений и двигательных навыков.

Физическое образование – приобщение человека к физической культуре, в процессе которого личность овладевает системой ценностей, знаний, творчески развивает физические способности, мировоззренческие, психические, эстетические и поведенческие качества.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания и развития студентов осуществляется на кафедре физического воспитания – это подразделение Вуза, обеспечивающее учебный процесс по физическому воспитанию студентов.

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся: укрепление здоровья и закаливание организма; гармоническое развитие тела ифизиологических функций организма; всестороннее развитие физических и психических качеств; обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Общей образовательной задачей физического воспитания является приобретение необходимого человеку объема знаний, умений и навыков в области физической культуры. В первую очередь это касается жизненно необходимых двигательных умений и навыков ходьбы, бега, прыжков, плавания, передвижения на лыжах и т.п., а также двигательных действий, полезных в трудовой, военной, бытовой или спортивной деятельности. Повышение физкультурной образованности (грамотности) студента осуществляется на теоретических, методико-практических и учебно-тренировочных занятиях по дисциплине «Физическая культура».

К воспитательным задачам физического воспитания относятся:

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом;

- развитие и совершенствование положительных качеств личности, ее морально-волевых, нравственных и эстетических начал.

Наиболее сильный воспитательный эффект оказывает использование в процессе физического воспитания занятий спортом.

Комплексное решение рассмотренных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач обеспечивается сочетанием в процессе физического воспитания занятий по основам физической культуры (массовая физкультура) с занятиями избранным видом спорта или системой физических упражнений, а также с лечебной физкультурой (для студентов специальной медицинской группы).

Для сознательного, активного участия в процессе физического воспитания и оценки его результатов важны понятия «физическое развитие», «физическая подготовленность», «функциональная подготовленность».

2. Физическая культура в структуре профессионального образования

Физическая культура – основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.

Физическая культура студента – интегральное качество личности, условие предпосылки эффективной учебно-профессиональной деятельности, обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста, цель саморазвития и самосовершенствования личности.

Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую работоспособность человека.

Физическая культура личности – термин, характеризующий образованность, физическую подготовленность и совершенство личности, отраженные в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, здоровом образе жизни.

Система физической культуры – организация физического воспитания с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации. Система физического воспитания существует в государственных и общественных формах деятельности.

Содержание обследования.

Основная цель врачебных обследований – оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма.

При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности.

При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Определяя при первичном обследовании состояние здоровья, физического развития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д.

Проводя повторные обследования, он следит по изменениям здоровья, физического развития и подготовленности за правильностью, эффективностью хода физического воспитания.

Дополнительные обследования после заболеваний и травм помогает проверить ход восстановления здоровья, после переутомлений или перетренированности – ход восстановления приспособительных механизмов, уровня работоспособности и т.д.

В результате обследования составляется заключение о состоянии здоровья, включающее указания о допустимой нагрузке и прочие сведения.

Педагогический контроль.

Методологическую основу педагогического контроля можно сформулировать как:

– определение (предварительное изучение) степени стабильности в развитии показателей физического состояния спортсмена, их значимости и влияния на процесс спортивного совершенствования;

– поиск и разработка, как отдельных тестов, так и комплексных тестирующих программ, отвечающих требованиям к информативности, надежности и объективности;

– разработка нормативных требований, норм, способов статистической и педагогической оценки результатов тестирования, контрольных испытаний.

Педагогическая деятельность в вузе предъявляет высокие требования к преподавателям всех должностных категорий кафедры физического воспитания. Непосредственная педагогическая деятельность требует от преподавателя не только глубокого знания своего предмета, но и определённой системы, последовательности действий.

Главной особенностью преподавателей физического воспитания является специфика труда. Объектом деятельности педагога служит личность студента.

При этом каждый студент обязан:

• систематически посещать учебные занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;

• проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья и физического развития, спортивной подготовленности;

• активно овладевать знаниями по основам теории и методики физического воспитания, используя соответствующую литературу;

• соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;

• самостоятельно выполнять физические упражнения, регулярно заниматься утренней гимнастикой, соблюдать необходимый недельный двигательный режим, используя консультации преподавателя;

• активно участвовать в массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе и на межвузовском уровне.

Успех преподавания зависит и от того, каким будет контакт между преподавателями и студентами.

В работе со студентами преподаватель должен уметь чётко и грамотно выражать свои мысли, внимательно наблюдать за учебной группой, чувствовать её и находить с ней общий язык, правильно использовать наглядные пособия и иллюстрировать материал.

Для успешной работы каждый педагог обязан:

• знать материал преподаваемой дисциплины в объёме программных требований, а также основные положения педагогики и психологии высшей школы;

• владеть методикой подготовки и проведения соответствующих видов практических занятий;

• чётко, ясно и грамотно излагать свои мысли;

• иметь представление о содержании и объёме материала, преподаваемого по смежным дисциплинам, и о месте физической культуры в общей системе подготовки специалиста;

•вести научную работу и владеть суммой практических навыков, необходимых специалисту для ведения учебной дисциплины;

•знать современный уровень науки и текущую литературу в объёме практических занятий;

•представлять общее развитие и тенденции в физкультуре и спорте;

• проводить консультации в пределах курса практических занятий.

Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:

• включение студента в реальную практику по творческому освоению физической культуры, её активного использования во всестороннем развитии личности;

• содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня общительности, физической подготовленности, развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов;

• овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающих философскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическую тематику.

• формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всех форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью;

• формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физкультуры и спорта;

• овладение основами семейного физического воспитания, бытовой физкультуры.

Физическое воспитание в высших учебных заведениях осуществляется в следующих формах. Учебные занятия:

• обязательные занятия (практические, теоретические, консультации), которые предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объёме четырёх часов в неделю и включаются в учебное расписание в течение всего периода обучения сверх установленного педагогического объёма учебной нагрузки;

• консультативно-методические занятия, направленные на создание для студентов методической и практической помощи в организации и проведении самостоятельных занятий физкультурой;

• индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физическую подготовку или отстающих в овладении учебным материалом, которые организуются по особому расписанию кафедры в течение учебного года, каникул, в период производственной практики;

Комплексное использование всех форм физического воспитания должно обеспечить включение физкультуры в образ жизни студентов, достижение оптимального уровня физической активности.

Требования к содержанию профессиональной направленности физического воспитания будущего педагога

Главной задачей профессионально-педагогической подготовки студентов по физической культуре вузов является формирование у будущих учителей знаний и умений по организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий с целью обеспечения необходимого двигательного режима уча­щихся, укрепления их здоровья, повышение уровня работоспособности и физической подготовленности и на этой основе снижение психологического напряжения, заболеваемости, а также усиления воспитания у учащихся волевых и нравственных качеств.

Основными задачами профессионально-педагогической подготовки студентов по физической культуре вузов являются:

- воспитание высоких нравственных качеств, формирование понятий о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, но и общественным долгом, а забота о здоровье подрастающего поколения есть гражданский долг учителя;

- воспитание у студентов требовательности к себе, в последствии к своим воспитанникам в стремлении к физическому самосовершенствованию, готовности к созидательному труду и защите Родины;

- укрепление здоровья студентов, закаливание, достижение и поддержание высокой умственной и физической работоспособности.

В процессе профессионально-педагогической подготовки по физическому воспитанию конкретизируются, закрепляются и углубляются знания студентов по основам теории и методики физического воспитания, спортивной педагогики, спортивной тренировки, гигиены и лечебной физкультуры.

В процессе занятий по физической культуре у студентов формируются умения и навыки по проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня; проведению подвижных игр на переменах и в группах продленного дня; организации и работы спортивных секций, групп ОФП, судейства спортивных соревнований в школе, организации и проведению внеклассной работы по школьному туризму; организации и проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школьных лагерях, по месту жительства.

Коренные изменения, происходящие в жизни современного общества, совершенствование форм, средств и методов школьного обучения и воспитания выдвигают повышенные требования к подготовке квалифицированных кадров. Преподаватель призван направлять и удовлетворять все более возрастающие потребности современного школьника. Нас уже не удовлетворяет лишь узкий специалист по определенной учебной дисциплине. Современный учитель должен сочетать в себе глубокие знания по преподаваемому предмету с условием широко воздействовать на ученический коллектив, воспитывая в каждом ученике не только интерес и потребность к учению, но и стремление к культуре в широком смысле слова: духовной, нравственной, физической.

Кроме того, специфические требования к профессиональной направленности физического воспитания определяются профилем факультета.

Планирование и организация профессиональной направленности практических занятий по физическому воспитанию.

В целях упорядочения организации профессиональной подготовки студентов умения, которыми они должны овладеть, целесообразно объединить в ряд логических групп, что обеспечит удобства на планирования, освоения, совершенствования и закрепления:

1)умения по выполнению команд и распоряжений по управлению строем;

2)умения по организации и проведению комплексов упражнений;

3)умения по планированию, организации и проведению подвижных игр;

4)умения по организации и проведению судейства спортивных соревнований;

5)умения организации и проведению туристского похода;

6) умения по обучению отдельным физическим упражнениям и анализу урока;

7) умение подавать команды, распоряжения, руководить и управлять строем.

Эти умения необходимы в работе учителя, воспитателя в лагерях труда и отдыха. Обучение способствует развитию и совершенствованию организаторских способностей и планируется с первых занятий. Кратко, в доступной форме студентам объясняются основные понятия о строе, его разновидностях, содержание и форма подачи команд. Объяснение сопровождается показом и закрепляется выполнением всех положений студентами.

4. Контрольные показатели по профессионально-педагогической подготовке студентов университета.

На основании рабочей комплексной программы ВУЗов по профессионально-педагогической подготовке студентов по физической культуре, учитывая рекомендации ученых и результаты накопленного опыта, предлагаются следующие контрольные показатели уровня физической культуры студентов.

1.Овладеть знаниями по основам теории и методики физического воспитания.

2.Уметь строить, выравнивать группу, произвести расчет, сдать рапорт. Уметь проводить с группой повороты и размыкания строя, перестроения на месте.

3.Уметь по заданию преподавателя показать основные упражнения для развития отдельных групп мышцу подавать команды для принятия и.п., начала выполнения упражнения, ведения подсчета в процессе их выполнения. Уметь провести с группой и объяснить назначения нескольких подготовительных упражнений.

4.Регулярно выполнять утреннюю зарядку, уметь записывать индивидуальный комплекс, объяснить и показать.

5.Знать и уметь выполнять подготовительные и специальные упражненияпо изучаемым видам спорта.

6.Знать элементы техники туризма – экипировка, укладка и транспортировка рюкзака, установка палатки, разжигание костра, приготовление пищи; уметь читать наиболее распространенные топографические знаки на карте, ходить по азимуту, владеть компасом. Принять участие в туристском походе.

7.Уметь подавать команды для начала соревнований в беге, вести протокол соревнований по бегу, обращаться с секундомером.

8.Уметь вести дневник самоконтроля дать анализ состоянию своего физического развития по данным врачебного контроля и физической подготовленности по данным контрольных испытаний.

9.Знание текущих спортивных событий на факультете, в вузе, республике.

10. Знать и уметь выполнять подготовительные и специальные упражнения по изучаемым видам спорта.

11. Знать и уметь провести с группой подвижную игру для учащихся 4-8 классов.

12.Провести поход выходного дня или лыжную вылазку с группой.

13.Регулярно выполнять утреннюю зарядку, уметь провести физкультпаузу с группой.

14.Уметь составлять индивидуальный план дополнительных занятий.

15.Уметь выполнить анализ своего физического развития и подготовленности за 2 года.

16.Знать основы судейства изученных видов спорта.

17.В период практики уметь провести с учащимися класса поход выходного дня, лыжную вылазку, шахматно-шашечный турнир, разучить комплекс утренней гимнастики.

18.Осведомленность о текущих спортивных событиях в вузе, городе, республике, стране, за рубежом.

19.Знание теоретических основ физической тренировки и умение применять их в практике самостоятельной и коллективной физической подготовки.

20.Знание медико-биологических основ физической тренировки и умение применять их при физической активности и диагностике своего состояния.

21.Убежденность в личной и общественной необходимости в систематических занятий физической культуры.

22.Овладение двигательными умениями и навыками в пределах возрастных нормативов.

23.Достижения уровня физической подготовленности, предусмотренной возрастными нормативами.

24.Знание не менее 100 физических упражнений общеразвивающего характера, в т.ч. направленных на развитие гибкости и профилактики нарушений осанки и заболеваний позвоночного столба.

25.Владение навыками организатора школьного туризма. Уметь составить план турпохода.

26.Владение навыками организатора спортивно-массовой работы в лагерях отдыха школьников.

27.Умение пользоваться техническими средствами обучения и самостоятельно организовывать с их помощью физическую нагрузку.

28.Выполнить анализ своего физического развития и подготовленности за 3 года.

29.Анализ своего физического развития и подготовленности за период обучения в вузе.

Особого внимания заслуживают студенты постоянно или временно освобожденные от практических занятий физическими упражнениями по медицинским показаниям. Этим студентам следует разъяснять, что они не освобождаются от сдачи зачета по физкультуре. Прослушав курс лекций по теории предмета, они должны сдать теоретический зачет на общих основаниях, и, кроме того, на первом курсе можно рекомендовать им с помощью преподавателя разработать комплекс лечебной физической культуры о своем заболевании.

Задачи комплекса ГТО:

·  увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;

·  формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом совершенствовании и ведении здорового образа жизни;

·  повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий.

План предусматривает три этапа внедрения комплекса:

· первый, организационно-экспериментальный этап (май 2014 г. - декабрь 2015 г.) предусматривает внедрение комплекса ГТО среди обучающихся образовательных организаций. В 2014 году комплекс ГТО внедрен в 12 субъектах Российской Федерации, перечень которых утвержден приказом Минспорта России от 9 июля 2014 г. № 574/1, исходя из наличия у субъектов опыта тестирования физической подготовленности населения.

В 2015 году внедрение комплекса ГТО будет осуществляться в 61 субъекте Российской Федерации.

Также на первом этапе предусматривается реализация организационных мероприятий во всех субъектах Российской Федерации, включая создание системы обучения кадров, электронной базы данных и интернет-портала комплекса ГТО, создание и материально-техническое оснащение Центров тестирования, а также информационно-пропагандистское, научное и методическое обеспечение для подготовки граждан, в том числе самостоятельно, к выполнению нормативов комплекса ГТО.

· второй этап (2016 г.) предусматривает внедрение комплекса ГТО среди обучающихся всех образовательных организаций страны, а также других категорий населения в отдельных субъектах Российской Федерации.

· третий этап (2017 г.) предусматривает внедрение комплекса ГТО среди всех категорий населения Российской Федерации во всех субъектах Российской Федерации.

План также предусматривает:

· совершенствование законодательной базы и разработку нормативно-правовых актов;

· научно-методическое, информационно-пропагандистское сопровождение введения комплекса;

· создание центров тестирования, включая материально-техническое оснащение;

· утверждение порядка организации тестирования для различных групп населения и награждения граждан знаками отличия комплекса;

· создание и работу физкультурно-спортивных клубов в коллективах и по месту жительства.

В 2014-2017 годах ориентировочное количество участников тестирования, осуществляющих соответствующую подготовку в рамках комплекса ГТО, должно составить 10 млн. человек.

Комплекс ГТО направлен на массовое привлечение граждан к занятиям физической культурой и спортом и приведет к положительным результатам, проявляющимся в различных аспектах социально-экономической жизни страны.

Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [3] утверждает государственные требования к уровню физической подготовленности населения на основании выполнения нормативов комплекса ГТО, оценки уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта, рекомендаций к недельному двигательному режиму.

Приказы Министерства спорта Российской Федерации «О Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [4] регламентируют создание и определяют состав и порядок деятельности Комиссии, являющейся совещательным органом при Министерстве спорта Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с введением в действие в Российской Федерации комплекса ГТО.

Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении списка субъектов Российской Федерации, осуществляющих организационно-экспериментальную апробацию внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»[5] утверждает список субъектов Российской Федерации, участвующих в организационно-экспериментальной апробации внедрения комплекса ГТО в 2014 году.

В список вошли следующие субъекты Российской Федерации:

• Белгородская область,

• Владимирская область,

• Московская область,

• Красноярский край,

• Республика Карелия,

• Республика Марий Эл,

• Республика Мордовия,

• Республика Татарстан,

• Республика Удмуртия,

• Свердловская область,

• Смоленская область,

• Ярославская область.

Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении образца и описания знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [6] утверждает образцы и описание золотого, серебряного и бронзового знаков отличия комплекса ГТО, уточняет материал для изготовления знака, размер и особенности оформления.

Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении Порядка создания Центров тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта и Положения о них» [7] регламентирует Порядок создания, устанавливает порядок организации и деятельности Центров тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта. Более подробный анализ содержания и комментарии к данному документы приведены в Главе III.

Приказ Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за организациями, осуществляющими спортивную подготовку» [8] утверждает годовую форму федерального статистического наблюдения № 2-ГТО «Сведения о реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» [9] утверждает порядок оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий.

Порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом, и иным лицам при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, включая мероприятия по тестированию населения в рамках комплекса ГТО.

Приказ Министерства труда Российской Федерации «О внесении изменений в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» [10] предусматривает изменения в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

В этот Перечень дополнительно включены компенсация работникам оплаты занятий в спортивных клубах и секциях, организация физкультурных мероприятий (таких как производственная гимнастика, лечебная физическая культура с работниками, которым по рекомендации лечащего врача она показана), устройство новых и реконструкция старых спортзалов и спортплощадок, приобретение спортинвентаря, создание физкультурно-спортивных клубов.

При этом работодатели должны выделять на такие мероприятия не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) согласно ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации. Применение положений этой статьи ограничено целевой направленностью проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Затраты на осуществление таких мероприятий могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса.

При этом эти затраты должны соответствовать критериям, установленным ст. 252 Налогового кодекса, то есть быть обоснованными и документально подтвержденными (Письмо Минфина России от 09.08.2011г.№ 03-03-06/4/95).

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, расходы на гражданскую оборону, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

В 2015 году также будет продолжена работа по обобщению опыта реализации комплекса ГТО в субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях, физкультурно-спортивных организациях. Актуальным становится формирование нормативно-правовой базы по внедрению комплекса ГТО на уровне местного самоуправления, а также разработка муниципальных планов и программ по реализации комплекса ГТО в образовательных организациях, на предприятиях, в системе малого и среднего бизнеса.

В разработке находятся нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Центров тестирования в части обеспечения судейства, порядок награждения граждан удостоверениями и знаками отличия комплекса ГТО, а также форма и положение об учетной карточке выполнения государственных требований комплекса ГТО, программа информационной поддержки комплекса ГТО и другие документы.


 

 

Кадровое обеспечение

Кадровое обеспечение работы по внедрению комплекса ГТО предполагает подготовку персонала для работы с населением по выполнению нормативов и требований комплекса ГТО. Речь идет не только об организаторах мероприятий по внедрению комплекса ГТО на федеральном, региональном или местном уровне, но и о персонале Центров тестирования, спортивных судьях и волонтерах, задействованных в процессе внедрения комплекса ГТО.

Кадровое обеспечение процесса подготовки к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО предполагает максимальное использование ресурсов государственной системы образования и ее потенциала:

· учителей физической культуры общеобразовательных организаций;

·  руководителей и преподавателей физического воспитания системы начального, среднего и высшего профессионального образования;

·  тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования спортивного и общефизического профиля;

·  руководителей физической подготовки специальных образовательных учреждений.

Указанные специалисты осуществляют деятельность по физическому воспитанию для всех категорий обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. При этом объем и продолжительность программ физического воспитания обучающихся являются необходимым, обязательным и достаточным условием для успешной подготовки последних к выполнению государственных нормативов и требований к уровню знаний и умений в области физической культуры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.095 с.)