Тема 9. Политико-правовые учения в России в XI – XVII вв. (для зфо) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Политико-правовые учения в России в XI – XVII вв. (для зфо)



Для освоения данной темы необходимо рассмотреть и детально проанализировать все вопросы, указанные в рабочей программе:

1) Общая характеристика политико-правовой мысли Древней Руси. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона – первый политический трактат. Соотношение Закона и Благодати.

2) «Поучение Владимира Мономаха». Идеальный образ государя. Даниил Заточника и его политико-правовые идеи.

3) Концепция монаха Филофея «Москва – третий Рим». Политико-правовые идеи «нестяжательства» (Нил Сорский, Вассиан Косой, Максим Грек). Их полемика с иосифлянами. Соотношение государственной власти и власти церковной.  

4) Теория царской власти Ивана Грозного. Политические идеи Ивана Курбского.

5) Политическая программа И.С. Пересветова. Принцип законности.

6) Политико-правовые взгляды Ивана Тимофеева. «Временник».

Литература:

1. Будовиц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (IX-ХVІ вв.). М., 1960.

2. Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти. Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века [Электронный ресурс]: монография/ Вальденберг В.Е. – Электрон. текстовые данные. – М.: ИД Территория будущего, 2006. – 368 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7342. – ЭБС «IPRbooks»

3. Идейно-философское наследие Илариона Киевского. М., 1986.

4. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985.

5. Томсинов В.А. История русской политической и правовой мысли. X-XVIII века [Электронный ресурс] / Томсинов В.А. Электрон. текстовые данные. М.: Зерцало, 2014. 256 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4060.— ЭБС «IPRbooks»

6. Тимофеев И. Временник. М., 1950.

 

Учебно-методические рекомендации по выполнению отдельных форм самостоятельной работы

Тестовые задания

Рекомендации по выполнению

Целью выполнения тестовых заданий является формирование у студентов навыков поиска верного ответов из нескольких вариантов, определения соответствия, либо нахождения не обозначенного ответа, расположения по определенному порядку и обоснования их в соответствии со знанием системы категорий изучаемой дисциплины и при необходимости норм действующего законодательства.

Выполнение тестовых заданий должно способствовать повышению теоретической и профессиональной подготовки студентов, лучшему освоению учебного материала, углубленному рассмотрению содержания тем дисциплины. При выполнении тестовых заданий студенты, должны показать знания накопленные за время освоения дисциплины, способности к логическому мышлению, анализу.

Приступая к выполнению тестовых заданий, студент должен, прежде всего, уяснить суть предложенного вопроса, внимательно прочитать предлагаемые ответы, проанализировать выбранный ответ с точки зрения действующего законодательства.

Тестовые задания могут предусматривать более одного варианта правильного ответа. При этом как минимум один из вариантов в каждом тестовом задании является неверным.

Примеры тестовых заданий

1. Четыре вида законов: вечный, естественный, человеческий и божественный в своем учении обосновывал:

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

г) Аристотель.

2. «Власть государя должна покоится на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти... служат хорошие законы и хорошее войско» – утверждал:

а) Гуго Гроций;

б) Николо Макиавелли;

в) Жан Боден;

г) Мартин Лютер.

3. Автором известного произведения «Об общественном договоре, или Принципы политического права» является:

а) Джон Локк;

б) Томас Гоббс;

в) Жан-Жак Руссо;

г) Шарль Монтескье.

4. По мнению Д. Локка, первое место в стране отводится власти:

а) исполнительной;

б) судебной;

в) законодательной;

г) федеративной.

Критерии оценки

Ответ на тестовое задание считается верным, когда в нем отмечены все правильные ответы.

Каждый тест оценивается по системе 0 или 0,25 балла (неправильный/правильный ответ). Итоговое количество баллов выставляется в целых числах, округление проводится по правилам математики.

 

Рефераты по дисциплине

Темы рефератов по дисциплине

1.  Римские юристы о сущности и системе права (Ульпиан, Гай, Павел, Папиниан, Модестин).

2.  Политические и правовые идеи раннего христианства:

3.  Политико-правовые воззрения Аврелия Августина (Блаженного).

4.  Политико-правовые идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси.

5. Политические и правовые учения Арабского Востока.
6. Общая характеристика идеологии Возрождения.
7. Сущность Реформации и ее значение.

8. Политические и правовые воззрения Д.Дидро.

9. Государственные взгляды К.А. Гельвеция.

10. Идеи о праве и государстве П.А. Гольбаха.

11. Политико-правовые идеи французского утопического социализма. Ж. Мелье, Э. Морелли, Г. Мабли, Г. Бабёф.

12. Политико-правовая теория И.Г. Фихте.

13. Возникновение и основные этапы развития политической мысли в России.
14. Политико-правовые воззрения Ю. Крижанича.

15. Политические и правовые взгляды Ф. Прокоповича.

16. Политические взгляды М.М. Щербатова.

17. Проект судебной реформы И.Т.Посошкова;

18. Взгляды В.Н.Татищева на организацию и осуществление правосудия.

19. К.А. Неволин о правде, праве и законе;

20. Политическая идеология славянофильства (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин).

21. Политико-правовая идеология западничества.
22. Политико-правовая идеология славянофилов.
23. Нормативная теория права.
24. Социологическая теория права.
25. Психологическая теория права.
26. Теория естественного права.
27. Теория солидаризма и институционализма.

 

Рекомендации по подготовке рефератов, эссе

Реферат это самостоятельная научно-исследовательская работа обучающегося, способствует формированию навыков исследовательской работы, приучает критически мыслить. Требованиями, которых необходимо придерживаться при написании, являются полнота изложения, информативность, объективность и достоверность зафиксированных положений из первоисточника, корректная оценка материала. В средних специальных учебных заведениях под рефератами подразумевают тематические сообщения, подготовленные учащимися.

Структура реферата:

- Титульный лист.

- Содержание или план.

- Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, даётся характеристика используемой литературы).

- Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).

- Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).

- Список литературы.

В списке литературы должно быть не менее 8-10 различных источников.

Реферат может иметь приложения (таблицы, графики, схемы).

Объем реферата от 8 до 12 страниц печатного текста.

Эссе – это самостоятельная письменная работа небольшого объема по проблемам дисциплины, написанная в свободной, индивидуально-авторской манере. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого подхода к пониманию и осмыслению проблем научного знания, а также навыков письменного изложения собственных мыслей и отношения к различным социально-психологическим и общественным явлениям.

Структура эссе содержит следующие разделы:

1. титульный лист;

2. содержание, или краткий план, выполняемой работы;

3. введение;

4. основная часть, включающая 1-2 параграфа;

5. заключение;

6. список использованной литературы (библиографию).

Объем эссе зависит от творческих способностей студента и темы и может охватывать от 3 до 15 страниц печатного текста.

Требования к оформлению реферата, эссе. Реферат, эссе печатается 14 шрифтом Times New Roman через 1,5 интервал (MS Word). Страницы должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Поля: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм.

На титульном листе указывается название учебного заведения, темы; курс, группа, форма обучения, фамилия и инициалы автора; ученая степень, должность, звание, фамилия и инициалы научного руководителя.

Критерии оценки реферата, эссе: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; аргументированность, логичность изложения; владение терминологией и культурой речи; оформление.

Реферат, эссе оценивается от 0,5 до 2 баллов.

Реферат, эссе представляется на семинарах в виде выступлений, обсуждение реферата, эссе предполагает вопросы от аудитории.

Разработка законопроекта

Разработайте и обоснуйте с точки зрения существующих политико-правовых доктрин проект закона о самозанятых физических лицах.

Для успешной работы:

- используйте знания, полученные по дисциплине, 

- примените полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права; для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы;

- составьте законопроект с применением результатов историко-правовых исследований.

 

Варианты и темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения, критерии оценивания.

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Контрольная работа по дисциплине «История политических и правовых учений» выполняется каждым студентом заочной формы обучения в соответствии с учебным планом Российского государственного университета правосудия.

Контрольная работа – одна из наиболее эффективных и результативных форм самостоятельной работы студентов, которая имеет целью углубленное изучение и усвоение теоретического материала.

Задачами выполнения контрольной работы являются:

- самостоятельное изучение соответствующей темы учебной дисциплины;

- формирование навыка самостоятельной работы по подбору и обработке литературы, обобщению материалов и формулированию выводов по конкретной теме;

- выявление способности решать задачи юридического характера по изучаемой дисциплине.

- контроль качества усвоения изученного материала и самостоятельной работы студента.

Выполнение работы осуществляется поэтапно:

- ознакомление с заданием;

- подбор и изучение литературы;

- письменное оформление работы.

Правильно выполненная контрольная работа является основанием для допуска студента к зачету по дисциплине.

Структура и содержание контрольной работы

Структура контрольной работы включает:

- титульный лист;

- содержание;

- теоретические вопросы;

- список литературы, использованной в процессе написания работы.

Работа начинается с титульного листа.

После титульного листа следует содержание, в котором дается точное наименование каждого раздела, а также подразделов с указанием страниц.

В содержании указывается наименование темы теоретического вопроса с указанием номеров страниц.

Каждый вопрос следует начинать с нового листа.

При решении контрольных заданий студенты должны дать письменные полные и обоснованные ответы на все вопросы, сделать мотивированные выводы на основании анализа конкретных трудов мыслителей. Не допускается механическое переписывание текста из первоисточников.

Список литературы является обязательной составной частью контрольной работы. При составлении списка литературы сначала приводится список нормативных правовых актов (по иерархии), международных договоров, унифицированных обычаев и правил (если они использовались), а затем – список специальной юридической литературы в алфавитном порядке фамилий авторов или названий (если источник является коллективным трудом или сборником).

Оформление, представление и проверка контрольной работы

Контрольную работу следует выполнять собственноручно, письменно по одному из приведенных вариантов. Студенты, фамилии которых начинаются с букв "А" до "В", выполняют вариант І, от "Г" до "Е" - II, от "Ж" до "К" - III, от "Л" до "Н" - ІV, от "О" до "Р" - V, от "С" до "У" – VІ, от "Ф" до "Ч" – VІІ, от "Ш" до "Я" – VІІІ. Объем выполненной работы должен быть не менее 18 страниц ученической тетради. Работа может быть выполнена печатным способом шрифтом Times New Roman, кегель 14, интервал 1,5. Ширина верхнего и нижнего поля – 20 мм, левого 20-25 мм, правого 10-15 мм.

Нумерация страниц производится в нижней части листа (по центру или справа). Первая страница (титульный лист) не нумеруется.

Контрольная работа, подготовленная и оформленная в соответствии с требованиями, представляется на кафедру не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии. Факт представления контрольной работы фиксируется в журнале учета на кафедре: на титульном листе проставляется номер и дата представления работы (при условии соответствия темы или варианта представленной работы теме или варианту, закрепленному за студентом), после чего работа передается для проверки преподавателю.

Непредставление студентом контрольной работы является основанием для недопуска его к зачету по соответствующей дисциплине.

В случае несвоевременного представления контрольной работы – не в установленный срок, но до начала сессии, – вопрос о допуске студента к зачету решается преподавателем.

Преподаватель проверяет контрольную работу, результат проверки доводится до студента до начала зачета.

Студент допускается к зачету только при условии получения положительной оценки за контрольную работу.

Работа может быть возвращена студенту для переработки или доработки в соответствии с замечаниями преподавателя, проверявшего работу. В случае возврата контрольной работы студенту для доработки или переработки, студент обязан устранить замечания, высказанные преподавателем, до даты проведения экзамена. Если до начала зачета доработанный вариант работы не представлен, вопрос о допуске студента к экзамену решается преподавателем. В случае решения о допуске студента к сдаче зачета, студент обязан представить работу после проведения зачета, в срок, согласованный с преподавателем, и пройти в течение текущей сессии защиту данной контрольной работы.

Контрольная работа может быть не зачтена в случаях, если:

- содержание теоретического вопроса не раскрыто в полном объеме;

- работа выполнена не в соответствии с планом;

- работа выполнена без привлечения необходимых источников и научной литературы (например, на базе одного источника);

- работа написана неразборчиво, оформлена небрежно, наспех.

Оценка за контрольную работу («зачтено») проставляется преподавателем в ведомость, соответствующая запись вносится в зачетную книжку студента.

Контрольная работа уничтожается на кафедре по акту по окончании зачетно-экзаменационной сессии.

Варианты контрольных работ (примерные)

ВАРИАНТ № 1.

(Студенты, фамилии которых начинаются на буквы А-В).

1. Выделите основные положения конфуцианства. Подтвердите свои выводы выдержками из произведений Конфуция.

2. Гуго Гроций о сущности войн в работе «О праве войны и мира (1625 г.)».

3. «Охранительный консерватизм» К.П. Победоносцева.

Литература:

  1. Конфуций. Древнекитайская философия: Собрание текстов в 2-х т. М., 1972.
  2. Конфуций. Жизнь его и учения. М., 1991.

3. Гроций Гуго. О праве войны и мира. М., 1994.

4. Гросул В. Я. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика / Итенберг Б. С., Твардовская В. А., Шацилло К. Ф., Эймонтова Р. Г. — М.: Изд-во «Прогресс-Традиция», 2000.

5. К.П. Победоносцев: pro et contra. СПб., 1996.

6. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени // Молодая гвардия. 1998. № 7.

7. Победоносцев К.П. Государство и церковь: в 2-х т. / Сост., предисл., коммент. О.А. Суржик. М., 2011.

8. Победоносцев К.П. Записки по законоведению // Правоведение. 1997. №1.

9. Победоносцев К.П. Юридические произведения / Под ред. и с биогр. очерком В.А. Томсинова; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, юрид. фак., каф. истории государства и права. М., 2012.

10. Рабкина Н.А. К.П. Победоносцев // Вопросы истории. 1995. № 2

11. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

12. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика / Под ред. В.Я. Гросула. М., 2000.

13. Тайный правитель России: К.П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. 1866-1895. Статьи. Очерки. Воспоминания / Сост. Т.Ф. Прокопов. М., 2001.

14. Тимошина Е.В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма. К.П. Победоносцев. СПб., 2000.

 

ВАРИАНТ № 2.

(Студенты, фамилии которых начинаются на буквы Г-Е).

1. Ф. Аквинский о разнообразии законов (по работе «Сумма теологии».

2. Выделите основные положения работы Г. Кельзена «Чистое учение о праве», 1934 г.

3. Б.Н. Чичерин: «либеральный консерватизм» или «охранительный либерализм».

Литература:

1. Аквинский Ф. Сумма теологии. – К.: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис, 2002. – 1472 с.

2. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. — 1994. — № 1.

3. Кельзен Г. Чистое учение о праве: Сб. переводов. Вып. 1. М., 1987; Вып. 2. М., 1988.

4. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. К XIII конгрессу Международной ассоциации правовой и социальной философии (Токио, 1987): Сборник переводов. Вып. 1. / Отв. ред.: Кудрявцев В.Н., Разумович Н.Н.; Пер.: Лезов С.В., Пивоваров Ю.С. М., 1987.

5. Евлампиев И.И. Философские и социально-политические взгляды Б. Н. Чичерина. — В кн.: Чичерин Б. Н. Собственность и государство. СПб., 2005. С. 3-30.

6. Захаров А.В. Государственно-правовые воззрения Б.Н. Чичерина. Тамбов, 2004.

7. Зорькин В.Д. Чичерин / Отв. ред. П. С. Грацианский. М., 1984.

8. Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX – начала XX в.: Б. Н. Чичерин. М., 1975.

9. Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о пореформенном развитии России, капитализме, социализме. Воронеж, 1999.

10. Кокорев А.С. Социально-политическое наследие России конца XIX – начала XX века (Б.Н. Чичерин): Учеб. пособие. Тамбов, 2001.

11. Миронов Е.В. Проблемы государства и конституции в политической теории Б.Н. Чичерина. Челябинск, 2005.

12. Миронов Е.В. Философские и социально-политические воззрения Б.Н. Чичерина. Челябинск, 2008.

13. Чичерин Б.Н. Избранные труды. Изд. подгот. А.В. Поляков, Е.В. Тимошина. СПб., 1998.

14. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. М., 2011.

ВАРИАНТ № 3.

(Студенты, фамилии которых начинаются на буквы Ж-К).

1. Выделите основные положения легизма. Подтвердите свои выводы выдержками из произведений «Книга правителя области Шан».

2. Т. Гоббс о государстве по работе «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского (1651 г.).

3. Раскройте суть политической теории анархизма М.А. Бакунина.

Литература:

1. Шан Ян. Книга правителя области Шан. – М.: Ладомир, 1993. – 392 с.

2. Вейцман Е. М. Великий английский материалист Томас Гоббс. М., 1960.

3. Гоббс Т. Сочинения в двух томах. М., 1989-1991.

4. Гоббс Т. Левиафан. М., 2001.

5. Зорькин В.Д. Политическое и правовое учение Томаса Гоббса (1558-1679). «Советское государство и право», 1989, Т 6.

6. Камбуров В.Г. Идея государства у Гоббса. К., 1906.

7. Мееровский Б. В. Гоббс. М., 1975.

8. Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса: смысл и фиаско одного политического символа. (Пер. с нем. Д.В. Кузницына) (СПб., 2006).

9. Графский В.Г. М. Бакунин. М., 1985.

10. Зильберман И.Б. Политическая теория анархизма М.А. Бакунина. М., 1969.

11. Сафронов О.С. Исторические взгляды идеологов русского анархизма (вторая половина XIX века). Воронеж, 2009.

12. Сафронова Л.Е. Критика социально-политических и нравственных воззрений М.А. Бакунина. Л. 1979.

13. Сухотина Л.Г. Пророчество М. Бакунина // Вестник А. Н. СССР. 1991. №5.

14. Ударцев С.Ф. Из истории политических взглядов М. А. Бакунина на государство и революцию // Известия Акад. наук Каз. ССР. Серия общественных наук. 1976. №5.

15. Ударцев С.Ф. Некоторые противоречия теории анархизма М. А. Бакунина // Юридические науки. Вып.6. Казах, гос. ун-т, 1976.

ВАРИАНТ № 4.

(Студенты, фамилии которых начинаются на буквы Л-Н).

1. Сравните модели идеального государства Платона по диалогам «Государство» и «Законы».

2. Проанализируйте основные положения работы Дж. Локка «Два трактата о правлении», 1690 г.

3. Раскройте суть теории анархизма П.А. Кропоткина.

Литература:

1. Платон. Диалоги. [Пер. с древнегреч. В. Н. Карпова]. СПб., 2000.

2. Платон. Собрание сочинений: В 4-х т. М., 1994.

3. Локк Дж. Два трактата о правлении // Сочинения: в 3-х т. – М., 1985.

4. Плотников А.А. Место Дж. Локка в политико-философской мысли Нового времени // Из истории политической философии. М.,1984.

5. Сатышев В.Е. Политико-правовые учения в Англии в эпоху буржуазной революции ХVII в. – М., 1985.

6. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870): Учеб. пособие для вузов. – М., 1990.

7. Царьков И.И. Философские и государственно-правовые взгляды Джона Локка. Тольятти: Междунар. акад. бизнеса и банк. дела, 1996.

8. Кропоткин П. Анархия, ее философия, ее идеал / Вступ. ст., сост., коммент. М.А. Тимофеева. М., 2004

9. Маркин В. П.А. Кропоткин. М., 1985.

10. Мкртичян А.А. П.А. Кропоткин и Западная Европа // Новая и новейшая история. 1991. №2.

11. Пирумова Н. М. Гуманизм и революционность Петра Кропоткина // Вопросы философии. 1991. №11.

12. Сафронов О.С. Исторические взгляды идеологов русского анархизма (вторая половина XIX века). Воронеж, 2009.

13. Ударцев С.Ф. П. Кропоткин. М, 1989.

ВАРИАНТ № 5.

(Студенты, фамилии которых начинаются на буквы О-Р).

1. Раскройте основные положения теории государственного суверенитета Ж. Бодена.

2. Проанализируйте взгляды Чезаре Беккариа относительно наказаний (по работе «О преступлениях и наказаниях, 1764 г.).

3. Выделите основные положения в работе Г.Ф. Шершеневича "Общее учение о праве и государстве" (1911 г.).

Литература:

1. Антология мировой философии: В 4т.М., 1970. Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. С. 141-147.

2. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. – М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Куликов В. В. Средневековые философы: жизнь и идеи [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т, юрид. фак.; сост.: Т.В. Бернюкевич, Е.Е. Коваленок, В.В. Куликов и др. – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. – 350 с.

4. Жуковский Ю. Г. Политические и общественные теории XVI века. – С-Пб., 1866. – 163 с.

5. Очерки истории западной политической философии: / Учеб. пособие для студентов / Под общ. ред. М. М. Федоровой; И. А. Ерохов, М. М. Федорова, А. Ф. Яковлева. – М.: Летний сад, 2013. – 500 с.

6. Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. – 1-е изд. – М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1908. – 156 с.

ВАРИАНТ № 6.

(Студенты, фамилии которых начинаются на буквы С-У).

1. Раскройте сущность государства по работе Цицерона «О государстве. О законах».

2. Дайте свою оценку произведению Н. Макиавелли «Государь», 1513 г.

3. Выделите основные положения психологической теории Л. И. Петражицкого.

Литература:

1. Цицерон М.Т. О государстве; О законах; О старости; О дружбе; Об обязанностях; Речи; Письма. М.: Мысль, 1999.

2. Грималь П. Цицерон. М., 1991.

3. Графский В.Г. Никколо Макиавелли // Политические учения: история и современность. М., 1976.

4. Макиавелли Н. Государь: Пер. с итал. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.

5. Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

6. Риклин А. Никколо Макиавелли: искусство властвовать / Пер. с нем. Т.П. Гусаровой. СПб.: Алетейя, 2002

7. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве: [Перевод] / Никколо Макиавелли; [Предисл. Е. И. Темнова, с. 5-36]. М.: Мысль, 1996.

8. Головина Л.Ю. Справедливость как «интуитивное право» в теории Л.И. Петражицкого // Сб. научн. трудов «Государственное строительство и право Вып. XII». / Под общ. ред. Г.В. Мальцева. М.: Изд-во МосГУ, 2005. С. 43-49.

9. Головина Л.Ю. Теория понимания Л.И. Петражицкого: история и современность: автореф. … канд. юрид. наук. М., 2007;

10. Грищенко Н. П. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого // Юридическая психология. 2008. №1.

11. Ерошкина М.А., Тимошина Е.В. Антрополого-онтологическое обоснование прав человека в психологической теории права Л.И. Петражицкого: методологический аспект // Права человека: вопросы истории и теории. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции 24.04.2004г. СПбГУ., 2004.

12. Золотарева Л.С. Право с точки зрения Л. И. Петражицкого // Проблемы юридической науки в исследованиях сотрудников прокуратуры Нижегородской области. Сборник научных трудов. Вып. 4. Н.Новгород, 2005.

13. Золотарева Л.С. Правореализация с точки зрения психологической теории права Л.И. Петражицкого // Закон и право. М., 2008. № 1.

14. Машкович К.В. Правосознание и нравственность в психологической теории права Л.И. Петражицкого // История государства и права. 2007. №12.

15. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2002.

16. Поснов И.В. Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л.И. Петражицкого // Вестник МГТУ. Т. 9. № 1. 2006.

17. Пяткина С.А. Л.И. Петражицкий и его эмоционалистская школа в системе правовых идей отечественной юриспруденции. М., 2000.

18. Толочко О.Н. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. Минск, 1992.

ВАРИАНТ № 7.

(Студенты, фамилии которых начинаются на буквы Ф-Ч).

1. Раскройте сущность права по работе Цицерона «О государстве. О законах».

2. Проанализируйте работу Т. Мора «Утопия».

3. Сравните проекты государственно-правовых преобразований декабристов.

 

Литература:

1. Цицерон М.Т. О государстве; О законах; О старости; О дружбе; Об обязанностях; Речи; Письма. М.: Мысль, 1999.

2. Грималь П. Цицерон. М., 1991.

3. Великие утопии прошлого: научные чтения, посвященные произведениям Томаса Мора "Утопия" и Томмазо Кампанеллы "Город Солнца", (ноябрь 2006 г. - апрель 2008 г.). Ставрополь, 2008.

4. Карева В. В. Судьба «Утопии» Томаса Мора. М., 1996.

5. Каутский К. Томас Мор и его Утопия (Пер. с нем. М.А. Генкель, А.Г. Генкель). М.: URSS, 2010.

6. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и "Утопия": [О кн. Т. Мора]. Отв. ред. А. Э. Штекли; АН СССР, Ин-т всеобщ. Истории. М.: Наука, 1991.

7. Утопический социализм: Хрестоматия. М., 1982.

8. Габов Г.И. Общественно-политические и философские взгляды декабристов. М.: Госполитиздат, 1954.

9. Егоров С.А. Политическое и правовое наследие декабристов Северного общества: Историко-юридическое исследование. Ярославль: Ярославский гос. ун-т им. П.Г. Демидова, 1997.

10. Рубаник С.А. Государственно-правовые воззрения П.И. Пестеля и Н.М. Муравьёва. М.: Российская академия правосудия, 2009.

11. Рубаник С.А. Западная политико-правовая мысль и формирование взглядов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьёва на государство и право // Право и политика. М., 2008.

12. Рубаник С.А. Взгляды П.И. Пестеля и Н.М. Муравьёва на судоустройство России / С.А. Рубаник, В.Е. Рубаник // История государства и права. 2009. №8.

13. Яхин Р.Х. Политические и правовые взгляды декабристов Северного общества. Казань: Казанский гос. н-т, 1964

 

ВАРИАНТ № 8.

(Студенты, фамилии которых начинаются на буквы Ш-Я).

1. Проанализируйте основные положения работы Ш. Монтескье «О духе законов», 1748 г.

2. Проанализируйте взгляды И. Канта о сущности права.

3. Раскройте социально-политическую программу И.Т. Посошкова и ее роль в становлении российского абсолютизма.

 

Литература:

1. Бурханов Р.А. Политическое учение Шарля Луи Монтескье: Учеб.- метод. Пособие. Нижневартовск, 1999.

2. Монтескье Ш.Л. О духе законов.[ Сост., пер. и коммент. примеч. авт. А.В. Матешук]. М., 1999.

3. Волков В.А. Идея политики в немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте). СПб., 2001.

4. Волков В.А. Политическая философия И. Канта. СПб., 2001.

5. Гайзман Г. Свобода и право: Полит. философия Канта и современность. [Пер. с нем. и вступ. ст. С.В. Юрченко]. Нижневартовск, 2003.

6. Галанза П.Н. Учение Канта о государстве и праве. М., 1960.

7. Кант И. Основы метафизики нравственности; Критика практического разума; Метафизика нравов. СПб., 2005.

8. Пионтковский А.А. Теория права и государства Канта // Философия Канта и современность. М.,1974.

9. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнение морали и права. М., 1992.

10. Философия Иммануила Канта и цивилизационные вызовы нашего времени: материалы конференции, посвященной 280-летию со дня рождения и 200-летию со дня смерти Иммануила Канта / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. М., 2005.

11. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.

12. «Книга о скудости и богатстве»: Библиогр. очерк об И.Т. Посошкове / [Составитель В. И. Семенова] М., 1993.

13. Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII – первая половина XIX в.). М., 1985.

14. Зайцева Л.И. Иван Тихонович Посошков о богоустроении русской жизни и Россия Петра Первого. М., 2010

15. Зайцева Л.И. Первый русский экономист и мыслитель – Иван Тихонович Посошков. М., 1995.

16. Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве: и др. соч. / И. Т. Посошков; ред. и коммент. Б.Б. Кафенгауза. СПб., 2004.

17. Посошков Иван Тихонович (1652-1726). Книга о скудости и богатстве. Завещание отеческое/ Иван Тихонович Посошков; сост., авт. вступ. ст. и коммент.: Н.В. Козлова, Л.Н. Вдовина. М., 2010.

Деловая игра.

Рекомендации по подготовке

Деловая игра – совместная деятельность группы обучающихся под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации.

При подготовке к игре, а также при ее воплощении студентов необходимо ориентировать на аналитический подход: подумать над тем, что обусловило регулирование тех или иных отношений.

Воплощая игру, участники не должны нарушать границ приличия и дисциплины, но в их рамках обязаны проявить полную творческую свободу, изобретательность и оригинальность в выражении собственной позиции. Преподаватель же должен помнить, о том, что игра не способ сглаживания конфликта, а способ его выявления (т.е. игра = конфликт).

Группа делится на две команды: либералов и консерваторов.

Разыгрывая тот или иной сценарий, необходимо исходить из основных категорий игры: название, тезис, цель, роли, ходы, вывод.

Название: Либералы против консерваторов и радикалов.

Тезис: России необходимы реформы

Цель: показать сходство и принципиальное отличие мировоззренческих позиций, лежащих в основе консервативной, либеральной и радикальной идеологий.

Роли:

Группе либералов необходимо тщательно изучить политико-правовые взгляды Б.Н.Чичерина, С.А. Муромцева, Н.М. Коркунова, М.М. Ковалевского.

Консерваторы должны изучить и представить взгляды К.П. Победоносцева, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева.

Радикалы представляют позиции А.И. Герцена, Н.Г.Чернышевского, М.А.Бакунина, П.А.Кропоткина.

Ходы: представитель команды либералов выступает с сообщением о целесообразности изменения существующего строя России путем реформ, приводит аргументы в пользу своей позиции и отвечает на вопросы оппонентов; затем выступает представитель команды консерваторов – доказывая необходимость сохранения существующих порядков; команда радикалов утверждает о невозможности изменений путем реформ и настаивает на кардинальных переменах; команды должны постараться найти слабые стороны в позициях друг друга, покритиковать друг друга; преподаватель может предлагать свои вопросы, обращая внимание студентов на то, что было упущено.

Команды должны представить взгляды по следующим вопросам:

- сущность и роль государства;

- власть, ее сущность, источники и пределы;

- взаимоотношения личности и государства;

- пути развития России (отношение к реформам, что предлагали и как этого достичь);

- право и закон.

 

Вывод: преподаватель подводит итог дискуссии, оценивая аргументацию каждой команды; выясняет, не изменилась ли позиция кого-то из участников.

Критерии оценки:

Аргументированность позиции:

- демонстрация владения учебным материалом по теме игры;

- достаточность и полнота приведенных аргументов;

- связь с историей и современностью, приведены примеры;

- сформулирована личная позиция;

- наличие ошибок или противоречий в аргументации.

Межгруппового взаимодействия:

- быстрота реагирования;

- экспертиза позиций других групп;

- согласованность позиции внутри группы.

Игра позволяет оценивать личностные качества участников:

- эрудированность;

- умение аргументировать и отстаивать свое решение;

- умение использовать различные информационные источники (научную литературу, справочные материал, нормативные документы);

- самоорганизацию;

- культуру речи, коммуникабельность;

- умение работать в группе.

Контроль самостоятельной работы студентов

В качестве контроля самостоятельной работы могут использоваться следующие формы: индивидуальные беседы и консультации с преподавателем; проверка рефератов, эссе; коллоквиумы; тестирование; проведение групповых письменных контрольных работ с их проверкой; проверка конспектов источников, монографий и статей. Выполнение самостоятельной работы оценивается после защиты на семинарском занятии. Письменные самостоятельные задания могут оцениваться и без проведения защиты на семинарском занятии.

 

Презентации

Рекомендации по подготовке

Одним из видов самостоятельной деятельности студента является подготовка презентации, которая представляет собой устное, лимитированное во времени, выступление с использованием демонстрационного материала.    

 Вся презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона. Необходимо обеспечить унификацию структуры и формы представления учебного материала. Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Следует избегать излишне пёстрых стилей и ярких цветов. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов.

Не рекомендуется:

- перегружать слайд текстовой информацией;

- использовать блоки сплошного текста;

- текст слайда не должен повторять текст, который произносится вслух (зрители прочитают его быстрее, чем расскажет преподаватель, и потеряют интерес к его словам).

Рекомендуется:

- сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста: короткие тезисы, даты, имена, термины - главные моменты опорного конспекта;

- использование коротких слов и предложений;

- использование табличного (матричного) формата предъявления материала,

- каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста;

- основную идею абзаца располагать в самом начале - в первой строке абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца);

- идеально, если на слайде только заголовок, изображение (фотография, рисунок, диаграмма, схема, таблица и т.п.) и подпись к ней.

Во время презентации обучающимся целесообразно наиболее важные и (или) дискус



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.206 с.)